Гостиничные и туристские комплексы

По определению ВТО, гостиница – это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум – заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.

Гостиницы обладают следующими признаками:

• состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое

руководство;

• предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается

ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;

• сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами,

имеющимся оборудованием и стандартами страны;

• не входят в категорию специализированных заведений;

• ориентированы на свой сегмент путешественников;

• могут быть независимыми или входить в специализированные объединения (цепи).

 

В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, в соответствии с которой они делятся на коллективные и индивидуальные.

Коллективные средства размещения в свою очередь делятся на предприятия гостиничного типа, специализированные средства размещения, прочие коллективные

средства размещения.

Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития.

Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а также конгресс -центрах.

Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилища, предназначенного для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т.д.

К индивидуальным средствам размещения, в свою очередь, относят:

- собственные жилища: (дача, коллективный сад).

- собственные жилища, арендуемые на основании очередности (time-share).

- арендуемые комнаты в семейных домах.

- жилища, арендуемые у частных лиц или агентов.

- размещение, предоставляемое бесплатно родственниками или знакомыми.

- прочие индивидуальное размещение.

 

Гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям. Наиболее употребляемые среди них уровень комфорта, вместимость номерного фонда, функциональное назначение, месторасположение, продолжительность работы, обеспечение питанием, продолжительность пребывания, уровень цен, форма собственности.

Рассмотрим следующие систему классификации по уровню комфорта:

Наиболее распространёнными системами классификации гостиниц по уровню комфорта считаются:

Европейская система (система звёзд).

Базируется на французской системе классификации, в основе которой лежит деление на категории звёздности (от одной до пяти). Используется данная система во Франции, России, Венгрии, Египте, Австралии.

Греческая система (система букв).

Все греческие гостиницы делятся на четыре категории: А, В, С, D. Гостиницы категории А соответствуют четырёхзвёздному уровню, В - трёхзвёздному, С – двухзвёздному. Гостиницам высшей категории присуждается категория «de Luxe».

Британская система (система корон).

Классификация гостиниц по месторасположению:

1) гостиницы, расположенные в черте города (в центре, на окраине). Центральными являются практически все гостиницы делового назначения, отели-люкс, гостиницы среднего класса;

2) гостиницы, расположенные на морском побережье. В данном случае очень важным является расстояние до моря (50, 100, 150,200, 250,300 м);

3) гостиницы, расположенные в горах. Обычно это небольшие гостиницы в живописной горной местности на туристском маршруте в наиболее удобном месте отдыха. Горная гостиница, как правило, располагает необходимым снаряжением для летнего и зимнего отдыха ее гостей, например, альпинистским и горнолыжным инвентарем, доступом к подъемникам.

4) гостиницы в окрестностях городов;

5) придорожные гостиницы;

6) гостиницы в аэропортах;

7) плавучие отели. К плавучим отелям относятся плавсредства, оборудованные под гостиницы на берегу озера, реки или моря.

 

По уровню, ассортименту и стоимости услуг:

отели «люкс» располагаются в центре города, предоставляя элитарные условия проживания и обслуживания за высокие цены. Количество номеров в таких отелях от 100 до 400;

отели высокого класса расположены в пределах городской черты, предоставляя широкий спектр услуг. Оснащён дорогой мебелью. Количество номеров в таких отелях от 400 до 2000;

отели среднего уровня ориентированы на широкого потребителя туристских услуг. Количество номеров может быть различным;

апарт-отель предлагает условия аналогичные меблированным комнатам. Ориентированы на туристов или бизнесменов, с длительным временем остановки в отеле. Количество номеров от 100 до 400;

отель экономического класса расположен в черте города, но не предоставляющий услуги питания, с достаточно хорошо оснащённым номерным фондом. Количество номеров от 10 до 150;

 

Вместимость гостиниц определяется количеством номеров или мест. В статистических данных часто приводят оба эти параметра.

По вместимости номерного фонда гостиничные предприятия обычно разделяются на

четыре категории:

- малые (до 100-150 номеров);

- средние (от 100 до 300-400 номеров);

- большие (от 300 до 600-1000 номеров);

- гиганты (более 1000 номеров).

Классификация отелей по размерам позволяет сравнивать результаты производственной деятельности однотипных отелей. Кроме того, размер гостиницы свидетельствует, как правило, о полноте и качестве сервиса (объеме и качестве дополнительных услуг), а также косвенно характеризует другие параметры.

Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначению. Здесь

различают следующие гостиницы:

1) целевые гостиницы, которые включают:

- гостиницы делового назначения - гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность (бизнес, коммерция, встречи, совещания, симпозиумы, конференции, конгрессы, обмен опытом, обучение, профессиональные выставки, презентации продукции и т.п.). К этой категории относятся бизнес-отели (коммерческие отели), конгресс-отели, конгресс-центры, профессиональные клуб-отели и ведомственные отели;

- гостиницы для отдыха - гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых являются отдых (пассивный, активный, комбинированный) и лечение (профилактическое, восстановительное). К этой категории относятся: курортные

гостиницы, пансионаты и дома отдыха (для стационарного пассивного отдыха), туристско-экскурсионные гостиницы (туркомплексы), туристско-спортивные гостиницы

(туркомплексы), казино-отели (гостиницы для любителей азартных игр), специализированные (с системой технического обслуживания личных транспортных средств туристов, мобильные, самообслуживания);

2) транзитные гостиницы, осуществляющие обслуживание туристов в условиях кратковременной остановки. Такие гостиничные предприятия располагаются на авиатрассах (гостиницы при аэропортах), на автотрассах (мотели), на железнодорожных

трассах (привокзальные), на водных трассах (отели, расположенные вблизи портов);

3) гостиницы для постоянного проживания.

 

Классификация гостиниц по уровню цен на номера:

1) бюджетные;

2) экономичные;

3) средние;

4) первоклассные;

5) апартаментные;

6) фешенебельные.

В зависимости от этажности здания гостиницы:

Высотные здания (более 40 этажей);

Многоэтажные здания:

- 1 категории (10-16 этажей);

- 2 категории (17-25 этажей);

- 3 категории (26-40 этажей);

Повышенной этажности (9-5 этажей);

Средней этажности (3-5 этажей);

Малоэтажные (1-2 этажа).

По продолжительности функционирования в течение года:

работающие круглогодично. Данный тип гостиниц имеет достаточно широкий ассортимент услуг и высокий уровень комфорта. Здесь предполагается наличие развитой сети предприятий питания (баров, ресторанов, кафе), помещений для реализации культурно-развлекательной программы (кинозалы, конференц-залы, залы игровых автоматов, танцевальные залы), площадки для занятия спортом. Набор подобных услуг увеличивает возможность эксплуатации гостиницы в межсезонье.

работающие в определённый сезон. Гостиницы подобного типа строят без отопления с ограниченным набором предоставляемых услуг.

 По формам собственности и организации управления:

Кондоминиумы;

Кондоминиумы - гостиничные комплексы, помещения и номерной фонд в которых продан индивидуальным владельцам, проживающим или сдающим в аренду эти помещения отдыхающим.

Таймшерные гостиницы.

Отличаются таймшерные отели тем, что выкупается не номерной фонд, а долгосрочное право на отдых в отеле или в цепи отелей.

Индивидуалы покупают право владения частью помещения на какой-то срок (от одной до двух недель в год). Так как помещение функционирует в основном как отель, то путешественники, арендующие помещения, могут и не осознавать, что это в действительности часть таймшерного отеля. Эти отели становятся особенно популярными в курортных зонах. Владельцы часто не могут себе позволить совладение отелем в течение всего года, поэтому являются таковыми лишь несколько недель в году.

 Помещения в отелях-кондоминиумах могут передаваться во владение лишь одному хозяину. В то время как у таймшерного отеля может быть несколько владельцев. В отеле-кондоминиуме владелец сообщает управляющей компании, на какое время он хочет владеть частью помещения.

 Таймшерные владельцы и владельцы отелей-кондоминиумов получают доход от аренды помещения и платят управляющей компании за рекламную деятельность, аренду, муниципальные предприятия, являющиеся собственностью города;

акционерные общества;

совместные предприятия с участием иностранного капитала;

ведомственные гостиницы;

частные;

гостиницы, принадлежащие общественным организациям.

В мировой гостиничной индустрии различают следующие разновидности гостиниц по характеру взаимоотношений между владельцем (предпринимателем, собственником) гостиницы (группой гостиниц) и управленческим звеном гостиницы.

1. Независимые гостиницы, находящиеся во владении, распоряжении и пользовании владельца:

а) управляемые самим владельцем;

б) управляемые с помощью нанимаемых специалистов-менеджеров или нанимаемой (по договору) специализированной управленческой компанией, в том числе имеющей собственный торговый знак или знак обслуживания; причем последнее не влечет за собой изменения статуса гостиницы как независимой по отношению к другим субъектам рыночных отношений.

2. Гостиницы, входящие в гостиничные цепи (объединения)

Гостиницы, входящие в гостиничные цепи (объединения), которые в зависимости от условий вхождения в эти объединения различаются следующим образом:

1. Гостиницы, являющиеся полноправными членами цепей, объединенных общей собственностью владельцев, осуществляющих коллективный бизнес, и гостиницы, управляемые администрацией цепи – представителями собственников. Руководство (администрация) цепи несет полную ответственность за исход бизнеса и управления и соответственно имеет полное право на получение прибыли.

2. Гостиницы, являющиеся ассоциированными (присоединившимися) членами цепи, принимающими участие в бизнесе на основе договора франшизы (франшизные члены цепи). Франшизная гостиница может управляться самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны администрации цепи. В договоре франшизы администрация цепи (франчайзодатель) предоставляет франшизной гостинице (франчайзополучателю) право на использование символа (марки), ноу -хау и системных структур цепи (в организации деятельности, управлении, обучении персонала, снабжении и т. д.), а франшизная гостиница обязана оплатить эти права путем первоначального взноса за франчайзинг (стоимость покупки франчайзинга) и периодических платежей (вознаграждений за франчайзинг).

3. Гостиницы, входящие в объединение гостиниц на условиях контрактного управления ими (их собственностью) со стороны профессиональной гостиничной компании (гостиничного оператора), получающей «операционное» вознаграждение за эту деятельность от владельца.

Такие операторные (или контрактные) цепи имеют три основные разновидности по взаимоотношению между владельцем (собственником) и оператором, которое оговаривается вконтракте на управление:

а) владелец передает оператору полное право на управление собственностью и отказывается полностью от вмешательства в процесс управления, получая лишь итоговый чистый доход от гостиничной деятельности; оператор при этом несет ответственность за финансовые и операционные риски в своей деятельности;

б) владелец оставляет за собой право вмешательства в процесс управления путем контроля за деятельностью, но при этом производя все операционные расходы по управлению и оплату всех операционных и финансовых рисков, вытекающих из его права собственности; оператор, однако, тоже несет некоторую долю ответственности за исход своей деятельности в той части, которая оговаривается в контракте;

в) владелец достаточно плотно контролирует деятельность управляющей компании (оператора), но при этом освобождает ее полностью от ответственности за исход гостиничного бизнеса, за исключением умышленных случаев и случаев грубой неосторожности.

3. Гостиницы, входящие в ассоциации независимых гостиниц.

3.1. Гостиницы, входящие в ассоциации с целью увеличения прибыли и коммерческих возможностей. Например, ассоциации «взаимного информирования», объединяющие гостиницы с целью перераспределения по членам ассоциации избытка туристов (клиентов), периодически возникающего у того или иного члена ассоциации. В итоге такого подхода средний по времени коэффициент загрузки гостиниц и их доход возрастают. Гостиницы ассоциации, сохраняя полную независимость во всем, включая коммерческие операции и маркетинговую политику, часто имеют единый товарный знак и за участие в ассоциации платят взносы (вступительный, за товарный знак, ежемесячные за рекламу и систему бронирования - информирования).

3.2. Гостиницы, входящие в ассоциации (добровольные союзы предпринимателей в сфере гостеприимства), не преследующие цели извлечения дополнительной прибыли, а создаваемые для оказания помощи членам ассоциации в таких вопросах, как взаимоотношения с правительственными органами, консультации по юридическим вопросам и бухгалтерскому учету, по кадровым вопросам и образованию, по распространению положительного опыта в управлении и по информационному обслуживанию (союзы, общества, профессиональные клубы, советы, содружества, федерации, торговые ассоциации и т. д.).

 

классификация отелей в России

тонкости российского размещения: типы номеров и питания

Виды гостиниц

гостиница, отель - средство размещения, представляющее собой имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения и иное имущество, в котором предоставляются услуги размещения и, как правило, услуги питания, имеющее службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг;

курортный отель, санаторий, база отдыха, туристская база, центр отдыха, туристская деревня (деревня отдыха), дом отдыха, пансионат и другие аналогичные средства размещения, которые расположены в местности, обладающей в том числе природными лечебными ресурсами (минеральные воды, грязи, климат и другие), оказывают на собственной базе в качестве дополнительных услуг услуги оздоровительного характера с использованием указанных природных ресурсов и имеют возможности и соответствующее оборудование для организации занятий спортом и развлечений;

г) апартотель - вид гостиниц, номерной фонд которых состоит исключительно из номеров категорий "студия" и "апартамент"; д) мотель - вид гостиниц с автостоянкой, предоставляющих гостиничные и иные сопутствующие услуги для размещения автомобилистов; е) комплекс апартаментов - вид гостиниц, номерной фонд которых состоит из номеров различных категорий с кухонным оборудованием и полным санузлом;

ж) акватель - вид гостиниц, находящихся в переоборудованных стационарных плавучих транспортных средствах, находящихся на воде, но изъятых из эксплуатации;

з) хостел - вид гостиниц, включающих в себя многоместные номера, но не более 12 мест в одном номере, помещения для совместного использования гостями (гостиные, холлы, комнаты для завтраков и т.п.), общая суммарная площадь которых составляет не менее 25 процентов общей суммарной площади номеров, санитарные объекты, расположенные, как правило, за пределами номера, и предоставляющих услуги питания с ограниченным выбором блюд и (или) кухонное оборудование, а также по возможности дополнительные услуги;

и) фермерский гостевой дом (комнаты) - вид гостиниц, расположенных в сельской местности, предоставляющих услуги размещения и питания в основном из продуктов, производимых в крестьянско-фермерском хозяйстве; к) горный приют, дом охотника, дом рыбака, шале, бунгало - изолированные дома с кухонным оборудованием, находящиеся в горной местности, в лесу, на берегу водоема.

Постановление от 16 февраля 2019 года №158. Основная цель классификации гостиниц – предоставление потребителям необходимой и достоверной информации о соответствии гостиниц установленной системе классификации. Гостиницы будут классифицироваться по системе, в которой предусмотрено шесть категорий: «пять звёзд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звёзд». Введение обязательной классификации гостиниц будет способствовать увеличению туристского потока и развитию внутреннего и въездного туризма за счёт повышения конкурентоспособности гостиничных услуг и привлекательности гостиниц.

Категория номеров гостиниц

Категория "сюит" номер в гостинице общей площадью не менее 75 кв. м, состоящий из 3 и более жилых комнат (гостиной/столовой, кабинета и спальни) с 2-спальной кроватью размером 200 × 200 см и дополнительным гостевым туалетом

Категория "апартамент" номер в гостинице общей площадью не менее 40 кв. м, состоящий из 2 и более комнат (гостиной/столовой/и спальни), с 2-спальной кроватью размером 200 × 200 см, с мини-кухней (панель электроплиты/микроволновая печь, вытяжка, чайник, посудомойка/раковина для мытья посуды, комплект посуды, холодильник/минихолодильник)

Категория "люкс" номер в гостинице общей площадью не менее 35 кв. м, состоящий из 2 жилых комнат (гостиной и спальни), рассчитанный на проживание одного/двух человек

Категория "джуниор сюит" 1-комнатный номер в гостинице общей площадью не менее 25 кв. м, рассчитанный на проживание одного/двух человек с планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной/столовой/кабинета

Категория "студия" 1-комнатный номер в гостинице общей площадью не менее 25 кв. м, рассчитанный на проживание одного/двух человек с мини-кухней (панель электроплиты/микроволновая печь, вытяжка, чайник, посудомойка/раковина для мытья посуды, комплект посуды, холодильник/мини-холодильник)

Первая категория (стандарт) номер в гостинице, состоящий из 1 жилой комнаты с одной/двумя кроватями, с полным санузлом (ванна/душ, умывальник, унитаз), рассчитанный на проживание одного/двух человек (минимальная площадь указана в приложении № 1 к Положению*)

Виды номеров

Standard – обозначают однокомнатные номера.

1 BDRM или 2 BDRM –указывают на апартаменты с 1 или 2 спальнями.

Balconyroom – это номер с балконом.

APTS (apartments) – определяют номера, напоминающие квартиры с несколькими комнатами и кухней.

BG(bungallow) – отдельно расположенная постройка с одной комнатой.

Cabana является подобием бунгало, находящимся на пляже или вблизи бассейна. Имеет комнату, оборудованную под спальню.

DELUXE и DPL(duplex) – это номера высокой комфортности. При этом DPL имеет два этажа.

Family room – номер для семьи с 1 или 2 комнатами.

Honeymoonroom – номер для молодоженов

Studio – номер с одной комнатой или дополненный небольшой кухней.

Superior – имеет одну комнату большей площади, чем стандартный.

Suite, SuiteExecutive, JuniorSuite, MiniSuite, SeniorSuite – номера более высокой комфортности, но каждый со своими особенностями.

SGL – одноместный номер.

DBL – двухместный номер, имеющий одну двуспальную кровать.

TWIN – номер на 2 места с двумя односпальными кроватями.

EB(EXB – extra bed) – наличие дополнительной кровати в номере.

TRPL(tripl) – трехместный номер.

QDPL – четырех местный номер.

CHL – возможно проживание ребенка 2-14 лет с дополнительной оплатой. При этом отель может установить определенную льготу по возрасту.

ADL – дополнительное место для взрослого от 14 лет.

INF(infant) – проживание ребенка менее 2х летнего возраста.

Номера в отелях также классифицируются в зависимости от вида из окна:

BV (Beach viev) – на пляж.

OC (Ocean view) – на океан.

PV (Pool view) – на бассейн.

LV(Land viev) – на окрестности.

CV (City view) – на город.

DV (Dune view) – на песок.

GV (Garden view) – на сад.

MV (Mountain view) – на горы.

ROH (run of the house) – тип номера и вид не уточняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: