Задача урока – продолжить изучение решения тригонометрических неравенств, содержащих функции синус и косинус, перейти от простейших неравенств к более сложным.
Цели урока:
- закрепление знаний тригонометрических формул, табличных значений тригонометрических функций, формул корней тригонометрических уравнений;
- формирование навыка решения простейших тригонометрических неравенств;
- освоение приёмов решения более сложных тригонометрических неравенств;
- развитие логического мышления, смысловой памяти, навыков самостоятельной работы, самопроверки;
- воспитание аккуратности и чёткости в оформлении решения, интереса к предмету, уважения к одноклассникам.
- формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.
Оборудование: графопроектор, раздаточные карточки с готовыми чертежами тригонометрических кругов, переносная доска, карточки с домашним заданием.
Форма организации обучения – урок. Методы обучения, используемые на уроке – словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, индивидуального и фронтального опроса, устного и письменного самоконтроля, самостоятельной работы.
|
|
развернуть таблицу
N п/п | Этапы урока | Содержание |
Организация класса на работу. | ||
Проверка домашнего задания. | (Сбор тетрадей с домашней работой) | |
Формулировка цели урока. | – Сегодня на уроке повторим решение простейших тригонометрических неравенств и рассмотрим более сложные случаи. | |
Устная работа. | (Задания и ответы записаны на кодоскопной ленте, открываю ответы по ходу решения)
| |
Повторение. | – Вспомним алгоритм решения простейших тригонометрических неравенств. (На доске – заготовки двух окружностей. Вызываю по одному двух учащихся для решения неравенств.Ученик подробно объясняет алгоритм решения.Класс работает совместно с отвечающими у доски на заранее подготовленных карточках с изображением окружности). 1) sinx - ; t1< t2; t1 = arcsin(- ) = - ; t2 = p + = ; – + 2p n х + 2p n, n Z. 2) cosx - ; t1> t2; t1 = arccos(- ) = p – arccos = = p – = ; t2 = - ; - + 2p n < х < + 2p n, n Z. – Каким образом отражается на ответе решение строгого неравенства? (3) и 4) неравенства два ученика решают на кодоскопной ленте, класс – самостоятельно на карточках). 3) cosx< ; t1< t2; t1 = arccos = ; t2 = 2p - = ; + 2p n < х< + 2p n, n Z. 4) sinx< ; t1> t2; t1 = arcsin = ; t2 = -p - = - ; + 2p n< х< + 2p n, n Z. – Поменяйтесь вариантами, возьмите ручку другого цвета, проверьте работу товарища. (Самопроверка с кодоскопной ленты. Комментирует решение ученик, выполняющий задание. После возвращения работ – рефлексия). – Как измениться решение неравенства при замене аргумента х на 2х, на ? (Оценивание работ учащихся). | |
6. | Новый материал. | – Переходим к более сложным тригонометрическим неравенствам, решение которых будет сводиться к решению простейших тригонометрических неравенств. Рассмотрим примеры. (Решение неравенств на доске под руководством учителя). №1. cos22x – 2cos2x 0. (Вспомним прием решения тригонометрических уравнений вынесением общего множителя за скобку). cos2x(cos2x – 2) 0. Замена: cos2x = t, 1; t(t – 2) 0; Второе неравенство не удовлетворяет условию 1. cos2x 0. (Решить неравенство самостоятельно. Проверить ответ). Ответ: + p n< х< + p n, n Z. №2. 6sin2x – 5sinx + 1 0. (Вспомним прием решения тригонометрических уравнений заменой переменной. У доски решает ученик с комментариями). Замена sinx = t, 1. 6t2 – 5t +1 0, 6(t – )(t – ), Ответ: + 2p n х + 2p n, -p -arcsin + 2p k х arcsin + 2p k, n, k Z. №3. sinx + cos2x> 1. (Обсуждаем варианты решения. Вспоминаем фомулу косинуса двойного угла. Класс решает самостоятельно, один ученик – на индивидуальной доске с последующей проверкой). sinx + cos2x – 1> 0, sinx – 2sin2x> 0, sinx(1 – 2sinx) > 0, Ответ: 2p n< x< + 2p n, + 2p n< x< p + 2p n, n Z. Проанализировать ситуации, когда ответ к решению квадратного неравенства записываем в виде совокупности двух неравенств, а когда – в виде системы. Полезна следующая схема: 00025165926425165824000000000012516582401 №4. cos cosx – sin sinx< - . (Обсуждение. К доске вызываются по одному ученику на каждый шаг решения, комментируются этапы. Учитель проверяет запись у учеников, работающих на месте). cos(x + ) < - , cost< - . + 2p n< t< + 2p n, n Z, + 2p n< x + < + 2p n, n Z, + 2p n< x< + 2p n, n Z. Ответ: + 2p n < x < + 2p n, n Z. №5. Определите все а, при каждом из которых неравенство 4sinx + 3cosx а имеет хотя бы одно решение. (Вспомнить алгоритм решения тригонометрического уравнения с нормирующим множителем. Решение записано на кодоскопной ленте. Открываю его поэтапно по мере рассуждений. Дифференцированная работа). 4sinx + 3cosx а, М = = 5. Разделим обе части неравенства на 5: sinx + cosx . Так как ()2 + ()2 = 1, то существует такой угол , что cos = , а sin = . Перепишем предыдущее неравенство в виде: sin(x + ) . Последнее неравенство, а, значит, и исходное неравенство имеет хотя бы одно решение при каждом а таком, что -1, то есть при каждом а -5. Ответ: а -5. |
7. | Домашнее задание. | (Раздаю карточки с записью домашнего задания.Комментирую решение каждого неравенства).
|
8. | Подведение итогов, рефлексия. | – Назовите приемы решения тригонометрических неравенств. – Каким образом знание алгоритма решения простейших тригонометрических неравенств используется при решении более сложных неравенств? – Какие неравенства вызвали наибольшее затруднение? (Оцениваю работу учащихся на уроке). |
Самостоятельная работа
по результатам освоения материала
|
|
Вариант 1
Решите неравенства 1 – 3:
| Вариант 2
Решите неравенства 1 – 3:
|
д/з§37 разобрать примеры 1-4 решить №648(2) и самостоятельную работу по учебнику Ш.А. Алимов 10-11 класс Алгебра и начало математического анализа