Конспект урока по теме: “Решение тригонометрических неравенств”

Задача урока – продолжить изучение решения тригонометрических неравенств, содержащих функции синус и косинус, перейти от простейших неравенств к более сложным.

Цели урока:

  • закрепление знаний тригонометрических формул, табличных значений тригонометрических функций, формул корней тригонометрических уравнений;
  • формирование навыка решения простейших тригонометрических неравенств;
  • освоение приёмов решения более сложных тригонометрических неравенств;
  • развитие логического мышления, смысловой памяти, навыков самостоятельной работы, самопроверки;
  • воспитание аккуратности и чёткости в оформлении решения, интереса к предмету, уважения к одноклассникам.
  • формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.

Оборудование: графопроектор, раздаточные карточки с готовыми чертежами тригонометрических кругов, переносная доска, карточки с домашним заданием.

Форма организации обучения – урок. Методы обучения, используемые на уроке – словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, индивидуального и фронтального опроса, устного и письменного самоконтроля, самостоятельной работы.

развернуть таблицу

N п/п Этапы урока Содержание
  Организация класса на работу.  
  Проверка домашнего задания. (Сбор тетрадей с домашней работой)
  Формулировка цели урока. – Сегодня на уроке повторим решение простейших тригонометрических неравенств и рассмотрим более сложные случаи.
  Устная работа. (Задания и ответы записаны на кодоскопной ленте, открываю ответы по ходу решения)
  1. Решить тригонометрические уравнения:
sinx = - , 2sinx = , sin2x = , sin(x – ) = 0, cosx = , cosx = - , cos2x = 1, tgx = -1.
  1. Назовите главные промежутки монотонности функций синус и косинус.
  Повторение. – Вспомним алгоритм решения простейших тригонометрических неравенств. (На доске – заготовки двух окружностей. Вызываю по одному двух учащихся для решения неравенств.Ученик подробно объясняет алгоритм решения.Класс работает совместно с отвечающими у доски на заранее подготовленных карточках с изображением окружности). 1) sinx - ; t1< t2; t1 = arcsin(- ) = - ; t2 = p + = ; – + 2p n х + 2p n, n Z. 2) cosx - ; t1> t2; t1 = arccos(- ) = p – arccos = = p – = ; t2 = - ; - + 2p n < х < + 2p n, n Z. – Каким образом отражается на ответе решение строгого неравенства? (3) и 4) неравенства два ученика решают на кодоскопной ленте, класс – самостоятельно на карточках). 3) cosx< ; t1< t2; t1 = arccos = ; t2 = 2p - = ; + 2p n < х< + 2p n, n Z. 4) sinx< ; t1> t2; t1 = arcsin = ; t2 = -p - = - ; + 2p n< х< + 2p n, n Z. – Поменяйтесь вариантами, возьмите ручку другого цвета, проверьте работу товарища. (Самопроверка с кодоскопной ленты. Комментирует решение ученик, выполняющий задание. После возвращения работ – рефлексия). – Как измениться решение неравенства при замене аргумента х на 2х, на ? (Оценивание работ учащихся).
6. Новый материал. – Переходим к более сложным тригонометрическим неравенствам, решение которых будет сводиться к решению простейших тригонометрических неравенств. Рассмотрим примеры. (Решение неравенств на доске под руководством учителя). №1. cos22x – 2cos2x 0. (Вспомним прием решения тригонометрических уравнений вынесением общего множителя за скобку). cos2x(cos2x – 2) 0. Замена: cos2x = t, 1; t(t – 2) 0; Второе неравенство не удовлетворяет условию 1. cos2x 0. (Решить неравенство самостоятельно. Проверить ответ). Ответ: + p n< х< + p n, n Z. №2. 6sin2x – 5sinx + 1 0. (Вспомним прием решения тригонометрических уравнений заменой переменной. У доски решает ученик с комментариями). Замена sinx = t, 1. 6t2 – 5t +1 0, 6(t – )(t – ), Ответ: + 2p n х + 2p n, -p -arcsin + 2p k х arcsin + 2p k, n, k Z. №3. sinx + cos2x> 1. (Обсуждаем варианты решения. Вспоминаем фомулу косинуса двойного угла. Класс решает самостоятельно, один ученик – на индивидуальной доске с последующей проверкой). sinx + cos2x – 1> 0, sinx – 2sin2x> 0, sinx(1 – 2sinx) > 0, Ответ: 2p n< x< + 2p n, + 2p n< x< p + 2p n, n Z. Проанализировать ситуации, когда ответ к решению квадратного неравенства записываем в виде совокупности двух неравенств, а когда – в виде системы. Полезна следующая схема: 00025165926425165824000000000012516582401 №4. cos cosx – sin sinx< - . (Обсуждение. К доске вызываются по одному ученику на каждый шаг решения, комментируются этапы. Учитель проверяет запись у учеников, работающих на месте). cos(x + ) < - , cost< - . + 2p n< t< + 2p n, n Z, + 2p n< x + < + 2p n, n Z, + 2p n< x< + 2p n, n Z. Ответ: + 2p n < x < + 2p n, n Z. №5. Определите все а, при каждом из которых неравенство 4sinx + 3cosx а имеет хотя бы одно решение. (Вспомнить алгоритм решения тригонометрического уравнения с нормирующим множителем. Решение записано на кодоскопной ленте. Открываю его поэтапно по мере рассуждений. Дифференцированная работа). 4sinx + 3cosx а, М = = 5. Разделим обе части неравенства на 5: sinx + cosx . Так как ()2 + ()2 = 1, то существует такой угол , что cos = , а sin = . Перепишем предыдущее неравенство в виде: sin(x + ) . Последнее неравенство, а, значит, и исходное неравенство имеет хотя бы одно решение при каждом а таком, что -1, то есть при каждом а -5. Ответ: а -5.
7. Домашнее задание. (Раздаю карточки с записью домашнего задания.Комментирую решение каждого неравенства).
  1. cosx > sin2x;
  2. 4sin2xcos2x < - ;
  3. cos2 sin2 – 0,5;
  4. sinx + cosx > 1.
Повторить тригонометрические формулы сложения, подготовиться к самостоятельной работе.
8. Подведение итогов, рефлексия. – Назовите приемы решения тригонометрических неравенств. – Каким образом знание алгоритма решения простейших тригонометрических неравенств используется при решении более сложных неравенств? – Какие неравенства вызвали наибольшее затруднение? (Оцениваю работу учащихся на уроке).

Самостоятельная работа
по результатам освоения материала

 

Вариант 1 Решите неравенства 1 – 3:
  1. sin3x – < 0;
  2. cos2x + 3cosx > 0;
  3. cos cos2x – sin sin2x - .
  4. Определите все а, при каждом из которых неравенство 12sinx + 5cosx а имеет хотя бы одно решение.
Вариант 2 Решите неравенства 1 – 3:
  1. 2cos > 1;
  2. sin2x – 4sinx < 0;
  3. sin cos3x – cos sin3x - .
  4. Определите все а, при каждом из которых неравенство 6sinx-8cosx а имеет хотя бы одно решен

д/з§37 разобрать примеры 1-4 решить №648(2) и самостоятельную работу по учебнику Ш.А. Алимов 10-11 класс Алгебра и начало математического анализа



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: