Ключевые слова: ФГОС, биологическое образование, системно-деятельностный подход, цели образования, планируемые результаты.
Основные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000–2025), а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России потребовали поиска новых идей к вопросам развития и воспитания детей, а также к формулированию целей и задач образования в современном, информационном, обществе. В связи с этим в первом десятилетии XXI в. были приняты новые образовательные стандарты.
До 2009 года в РФ действовали государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего (полного) общего образования первого поколения - т. е. ГОС ООО и ГОС СОО, соответственно. Помимо этого, в 2004 году был принят федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), определивший обязательный минимум содержания всех образовательных программ в общеобразовательных учреждениях. Всё это было первой попыткой со стороны государства стандартизировать систему образования в постсоветской России.
|
|
Необходимость в этом была обусловлена двумя основными причинами:
1) сохранение базового единства образовательного пространства, что позволяет обеспечить единый уровень образования в различных типах общеобразовательных учреждений - эта причина возникла в 90-е годы после распада СССР, когда школам была предоставлена полная свобода в формировании учебных планов, которые в итоге разнились в пределах даже одного небольшого города, что вызывало некоторые трудности при переводе обучающегося из одной школы в другую;
2) стремление руководства РФ обеспечить признание российских документов об образовании за рубежом, а также войти в мировое образовательное поле - эта причина явилась желанием руководства страны войти в Болонский процесс, чтобы обеспечить гражданам РФ возможность беспрепятственно получать образование в европейских государствах. Проблема существовавших тогда ГОС заключалась в том, что они, в первую очередь, определяли лишь уровень предметной подготовки выпускников (в ГОС чётко прописывались позиции «знать» и «уметь/владеть»).
В условиях становления нового общества, когда поменялась не только модель управления государством, но и общественное сознание, появились попытки обозначить новые цели и задачи образования. Первостепенной задачей ставилась гуманизация общественной жизни, информационный подход стал постепенно меняться на системно-деятельностный. Основным документом, который отразил новые требования образования, является стандарт второго поколения - федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), принятый в 2009 году. Данный документ позволил не только надёжно закрепить начавшийся процесс стандартизации образования, но и заключил в себе современные требования к школьному образованию, которые теперь базируются не на задачи сформировать у школьника крепкие научные знания, а, главным образом, на развитии его мышления и на формировании умений, которые выпускник школы будет применять в своей повседневной жизни.
|
|
Стандарт второго поколения определил совершенно новые требования к результатам освоения образовательных программ, что отличает его от предыдущего стандарта (ГОС). ФГОС выдвинул три группы результатов обучения (см. рис. 1), формирование которых в настоящее время является обязательным условием реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях РФ. Достижение обучающимися данных результатов разработчиками ФГОС предполагается осуществлять в процессе использования системно-деятельностного подхода.
Рис. 1. Результаты обучения биологии
Предметные результаты - это те знания и умения, которыми обучающиеся овладевают в процессе освоения того или иного курса биологии. Например, в 6 классе (Учебник для 6 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения», разработанный под руководством Пасечника В.В.) у обучающихся формируются умения работать с микроскопом, понятия «клетка», «растительная клетка» и др., в 7 классе (Биология. Животные. 7 класс - Латюшин В.В., Шапкин В.А. и др. учебники) у обучающихся формируются знания о животной клетке, умения находить сходства и различия животной и растительной клеток, в 8 классе (Биология. Человек. Учебник для 8 класса - Сонин Н.И., Сапин М.Р.) у обучающихся формируются понятия клетка ткани, клетки организма, клетки половые и соматические и т. п. (см. рис. 2)
Рис. 2 Учебники по биологии
Целесообразно формировать данные результаты у обучающихся не только на репродуктивном уровне, но и на продуктивном и творческом уровне. Ведь простое механическое воспроизведение того или иного знания или умения снижает мотивацию и познавательный интерес школьника, приводит к быстрому забыванию материала, а также не способствует развитию креативного и творческого мышления, что необходимо в современном динамично изменяющемся мире.
Продуктивный и творческий уровни формируют у обучающихся исследовательские навыки, а также помогают развить такие качества как заинтересованность в той или иной деятельности и умение найти наилучший способ решения задачи. Цель биологического образования в современной школе - формирование у обучающихся не только прочных знаний и умений биологической направленности, но и развитие творческой и инициативной личности, что отвечает запросом информационного общества. Именно поэтому в ФГОС были включены и другие результаты обучения (метапредметные и личностные), формирование которых является залогом успешного существования в современном обществе.
Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися способы деятельности, которые применимы как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Их достижение происходит как в рамках обучения географии, так и при освоении программы любого другого школьного предмета. Данные результаты призваны развивать у школьников не только интеллектуальные способности, но и творческие, а также помогают сформировать умения самообразования и самоконтроля. Метапредметные результаты в соответствии с ФГОС включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (далее — УУД). Межпредметные понятия - это общенаучные термины, применимые ко всем областям научного знания. Их структура и перечень в ФГОС не определены, однако усвоение обучающимися межпредметных понятий является обязательным условием освоения образовательной программы того или иного предмета. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы образовательной организацией в зависимости от условий материально-технической базы, квалификации кадрового состава, используемых методов работы и т. д. Примерами таких понятий могут служить: «вещество», «метод», «модель», «процесс», «диаграмма», «график» и т. п.
|
|
Более подробно в ФГОС изложены позиции, характеризующие формирование у обучающихся УУД - тех способов действия, которые школьник сможет применять не только в рамках учебного процесса на том или ином уроке, а, что более важно, в своей повседневной жизни, при решении тех или иных задач.
А. Г. Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академик РАО — выделил в многообразии УУД несколько групп: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Примером данной группы УУД являются: установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные УУД позволяют обучающимся правильно выстроить траекторию своей деятельности, спрогнозировать результат той или иной деятельности, разработать план действий, достигнув результата, организовать контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, т. е. данный тип УУД обеспечивает формирование у обучающихся умений правильно организовать свою деятельность.
|
|
Для развития регулятивных УУД на уроках биологии следует, например, акцентировать внимание обучающихся на том, что необходимо использовать для сравнения (или описания) живых организмов, каким образом его провести, по какому плану и т. п. Также следует постоянно предоставлять обучающимся возможность оценить свою деятельность, подумать над тем, где и почему были совершены ошибки, каким образом можно было бы их избежать, т. е. из урока в урок следует организовывать процесс рефлексии.
Коммуникативные УУД помогают обучающимся социализироваться, принимать во внимание позиции друг друга, вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении работы, строить продуктивное взаимодействие не только во время урока, но и при дружеском общении. Данная группа УУД активно формируется на таких уроках биологии, когда между обучающимися осуществляется работа в парах и группах. Примером такого урока может служить: «Многообразие представителей класса Однодольные растения», на котором обучающиеся делятся на группы, каждая из которых изучает то или иное семейство или представителей класса, а затем рассказывают своим одноклассникам особенности изученного, отвечают на их вопросы, решают проблемные вопросы и т. д.*
* Задание: придумать проблемный вопрос к данному уроку
Именно в подростковом возрасте, когда ведущим видом деятельности становится общение, формирование коммуникативных УУД осуществляется наиболее продуктивно.
Познавательные УУД способствуют развитию у обучающихся таких умений, с помощью которых они могут осуществлять поиск и отбор необходимой информации, устанавливать связи между объектами, процессами и явлениями, позволяют производить высшие мыслительные процессы: анализ и синтез. На уроках биологии данные УУД формируются в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебником, атласом-определителем, с географическими картами, гербариями и т.д. Примером заданий, направленных на формирование познавательных УУД, могут быть следующие: 1) с использованием текста учебника, географических карт, а также Интернет-ресурсов, покажите и обоснуйте особенности животного мира Австралии; 2) используя ресурсы Интернета, найдите убедительные доказательства теории эволюции; 3) выделите черты сходства и различия животной и растительной клетки.
Личностные результаты выражаются в формировании у обучающихся системы нравственных установок, ценностных ориентиров к самому себе, другим участникам образовательного процесса, а также к самому образовательному процессу, объектам познания и к своим результатам деятельности.
Помимо вышеназванных личностно-значимых качеств, интерес представляет формирование такого качества у школьников, как толерантность к ценностям других народов мира. Достигаются вышеописанные результаты в курсах 8 и 10–11 классов при изучении тем, связанных с происхождением человека и теорией эволюции, расовым составом и т.д.
Таким образом, цель современного биологического образования в школе - это не только овладение обучающимися знаний и умений предметного характера, но и приобретение ими метапредметных компетенций (через овладение и применение УУД и межпредметных понятий), а также воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном динамично изменяющемся мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре. А знания, умения, навыки – средства достижения этой цели.