План-конспект урока
Дисциплина «Методика обучения естествознанию (Природоведение, Биология»
Тема: «Состав крови»
Группа З-С(Д)О-16
Выполнила Лыпкань Ольга Васильевна
Симферополь, 2020
Предмет: Биология
Класс: 9
Тема урока: Состав крови
Цель урока: Формировать представление о составе крови.
Задачи урока:
· образовательные – познакомить с видами клеток крови, дать понятие о человеке-доноре.
· коррекционно-развивающие – развивать аналитико-синтетическую функцию мышления посредством выполнения заданий по составлению слов из частей слова, полному заполнению таблицы заполненной фрагментарно.
· воспитательные – воспитывать интерес к предмету биология, объективное отношение к собственному здоровью.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: таблица клеток крови, иллюстрации виды клеток (на доску), карточки для закрепления, карточки с новыми словами.
Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность ученика | ||||||||||||||||
Организационный момент | 1-2 мин | Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в журнале. - Ребята, проверьте на своём столе задания, ручку, учебник. | Рапорт дежурного. Оценивают готовность к уроку, | ||||||||||||||||
Повторение пройденного материала | 5-7 мин | Упражнение на сосредоточение внимания: В неправильном порядке написаны слова: кровообращение, кровь, иммунитет, кислород, органы, ткани. Проверка домашнего задания. - Начнем урок с проверки д/з. на дом было задано прочитать тему: Кровь. Значение крови. -Что такое кровь? - Вспомните значения крови? - Что такое иммунитет? | Называют тему прошлого урока. Ответы на вопросы | ||||||||||||||||
Актуализация знаний, объявление новой темы | 1-2 мин | -Сегодня на уроке мы продолжим изучать кровеносную систему человека. Мы узнаем, из каких клеток состоит кровь человека. | Называют тему урока. Записывают число и тему урока в рабочую тетрадь. | ||||||||||||||||
Изучение нового материала | 10-15 мин | - Мы с вами знаем, что кровь – это соединительная ткань красного цвета. Кровь состоит из плазмы и клеток крови: эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. (вывешиваю названия на доску). Посмотрите, как они выглядят (работа с таблицей и рисунками) Эритроциты –красны кровяные клетки. В их состав входит гемоглобин. При помощи гемоглобина кислород переносится к органам и тканям. Гемоглобин придает крови красный цвет. Эритроциты переносят кислород ко всем органам и тканям. Тромбоциты – кровяные пластинки, которые учувствуют в свертывании крови. При свертывании крови, образуется сгусток (тромб), закрывающий отверстие в поврежденном сосуде. Таким образом, кровотечение останавливается. Если бы кровь не останавливалась, человек бы умер от потери крови. Лейкоциты – бесцветные кровяные клетки. Защищают организм от различных бактерий, уничтожают погибшие клетки. Число лейкоцитов в организме человека увеличивается при воспалительных процессах, инфекционных заболеваниях. - Как вы думаете, почему? -Итак, мы выяснили, что кровь состоит из плазмы и клеток крови: эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Бывают такие травмы, при которых человек теряет большое количество крови. Как вы думаете, можно ли спасти его? - Можно, нужно восстановить количество крови с помощь переливания крови. Через капельницу человеку вливают нужную кровь. -Давайте узнаем подробнее, прочитав в учебнике на стр.70 следующий абзац. -Хорошо. - Сколько групп крови существует у человека? - Для чего нужно знать группу крови человека? - Как называется человек, который отдает свою кровь другому? (ДОНОР) Обратите внимание на правописание этого слова (на доске табличка) | Слушают сообщение учителя Работа с учебником, ответы на вопросы | ||||||||||||||||
Физкультминутка | 1-2 мин | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Дети выполняют упражнения | ||||||||||||||||
Первичное закрепление материала | 5-7 мин | Раздаются карточки, задание: Окончите заполнение таблицы.
| Учащиеся заполняют таблицу | ||||||||||||||||
Подведение итогов урока | 3-4 мин | - Что нового узнали на уроке? - Какую функцию выполняют: Эритроциты? Тромбоциты? Лейкоциты? - Кого называют донором? - Для чего донор отдает свою кровь? | Дают ответы. Слушают подведение итогов за урок. | ||||||||||||||||
Домашнее задание | 1-2 мин | Параграф 19, стр. 69 прочитать, ответить на вопросы после параграфа. Выставление оценок. | Записывают домашнее задание. |
№ п/п | Название клетки | Описание и значение |
1 | Эритроциты | Это клетки _________________ цвета. Они переносят _________________ко всем органам и тканям. |
2 | Это ______________________ пластинки. Они участвуют в свертывании крови. При свертывании крови образуется сгусток ___________________, он __________________________ отверстие в поврежденном сосуде. | |
3. | Лейкоциты | Это ____________________________ клетки. Они защищают организм от вредных ___________________, уничтожают ______________________клетки. |
ЭРИТРОЦИТЫ |
ТРОМБОЦИТЫ |
ЛЕЙКОЦИТЫ |
ДОНОР |