Самостоятельная работа с проверкой

Актуализация и пробное учебное действие

 

1. Каллиграфическая минутка.

Нн Нн Нн Нн ня не ни ен

- Что можете рассказать про букву? (Буква «эн» обозначает звонкие мягкие или твёрдые согласные звуки. Пары по глухости буква не имеет)

 

- Записать буквы и соединения букв.

 

Даны слова:

на он над

 

- Прочитайте. Что написано? (Слова)

 

- Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово «он», потому что слова «на» и «над» - предлоги, а «он» - местоимение).

 

. Птичка свила гнездо на дереве.

- Записать предложение, найти грамматическую основу предложения.

- Прочитать вопросы и устно дать на них полные ответы.

 

Вопросы:

 

Для чего птицы строят гнёзда? (Птицы строят гнёзда для того, чтобы откладывать яйца и высиживать птенцов)

 

Почему птицы часто строят гнёзда на деревьях? (Птицы строят гнёзда на деревьях, чтобы хищникам было труднее добраться до птенцов)

- Что мы сейчас пытались сделать с помощью своих ответов? (Мы отвечали на вопросы, давали объяснения)

 

- Правильно, давали объяснения, то есть рассуждали.

 

- Вспомните, как называется такое высказывание? (Рассуждение)

 

- Из скольких частей состоит рассуждение (Из двух: первая часть – это то, что объясняется, вторая – само объяснение).

 

- Что делать, если нам не достаточно одного предложения, чтобы высказать свои мысли? (Мы составляем текст)

 

- Что такое текст? (Группа предложений связанных по смыслу и записанных в определённом порядке)

 

- Что такое тема текста? (О ком или о чём говорится в тексте)

 

- Что такое главная мысль текста? (То, что говорится в тексте о предмете)

 

- Какие типы текста мы знаем? (Текст – описание и текст – повествование)

 

- В чём особенность каждого типа текста? (Отвечают на разные вопросы, отличаются структурой)

 

- Как вы думаете. Мы уже всё знаем про тексты? (Наверное, нет)

 

- Тема нашего урока сегодня - текст

 

Вопрос: «Что происходит?» (Последовательность событий)

Структура текста:

1. Завязка (начало) событий

2. Продолжение (развитие) событий

3. Кульминация (самый напряжённый момент)

4. Конец (развязка)

Вопрос: «Какой? (Какая? Какие? Какое?)»

Структура:

1. Главный признак предмета

2. Признаки частей

3. Итог (оценка) предмета

 

Текст №1

Как выглядит настоящий лесной заяц?

У зайца длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Летом заяц серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.

У зайчика много врагов. Чтобы от них спастись, ему приходиться быть очень быстрым, прыгучим и ловким.

Вот какой он – заяц!

Текст №2

Зайца принято считать трусом. Даже песенка есть: «Трусишка-зайка серенький…». А труслив ли он на самом деле?

В жизни заяц не такой уж и трус. Например, взрослый заяц смело бросается на мелкую хищную птицу, когда та пытается напасть на зайчат. Охотники наблюдали, как бегут зайцы на помощь зайчонку, услыхав его крик.

Есть немало примеров, когда зайцы не убегают от врагов, а храбро защищаются от нападающих на них хищников. От орла заяц отбивается когтями сильных задних лап, лежа на спине, и часто выходит победителем.

Бегство зайца при виде опасности – это не трусость, а приспособление к защите от врагов. Если бы они этого не делали, их давно бы уничтожили хищники.

Вот и подумайте, труслив ли заяц?

Текст №3

Как-то с ребятами возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну.

Вдруг видим — посреди поляны над кустом вороны кружат, каркают. Заметили нас, в сторону отлетели. Подошли мы к кусту, раздвинули ветки, а там - заяц. Просунул я руку под ветки и вытащил зайца! Бьётся заяц, вырваться хочет, а одна ножка у него как-то странно болтается, переломана!
Принёс я зайца домой. Папа забинтовал зайцу ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него срослась, он из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся.

 

4. Проверка.

 

Текст №1. В тексте говорится о зайце, рассказывается, как выглядит лесной заяц, его повадки. Можно к тексту задать вопрос: «Какой заяц?», это текст – описание.

 

Текс №3. Тема - про зайца, главная мысль – как мальчик вылечил зайца. Текс – повествование, так как соответствует структуре этого текста, показана последовательность событий (что происходило).

 

Текс №2. Тема – про зайца, главная мысль – заяц не трус. Не можем точно сказать, к какому типу текстов относится.

В результате обсуждения вместе с детьми приходим к выводу, что текст не относится к тексту – повествованию (нет последовательности событий), и не относится к тексту – описанию, потому что нет описания (какой заяц).

 

 


Фиксация затруднения.

- Какое задание выполняли? (Определяли тип текста)

- Как это делали, повторите последовательность действий.

- Что не смогли сделать? (Определить тип текста №2)

- Почему? (Он не подходит к тем текстам, которые мы уже умеем определять)

 

·

· Прочитать каждый абзац, найти главную мысль каждой части текста.

· Сделать вывод.

 

- Прочитать первый абзац. О чём? Какая главная мысль? Как это мысль сформулирована, в виде чего? (В виде вопроса)

- Когда мы задаём вопрос? (Когда нам надо что – то узнать, возникает проблема)

- Что узнали из второго абзаца? (Заяц бросается на защиту зайчат)

- Что узнали из третьего абзаца? (Заяц часто вступает в схватку с хищниками)

- Что узнали из четвёртого абзаца? (Бегство зайца – это приспособление для выживания)

- Какая главная задача последнего абзаца? (Автор предлагает нам подумать, труслив ли заяц)

- Ну и какой вы сделали вывод. Как бы ответили на этот вопрос?

- Почему вы смогли сделать вывод, что заяц не трус? (Автор убедил нас)

- Как автор это сделал? (Объяснил, привёл примеры)

- Как называются высказывания, в которых что – то объясняют, доказывают? (Рассуждения)

- Так как можно назвать такой текст?

- Какой вопрос можно поставить к тексту – рассуждению? (Почему?)

 

Доказательства, объяснения,

примеры

3

Отбивается от хищников

 

4

Бегство – приспособление для выживания

5

Подумай, сделай вывод

Вывод

 

Закрепление во внешней речи.

Учебник с. 106 упр. 182.

Задания:

· Прочитать

· Определить тему и главную мысль

· Поделить на три части

· Доказать, что это текст – рассуждение

 

Самостоятельная работа с проверкой.

Вы все читали книжку о приключениях Незнайки и его друзей. Закончите ответы на вопросы, запишите ответы в тетрадь.

Почему Незнайку так звали?

Незнайку так звали, потому что он ……………………………………….

По городу протекал ручей, который назывался Огурцовой рекой. Почему ручей так называли?

Ручей называли ………………………., так как по его берегам........................

А почему город назывался Цветочным?

Город ……………………………………., ведь …………………………………

 

2. Проверка.

 

3. Подведение итогов выполнения задания, беседа:

- Что записали? (Ответы на вопросы)

- Можно ли назвать текстом? (Нет)

- В каком тексте мы можем использовать такие высказывания? (В тексте – рассуждении)

- В какой части текста? (В основной, там, где приводятся объяснения, доказательства)

- В чём особенностей таких предложений? (Они состоят из двух частей: первая – то, что объясняется, вторая – объяснение)

- Какие слова употребляются на месте соединения этих двух частей? (потому что, ведь, так как)

- Надо запомнить, как пишутся эти слова.

 

Домашнее задание.

- Для чего нам домашнее задание? (Закрепить полученные знания, потренироваться)

Учебник: с. 105 правило, с. 106 упр. 181

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: