ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
2. Речевая разминка «Моя Вообразилия»
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии —
Там царствует Фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, —
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!..
Б. Заходер
— Прочитайте шепотом (еще: увеличивая силу голоса, с замедлением, с ускорением, скороговоркой, с восхищением).
3. Сообщение темы и постановка целей урока
— О чем стихотворение Б. Заходера?
— Кто может попасть в эту страну?
— Как вы понимаете слово «фантазия»?
— Откройте учебник и прочитайте на с. 143 название раздела, который мы начинаем изучать.
— Как вы понимаете название?
— Какие, по-вашему, произведения должны войти в него?
|
|
— Прочитайте, с чем мы здесь познакомимся (с произведениями писателей-фантастов Е. Велтистова, К. Булычева о наших сверстниках и их удивительных приключениях).
— Чему научимся? (Определять особенности фантастических рассказов.)
— Чему будем учиться? (Самостоятельно придумывать фантастические рассказы.)
ФАНТАСТИКА
Древние греки называли брата бога сна Морфея Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (от греч. «воображение»). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образовано слово «фантастика» (от греч. «искусство воображать») — термин для обозначения литературных произведений, изображающих невероятное как действительное и действительное как невероятное.
К существительному «фантастика» часто добавляют эпитет «научная». Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удается прочертить четко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Нередко можно встретить утверждение, что научная фантастика существует ради прогнозирования научно-технических идей. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Еще до нашего столетия были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал, знают в лучшем случае лишь специалисты.
Дело в том, что фантастика — это, прежде всего, художественная литература, а значит, ее предметом всегда был и остается человек.
Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной» литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далекое будущее.
|
|
4. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова
— Прочитайте на с. 144 учебника, чье произведение мы будем сегодня читать.
— Расскажите, что вы знаете о писателе.
Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве. В 1956 г. окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Его первой научно-фантастической публикацией стала повесть «Приключения на дне моря» в 1960 г. Писатель бьи членом редколлегии альманаха «Мир приключений».
Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл повестей, объединенных главным героем — Электроникой. Электроник — это робот, внешний вид которого был скопирован с реального мальчика — московского школьника Сергея Сыроежкина. Первая книга цикла «Электроник — мальчик из чемодана» впервые увидела свет в публикации издательства «Детская литература» в 1964 г.
По мотивам повестей «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэс-си — неуловимый друг» в 1980 г. вышел в телеэфир художественный фильм «Приключения Электроника». Произведения Е.С. Велтистова неоднократно переиздавались, и полная библиография включает десятки изданий.
Умер Е.С. Велтистов в 1989 г.
5. Продолжение работы по теме урока
Работа над отрывком из повести «Приключения Электроника».
Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Евгений Серафимович Велтистов. (Чтение отрывка на с. 144—149 учебника.)
— Понравился вам отрывок? Чем?
6. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
7. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать на уроке?
— Почему фантастика — отдельный жанр литературы?
— Какие еще жанры вы знаете?
Д/з – перечитать отрывок, найти объяснения непонятных слов; письменно ответить на вопросы № 1 и № 2 на стр. 149; просмотреть советский фильм «Приключения Электроника» (по желанию).