Дополнительная информация

Комментарии

К заданию с карточками

Свет, тепло, электричество

1. Выключайте свет, когда он

вам не нужен.

2. Сохраняйте тепло

с помощью напольных

ковров, пледов, тапочек

и теплой одежды.

3. Протирайте от пыли окна

и осветительные прибо-

ры, чтобы получать боль-

ше света, не затрачивая

лишней электроэнергии.

4. Отключайте электропри-

боры от сети, когда вы

ими не пользуетесь.

5. Больше гуляйте на све-

жем воздухе вместо того,

чтобы проводить время

за экранами компьютера,

телевизора или телефона.

Вода

6. Загружайте стиральную

машину полностью.

7. Устраняйте протечки

в сантехнике.

8. Выключайте воду, когда

она вам не нужна.

Вода

9. Мойте продукты и посуду

в тазике, а потом опо-

ласкивайте их проточной

водой.

10. Принимайте быстрый душ

вместо ванной.

Вещи

11. Сортируйте отходы и сда-

вайте их на переработку.

12. Используйте многоразо-

вые вещи вместо однора-

зовых.

13. Чините сломанные вещи

или находите им новое

применение.

14. Бережно относитесь к ве-

щам, пусть у каждой вещи

будет свое место.

15. Покупайте только то, что

действительно нужно.

Слайд 1. Титульный

Учитель: Ребята, _____здравствуйте! Сегодня мы с вами узнаем, как можно заботиться

о себе и обо всем, что нас окружает. Начнем с небольшой разминки. Представьте,

что вы находитесь на огромной поляне. Погода будет меняться, и к вам будут при-

ближаться разные животные, а вы будете решать: выйти на полянку или спрятаться

в домик. Если захотите спрятаться, сложите руки над головой в форме крыши, а если

решите выйти, опустите руки и улыбнитесь.

Учитель перечисляет животных и погодные явления, делая паузы, а ребята реагируют

так, как считают нужным: прячутся в домик или остаются на поляне в зависимости

от того, вызывает ли у них названная ситуация дискомфорт.

Учитель: На поляне появляются белки,.. волки,.. козы,.. слоны,.. тигры,.. начался ли-

вень,.. к вам заглянули еноты,.. совы,.. мыши,.. ленивцы,.. сурикаты,.. поднялся силь-

ный ветер,.. приближаются змеи,.. обезьянки,.. лошади,.. стало очень жарко,.. приле-

тели пчелы,.. летучие мыши,.. а теперь очень холодно,.. бегут медвежата,.. а за ними

огромная медведица…

Ребята, я вижу, домики вам очень пригодились. Почему и зачем вы в них прятались?

Ребята отвечают.

Учитель: Вы прятались, когда было страшно, неуютно, некомфортно, когда вы чувство-

вали опасность. Представьте себе свой дом. Вспомните, какое у вас любимое место

дома, любимые вещи, свою семью… (Пауза.) Дом — очень важное место. И не только

для человека, но и для других живых существ. Думали ли вы, когда прятались, что

животные тоже могут вас бояться и тоже хотят защититься от непогоды и опасностей?

Ребята отвечают.

Учитель: Конечно, всем живым существам важны комфорт и безопасность. Где же

прячутся животные, и строят ли они себе дома?

Ребята отвечают.

Учитель: Многие животные очень неприхотливы, им достаточно кустика, ямки или

камня, чтобы найти себе временное укрытие, а постоянных жилищ у них нет. Однако

есть среди братьев наших меньших гениальные строители и инженеры, дома кото-

рых поражают красотой, уютом и практичностью.

Слайд 2

Учитель: Посмотрите на картинки и определите, кто может прятаться, спать, выво-

дить детенышей и заниматься другими важными делами в этих жилищах?

Ребята отвечают. (Учитель может называть номера, а ребята отвечать, чей это домик.)

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

В зависимости от возраста и знаний учащихся учитель может спросить, что ребята

знают об особенностях того или иного домика и о том, как в них живут его обитатели,

и/или рассказать интересные факты (см. раздел «Дополнительная информация для

учителя о домиках животных»).

Учитель: Как видите, животные очень ловко используют природные материалы для

строительства и обустройства своих жилищ, чтобы было тепло, уютно и безопасно.

Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее между домиками животных и человека?

Чем они похожи и чем различаются?

Ребята отвечают.

Слайд 3

Учитель: Самое главное сходство состоит в том, что все необходимое для жизни мы

получаем от природы. Слышали ли вы фразу «Планета — наш общий дом»? Как вы

думаете, что она означает?

Ребята отвечают.

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

Учитель: Вы, наверное, знаете, что в последнее время на нашей планете происходит

много неприятностей: загрязняется воздух, вода, почва, исчезают леса, гибнут живот-

ные и растения. Почему это происходит?

Ребята отвечают.

Учитель: Природа очень щедра и заботлива. Она обеспечивает миллиарды обита-

телей нашей планеты всем необходимым для жизни. Но ее запасы не бесконечны,

а люди часто берут больше, чем им на самом деле необходимо. Важно, чтобы каждый

житель нашего общего дома — Земли — заботился о нем и следил за порядком. Ведь

жизнь на Земле — это настоящее чудо. А на планете без чистого воздуха, чистой воды

и почвы никто не сможет существовать, в том числе и мы с вами.

Но как же нам позаботиться о целой планете? Оказывается, наши дома и то, как мы

в них живем, сильно влияют на здоровье и благополучие планеты и всех ее обитате-

лей. Давайте узнаем, как сделать так, чтобы в наших домиках было комфортно и уют-

но, и при этом наш общий дом — Земля — был _____в порядке и мог продолжать обеспечи-

вать всех живых существ всем необходимым.

Слайд 4

Учитель: Дом современного человека трудно себе представить без света, тепла и элек-

тричества. Ребята, вы могли бы без них обойтись? Почему?

Ребята отвечают.

Учитель: А вы знаете, откуда это все берется в наших домах?

Ребята отвечают.

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

Учитель: В стенах наших домов спрятаны провода и трубы, по которым приходит

тепло и электричество с электростанций. Электростанции бывают разными, но чаще

всего, чтобы нагреть воду, которая побежит по батареям, и получить электрический

ток, на них сжигают природный газ, уголь или мазут. Это топливо люди добывают

из земли. При сжигании топлива из труб выходит дым, загрязняющий воздух, а также

газы, из-за которых планета перегревается и погода начинает капризничать, созда-

вая наводнения, ураганы, засухи и другие неприятности для живых существ. Чтобы

погодных аномалий было меньше, воздух был чище, а ресурсы сохранялись, важно

использовать свет, тепло и электроэнергию разумно.

Слайд 5

Учитель: Посмотрите на картинку и скажите, в каком доме свет тратят впустую, а в ка-

ком — нет? Почему вы так решили?

Ребята отвечают.

Учитель: Правильно! Если в комнате никого нет, а свет горит, значит, он горит впустую.

То есть получается, мы берем больше, чем нужно, зря тратим ресурсы и загрязняем

воздух. Посмотрите на следующую картинку и попробуйте разгадать, в какой комнате

заботятся не только о своем доме, но и о нашем общем доме — Земле.

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

Ребята отвечают.

Учитель: Эта загадка посложнее. Секрет здесь в том, что мы получаем свет в доме

не только с помощью электричества, но и с помощью солнца. Если окна в нашем доме

чистые, а стены светлые, мы помогаем солнышку наполнять наш дом светом и мень-

ше используем искусственное, электрическое освещение, то есть бережем ресурсы

и сохраняем воздух чистым. Кстати, вытирать пыль с лампочек и осветительных при-

боров тоже очень важно, чтобы получать больше света. Хорошо! Переходим к следу-

ющей картинке. Что вы можете сказать о жителях этих домиков?

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

Ребята отвечают.

Учитель: Вы видите, что в одном домике теплее на целых 6 градусов и батареи работа-

ют на полную мощность. Это значит, затрат топлива и выбросов в воздух происходит

гораздо больше, чем это необходимо. Житель второго домика установил комфорт-

ную температуру, а дополнительное тепло создает и сохраняет с помощью коврика

на полу, теплой одежды и тапочек. Эти предметы дают тепло, не затрачивая ресурсов

и не загрязняя воздух, то есть помогают и человеку, и планете быть в порядке.

Кроме света и тепла, в наших домах обязательно есть водопровод. Ребята, вспомните,

когда и для чего вы используете воду в доме? Легко ли было бы обойтись без нее?

Ребята отвечают.

Слайд 6

Учитель: Мы настолько привыкли к тому, что можем открыть кран и получить сколь-

ко угодно чистой воды, что не всегда расходуем ее разумно. А ведь далеко не у всех

людей в мире есть такая возможность. Без доступа к чистой воде люди часто болеют

и даже умирают. В загрязненных водоемах не могут жить растения и животные. Что-

бы сохранить чистую воду, важно ценить этот драгоценный ресурс и расходовать его

бережно. Откуда же берется вода в доме?

Ребята отвечают.

Нажатие клавиши Enter или -> для анимации слайда.

Учитель: Вода появляется в наших домах из водохранилища после того, как прошла

через станцию водоочистки. Она движется по трубам с помощью насосов. После ис-

пользования грязная вода утекает по канализационным трубам и попадает обратно

в реки и озера. Иногда ее очищают, а иногда нет. Загрязнить воду гораздо легче, чем

очистить, поэтому важно разумно ее использовать, чтобы вода оставалась чистой,

а мы и другие живые существа были здоровы.

Слайд 7

Учитель: Посмотрите _____на картинки и скажите, в каких домиках воду тратят впустую,

а в каких — нет? Почему вы так решили?

Ребята отвечают.

Учитель: Многие люди любят проводить в ванной долгое время. За это время можно

потратить очень много воды. Хотя для того, чтобы вымыться, вполне достаточно пя-

тиминутного душа.

Многие люди оставляют кран открытым, пока чистят зубы. Казалось бы, это совсем

мелочь. Но всего за 1 минуту из крана вытекает целое ведро воды. То есть за день —

2 ведра, за месяц — примерно 60, а за год — 730 ведер. Этой водой можно было бы

целиком заполнить фургон грузовой машины. И это вода, потраченная только одним

человеком, а представьте, сколько людей имеют эту вредную привычку и просто так

превращают целые грузовики чистой воды в грязную, даже не использовав ее, хотя

в этом совсем нет необходимости. Для того, чтобы ополоснуть рот после чистки зубов,

достаточно всего полстакана воды, а кран в это время лучше закрыть.

Стирка — еще одно занятие человека, требующее большого расхода воды. Стираль-

ной машине нужно примерно 5 ведер воды на одну стирку. Если мы загрузим ее пол-

ностью, то эта вода постирает сразу большое количество белья или одежды, а вот если

положим всего несколько вещей, то часть воды мы потратим и загрязним впустую.

Кроме воды, тепла, света и электричества, человеческие дома отличаются от жилищ

животных большим количеством самых разных вещей. Ребята, вспомните, какие

вещи обязательно есть в каждом доме?

Ребята отвечают.

Слайд 8

Учитель: Наши дома наполнены мебелью, одеждой, техникой, книгами, домашней ут-

варью, игрушками и другими вещами. Откуда это все берется в наших домах?

Ребята отвечают.

Учитель: Мы покупаем вещи в магазинах, а в магазины они попадают с заводов и фа-

брик. Чтобы сделать любую вещь, нужно много труда и много ресурсов — природных

богатств, таких как древесина, руда, нефть, различные растения, а также химикаты,

энергия и вода. При добыче ресурсов и в ходе производства вещей природа очень

сильно загрязняется. Кроме того, любая вещь рано или поздно ломается или стано-

вится ненужной и превращается в мусор. Мусор отправляется на свалки, которых ста-

новится все больше и больше и которые отравляют воду, воздух и почву вокруг себя.

Каждая вещь дорого обходится нашему общему дому — планете, так что важно це-

нить вещи и бережно к ним относиться.

Слайд 9

Учитель: Давайте посмотрим, как с этим справляются жители домиков на слайде. Как

вам кажется, кто заботится о вещах, а кто — нет? Кто оставляет много мусора, а кто —

нет?

Ребята отвечают.

Учитель: Часто, когда вещи ломаются, мы их сразу же выбрасываем, так как можем

пойти в магазин и купить новые. Но если мы вспомним, что вместе с вещью мы вы-

брасываем природные ресурсы, воду, энергию и труд людей, которые были затрачены

на ее создание, то сможем поступить более разумно — попробовать починить вещь

или найти ей новое применение. Посмотрите, как преобразилась кукла в заботливых

руках, — теперь она не хуже новой и очень рада, что не отправилась на свалку. Свалка,

конечно, очень расстроится, ведь она будет меньше отравлять окружающую среду.

Зато все живые существа очень обрадуются, ведь чистого воздуха, воды, почвы и ре-

сурсов останется больше. Ребята, вспомните, какие вещи вы чинили вместе с родите-

лями или какие могли бы починить и спасти от свалки?

Ребята отвечают. (Учитель может подсказать ребятам, если они затрудняются с отве-

том, что мы спасаем вещи от свалки и продлеваем им жизнь, например, когда под-

клеиваем листы в книгах, ставим заплатки на одежде, делаем из ненужных вещей

полезные.)

Учитель: Если у вещей нет своего места, они быстрее ломаются и теряются, то есть

чаще приходится покупать новые, хотя в этом совсем нет необходимости. Чтобы вещи

служили дольше и были всегда под рукой, важно придумать им свои места. Тогда их

будет легко и удобно найти и взять в нужный момент. Например, если, возвращаясь

из школы, вы аккуратно вешаете свою одежду, значит, ее придется реже стирать и гла-

дить, то есть не понадобится тратить лишнюю воду и энергию, и одежда прослужит

дольше. А если ее бросать, где попало, то будет все наоборот. Или, если вы привыкли

разбрасывать игрушки на полу, рано или поздно кто-нибудь может наступить на ва-

шего любимого супергероя или куклу и оставить их без руки, ноги или даже головы.

Вашей игрушке придется отправиться на свалку, хотя она еще долгие годы могла бы

радовать вас и других детей, которым, возможно, вы захотите подарить ее, когда вы-

растете. Так что вещи служат дольше, когда к ним бережно относятся. И значит, по-

рядок будет не только у вас дома, но и на всей планете, ведь заводам не придется

все время делать новые вещи взамен старых и загрязнять природу, а свалки не будут

расти так быстро. Вспомните, все ли ваши вещи в порядке? Если вдруг какие-то — нет,

обязательно позаботьтесь о них, когда придете домой.

Еще один способ помогать природе оставаться чистой и не давать расти свалкам — это

использовать многоразовые вещи вместо одноразовых. Покупки из магазина мы ча-

сто приносим в пластиковых пакетах, которые сразу же выбрасываем. Знаете, сколько

пакетов люди используют в мире за один год? 5 триллионов. Это число выглядит как 5

и 12 нулей. (Напишите число на доске, чтобы произвести на ребят большее впечатле-

ние.) А каждую минуту на свалки отправляется 10 миллионов пакетов. Выброшенные

пакеты добрались до самой высокой горы Эверест, до дна самых глубоких впадин оке-

ана. Они повсюду, и мы своими руками позволяем им захватывать мир и разрушать

природу. Если мы хотим сделать планету чище, нужно заменить одноразовые вещи

многоразовыми. Разве трудно носить в магазин тканевую сумку и складывать в нее

покупки? Она прослужит очень долго и заменит тысячи опасных пакетов.

Учитель может спросить ребят, какие еще одноразовые вещи они знают и какая су-

ществует многоразовая замена для них. (Например, многоразовые стаканчики и бу-

тылки для воды вместо одноразовых, мешочек для сменки вместо пакета, тканевый

носовой платок вместо бумажных и т. п.)

Учитель: А если мусор все же появился, для него часто есть более подходящее место,

чем свалка. Ведь любая вещь, которую мы выбрасываем, сделана из какого-то мате-

риала, например: металла, стекла, бумаги, пластика. Вспомните, какие вещи из этих

материалов вы чаще всего выбрасываете?

Ребята отвечают.

Учитель: Если ненужные вещи не смешивать, а сортировать по материалам и отно-

сить в специальные контейнеры, то их можно отправить не на свалку, а на переработ-

ку. Это значит, что они принесут пользу, а не вред, и из них сделают новые полезные

вещи. Например, разбитые стеклянные банки или бутылки переплавляют и делают

новые. Новую бумагу можно сделать из старой, вместо того чтобы рубить деревья. Мы

можем собирать и сдавать макулатуру, чтобы для животных и их домиков осталось

больше леса.

Если в вашем населенном пункте установлены контейнеры для раздельного сбора

отходов, спросите ребят, видели ли они их и пользуются ли ими их семья. Также вы

можете пригласить ребят к участию в акциях по сбору вторсырья, если они проходят

в вашей школе или населенном пункте.

Учитель: Ребята, мы увидели, как полезные привычки и полезные вещи в наших до-

мах помогают нам заботиться о себе и о нашем общем доме — Земле. Сейчас я раздам

вам карточки. Рассмотрите их, и мы вместе придумаем советы, которые помогут нам

и другим людям сохранить чистоту на планете.

Учитель раздает каждой группе набор карточек из Приложения 3. Учащиеся выполня-

ют выбранное учителем задание с карточками.

Слайд 10

Во время выполнения задания в группах и последующего обсуждения всем классом

демонстрируйте слайд с изображением карточек и показывайте на экране карточки,

о которых идет речь в обсуждении.

После выполнения заданий обязательно обсудите с ребятами следующие вопросы:

• Каким советам вы уже следуете?

• Какие советы показались вам легкими, и вы захотели их выполнять?

• Какие советы кажутся сложными? Почему?

• Какие новые порядки мы можем завести в классе, чтобы заботиться о планете?

• Чем вы хотите поделиться с родителями после урока?

• Какие действия вы предложите своим родителям начать выполнять вместе с вами?

Слайд 11

Учитель: Чтобы ничего не забыть и поделиться с родителями и друзьями знаниями

о том, как заботиться о планете, не выходя из дома, мы своими руками сейчас сделаем

книжечку-памятку.

Учитель раздает учащимся распечатанные макеты. Ребята делают книжечки-памятки

с помощью учителя и схемы на слайде.

Слайд 12

Учитель: Ребята, спасибо вам за участие в этом уроке! Вы узнали сегодня много спо-

собов сделать так, чтобы наш дом не стал фабрикой по превращению чистой воды

и воздуха в грязные, а вещей в мусор. Давайте вместе следовать этим простым советам,

заботиться о нашем общем со всеми живыми существами доме, брать ровно столько,

сколько нужно, благодарить природу за ее щедрость и сохранять жизнь на Земле.

Дополнительная информация

О домиках животных

Бобровая хатка

Чтобы построить такой домик, бобры берут крупные ветки, между ними кладут ветки

помельче, а щели замазывают глиной или илом. В хатку ведут несколько ходов, кото-

рые всегда находятся под водой, так что пробраться внутрь может только отличный

пловец и ныряльщик, поэтому незваные гости не побеспокоят бобровое семейство.

Влезая в хатку, бобр не торопится, а сперва ждет, пока с него стечет вода, выжимает

шерсть, причесывает ее лапкой и только тогда идет в «столовую» или в «спальню».

В домике просторно, тепло и сухо, на полу в «спальне» уложена подстилка из древес-

ной стружки, а в «столовую» хозяева приносят веточки из запасов, которые хранят

возле хатки, и с удовольствием обгладывают с них кору. Когда семейство разрастает-

ся, бобры могут достраивать в хатке новые комнаты и этажи. В таком домике тепло,

уютно, безопасно и нет ничего лишнего.

Муравейник

Снаружи этот дом выглядит, как куча веток, листьев и хвоинок, а внутри раскинулся

целый муравьиный город, в котором обитают сотни тысяч жителей. Сложная система

ходов от холмика над землей уходит под землю и ведет во множество комнат, где есть

все необходимое для многочисленного дружного семейства. Крыша защищает жите-

лей от проникновения воды и затопления. Прямо под ней располагается комнатка,

которая прогревается солнышком и куда приятно забежать погреться. Глубже в земле

находится большой зал, в котором муравьиное семейство собирается, чтобы пере-

жить холода, впадая в полуспячку. Есть здесь и несколько кладовых. В одной муравьи

хранят зерна и семена, в другой — гусениц и другую «мясную» добычу. В муравейнике

всегда чистота и порядок: все на своих местах, и даже для мусора есть специальный

отсек. В самом защищенном месте находится комната царицы муравьев, которая от-

кладывает яйца. Для яиц, личинок и куколок тоже предусмотрено специальное про-

странство — целый «детский сад», в котором подрастают малыши-муравьишки.

Есть

место, где живут домашние питомцы. Для муравьев это тля, ее еще называют «му-

равьиной коровой». Эти насекомые пьют сок из листьев и превращают его в сладкую

медвяную росу, которой обожают лакомиться муравьи. В муравьином домике тле от-

водится отдельная теплая комната, в которую ее приносят на зимовку. У каждого жи-

теля есть своя профессия и работа, чтобы большая и дружная семья была обеспечена

всем необходимым.

Барсучьи норы

Домик под номером 6 принадлежит зверькам, которые очень к нему привязаны. Они

домоседы и редко уходят далеко от норы. Их лапы похожи на маленькие лопаты. Они

увлеченно, быстро и качественно строят просторные апартаменты со множеством

входов и выходов. Еще они часто соединяют свою нору с соседской, и тогда получает-

ся целое поселение. Это барсуки.

В домике барсука во всех комнатах есть мягкая сухая подстилка для сна, которую они

делают из травы и мха. Зверьки следят за чистотой: периодически меняют себе под-

стилку и в туалет ходят в одно и то же место, расположенное недалеко от норы. Летом

входы и выходы из нор служат вентиляцией, а на зиму барсуки закрывают их травой,

землей и листьями, чтобы было тепло и не было незваных гостей. Они так здорово

строят норы, что в них часто с удовольствием поселяются другие лесные жители (на-

пример, лисицы, енотовидные собаки). Спасаясь от хищников, в нору барсука могут

спрятаться хорек, куница, дикий камышовый кот. Так что просторное жилище служит

еще и тем, кому нужна помощь и кто не такой умелый строитель.

Медвежья берлога

Домик медведям нужен только для зимней спячки или для рождения медвежат,

а остальное время они проводят под открытым небом. Да и домиком берлогу не назо-

вешь, скорее это логово, убежище. Берлога может располагаться в специально выры-

той норе, яме под корнем дерева, между стволов поваленных деревьев или в пещере.

Медведь хоть и царь лесных зверей, но не очень хороший строитель и живет совсем

не во дворце. Он не прикладывает много усилий к созданию берлоги, а в первую

очередь ищет готовое место и немного обустраивает его. К строительным работам

(рытью) он приступает, только если не нашел ничего подходящего или живет в се-

верной местности (под землей зимовать гораздо теплее). Часто у спящего медведя

нет даже крыши над головой — его просто засыпает сверху снегом, и он оказывается

в снежной пещере. А вот к устройству подстилки мишка подходит ответственно: за-

ранее натаскивает мох, сухие листья, траву, кору, хворост, ельник, чтобы было тепло

и мягко. В берлоге медведи сворачиваются клубком, лежа или полусидя, так что лапы

оказываются прямо перед мордочкой. Но лапу медведь во вне не сосет, это все выдум-

ки. Вот такой скромный домик у царя лесных зверей — ничего лишнего.

Птичье гнездо

Птицы строят гнезда, чтобы отложить в них яйца и вывести птенцов, так что это вре-

менный домик для обзаведения потомством. Гнездо помогает защитить яйца от хо-

лода и опасностей. Постройка может располагаться на ветвях деревьев, в зарослях

кустарников, на земле и даже на воде. Для строительства птицы используют самые

разнообразные материалы: веточки, листья, шерсть животных, пух, перья, траву, гли-

ну, слюну, а иногда даже бумагу, алюминиевую проволоку и другие подходящие пред-

меты, созданные человеком. Некоторые виды птиц каждый год строят новое гнездо,

другие могут поселяться в найденных гнездах или скворечниках, а третьи передают

свои гнезда по наследству, ремонтируют и подновляют их. Конструкции гнезд могут

быть очень разнообразными в зависимости от места обитания и особенностей обра-

за жизни того или иного вида птиц.

Панцирь улитки

Улитка, как и некоторые другие моллюски, носит свой домик на себе и прячется в него

в случае опасности. На самом деле раковина — это не совсем домик, а внешний ске-

лет. Внутри панциря у улитки находятся внутренние органы, и к нему крепятся мыш-

цы. Раковина растет вместе со своим хозяином. Выползти из такого домика моллюски

не могут, иначе они очень быстро погибнут.__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: