Конспект занятия
(подготовительный этап, ринолалия)
Вид занятия: индивидуальное.
Цель занятия: осуществлять подготовительную работу по развитию произносительной стороны речи.
Обучающие задачи:
-знакомство с механизмом дорсальной, альвеолярной и латеральной позиции языка.
Развивающие задачи:
- развитие снятие напряженности мышц лица;
- развитие моторики артикуляционного аппарата;
- развитие нужных артикуляционных движений для денного артикуляционного уклада (комплекс специальной артикуляционной гимнастики);
- развитие силы голоса и длительного плавного выдоха;
- развитие фонематического слуха.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к содержанию занятия;
- воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
Коррекционные задачи:
- устранение назального оттенка;
- преодоление речевого негативизма.
Оборудование:
- для формирования речевого дыхания (картинка «Тарелки с мухами», «Фокусник» кусочек ваты);
|
|
- для развития силы голоса («Горки»);
- для развития тембра голоса (пальчиковый театр: медведь, колобок);
1.Орг. момент
Здравствуй! Сегодня ты будешь работать старательно!
2. Массаж
Массаж лица
Движение активно-поглаживающие, вибрирующие и постукивающие организуется в следующем алгоритме (каждое движение выполняется по 3 раза):
- в области лба от периферии к центру;
- движение от переносицы к вискам;
- движение от уголков губ к вискам;
- движение от середины подбородка к вискам;
-массаж круговой мышцы рта с захватом подбородка.
Массаж органов артикуляции
а) массаж губ
1. Поглаживание носогубных складок, двигаясь от углов губ к крыльям носа.
2. Захватывание большим и указательным пальцами кожу вокруг губ и осуществление приёма пощипывания.
3. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами по верхней, а затем нижней губе.
б) массаж языка (логопед на индивидуальном занятии)
1. Большим и указательным пальцами осуществляется пощипывающие движения по краю языка.
2. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифлёной поверхностью ручки, зубной щётки).
3. производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10-15 с. на нижние зубы ребёнка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.
в) массаж мягкого неба
Ребёнок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях.(От твёрдого к мягкому небу, можно зондовый массаж)
|
|
3. Артикуляционная гимнастика
Активная гимнастика для мышц губ
Статические
Хоботок (пьём горячий чай)
Вытягивание губ вперёд «хоботок» удерживаем под счёт до 5. Повтори три-четыре раза.
Бублик
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны удерживаем под счёт до 5. Повтори три-четыре раза.
Динамические
Лягушка - слоник
Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».
Вращательные движения губ собранных в хоботок.
Поочерёдное оскаливание зубов, чередованием, затем глубокий оскал.
Активная гимнастика для мышц языка
Статические
Чашечка
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до 5-10. Повтори три-четыре раза.
Парус (чашечка в шкафу)
Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].
Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5.
Язык поднят кверху.
Динамические
Вкусное варенье
Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.
Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.
Движения языка сверху вниз по верхней губе.
Чистим зубки 2
Цель: для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка.
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Рот открою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние - смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Активная гимнастика для мышц нижней челюсти
Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления
(взрослый держит руку под челюстью ребенка).
Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
Активная гимнастика для мягкого нёба, задней стенки глотки
Позевывать – это движение имитируется ребёнком вслед за логопедом.
Многократно произносить гласные а, э на твёрдой атаке голоса
(громко, резко).
Комплекс упражнений для голосовых складок
- плавное опускание головы вниз;
- плавное отведение головы назад;
- повороты головы в стороны;
- круговые движения головы.
4. Развитие дыхания
Развитие диафрагмального дыхания
Из положения сидя.
Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.
Упражнение «Бегемотики»
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается,
То животик опускается.
"Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.
|
|
Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.
Формирование целенаправленного ротового выдоха
Перед ребенком ставится игровая задача: помочь котёнку сдуть всех мух с тарелок. Для этого необходимо произвести ротовой выдох. Работа с этим упражнением возможна в двух режимах: с множественными объектами и с отдельными объектами. В работе с множественными объектами отрабатывается длительный и плавный ротовой выдох – мухи сдуваются со всех тарелок сразу. В режиме работы с отдельными объектами отрабатывается резкий и короткий выдох – муха сдуваются с каждой тарелке отдельно. Если задание выполнено верно, то котёнок дает положительную оценку деятельности ребенка, если нет – ободряющую.
Формирование дифференцированного выдоха
Вдох носом, выдох ртом
Забор воздуха в рот и выпускание его попеременно то через рот, то через нос.
5. Развитие голоса
Упражнение на развитие силы голоса
«Горки»
1. Скатываясь с каждой горки (проводя пальчиком), произноси: А-НН, А-НН, А-НН. Теперь повторяй слоги ОН, УН, ИН.
2. Теперь надо «затянуть» санки на горку. «Тяни» санки вверх (веди пальчиком) и медленно произноси: ННА, ННА, ННА, затем ННЫ, ННЫ, ННЫ.
Упражнение на развитие высоты голоса 1(гаммы)
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
Работа над тембром голоса
Отрывок из русской народной сказки «Колобок».
Пальчиковый театр.
Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок я тебя съем!». «Не ешь меня я тебе песенку спою».
Работа над интонацией
Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «МАМА»!
Устранение назального оттенка
Подносим зеркало к носу и произносим [а].
Дуем на чай и произносим гласные Е-И, Е-И,Е-И,Е-И. Удерживанием кончика языка у нижних резцов.
|
|
Оценка деятельности детей
Молодец! Ты сегодня хорошо поработал. Спасибо!