Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Внизу даны пояснения про литературный аргумент

Внимание! 11а! Начинаем писать сочинения. Оценки буду ставить и на русский и на литературу. Ещё раз отправляю вам образец сочинения со всеми требованиями. Когда будете писать, открывайте и смотрите. Пишем кому как удобно, лучше в ворде, чтобы я могла исправить и в таблицу внести баллы. Как напишите, копируйте в свои работы таблицу, которая будет ниже, чтобы я могла сразу вам выставить баллы. Пишем только по тем текстам, которые я вам отправляю. До 20 апреля я жду ваши работы

К1 (1-0) К2 (5-0) К3 (1-0) К4 (1-0) К5 (2-0) К6 (2-0) К7 (3-0) К8 (3-0) К9 (2-0) К10 (2-0) К11 (1-0) К12 (1-0) Итого
                         

Для тех, кому сложно писать сочинение, можно посмотреть видеоуроки «Как писать сочинение» по ссылкам, где вам расскажут, как определить проблему и правильно и красиво дать комментарий. Рекомендую каждому посмотреть все видеоуроки! Особое внимание обратите на проблему. Если вы сформулировали неправильно прблему, значит теряете 8 баллов, т. е с 1 по 4 критерии - получаете автоматически о баллов

1)https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11672450690956826397&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B5%D0%B3%D1%8D%202020&path=wizard&parent-reqid=1586748369830470-1512244736287955994800269-production-app-host-vla-web-yp-143&redircnt=1586748833.1

2)https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5245522123065199572&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B5%D0%B3%D1%8D%202020&path=wizard&parent-reqid=1586748369830470-1512244736287955994800269-production-app-host-vla-web-yp-143&redircnt=1586749169.1

3) https://www.youtube.com/watch?v=uCigDl9R74Q&feature=emb_err_watch_on_yt

4) https://www.youtube.com/watch?v=FJKUmRcSDjk

5) https://www.youtube.com/watch?v=BC0o4m1kPwM

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, собираясь праздновать Рождество, готовили ёлки и подарки. (3)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями. (4)Повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары. (5)Толпа горожан, пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы.

(6)А я, бесприютный скиталец, был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне казалось, что я покинут и забыт всеми. (7)Вокруг была только пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)Как-то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания чёрных дней. (9)Я впервые за минувший год достал её из чемодана, развязал... (10)Потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери, написанное двадцать семь лет тому назад.

(11)«Дорогое дитя моё, Николенька! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)Но ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно окончить университет. (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества.

(17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18)А если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви человек забывает себя, он живёт в других. (20)А это и есть счастье.

(21)Я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает: а что мне принесёт моя любовь?.. (23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (27)И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (28)Почему? (29)Потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ. (30)И тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство».

(31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блаженство».

(33)И тогда я подумал, что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому человеку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.

                                                                                               (По И.А. Ильину.)*

               

 

Образец!

Многие русские писатели размышляли о сложной судьбе русского народа. И Антон Павлович Чехов – человек с активной гражданской позицией, всегда болевший душой за ближних, – не раз обращался к этой теме в своих произведениях. Введение
В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблемный вопрос: может ли отдельный человек помочь чем-то своему народу? Постановка проблемы
Для поиска ответа А.П.Чехов сталкивает в дискуссии двух героев – рассказчика и Лиду. Их спор начался с вопроса о том, нужен ли медицинский пункт в Малозёмове. По мнению рассказчика, «медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению». Причину всех бед он видит в ужасных условиях, в которых вынужден существовать народ. Люди не имеют возможности обратиться к духовной деятельности, что и отличает человека от животного, потому что их жизнь сводится к решению насущных проблем: не умереть с голоду, не замёрзнуть, заработать на кусок хлеба. Рассказчик отчасти прав. Русский народ, живший в порабощении несколько столетий, был лишён важнейших человеческих ценностей – свободы и возможности выбора собственного жизненного пути. Но значит ли это, что каждому отдельному человеку не нужно ничего делать, ожидая смены ситуации в целом? Первый пример-иллюстрация + пояснение
Противоположной точки зрения придерживается героиня Лида. Связка
Она не рассуждает о причинах трудной судьбы своего народа, а лишь приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, так как поблизости не было больницы. Теперь Лида старается найти возможность открыть медицинский пункт в Малозёмове. Героиня произносит ключевые слова: «нельзя сидеть сложа руки». И сама следует своему правилу. В этом деятельном участии проявляется неравнодушие Лиды по отношению к своему народу. Второй пример-иллюстрация + пояснение
Именно устами героини А.П.Чехов стремится донести до читателя основную мысль: «самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним». И каждый может делать это так, как умеет. Позиция автора
Трудно не согласиться с автором. Если каждый будет вносить посильный вклад и помогать тем, кто в этом нуждается, то общими усилиями можно достичь больших результатов. Сам Антон Павлович Чехов показал нам, как человек своим трудом может быть полезным обществу. Работая врачом, он бесплатно принимал тех, кто не мог ему заплатить. Чехов совершил труднейшую поездку на Сахалин, впервые провёл там перепись населения, изучил условия существования людей в тюрьмах и больницах. Он открывал школы, библиотеки. И главное его наследие – это произведения, которые до сих пор заставляют задуматься о важных и сложных вопросах. Таким образом, писатель своим примером показал, как культурный человек может служить ближним. Моя позиция
В заключение хочется привести пословицу: с миру по нитке – голому рубаха. В ней как раз отражена главная мысль текста о том, что каждый человек, вкладывая понемногу в общее дело, может сделать много, если усилия людей будут объединены одной целью. Выводы

Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

 

После того как мы согласились (или не согласились) с позицией автора, необходимо обосновать своё согласие или несогласие. Как это можно сделать? Привести аргумент. С прошлого года литературный аргумент перестал быть обязательным. Свою точку зрения можно доказывать с помощью научных или исторических фактов, отсылок к кинофильмам, спектаклям и т.д. Но некоторые преподаватели восприняли "необязательность" литературного аргумента буквально как его запрет. Моей ученице школьный учитель ставил двойки за сочинение в формате ЕГЭ только из-за того, что она использовала литературный аргумент. Причём даже ссылка на видеообращение И.П. Цыбулько к выпускникам 2019 г. с указанием секунд, где говорится о возможности использования художественной и публицистической литературы, учительницу не впечатлила.

Прошлогодние ученики благополучно сдали ЕГЭ (многие из них, кстати, приводили именно литературный аргумент для обоснования своей позиции). Пришли новые одиннадцатиклассники со старыми вопросами: "А правда, что в сочинении по русскому аргумент больше не нужен?", "А правда, что за литературный аргумент снижают баллы?" Нет, дорогие дети, это НЕПРАВДА. Аргумент в сочинении по-прежнему НУЖЕН, иначе вы рискуете потерять 1 балл по критерию К4. Литературный аргумент приводить МОЖНО, но это необязательное требование.

И напоследок мой вариант согласия с позицией автора, тезисом и аргументом (да, он будет литературным) по уже знакомому нам тексту о паводке и выхухоли.

Напомню сначала позицию автора:

Наблюдая за поведением выхухоли, автор приходит к выводу, что материнская любовь не знает преград. Она сильнее страха смерти. Ведь, если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать всем, что у неё есть, даже собственной жизнью.

В следующем абзаце пишем о своём согласии и обосновываем свою точку зрения:

С позицией автора трудно не согласиться. Действительно, для родителей всегда на первом месте будет безопасность их детей. Чтобы убедиться в этом, вспомним рассказ стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Воробей", в котором птица ринулась спасать своего выпавшего из гнезда воробьишку от собаки. Хотя собака казалась воробью громадным чудовищем, он не смог усидеть на высокой безопасной ветке: сила родительской любви сбросила его оттуда.

Надеюсь, все поняли, что я не настаиваю именно на литературном аргументе (а то в одном из комментариев появилось пожелание "снять категоричность требования литературных аргументов"). Я настаиваю на том, что аргумент (какой-нибудь) должен быть. Всем удачи!

 

Если вы учитесь писать сочинение в формате ЕГЭ, прочитайте статьи об основных частях сочинения, о способах формулировки проблемы и том, что должен включать в себя комментарий. Попробуйте написать самостоятельно сочинение по любому тексту. Или выберем один общий текст для всех желающих и посмотрим, какие сочинения по нему у нас получатся?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: