Пути формирования педагогического мастерства

Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

1. Цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на воспитание личности школьника, современно образованной, социально активной, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающейся мобильностью, динамизмом, чувством ответственности за судьбу страны. Цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате и нестандартна по задачам в конкретных педагогических действиях.

2. Объект педагогического труда – человек. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:

а) Объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее, деятелем, который может по-разному относиться к педагогическому воздействию, так как воспринимает его через свой внутренний мир, свои установки.

б) Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно, требует постоянного творческого поиска.

в) Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности.

3. Субъект – тот, кто воздействует на воспитанника – педагог, родители, коллектив. Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования педагога.

4. Главные средства воспитания – различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение.

 

2. Педагогическое мастерство как система. Структура педагогического мастерства.

Педагогическая деятельность– это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений.

Педагогическое мастерство связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.

Критериями педагогического мастерства могут выступать:

– целесообразность педагогической деятельности (по направленности);

– продуктивность, определяемая по результату педагогической деятельности – уровню знаний, воспитанности школьников);

– оптимальность педагогической деятельности (в выборе средств), позволяющая добиться нужного результата с минимальными затратами времени, сил, средств;

– педагогическое творчество (по содержанию деятельности).

Важнейшим показателем педагогического мастерства должен быть высокий уровень образованности, воспитанности и самостоятельности школьников, их единство.

В структуре педагогического мастерства выделяют такие взаимосвязанные элементы:

а) Гуманистическая направленность личности учителя. Направленность личности учителя – это идеалы, интересы, ценностные ориентации, сквозь призму которых учитель подходит к своей работе и детям.

б) Профессиональные знания. Профессиональные знания – это фундамент становления педагогического мастерства. Содержание профессиональных знаний педагога составляют знания по преподаваемому предмету, методике его преподавания, знания в области возрастной, педагогической, общей психологии и педагогики.

в) Базовые педагогические способности. В психологии способностями называют такие психологические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способности к педагогической деятельности являются определяющей составной частью педагогического мастерства.

 

Гуманистическая направленность личности учителя.

Гуманистическая направленность личности учителя означает отношение к ребенку как к высшей ценности, признание его права на свободу и счастье, свободное развитие и проявление своих способностей. Свободно реализовать свои творческие возможности для себя и окружения человек может только при наличии веры в саму себя. Последняя укрепляется тогда, когда воспринимаются и оцениваются не только его положительные качества, а вся личность в целом, т.е. когда ее любят, уважают его достоинство, проявляют гуманность.

В то же время гуманизм не является абсолютизованим усепрощенням и покорностью относительно несовершенства человека. Педагог должен ставить перед воспитанником посильные и разумно сформулированные требования с целью его дальнейшего развития, то есть осуществлять педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

 

Пути формирования педагогического мастерства.

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Основная цель повышения квалификации преподавателей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед образовательным учреждением, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним из важных условий формирования профессионального мастерства преподавателя является хорошо организованная в образовательном учреждении система методической работы, как части системы непрерывного образования.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация преподавателей и мастеров производственного обучения проводится один раз в пять лет по личному заявлению преподавателя или мастера п/о. Аттестация даёт преподавателю дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве.

5. Инновационно-педагогическая деятельность, освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.

6. Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства преподавателя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества.

7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Участие в профессиональных конкурсах дает преподавателю возможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний — это своеобразный момент рефлексии. Преподаватель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: