Лекция 2
Модели деятельности психологической службы образования
План:
1. Понятие модель психологической службы
2. Виды моделей психологической службы
Положение о психологической службе образования обозначает лишь основные направления профессиональной деятельности психолога. Это общее в каждом конкретном учреждении образования приобретает особенные черты и становится единичным в случаях высокого уровня творчества и профессионального мастерства психолога. Психолог выполняет социальный заказ и оправдывает социальные ожидания педколлектива детского сада или школы, если он в состоянии осуществить психологическое обеспечение развития данного учреждения и личностей, его составляющих. Так возникают авторские модели психологических служб.
Итак, что это авторская модель, каким требованиям она должна отвечать, кто ее конструирует?
Под моделью деятельности психологической службы в образовательной организации понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
|
|
Схема построения модели службы:
1. Цель психологической службы (зависит от цели учреждения)
2. задачи психологической службы.
3. Теоретический подход.
4. Функционально-ролевое самоопределение психолога.
5. Приоритетные направления деятельности (в школе – развивающая, в армии – профилактика).
6. Содержание работы в рамках каждого из направлений деятельности (что диагностируете, консультируете, развитие, профилактика).
7. Приоритетные формы работы в рамках каждого из направлений.
8. Структура психологической службы.
9. Система взаимодействия службы с другими субъектами этого образовательного пространства (педагоги, администрация, логопеды, неврологи) с другими службами.
10. Продукт (должно быть сформировано то-то и то-то).
Дополнительно!!!!
- кадровое обеспечение
- материально-техническое обеспечение.
- Этапы реализации данной модели.
Все это является составляющими компонентами рабочей программы педагога-психолога, на основании которой осуществляется вся его деятельность.
Виды и типы моделей психологических служб.
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему... Сложились различные модели деятельности психолога...
... модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации — с другой.
|
|
В рамках концепции психологической службы образования можно выделить несколько вариантов модели ПС
Первая модель. Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в образовательном учреждении, основная функция — консультативная (информативная идиспетчерская).
Отстаивает права и интересы ребенка. Работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации по запросам с педагогами детьми и родителями... Психолог не ставит своейзадачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений.
Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка.
Вторая модель. Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса, основные функции — диагностическая и консультативная.
К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения..., посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости...
IIIТретья модель. Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая.
Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов... Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способны и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях с детьми... формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы,... дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами...
Четвертая модель. Позиция психолога — «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание... в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений... идеи уважения чести и достоинства каждого... развитие личности каждого...
Пятая модель. Позиция психолога — «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствиями с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедевтическая, организационно-просветительская. Различные типы практико-ориентированных исследований... Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс… Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образовании, выполнять их в полном объеме...