Ход урока.
1. Функция и ее свойства.
Для того, чтобы наша работа на уроке была успешной, вспомним некоторые понятия и определения.
Вопрос учителя: Для начала вспомним определение степенной функции. Какая функция называется степенной?(ответ запишите в тетрадь)
2) Даны эскизы функций. Какой график соответствует предложенной формуле. (Графики показаны на экране, формулы появляются на экране одна за другой). Указать область определения и область значения функции (в тетради схематический рисунок и ответ).
Вопросы.
а) Есть ли среди названных графиков графики четной функции?
б) А в чем заключается особенность графиков четной функции?
в) А есть ли среди данных графиков графики нечетных функций?
А в чем особенность графиков нечетной функции?
1) Самостоятельная работа учащихся. Работаем в тетради
Указать, какой формуле соответствует график функции: написать формулу, а рядом указать номер функции.
Вариант 1(нечетный порядковый номер в журнале)
1) 2) 3) 4) 5)
|
|
Вариант 2 (четный порядковый номер в журнале)
1) 2) 3) 4) 5)
3. Степень и ее свойства.Оформить конспект
1) Повторение свойств степени. (Свойства по одному появляются на экране, учащиеся формулируют их).
Свойства степени.
Для любых положительных a и b и любых рациональных m и n верны равенства:
2) Упростить выражения,
1.
2.
3.
4) Задание учащимся: найти ошибку в решении.
Найдите ошибку в решении:
- (2a3b-2)2=2a6b-4=
2. 1,2a· 5a1,5=1,2 · 5·a·a1,5=6а1,5
- 8y5:2y-4=(8:2) · (y5:y-4)=4y9
- Свойства корня.
1) Дайте определение арифметического корня n-й степени.
(Арифметическим корнем натуральной степени n ≥ 2 из неотрицательного числа а называется неотрицательное число, n- я степень которого равна а).
2)Повторение свойств корней.
3)Свойства корня:
Если a≥0, b >0,m и n-натуральные числа, причем m≥2, n≥2,то
Вопросы.
1) Чему равен корень n-й степени из произведения?
2) Чему равен корень n-й степени из дроби?
Упростить выражения:
.
Ребята, обратите внимание на формулы 6 и 7, где они применяются?
(При решении иррациональных уравнений)
Решение иррациональных уравнений.
1) Какое уравнение называется иррациональным?
(Уравнение называется иррациональным, если неизвестное находится под знаком корня).
2) Решение уравнения Решите уравнение:
Вопрос | Ответ |
А может кто-нибудь из вас знает, где в жизни встречаются графики и свойства степенной функции? Приведите примеры. | ? |
Например, мы наблюдаем ветвь гиперболы на стене, когда подносим к ней горящую свечу в подсвечнике с круглым основанием.
Изредка мы можем видеть полную гиперболу, если лампа с цилиндрическим или коническим абажуром отбрасывает тень на соседнюю стену.
|
|
Рассмотрим ещё одну из жизненных ситуаций и решим задачу.
3) Задача
На учебном полигоне произведён выстрел из зенитного орудия в вертикальном направлении. Требуется определить наибольшую высоту подъёма снаряда, время подъёма и время падения, если начальная скорость снаряда v0 = 400 м/с. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вопрос | Ответ |
В какой науке находит применение данная задача? | В физике. |
То есть мы ещё раз можем убедиться, как многогранно используется данная функция не только в математике, но и в других науках.
Вопрос | Ответ | В тетради записать |
Что дано в задаче? | Начальная скорость снаряда v0 = 400 м/с, указано направление выстрела. | Дано: v0 = 400 м/с. |
Что нужно найти? | Наибольшую высоту подъёма снаряда, время подъёма и время падения. | Найти . |
Записываем решение. | Решение. | |
Какой функцией выражается закон движения снаряда? | Квадратичной функцией , где g – ускорение силы тяжести, g = 9.8 м/с. | g = 9.8 м/с. |
А что будет графиком данной функции? | Графиком данной функции является парабола. |
наглядность |
Куда будут направлены её ветви? | Ветви параболы направлены вниз. | |
Где, следовательно, будет наибольшая высота подъёма снаряда? | Наибольшая высота подъёма снаряда будет в вершине параболы. | |
Что необходимо знать для нахождения наибольшей высоты? | Необходимо найти координаты вершины параболы. | |
Что мы получим, подставив данные? |
; | |
Как найти время падения снаряда? | Время подъёма снаряда соответствует интервалу возрастания функции и равно 41с. Время падения снаряды соответствует интервалу убывания функции и равно времени подъёма, так как график функции симметричен относительно прямой, проходящей через вершину параболы. | |
Каков ответ? | Ответ: h = 8.16 км; t1 = t2 ≈ 41c. |
Мы ещё раз убедились, что свойства степенной функции играют немаловажную роль в решении таких интересных жизненных задач.
Фрагмент исследования широко применяется в заданиях ЕГЭ, и чтобы их выполнить, необходимо знать свойства степенной функции.
4) Самостоятельная работа учащихся.
Укажите промежуток, которому принадлежат все корни уравнения
Уравнение можно решить с помощью проверки или с помощью равносильной системы.
Записать в тетрадь
1 способ | 2 способ |
9) Разбор решения уравнения.(Записать в тетерадь)
(Уравнение и его решение показаны на экране).
Решить уравнение: . Если в уравнении несколько корней, то найти их сумму.
Решение.
Произведение равно нулю, если один из множителей равен нулю, а другой при этом определен.
8
III. Задание на дом:
1 уровень - «Проверь себя!», стр. 208 учебника;
2 уровень - По зад ЭКЗ. №3.10.9;10.10;1.33;1.35
IV. Подведение итога урока.
Ребята, чтобы вы могли сказать о значении степенной функции? Почему данная тема важна?
Сегодня на уроке мы еще раз показали, насколько многогранно, изысканно и красиво используются свойства степенной функции в процессе решения математических задач, а также задач из разделов физики.