По формированию звукопроизношения и фонематического слуха

Конспект занятия

(подготовительный этап, ринолалия)

Вид занятия: индивидуальное.

Цель занятия: осуществлять подготовительную работу по развитию произносительной стороны речи.

Обучающие задачи:

-знакомство с механизмом дорсальной, альвеолярной и латеральной позиции языка.

Развивающие задачи:

- развитие снятие напряженности мышц лица;

- развитие моторики артикуляционного аппарата;

- развитие нужных артикуляционных движений для денного артикуляционного уклада (комплекс специальной артикуляционной гимнастики);

- развитие силы голоса и длительного плавного выдоха;

- развитие фонематического слуха.

Воспитательные задачи:

- воспитание интереса к содержанию занятия;

- воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.

Коррекционные задачи:

- устранение назального оттенка;

- преодоление речевого негативизма.

Оборудование:

- для формирования речевого дыхания (картинка «Тарелки с мухами», «Фокусник» кусочек ваты);

- для развития силы голоса («Горки»);

- для развития тембра голоса (пальчиковый театр: медведь, колобок);

1.Орг. момент

Здравствуй! Сегодня ты будешь работать старательно!

2. Массаж

Массаж лица

Движение активно-поглаживающие, вибрирующие и постукивающие организуется в следующем алгоритме (каждое движение выполняется по 3 раза):

- в области лба от периферии к центру;

- движение от переносицы к вискам;

- движение от уголков губ к вискам;

- движение от середины подбородка к вискам;

-массаж круговой мышцы рта с захватом подбородка.

Массаж органов артикуляции

а) массаж губ

1. Поглаживание носогубных складок, двигаясь от углов губ к крыльям носа.

2. Захватывание большим и указательным пальцами кожу вокруг губ и осуществление приёма пощипывания.

3. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами по верхней, а затем нижней губе.

б) массаж языка (логопед на индивидуальном занятии)

1. Большим и указательным пальцами осуществляется пощипывающие движения по краю языка.

2. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифлёной поверхностью ручки, зубной щётки).

3. производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10-15 с. на нижние зубы ребёнка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

в) массаж мягкого неба

Ребёнок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях.(От твёрдого к мягкому небу, можно зондовый массаж)

3. Артикуляционная гимнастика

Активная гимнастика для мышц губ

Статические

Хоботок (пьём горячий чай)

Вытягивание губ вперёд «хоботок» удерживаем под счёт до 5. Повтори три-четыре раза.

Бублик

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны удерживаем под счёт до 5. Повтори три-четыре раза.

Динамические

Лягушка - слоник

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».

Вращательные движения губ собранных в хоботок.

Поочерёдное оскаливание зубов, чередованием, затем глубокий оскал.

Активная гимнастика для мышц языка

Статические

Чашечка

Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до 5-10. Повтори три-четыре раза.

Парус (чашечка в шкафу)

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5.

Язык поднят кверху.

Динамические

Вкусное варенье

Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.

Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Чистим зубки 2

Цель: для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка.

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот открою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Активная гимнастика для мышц нижней челюсти

Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления

(взрослый держит руку под челюстью ребенка).

Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

Активная гимнастика для мягкого нёба, задней стенки глотки

Позевывать – это движение имитируется ребёнком вслед за логопедом.

Многократно произносить гласные а, э на твёрдой атаке голоса

(громко, резко).

Комплекс упражнений для голосовых складок

- плавное опускание головы вниз;

- плавное отведение головы назад;

- повороты головы в стороны;

- круговые движения головы.

4. Развитие дыхания

Развитие диафрагмального дыхания

Из положения сидя.

Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

Упражнение «Бегемотики»

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

"Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Формирование целенаправленного ротового выдоха

Перед ребенком ставится игровая задача: помочь котёнку сдуть всех мух с тарелок. Для этого необходимо произвести ротовой выдох. Работа с этим упражнением возможна в двух режимах: с множественными объектами и с отдельными объектами. В работе с множественными объектами отрабатывается длительный и плавный ротовой выдох – мухи сдуваются со всех тарелок сразу. В режиме работы с отдельными объектами отрабатывается резкий и короткий выдох – муха сдуваются с каждой тарелке отдельно. Если задание выполнено верно, то котёнок дает положительную оценку деятельности ребенка, если нет – ободряющую.

Формирование дифференцированного выдоха

Вдох носом, выдох ртом

Забор воздуха в рот и выпускание его попеременно то через рот, то через нос.

5. Развитие голоса

Упражнение на развитие силы голоса

«Горки»

1. Скатываясь с каждой горки (проводя пальчиком), произноси: А-НН, А-НН, А-НН. Теперь повторяй слоги ОН, УН, ИН.

2. Теперь надо «затянуть» санки на горку. «Тяни» санки вверх (веди пальчиком) и медленно произноси: ННА, ННА, ННА, затем ННЫ, ННЫ, ННЫ.

Упражнение на развитие высоты голоса 1(гаммы)

 

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Работа над тембром голоса

Отрывок из русской народной сказки «Колобок».

Пальчиковый театр.

Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок я тебя съем!». «Не ешь меня я тебе песенку спою».

Работа над интонацией

 

Мама! Так тебя люблю,

 

Что не знаю прямо!

 

Я большому кораблю

 

Дам названье «МАМА»!

Устранение назального оттенка

Подносим зеркало к носу и произносим [а].

Дуем на чай и произносим гласные Е-И, Е-И,Е-И,Е-И. Удерживанием кончика языка у нижних резцов.

Оценка деятельности детей

Молодец! Ты сегодня хорошо поработал. Спасибо!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: