Суть основных изменений в новой Конституции РФ (2020г.). Плюсы и минусы

 

1. Верховенство российской Конституции над решениями межгосударственных органов.
Одним из важных изменений является дополнение статьи 79 Конституции, буквальный смысл которого сводится к тому, что решения межгосударственных органов не должны исполняться на территории России, если такие решения противоречат российской Конституции.

 

Плюсы:
Россия на законных основаниях сможет игнорировать некоторые негативные для себя решения межгосударственных органов, что, например, позволит экономить бюджетные средства на выплатах по отдельным решениям международных судов.

 

Минусы:
Так называемая “пятая инстанция правосудия” станет формальной для российских граждан, обращающихся за защитой своих прав в международные суды.
Зачем это нужно? На сегодняшний день возможность отказа исполнения некоторых решений межгосударственных органов у России уже есть, поскольку это предусмотрено постановлением Конституционного суда 2013 года по делу Маркина за номером №27-П. Тем не менее закрепление данного правила в Конституции, безусловно, выглядит более солидным и убедительным и не может быть легко отменено.

 

2. Закрепление мер социальной поддержки.
Поправки в Конституцию предусматривают усиление социальной поддержки малоимущего населения, в частности провозглашается, что МРОТ не может устанавливаться меньше прожиточного минимума по стране, а пенсионные и иные социальные выплаты подлежат обязательной индексации.

Плюсы:
Регионы не смогут устанавливать размер МРОТ ниже общероссийского. Некоторые пенсионеры и граждане смогут рассчитывать на увеличение пенсий, пособий и соц. выплат в реальном выражении благодаря индексации.

 

Минусы:

1) Размер прожиточного минимума не связан Конституцией и по факту может не соответствовать реальным насущным потребностям россиян.

2) Индексация не всегда и не для всех влечет за собой увеличение выплат в реальном денежном выражении. Яркий пример – пенсионеры, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума.

3) Поправка в Конституцию относительно индексации пенсий не затронет многих граждан, поскольку существуют проблемы с возрастом дожития (не все доживут до пенсии) и ужесточением требований для выхода на пенсию (не всем хватит пенсионных баллов и трудового стажа).

 

3. Перераспределение властных полномочий.

Самые важные поправки в действующую Конституцию затрагивают вопросы перераспределения властных полномочий между различными ветвями власти с закреплением роли Госсовета, органом, который будет определять основные направления внешней и внутренней политики государства и принципы его социально-экономического развития. По сути речь идет о транзите власти. Выстраивается новая политическая система, основанная на сдержках и противовесах. Серьезно ограничиваются права Президента, при этом Россия по-прежнему остается президентской республикой.

 

Плюсы:
Новая система власти не позволит Президенту поменять политический и экономический курс страны одной подписью, как это в своё время, к примеру, сделали М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин. Усилится роль народных избранников, и вместе с этим новые обязанности депутатов заставят политические партии выдвигать своих кандидатов с учетом их профессиональных навыков в сфере политики, экономики и т.д. В этой связи, возможно, в ближайшее время мы увидим на политической арене новые партии, новые политические платформы, появятся новые идеи.

 

Минусы:

1) Распределение властных полномочий преследует цели прочного закрепления существующего политического курса страны. И если для внешней политики это хорошо, то в отношении внутренней политики вызывает большие сомнения.

 

2) Закрепляется роль нового органа власти – Госсовета. На сегодняшний день мы не знаем, каким образом будет формироваться его состав, кто будет председательствовать и, самое главное, какими конкретными властными полномочиями будет наделен этот орган. Все, что нам известно, – это то, что Госсовет будет формироваться Президентом, а статус и полномочия Госсовета в будущем будут определены специальным федеральным законом. То есть по факту сейчас мы вынуждены голосовать за данную поправку в Конституцию вслепую, не зная, чем это конкретно обернется для нас в дальнейшем.

 

 

4. Ужесточение требований к государственным должностям.

Наряду с перераспределением власти, поправки в Конституцию устанавливают новые требования к Президенту, чиновникам, депутатам и судьям. Главным требованием является недопустимость наличия иностранного гражданства или вида на жительство у лиц, занимающих государственные должности.

 

Плюсы:
Страной будут управлять люди, заинтересованные в процветании и развитии России. Те люди, которые связывают с Россией своё прошлое и будущее.

 

 

Минусы:
Россияне, ранее (например в глубоком детстве) имевшие гражданство в странах СНГ, не смогут претендовать на получение государственных должностей, несмотря на то что они полностью связывают свою жизнь и жизнь своей семьи с нашей страной.
Зачем это нужно? Практика двойного гражданства, распространенная у российских чиновников в последние десятилетия, нередко приводила к злоупотреблению властью в России в целях получения личной экономической выгоды. Попирались интересы РФ, осуществлялись незаконные финансовые махинации, далее деньги выводились за рубеж, совершались экономические и иные преступления. При этом, имея двойное гражданство или вид на жительство, чиновники чувствовали себя абсолютно безнаказанно, так как не связывали свое будущее с нашей РФ.


Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм.

Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества.

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: