Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ  в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в Бланк ответов № 1 справа от номера задания,  начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

 

(1) Голос человека возникает глубоко в горле, где находится твёрдая трубочка – гортань, в которой расположены голосовые связки. (2)Когда мы дышим, они спокойно лежат на внутренних стенках гортани, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо напряжённых голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию. (3)<…> вибрация напряжённых голосовых связок и производит звук, который мы называем голосом.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) При дыхании голосовые связки напряжены, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию.

2) В результате вибрации горла, в котором расположены голосовые связки, при разговоре, пении или крике человек дышит.

3) Голос возникает в результате вибрации напряжённых голосовых связок, которую вызывает поток выдыхаемого воздуха.

4) Голосовые связки находятся в гортани, где и возникает голос в результате вибрации напряжённых голосовых связок, которую вызывает поток выдыхаемого воздуха.

5) Когда голосовые связки спокойно лежат на внутренних стенках гортани, они производят звук, который мы называем голосом. 

Ответ: ______________________

2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ: ______________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗВУК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗВУК, -а, муж.

1) Волнообразно распространяющееся колебательное движение материальных частиц упругой среды, воспринимаемое органами слуха; слуховое ощущение, вызываемое таким движением. Скорость звука. Звук голоса. Звук выстрела. Музыкальный звук. Монотонные звуки дождевых капель.

2) Мелодия, напев. Из-за пригорка слышались негромкие звуки печальной народной песни.

3) Простейший членораздельный элемент речи с присущими ему акустическими свойствами. Гласные звуки. Согласные звуки. История звуков русского языка. Чередование звуков.

4) Наименьший структурный элемент, обладающий определенной высотой, громкостью, длительностью, тембром (в музыке). Музыкальный звук. Гамма состоит из 8 простых звуков.

5) О чем-нибудь, лишенном всякого содержания, значения. В капиталистической Европе свобода, равенство и братство стали пустыми звуками.

Ответ: ______________________

_____________________________________________________________________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

зАпертый

укрепИт

 плодоносИть

 красИвее

 прирУченный

Ответ: ______________________

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.   Запишите подобранное слово.

Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.

В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

             Спустя полчаса приёма ОЖИДАЛИ уже несколько пациентов.

Ответ: ______________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы увеличить уровень гемоглобина в крови, нужно откорректировать питание.

Ответ: ______________________

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

наиболее ТОЧНО

       с ДЕТЬМИ

      с ДВУХ ТЫСЯЧИ ТРЕТЬЕГО года

пара ЧУЛОК

СТРОЖАЙШЕ запрещено

Ответ: ______________________

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) У многих людей, зачитывавшихся в детстве былинами, русскими сказками, дух захватывало от описаний богатырских подвигов.
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 2) Учебник дает знания, научит выделять главное.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже «Московском дворике».
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В соответствии с распоряжением министра подготовлены материалы о работе предприятия.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) В посёлке интересовались и верили всему необычному.
  6) Те, кто знает поэзию А.Т. Твардовского, ощутили её простоту и прозрачность и в то же время яркость и глубину созданных поэтом образов.
  7) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
  8) Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ.
  9) Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, перед Иваном Грозным встала задача расположить к себе новых подданных.

 

А Б В Г Д
         

 

Ответ:

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) тв..рящий, забл..стать,  взр..стить

2) сж..мать,  ут..щить, б..рёзовый

3) возн..кновение, ог..рчение, г..ристый

4) пок..сившийся (дом), иде..лист, те..ретический

5) сомн..ваться, ч..столюбивый, утр..мбовать

Ответ: ______________________

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)..моральный,..банкротиться, под..гнуть

2) вз..мать, с..змала, вз..скать

3) мирово..зрение, не..доровиться, ни..ги не видно

4) пр..ступление, пр..мудрый, пр..амбула

5) п..дрисовать,..тбирать, пр..российский

Ответ: ______________________

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) будн..чный, налаж..вать

2) сбивч..вый, откле..ваться

3) стержн..вой, продл..вать

4) колом..нский, пенз..нский

5) направ.., ноч..вка

Ответ: ______________________

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) знач..мый, рассмотр..шь

2) прицел..шься, (он) стел..тся

3) вытерп..шь, высп..тся

4) скач..нный (файл), выкач..нная (вода из трюма)

5) омыва..мый (морем), завис..шь

Ответ: ______________________

13. Укажите все цифры, на месте которых пишется И.

К каким ухищрениям я н(1) прибегал, все было напрасно. Это был н(2) кто иной, как Саша, н(3)кто иной н(4) влетает в комнату с таким шумом.

Ответ: ______________________

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.  Раскройте скобки и выпишите эти слова.

Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА(ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма. 

(ПО)ЧЕМУ сýдите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза             (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

Мудрый Кутузов, свободный от страсти, тщеславия, а ТАК(ЖЕ) честолюбия, легко подчинял свою волю «провидению», прозревал «высшие законы» и (ПО)ЭТОМУ стал представителем народной освободительной войны.

Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запечатлён художник.

Ответ: ______________________

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Особе(1)о красива река в утре(2)ем тумане, когда хрустальные её струи прозрачны, словно серебря(3)ые нити, и подсвече(4)ы холодным солнцем осени.

 Ответ: ______________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) День угасал и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

2)Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.

3)В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.

4)Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

5)В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

 Ответ: ______________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру (2) и (3) вслушиваясь в (4) произносимые ею (5) слова.

Ответ: ______________________

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В русских лесах (1) пожалуй (2) нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. По словам учёных-лесоводов (3) некоторые дубы живут до тысячи лет, но (4) к сожалению (5) чистых дубрав (так издавна назывались леса, где росло много дубов) осталось теперь очень мало.

Ответ: ______________________

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед наступлением устойчивых холодов (1) обязательно укрывают плетистые розы (2) однолетние побеги (3) которых (4) нельзя обрезать.

Ответ: ______________________

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

Ответ: ______________________

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Более двух с половиной тысяч лет назад на месте современного Севастополя стоял древнегреческий город Херсонес Таврический. (2) Считается, что именно в этом городе крестился князь Владимир. (3) Раскопки в Херсонесе начались в 1827 году. (4) Археологи обнаружили древний город практически во всем его величии: с улицами, площадями и зданиями. (5) Из-за удивительной сохранности и масштабов Херсонес прозвали русской Помпеей. (6) В 2013 году его внесли в Список культурного наследия ЮНЕСКО. (7) Сегодня гости могут прогуляться по древнему полису, увидеть эллинские украшения женщин, посуду и мозаики, а также побывать на раскопках, которые здесь ведутся до сих пор.

Ответ: ______________________

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

           (1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет.

           (9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.

           (13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

           (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».

           (16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу».

           (17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

           (21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.

           (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф».

           (29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом. (По М.С. Крюкову*)

* Марлен Сергеевич Крюков (1931–1997 гг.) – русский писатель, журналист.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Александрийский маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа.

2)Истина теряется в веках, и установить её не представляется возможным.

3)Человек, ощущающий себя умнее всех, оказавшись у власти, может нанести вред делу.

4)Каждый человек, по мысли Л. Толстого, лицо историческое, потому что он несёт ответственность за судьбу всего мира.

5)Тем выше цена человека, чем больше человек любит не столько других, сколько себя.

 Ответ: ______________________

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложения 1–8 содержат рассуждение.

2)Предложения 9-12 содержат описание.

3)В предложениях 17–20 представлено повествование.

4)Предложения 21–24 включают элемент описания.

5)В предложениях 27–28 перечислены последовательные действия персонажа.

Ответ: ______________________

24. Из предложений 29-34 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).

Ответ: ______________________

25. Среди предложений 26–29 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующие цифры.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26.  «Приём  (А)________ (предложения 25–27) – и синтаксическое средство выразительности (Б)_________ (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство (В)________ («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём (Г)__________ (предложения 13, 15) – задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

 

Список терминов:

1)метафора

2)индивидуально-авторские слова

3)эпитеты

4)общественно-политическая лексика

5)вводное слово

6)вопросно-ответная форма изложения

7)цитирование

8)диалектизм

9)ряды однородных членов

А Б В Г
       

 

Ответ:

 

 

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2

27.  Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: