Особенности служебного этикета сотрудника полиции

В соответствии со ст. 8 Кодекса профессиональной этики, внешнее выражение поведения сотрудника ОВД постоянно и в любых ситуациях должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и морально-этическим принципам сотрудника с полиции осуществления охраны правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника. В связи с этим выделяют некоторые особенности служебного этикета.

Особенности общения с посетителями органов внутренних дел:

Сотрудник органов внутренних дел должен помнить, что каждый гражданин, обратившийся в полицию, как правило, столкнулся с неприятностью или бедой. От того, как сотрудник встретит и выслушает посетителя, какую окажет помощь, зависит настроение человека и его мнение о сотруднике и работе полиции в целом.

При приеме посетителей органов внутренних дел сотруднику рекомендуется:

ответить на приветствие вошедшего в кабинет посетителя, предложить ему присесть;

проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь посетителю;

выслушать заявление посетителя и уяснить суть изложенной проблемы, задать уточняющие вопросы в корректной форме;

разъяснить при необходимости требования действующего законодательства по рассматриваемому вопросу;

принять решение по существу обращения посетителя;

проинформировать посетителя о порядке и сроках рассмотрения обращения, а также обжалования принятого решения.

В случае конфликтного поведения со стороны посетителя сотруднику необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение гражданина, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

Сотрудник не должен:

заставлять посетителя необоснованно долго ожидать приема;

перебивать посетителя в грубой форме;

проявлять раздражение и недовольство по отношению к посетителю;

разговаривать по телефону, игнорируя присутствие посетителя.

Особенности общения с иностранными гражданами:

Профессионально грамотное поведение сотрудника при общении с иностранными гражданами способствует укреплению международного авторитета органов внутренних дел Российской Федерации.

Сотруднику необходимо учитывать, что, находясь в нашей стране, иностранные граждане:

обращаются к сотруднику как к представителю органов государственной власти;

не владеют или слабо владеют русским языком, что затрудняет правильное понимание сотрудником обращений с их стороны;

не в полной мере информированы о правилах поведения в общественных местах;

представляют другую культуру и могут недостаточно ясно понимать местные обычаи и традиции.

В общении с иностранными гражданами сотрудник должен проявлять терпение, выдержку, корректность и предупредительность, готовность оказать помощь, при необходимости разъяснить правила поведения на территории Российской Федерации.

При незначительном нарушении иностранным гражданином общественного порядка сотруднику следует ограничиться разъяснением и предупреждением о недопустимости подобных действий.

Сотруднику не рекомендуется обсуждать с иностранцами вопросы политики, деятельности органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел Российской Федерации.

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства сотрудники полиции руководствуется законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации. При этом они обращают внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность пребывания в Российской Федерации, наличие соответствующих отметок (даты – штампа), подтверждающих пересечение Государственной границы Российской Федерации.

При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам, сотрудник обязан сообщить об этом дежурному по ОВД и действовать по его указанию.

Общение с иностранными гражданами характеризуется для сотрудника органов внутренних дел особой ответственностью. Каждый контакт согражданина с иностранцем оказывает определенное влияние на то впечатление, которое складывается у него о нашей стране и о ее людях.

При общении с иностранцами действительны те же самые нормы служебной этики, этикета и культуры поведения, что и при исполнении обычных служебных обязанностей. Однако сотрудник органов внутренних дел должен учитывать, что иностранные граждане, как правило, плохо владеют русским языком, не всегда достаточно ясно представляют правила поведения в общественных местах, принятые в нашей стране, воспитаны в духе иной идеологии и иных моральных принципов. Поэтому при нарушении иностранцем общественного порядка сотрудник полиции должен тщательно разъяснить ему недопустимость подобных действий, и в том случае, если нарушение совершено неумышленно и не повлекло за собой существенных последствий, ограничиться замечанием и предупреждением.

Если же нарушение носит откровенно злоумышленный или провокационный характер, следует произвести задержание иностранного гражданина и доставить его в дежурную часть. При этом соблюдение норм служебного этикета и культуры поведения сотрудником полиции должно носить безукоризненный характер, принимая во внимание и ту возможность, что данное нарушение предпринято специально с целью скомпрометировать сотрудника и получить негативный материал о деятельности полиции.

Иностранцы, имеющие дипломатические паспорта или консульские документы, задержанию не подлежат. В случае совершения ими противоправных или антиобщественных действий сотрудник записывает их фамилии, номера документов и немедленно докладывает о происшествии вышестоящему начальнику. Однако и в этих случаях сотрудник полиции вежливо, соблюдая чувство такта и собственное достоинство, показывает, что подобные действия носят безнравственный и недостойный характер.

Нужно помнить, что любой человек, которого останавливает сотрудник полиции за то или иное нарушение, может неожиданно менять свое поведение. В такой момент вежливый человек способен стать грубым, спокойный – раздражительным и нетерпеливым, застенчивый – решительным. Учитывая это, сотрудник не должен поддаваться на проявляемую резкость или нетерпимость. Очень важно, чтобы его действия находили понимание и поддержку окружающих.

Особого рассмотрения требует этикет обращения сотрудников полиции с правонарушителями:

Прежде всего, сотрудник органов внутренних дел должен уметь отличать правонарушения, совершенные необдуманно, по незнанию и совершенные сознательно, со злым умыслом. В первом случае, следует дать нарушителю разъяснение, совет, предупредить о возможных последствиях, а во втором - решительно пресечь неправомерные действия.

При обнаружении противоправных действий сотрудник органов внутренних дел обязан потребовать их прекращения. Предъявленные требования должны основываться непосредственно на действующие нормативно-правовые акты и быть изложены в вежливой, убедительной форме. Грубое обращение даже с правонарушителем может вызвать отрицательную реакцию у окружающих.

При наложении штрафа сотрудник органов внутренних дел обязан разъяснить в соответствии с какими нормативными актами и за какое нарушение применяется данная санкция, а также выдать на взыскиваемую сумму квитанцию.

При разрешении конфликтов сотрудник должен восстановить нарушенный правопорядок и, по возможности, заручиться содействием граждан. Прежде, чем принять решение о задержании нарушителя, необходимо взвесить правомерность своих действий. Сотруднику органов внутренних дел не должно вступать в конфликты, пререкания и споры, руководствоваться в своих действиях чувством личной неприязни к нарушителю. Нужно дать возможность объясниться правонарушителю и только после этого может быть принято решение о мерах воздействия.

При задержании правонарушителя в местах массового скопления людей необходимо учитывать реакцию окружающих. Если граждане открыто возмущаются поведением правонарушителя, сотрудник органов внутренних дел должен быстро и решительно произвести задержание и изолировать его. Если обстановка не позволяет произвести задержание, но сделать это необходимо, сотрудник должен попытаться привлечь на свою сторону окружающих. В подобных случаях полагается проявить максимум выдержки, не допускать грубости, демонстративного применения физической силы. Во всех случаях задержания правонарушителя в местах массового скопления людей сотрудник органов внутренних дел должен стремиться к тому, чтобы провести его без осложнений обстановки.

Если заведомо предполагается нежелательное развитие эксцесса, то можно ограничиться установлением личности правонарушителя, его адреса, места работы, а задержание произвести в более удобный момент.

При невозможности своими силами пресечь противоправные действия необходимо запросить по рации, телефону или другим каналам связи помощь других нарядов полиции.

При сопротивлении и отказе нарушителя проследовать в полицию следует быть готовым в установленном законом порядке применить физическую силу и специальные средства. Если нарушитель высказывает угрозу использовать нож, охотничье ружье, топор и т.д., то следует запросить подкрепление у дежурного по органу внутренних дел или применить специальные средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: