КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности 49.02.01 Физическая культура
Междисциплинарный курс
Методика обучения предмету «Физическая культура»
Работа рекомендована к защите Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» «» 2020г. /___________/ Допустить к защите Нормоконтролёр Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» «» 2020г. /___________/ Заместитель директора (учебная работа) /__________/ С.Г. Поликарпова Приказ от «» _ 2020г. № | Выполнил Решетников Павел Александрович студентка 3 курса, очная форма обучения, группа Ф 1742 Работа завершена «» 2020г. /___________/ Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» Работа проверена «» 2020г. /___________/ Курсовая работа защищена «» 2020г. Оценка Секретарь аттестационной комиссии |
|
|
2020 г.
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1 Теоретические и методические основы развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений с предметами на уроках физической культуры | 8 |
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста | 8 |
1.2 Характеристика координационных способностей | 12 |
1.3 Методика развития координационных способностей | 14 |
1.4 Характеристика упражнений с предметами | 21 |
2 Применение комплексов упражнений с предметами развития координационных способностей у учащихся 5 класса на уроках физической культуры | 27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 32 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 33 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А | 36 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б | 37 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ Г | 39 41 |
В общеобразовательной школе сложилась определенная система применения физических упражнений с целью разностороннего активного воздействия на организм учащихся. Она состоит в целенаправленном, организованном использовании занятий по физической культуре, подвижных игр, утренней гимнастики, а также в широком применении физкультурных упражнений на учебных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности школьников.
Большинством авторов высказывается мысль, что координационные способности не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство и поэтому поддаются упражнению, и можно добиться значительного повышения их уровня развития. Проблемы развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры заключается в недостаточном разнообразии использования упражнений с предметами и в отсутствии диагностики их развития.
|
|
В настоящее время опубликован целый ряд исследований, в которых рассматриваются вопросы оптимизации процесса физического воспитания детей и повышения эффективности его содержания через применение широкого арсенала средств и вариативных, инновационных форм занятий (Т.Ю. Логвинова, Л.А. Венгер, М.А. Васильева и другие).
Применение комплексов упражнений для развития координации движения у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры исследовались ведущими советскими и российскими учеными: А.А. Ажищенко, Ю.А. Андрианов, В.Г. Арефьев, С.А. Байбуртская В.Н. Болобан, В.В. Валынко, С.В. Варданян, М.А. Годик, С.В. Дмитриев, А.Г. и другие.
В программе учебного предмета «Физическая культура» упражнения с предметами включены во все разделы программы по физической культуре. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от класса к классу за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.
Упражнениям с предметами отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки. Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч, скакалку, обруч [15, с.147].
В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, упражнения с предметом, в частности с мячом, также занимают значительное место. Особая роль отводится этим упражнения и в работах В.В. Гориневского, Е.А. Аркина. Ребенок, играя, выполняет разнообразные движения с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти упражнения развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга.
В настоящее время возникают и развиваются новые направления содержания работы, по внедрению комплексов упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры разрабатываются и внедряются новые педагогические технологии реализации этого содержания в воспитательном процессе, что еще раз подтверждает актуальность темы исследования.
Успехи в освоении упражнений с предметами, как правило, обусловлены уровнем развития их двигательных способностей. Поэтому сохраняет актуальность в поиске возможностей применения упражнений в качестве средств развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Таким образом, актуальность развития координационных способностей возраста у учащихся среднего школьного возраста обуславливается:
‒ во-первых, потребностью государства в гражданах всесторонне развитых, в том числе и физическом отношении;
‒ во-вторых, тем что, школьный возраст является сенситивным периодом как психического, так и физического развития человека;
‒ в-третьих, взаимосвязью психического и физического развития.
Поэтому проблемой научного исследования данной курсовой работы является поиск наиболее эффективных упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
|
|
Предмет исследования: применение упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Гипотеза: если на основе теоретических исследований и результатов диагностики подобрать и включить в содержание уроков физической культуры упражнения с предметами, то это будет способствовать развитию координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста.
Цель: теоретически обосновать и практически доказать влияние упражнений с предметами на развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
- проанализировать и обобщить воспитание координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений с предметами на уроках физической культуры;
- изучить возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста;
- подобрать упражнения с предметами для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры;
- проверить результативность использованных упражнений с предметами для воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры;
- провести сравнительный анализ результатов начального и контрольного тестирования;
- обобщить итоги исследования, сформулировать вывод.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования:
‒ теоретические:
а) анализ теоретических и методических аспектов развития координационных способностей; изучение возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста и особенностей упражнений с предметами;
б) синтез для формулировки выводов на теоретическом уровне;
‒ эмпирические:
а) тестирование для определения уровня развития координационных способностей у учащихся средних классов;
б) моделирование для последующего составления комплексов упражнений с предметами;
|
|
в) оценка уровня развития координационных способностей учащихся среднего школьного возраста.
Этапы работы:
‒ изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
‒ составление плана практического исследования;
‒ реализация содержания практического исследования;
‒ формулирование и обобщение выводов.
Структура курсовой работы включает: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.
В первой главе раскрыты теоретические и методические основы развития координационных способностей на уроках физической культуры и возрастные особенности у учащихся среднего школьного возраста; особенности упражнений с предметами.
Вторая глава курсовой работы посвящена практическому исследованию использованию упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Изучено 30 источников специальной учебно-методической литературы по теме исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём сделана попытка теоретически обобщить использование и практически проверить результативность применения упражнений для развития координационных способностей у учащихся средних классов на уроках физической культуры.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования студентами на педагогической практике разработанных комплексов упражнений с предметами для развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
1 Теоретические и методические основы развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста при выполнении упражнений с предметами на уроках физической культуры
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
При организации и проведении уроков физической культуры с учащимися среднего школьного возраста учитель физической культуры должен знать возрастные особенности занимающихся.
Такие ученые, как М.М. Безруких А.С. Белкин считают, что средний школьный возраст (11-15 лет), является подростковым периодом в котором продолжается созревание различных органов и систем. Существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции: созревают отдельные звенья сердечно-сосудистой, дыхательной систем, эндокринные органы. Затем в этом периоде отчетливо проявляются признаки неравномерности роста частей организма.
В данном возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков.
Е.И. Гогунов и Б.И. Мартьянов указывают на существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Индивидуальные особенности его темпа приводят к возникновению значительной неоднородности контингента учащихся 5-9 классов. Таким образом, в подростковом возрасте особую актуальность приобретает проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
В этом школьном возрасте на занятиях основной гимнастикой продолжается дальнейшее физическое развитие и укрепление растущего организма детей, воспитываются морально-волевые качества, более детально изучаются основные двигательные навыки, а также умения оценивать свои движения во времени, пространстве и по степени мышечных усилий [31,с.193].
Дети до 12 лет (мальчики) и 11 лет (девочки) по возрастной периодизации относятся ко второму детству, а 13-14 лет (мальчики) и 12-13 лет (девочки) –к подростковому возрасту.
Рост и развитие детей среднего школьного возраста по мнению А.С. Белкиной и В.А. Сластенина происходят неравномерно. Особенно выделяется начало периода полового созревания (11-13 лет), в котором бурно протекают морфологические и функциональные изменения во всех системах организма. Пути развития мальчиков и девочек различны. Девочки значительно прибавляют в весе и уступают мальчикам в силе, скорости, выносливости. Общим для подростков является то, что масса тела у них всегда относительно меньше длины тела, а у быстро растущих это особенно ярко выражено [23,c.185].
Высокая возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата способствуют значительному развитию быстроты движений. В 13-14 лет подростки по скорости мышечных сокращений достигают максимума. Поэтому у них нужно развивать динамическую силу, быстроту и ловкость (последнее обусловлено созреванием двигательного анализатора).
Следует также развивать гибкость, учитывая, что тонические сопротивления мышц растягиванию после 12 лет значительно увеличиваются. Процесс формирования двигательных навыков у детей 11-13 лет проходит значительно быстрее, чем в 8-9 лет, поэтому они способны овладевать более сложными упражнениями [6,c.25].
Детям 10-11лет также нужны краткие объяснения при разучивании упражнения. Однако они уже способны различать детали изучаемых упражнений, и могут выполнять знакомые или похожие упражнения по рассказу. При обучении новому показ и объяснение обязательны.
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов считают, что изучаемые упражнения в каждом уроке необходимо повторять 6-8 раз. Они усваиваются быстрее, если дети повторяют их по 2-3 раза за один подход.
С.А. Смирнов указывает, что основное методическое положение в обучении детей этого возраста – изучение материала в строгой методической последовательности. Учебный, материал должен усваиваться небольшими частями, последовательно, начиная с самых простых и легких форм.
Умению оценивать действия в пространстве, во времени и по силе необходимо обучать детей при формировании у них различных двигательных навыков. Например, при обучении ходьбе и бегу нужно научить детей ходить и бегать с разной длиной и частотой шагов. Для этого необходимо предлагать детям ходить и бегать по разметкам, расположенным на различном расстоянии. Регулярное выполнение заданий в ходьбе и беге по разметкам дает возможность детям научиться управлять длиной шага, а с помощью бега с различной частотой шагов по тем же разметкам – овладеть скоростью движений [1,с.18].
Обучая метанию, нужно давать задания бросать мяч на различные расстояния, определять расстояние, на которое брошен мяч, а также вес бросаемого предмета, бросать на одно и то же расстояние предметы разного веса.
Дети должны научиться также технике лазания и уметь определять скорость лазанья. Следует учитывать склонность девочек этого возраста к танцевальным движениям, которые должны применяться для укрепления мышц ног, туловища, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Постепенное и строго последовательное освоение учебного материала по частям (путем выполнения конкретных учебных заданий) позволит успешно обучать детей различным двигательным действиям из программы по физическому воспитанию. Важно планировать учебный материал так, чтобы начальное обучение какому-либо двигательному действию повторялось на каждом занятии до тех пор, пока не будет освоена хотя бы его простейшая форма.
Обучение двигательным действиям детей среднего школьного возраста имеет свои особенности. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания и характеризуется увеличением средних годичных прибавок роста и веса тела. Быстрый рост тела в длину вызывает вытягивание мышц, сухожилий, нервных путей, кровеносных сосудов. Вследствие этого и ряда других факторов, связанных с действиями гормонов желез внутренней секреции, движения подростков на некоторое время становятся менее точными и менее координированными. Как правило, у таких подростков нарушается осанка. Особенно это заметно у быстро растущих детей и нерегулярно занимающихся физическими упражнениями [2,с.152].
Подростки (мальчики) обычно стремятся к самостоятельности, хотят быстрее стать сильными, ловкими, смелыми и, подражая взрослым, преувеличивают свои возможности. Они стремятся быстрее сделать упражнение и мало обращают внимания на детали техники. Это объясняется психологическими особенностями подростков, а также особенностями формирования двигательных навыков у детей этого возраста [11, с.240].
Если при обучении сравнительно легким двигательным действиям первая фаза формирования навыка проходит значительно быстрее последующих, то при обучении более сложным упражнениям, требующим проявления физических качеств, а также пространственной и временной точности движений, начальная фаза формирования навыка протекает значительно медленнее, чем остальные.
Неумение оценивать свои движения в пространстве, во времени, а также по степени мышечных усилий часто приводит к тому, что навык закрепляется с ошибками [25].
Следует также учитывать, что двигательная функция наиболее интенсивно развивается у детей 13-14 лет, поэтому они способны овладевать довольно сложными по координации двигательными действиями, причем им доступны более детальный рассказ и анализ изучаемых упражнений. Метод показа изучаемых упражнений также обязателен.
1.2 Характеристика координационных способностей
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость ‒ способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, то есть наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость ‒ сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Под двигательно-координационными способностями занимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», то есть чувства прилагаемого усилия.
Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, то есть равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координации до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня [12].
В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
Таким образом, проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: способности человека к точному анализу движений; деятельности анализаторов и особенно двигательного; сложности двигательного задания; уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и так далее); смелости и решительности; возраста; общей подготовленности занимающихся (то есть запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков).
1.3 Методика развития координационных способностей
При развитии координационных способностей используются следующие основные методические подходы:
‒ обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей [20, с.345].
Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей;
‒ воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах;
‒ повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и так далее) и профессионально-прикладной физической подготовке;
‒ преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
‒ координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).
Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:
‒ в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
‒ применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и другое.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: стандартно-повторного упражнения; вариативного упражнения; игровой; соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода ‒ со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов;
‒ строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и прочее);
‒ изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений ‒ бросок мяча вверх из исходного положения стоя ‒ ловля сидя и наоборот);
‒ изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения) прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и тому подобное);
‒ «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и тому подобное);
‒ выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
‒ выполнение упражнений с исключением зрительного контроля ‒ в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действии в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и тому подобное. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 минуты (далее – мин.) или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации [16, 18].
Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:
- время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;
- время, необходимое для «перестройки» своей двигательной
деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих
условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного
решения двигательной задачи считается хорошим показателем
координационных возможностей;
- координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;
- точность выполнения двигательных действий по основным
характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);
- сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
- стабильность выполнения сложного в координационном от-
ношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают,
например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.
Тесты для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям.
Челночный бег (3 x 10 м) в исходном положении лицом вперед.
Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.
Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем.
После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге. [10, 85].
Метание теннисного мяча на точность попадания.
Оборудование: теннисные мячи; горизонтальная переносная мишень в виде деревянного щита (резиновой дорожки) размером 2x2 м с разметкой и полосами метания, которые позволяют измерить точность метания мяча с ошибкой 0,05 м.
Процедура тестирования. Из исходного положения - сед ноги врозь по команде «Можно» испытуемый последовательно выполняет 10 зачетных попыток (метаний) теннисного мяча способом из-за головы в горизонтальную мишень.
Результат - точность метания, которая оценивается по средней арифметической (из 10 попыток) величине отклонения бросков мяча в горизонтальную мишень (ошибка в сантиметрах с точностью до 5 см).
Общие указания и замечания. Мишень устанавливается в одном месте (если тест проводится в спортивном зале, то мишень желательно расположить в конце одной из его сторон). Мишень должна быть хорошо видна испытуемому. В центре мишени устанавливается деревянный брусок высотой 10-15 см, являющийся ориентиром для попадания. От центра бруска определяется расстояние в 50% от максимальной дальности метания индивидуально для каждого испытуемого и отдельно для его ведущей и не ведущей руки. После этого указывается отметка, на которой учащийся принимает исходное положение для метания на точность. Все испытуемые выполняют броски на точность сначала ведущей, а затем не ведущей рукой.
Падение палки (П. Хиртц).
Оборудование: гимнастическая палка, измерительная лента, мел.
Процедура тестирования: Учитель держит опущенную на пол гимнастическую палку вертикально. Ученик стоит в 150 см от палки на линии старта. Учитель отпускает палку, а учащийся, подбежав, должен ее поймать до того, как она упадет на землю. После этого расстояние от палки до линии старта увеличивается на 10 см. Если палка коснулась земли при первой попытке, то ученику предоставляется повторная попытка. Испытание прекращается тогда, когда палка коснется земли два раза подряд.
Результат - расстояние между линией начала бега и линией, на которой учащийся не смог поймать палку до второго касания.
Отпускание палки - реакция (В. Ф. Ломейко, К. Мекота).
Оборудование: пронумерованная в сантиметрах гимнастическая палка.
Процедура тестирования. Учитель держит пронумерованную гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 сек. учитель отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть).
Результат - среднее расстояние (в сантиметрах) из трех попыток от нижнего края палки до места хвата учащимся со стороны мизинца. Для сравнения целесообразно выполнять тест ведущей и не ведущей рукой.
Маятник - бросок - цель (П. Хиртц).
Оборудование: 1 гимнастический обруч (диаметр 80 см), 6 мячей для бросков, измерительная лента, скалка (длина 60 см).
Процедура тестирования. На стене, на высоте 230 см укрепляется маятник, который состоит из скакалки и гимнастического обруча. Испытуемый встает на исходную позицию, которая удалена от стены на 300 см. Учитель поднимает маятник до горизонтальной линии и дает ему возможность выполнить движение в одну сторону и обратно. Ученик при движении маятника должен бросить мяч в середину обруча.
Результат - попадания в очках: в край обруча - 1 очко; в середину обруча - 2 очка. Подсчитывается количество набранных очков из пяти зачетных попыток.
Общие указания и замечания. Перед зачетными попытками дается одна пробная.
Из сказанного выше следует, для развития координационных способностей применяются определённые методы и методические подходы. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению. Для оценки координационных способностей применяются контрольные упражнения (тесты).
1.4 Характеристика упражнений с предметами
Упражнения с предметами относятся к группе общеразвивающих упражнений. Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела и их сочетания, выполняемые с различной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Они выполняются без предметов и с предметами (гантелями, набивными мячами, гирями, штангой, резиновыми амортизаторами, палками, булавами), со взаимной помощью друг другу (вдвоем). Цель их ‒общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.
Упражнения с предметами применяются на уроках физической культуры по различным методикам. Это объясняется тем, что регулярное выполнение их способствует развитию и укреплению двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. В результате улучшается физическое развитие, здоровье, работоспособность и жизнедеятельность организма занимающихся [7, 8].
Упражнения с предметами по своей структуре просты и доступны всем категориям занимающихся. Обучать этим упражнениям довольно просто. Достаточно повторить то или другое упражнение несколько раз. С помощью упражнений с предметами можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и отдельные группы мышц. Эта особенность упражнений позволяет оказывать воздействие на различные группы мышц и осуществлять гармоническое развитие двигательного аппарата. Применяя упражнения с предметами, сравнительно легко регулировать физическую нагрузку.
Нагрузка зависит от подбора упражнений и их количества в одном занятии. Одни упражнения могут быть легче, другие ‒ труднее (в зависимости от прилагаемых усилий и количества мышечных групп, участвующих в работе). Нагрузка изменяется в зависимости от интенсивности мышечных напряжений, с которой выполняются упражнения. Интенсивность мышечных напряжений можно повысить: увеличением продолжительности, количества повторений одного и того же упражнения, изменением скорости выполнения упражнений, увеличением веса отягощений. Нагрузка зависит также от способа проведения упражнений.
Упражнения с предметами могут выполняться с различными интервалами для отдыха (от 5 до 10 секунд). Чем интервал меньше, тем нагрузка больше. Они могут выполняться без пауз, одно за другим. В этом случае нагрузка значительно увеличивается. Эмоциональное состояние занимающихся также сказывается на величине нагрузки и утомляемости. При проведении упражнений игровым способом усталость уменьшается и можно выполнить больший объем работы.
В основу классификации положен анатомический признак. Упражнения разделены на группы по их воздействию на отдельные части тела человека: упражнения для мышц рук и плечевого пояса; упражнения для мышц туловища и шеи; упражнения для мышц ног; упражнения для мышц всего тела (сочетание движений различными частями тела).
В зависимости от методической направленности упражнений все они, в свою очередь, подразделяются на упражнения, развивающие силу, гибкость, быстроту одиночных движений, способность напрягать и расслаблять отдельные мышцы, а в четвертую группу еще включаются упражнения на ощущение правильной осанки и дыхательные
В занятиях гимнастикой упражнения с предметами выполняются сериями и в виде специально составленных комплексов. Отдельные упражнения или их серии выполняются для развития определенных физических качеств. С помощью комплексов решаются различные задачи физического воспитания.
При составлении комплексов прежде всего нужно учитывать их назначение, а также возраст, пол и физическую подготовленность занимающихся. Следует определить объем и содержание упражнений, которые будут включены в комплекс в зависимости от его назначения, подобрать необходимые упражнения и установить их число (их может быть в комплексе 8-15).
При подборе упражнений нужно руководствоваться следующими положениями:
‒ подобранные упражнения должны отвечать назначению комплекса;
‒ упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся и обеспечивали развитие основных физических качеств;
‒ упражнения должны быть доступными, то есть соответствующими возрасту, полу и физической подготовленности занимающихся;
Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила:
‒ первым в комплексе должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков);
‒ вторым и третьим выполняются простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседание с наклоном вперед и движением руками; выпады с наклоном и другое). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем, что очень важно для подготовки организма к предстоящей работе;
‒ следующими в комплексе должны быть упражнения для различных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу должны включаться последовательно различные части тела. Первая серия этих упражнений выполняется в таком порядке: упражнения для рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног. Вторая и третья серии выполняются в таком же порядке, но с повышенной трудностью и интенсивностью. Такое чередование упражнений позволяет постепенно увеличивать нагрузку и чередовать работу различных частей тела, что повышает эффективность мышечных усилий и создает условия для активного отдыха работающих мышц.
‒ далее в комплекс включаются 2-3 наиболее интенсивных и сложных упражнения для всех частей тела;
‒ как правило, упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание, так как без предварительного разогревания мышц возможны растяжения мышечных волокон и связок. После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения в расслаблении.
‒ в конце комплекса выполняются упражнения умеренной интенсивности, при выполнении которых акцентируется внимание на обучении правильному дыханию. Заканчивается комплекс упражнениями на ощущение правильной осанки;
‒ каждое упражнение в комплексе должно повторяться от 4 до 8 раз, упражнения для развития силы ‒ до ощутимой усталости тех групп мышц, которые выполняют основную работу, а упражнения в гибкости ‒ до появления легких болевых ощущений.
Использование предметов при проведении упражнений с предметами имеет свою специфику как при выполнении двигательных действий, так и в их обозначении. Основным отличием терминологии упражнений с предметами является то, что при положении и движении руками указывается предмет, который находится в руках. Например, если при выполнении упражнений без предмета мы говорим: «руки вперед», то с гимнастической палкой правильно будет ‒ «палка вперед» и так далее.
Предметы, которые планируется применять на уроке, следует готовить заранее, располагая их так, чтобы ученикам было удобно брать, не нарушая строя. Следует указать способ держания предмета при передвижении, а также в промежутках между упражнениями. Например: мяч в правой руке внизу.
Одними из наиболее распространенных предметов, которые применяются при проведении общеразвивающих упражнений, являются мячи. Это могут быть резиновые и набивные, от 1 до 6 кг весом, в зависимости от возраста и пола. Ценность упражнений с мячами объясняется большим разнообразием двигательных действий, выполняемых с различной амплитудой в одиночных, парных и групповых упражнениях. Широкая вариативность обеспечивается возможностью переключения режима работы мышц от напряжения к расслаблению (при бросках и ловле). Набивной мяч, как отягощение, обеспечивает избирательное воздействие на отдельные мышечные группы, суставы и системы организма занимающихся, позволяет точно регулировать физическую нагрузку, учитывая пол, возраст и их подготовленность.
Разнообразные упражнения, связанные с перемещением мяча, способствуют расширению двигательного опыта, формированию умений ощущать пространственные, временные и силовые параметры двигательных действий. Кроме того, упражнения с набивным мячом в большинстве своем комбинированные, когда представляется широкая возможность вовлекать в работу одновременно различные мышечные группы. Последнее особенно ценно в условиях школьного урока в целях экономии времени.
Обобщая всё сказанное выше, можно утверждать, что при проведении упражнений с предметами с учащимися среднего школьного возраста следует применять как можно больше разнообразных предметов: мячи (резиновые и набивные), обручи, скакалки, гимнастические палки, гантели и так далее. Использование предметов создает ощущение сопротивления, в результате чего физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются. Более четко проявляются пространственные и временные представления, что в свою очередь способствует воспитанию важнейшего умения – управлять своими действиями в пространстве, времени и по степени мышечных усилий.
Из всего сказанного в первой главе можно сделать вывод.
Одной из задач, решаемых на уроке физической культуры, является воспитание координационных способностей. В арсенале средств воспитания координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры особое место занимают упражнения с предметами. В методике воспитания координационных способностей у школьников основным положением являются систематическое и последовательное обучение их новым разнообразным двигательным действиям и образование на этой основе новых, всё более сложных форм координации движений.
Использование координационных упражнений требует от учителя физической культуры соблюдения таких дидактических принципов, как последовательность, систематичность и индивидуализация. Умело осуществлённый подбор упражнений (от простых к более сложным) ведёт к быстрейшему формированию содействует развитию координационных способностей. Эти упражнения можно объединить в комплексы с преимущественным воздействием на конкретный вид координационных способностей.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей. По мере овладения двигательными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте выполнения этих действий, но и к рациональности их применения, а также к стабильности их осуществления вначале в относительно постоянной, а затем и в изменяющейся обстановке.
2 Применение комплексов упражнений с предметами развития координационных способностей у учащихся 5 класса на уроках физической культуры
Цель: практически доказать влияние упражнений с предметами на развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Практическое исследование по теме курсовой работы проходило с учащимися среднего школьного возраста, в период февраль-март 2020 года на базе муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №9 города Боровичи (далее ‒ МАОУ СОШ №9).
Практическое исследование осуществлялось в 4 этапа.
Первый этап ‒ подготовительный
Задачи:
‒ познакомиться со школой, учителем физической культуры и учащимися 5 класса;
‒ познакомиться с программой по физической культуре для начальных классов;
‒ проанализировать содержание тематического планирования по физической культуре для учащихся 5 класса.
Знакомство со школой показало, что в школе №9 созданы все условия для проведений уроков физической культуры: имеются 2 спортивных зала; различный спортивный инвентарь и оборудование. Уроки физической культуры в начальных классах ведет Виктория Владимировна Жукова, учитель работает по программе А.П. Матвеева «Физическая культура. 5-9 классы», 2013 года. Данной программой предусмотрено развитие координационных способностей у учащихся 5-9 классов через различные виды программного материала. Развитие координационных способностей определено содержанием программы физического воспитания, в которой для учащихся среднего школьного возраста предусмотрен новый материал для освоения и совершенствования. Таким материалом служат новые, все более сложные в координационном отношении двигательные действия, новые или необычные их варианты их выполнения с предметами.
Два раза в год осуществляется тестирование уровня физической подготовленности учащихся в соответствие с требованиями комплексной программы.
Второй этап ‒ констатирующий
Задачи:
‒ определить уровень развития координационных способностей учащихся 5 класса;
‒ подобрать два комплекса упражнений с предметами для развития координационных способностей учащихся 5 класса.
Для определения уровня развития координационных способностей у учащихся 5 класса, было проведено начальное тестирование. Учащиеся выполняли контрольный тест с линейкой (автор теста: Лях В.И.).
Требование к выполнению контрольного теста с линейкой.
Рука учащегося вытянута вперед ребром ладони вниз. На расстояние 1-2 см. от ладони исследователь удерживает линейку, нулевая отметка находится на уровне нижнего края его ладони. В течение 5 сек. после предварительной команды «Внимание!» исследователь опускает линейку. Задача испытуемого – быстро сжать пальцы и поймать падающую вниз линейку как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по расстоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата). Чем оно меньше, тем лучшей реакцией обладает испытуемый. Результат фиксируется и заносится в протокол тестирования [11, с. 30].
Результаты начального тестирования показали, что учащиеся имеют в основном средний уровень развития координационных способностей. Результаты, показанные учащимися, ранжировались на высокий, средний и низкий уровень (приложение А):
‒ высокий уровень – 11 и ниже раз ‒ 4 человека ‒ 13,3%;
‒ средний уровень – 19 - 12 раз ‒ 17 человек ‒ 56,7%;
‒ низкий уровень – 20 и выше раз ‒ 9 человек ‒ 30,0%.
Из методической литературы были подобраны упражнения с малым мячом и гимнастической палкой и объединены в комплексы с направленностью на развитие координационных способностей [26, 27, 29,30].
Каждый комплекс упражнений включал в себя 8 упражнений. Была определена последовательность и дозировка упражнений, продуман способ организации учащихся, составлен и оформлены конспекты урока, осуществлена двигательная и речевая подготовка.
Комплексы с малым мячом включали упражнения характерные упражнения: подбрасывание мяча вверх и ловля, подбрасывание мяча из-за спины, передача мяча под ногой, перебрасывание мяча с руки на руку. Комплексы с гимнастической палкой включали характерные упражнения: балансировка, перебрасывание, подбрасывание и ловля гимнастической палки.
Третий этап ‒формирующий
Задача: адаптировать подобранные комплексы упражнений с предметами для развития координационных способностей учащихся 5 класса на уроках физической культуры.
Было проведено 6 уроков физической культуры, включающих комплексы упражнений с малым мячом и гимнастической палкой для развития координационных способностей учащихся 5 класса. Комплексы выполнялись в начале основной части урока физической культуры. Это обусловлено тем, что координационные способности на фоне утомления не развиваются. Общий объём времени на выполнение упражнений с малым мячом для развития координационных способностей составлял 10 минут в начале основной части урока.
В начале основной части урока упражнения с малым мячом и гимнастической палкой усложнялись для более целенаправленного развития координационных способностей. Разработанные комплексы упражнений на развитие координационные способности обновлялись через два урока. Варианты усложнения упражнений с малым мячом: изменение исходных положений, вариантов подбрасывания и ловли мяча при индивидуальном выполнении, перебрасывание и ловля в парах, жонглирование двумя мячами.
Варианты усложнения упражнений гимнастической палкой: вращение одной или двумя руками, перебрасывание в парах, удержание двух перекрещенных гимнастических палок.
При выполнении упражнений с малым мячом и гимнастической палкой использовался фронтальный метод организации учащихся. Перед выполнением комплексов упражнений для развития координационных способностей осуществляется показ в сочетании с объяснением. Акцентировалось внимание учащихся на правильном исходном положение, на технику выполнения и конечное выполнение. Особое внимание уделялось технике безопасности при выполнении упражнений с малым мячом и гимнастической палкой. Для этого соблюдались интервал и дистанция между учащимися. Соблюдался основной принцип выполнения: от простого к сложному.
Остальное время основной части урока отводилось на выполнение техники метания мяча способом из-за головы, общей физической подготовки, на развитие силовых и скоростных способностей, подвижные игры с метанием и гимнастической палкой.
В заключительной части урока проводились игры на внимание малой подвижности, подводились итоги урока, давалось домашнее задание. Домашнее задание включало выполнение упражнений с малым мячом и гимнастической палкой в самостоятельной внеурочной деятельности, которые понравились детям в данном уроке.
Четвертый этап ‒ контрольный
Задачи:
‒ провести контрольную диагностику уровня развития координационных способностей 5 класса;
‒ проанализировать результаты контрольной диагностики;
‒ сформулировать вывод.
На контрольном этапе проводилось контрольное тестирование уровня развития координационных способностей учащихся 5 класса. Использовался тот же контрольный тест. Результаты контрольной диагностики показали, что учащиеся улучшили свои результаты (приложение А).
‒ высокий уровень ‒ 9 человек ‒ 30,0%;
‒ средний уровень ‒ 14 человек ‒ 46,7%;
‒ низкий уровень ‒ 7 человек ‒ 23,3%.
Средний прирост результатов класса составил: ‒ 2,2 сантиметра. Со среднего на высокий уровень развития координационных способностей перешли 5 человек, остальные остались на том же уровне результатов. С низкого уровня на средний уровень перешли 2 человека. Улучшили свой результат, но остались на том же уровне развития координационных способностей 23 человека.
Результаты практического исследования позволяют сделать следующий вывод:
Практический эксперимент проведён в установленные сроки в соответствии с намеченным планом и имеет положительные результаты. Содержание эксперимента полностью реализовано. Практическое исследование позволило выявить проблемы в развитии координационных способностей у учащихся 5 класса. Систематическая, целенаправленная работа по развитию координационных способностей осуществлялась через уроки физического воспитания по различным методикам. Результаты контрольного тестирования показали эффективность использованных комплексов упражнений для развития координационных способностей, что подтверждает практическую значимость проведённого исследования. Прирост результатов в развитии координационных способностей окажет положительное влияние на выполнения требований комплексной программы, повысит уровень физической подготовленности каждого учащегося и класса в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие координационных способностей школьников является одной из важных задач урока физической культуры. Успешнее развитие координационных способностей зависит от возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся.
Развитие координационных способностей осуществляется в процессе выполнения комплексов упражнений в начале основной части урока физической культуры. Учитель физической культуры должен знать методику развития координационных способностей и уметь правильно подобрать оптимальное сочетание упражнений комплексов упражнений, применительно к конкретным условиям проведения занятий с учётом уровня физической подготовленности обучающихся. Работа по развитию координационных способностей должна осуществляться систематически на каждом уроке.
Развитие координационных способностей – это одно из условий успешного выполнения учащимися требований комплексной программы по физическому воспитанию. Исходя из основной цели этой программы, учителю физической культуры необходимо дать учащимся конкретную установку на развитие координационных способностей, предлагать доступные и разнообразные упражнения для этого. При развитии координационных способностей следует учитывать морфо-функциональные возможности растущего организма. Большое разнообразие упражнений с малым мячом и гимнастической палкой позволяет сделать урок более интересным, вовлечь учащихся в творческий процесс по составлению новых вариантов упражнений.
Результат теоретического и практического исследования и практического эксперимента подтверждают актуальность и значимость темы исследования. Можно считать, что гипотеза подтвердилась, задачи исследования решены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Абрамов Г.С. Возрастная психология. М.: Академия. 2010. 463 с.
2 Баршай В.М. Гимнастика. М.: Кнорус, 2013. 312 с.
3 Большаков Д.А. Координационные способности: [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/8_195427_koordinatsionnie-sposobnosti.html (дата обращения 10.03.2020)
4 Борисова Н.Ю. Развитие координации у детей младшего школьного возраста: [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-kordinaci-u-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения 20.01.2020).
5 Гимнастика / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Академия. 2001. 448 с.
6 Двейрина О.А. Координационные способности: определения понятия, классификация форм проявления: [Электронный ресурс]. URL: https:// koordinatsionnye-sposobnosti (дата обращения 20.11.2019).
7 Дудина М.М. Общеразвивающие упражнения с мячом: [Электронный ресурс]. URL: http://allrefrs.ru/4-44725.html (дата обращения 05.01.2020).
8 Иванова М.С. Упражнения с мячами для развития координационных способностей: [Электронный ресурс]. URL: http://pandia. ru/text/78/453/39099.php (дата обращения 26.12.2019).
9 Леонов С.В. Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников: [Электронный ресурс]. URL: https:// profhelp.net/1573853/ (дата обращения 01.02.2020).
10 Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
11 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании. М.: АСТ, 2000. 79 с.
12 Марченко Е.А. Развитие координации и ее влияние на обучение спортивным техническим элементам: [Электронный ресурс]. URL: http://www. doka-ball.ru/trenirovki-razvitie-koordinatsii-i-ee-vliyanie (дата обращение 20.12.2019)
13 Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2012. 232 с.
14 Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 2011. 224 с.
15 Методика гимнастики / Авт.- сост. М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич. М.: Академия, 2012. 448 с.
16 Назаров В.П. и Лях В.П. Методы развития координационных способностей: [Электронный ресурс]. URL: http://studbooks.net/658030/turizm/ metodika_razvitiya_koordinatsionny (дата обращения 12.04.2020).
17 Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М.: Владос, 2010. 448 с
18 Скорченко Н.В. Развитие координационных способностей: [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/ fizkultura/prochee/razvitiie-koordinatsionyykh-sposobnostiei-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov (дата обращения 05.03.2020).
19 Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2011. 574 с.
20 Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2010. 582 с.
21 Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: М.: Академия, 2010. 230 с.
22 Теория и методика гимнастики / Под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сайкиной. М.: Академия, 2012. 496 с.
23 Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курашина. М.: Советский спорт, 2014. 464 с.
24 Тесты для оценки координационных способностей: [Электронный ресурс].URL:https://vuzlit.ru/385284/testy_normativy_otsenki_koordinatsionnyh_sposobnostey (дата обращения 20.04.2020).
25 Тишина Н.В. Особенности координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры: [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library (дата обращения 21.11.2019).
26 Уманец Т.Ф. Упражнения с мячами для развития координационных способностей: [Электронный ресурс]. URL: https://doc4web.ru/fizkultura/ uprazh-neniya-s-myachami-dlya-razvitiya-koordinacionnih-sposobnos.html (дата обраще-ния 25.02.2020).
27 Физические упражнения на координацию движений: [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/255049/fizicheskie-uprajneniya-na-koordinatsiyu-dvijeniy (дата обращения 25.12.2019).
28 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2013. 480 с.
29 Цымпилов Д.Р. Упражнения с малыми мячами для положительной динамики развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста: [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodi-cheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/fizicheskoe-vospitanie (дата обращения 05.02. 2020).
30 Шивринская С.Е. Упражнения с мячом как средство физической подготовки детей школьного возраста: [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/sport/00682789_0.html (дата обращения 26.12.2019).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Диагностика координационных способностей учащихся 4 класса
Таблица 1 – Результаты тестирования координационных способностей
Ф.И. учащегося | Тест с линейкой (см) | ||||
н.т. | уровень | к.т. | уровень | ||
1 Егор А. | 14 | средний | 11 | высокий | |
2 Мария А. | 17 | средний | 14 | средний | |
3 Ксения А. | 15 | средний | 12 | высокий | |
4 Иван Г. | 16 | средний | 13 | средний | |
5 Дарья К. | 12 | средний | 11 | высокий | |
6 Игорь К. | 17 | средний | 16 | средний | |
7 Анна К. | 11 | высокий | 10 | высокий | |
8 Ангелина К. | 19 | низкий | 20 | низкий | |
9 Анастасия К. | 23 | низкий | 21 | низкий | |
10 Ксения К. | 18 | низкий | 14 | средний | |
11 Никита Л. | 28 | низкий | 25 | низкий | |
12 Кирилл Л. | 10 | высокий | 8 | высок
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|