Лекция 6. по дисциплине «Современная внешнеполитическая стратегия России и международные конфликты»

Механизмы и процедуры урегу­лирования международных конфликтов

Соотношение между силовыми и несиловыми методами разреше­ния международных конфликтов менялось в ходе истории. На про­тяжении длительного времени силовой фактор и военная мощь являлись определяющими, а несиловые способы, прежде всего пе­реговоры, сводились к подведению итогов войн и конфликтов и в этом смысле являлись вспомогательными.

В новейшее время значение несиловых методов стало возрастать. Парадоксально, но одна из причин этого — развитие и совершенствование военных технологий, появление оружия массового поражения, что делает бессмысленным его применение, ибо грозит полным уничтоже­нием всех участников конфликта. Мир становится все более вза­имозависимым и взаимоуязвимым не только в военной, но также в экономической, социальной и других сферах, что значительно ограничивает желания и возможности силового разрешения про­блем. Общая тенденция перехода к невоенным средствам разре­шения международных конфликтов относится к планетарному уровню. Однако, как видно на примере нынешнего десятилетия, в региональном и особенно локальном сегментах военная сила ис­пользуется довольно широко, причем разнообразие конфликтов и сложность их характера нарастает.

Р. Акофф выделяет три возможных исхода конфликта: разрешение, урегулирование, устранение.

1. Разрешение конфликта означает использование сторонами условий, порождающих борьбу и мотивирующих стремление к реализации собственных интересов, чего бы это ни стоило противнику. Стрем­ление разрешить конфликт обычно усиливает его до тех пор, пока одна из сторон не победит другую.

2. Урегулирование означает принятие сторонами условий, порожда­ющих борьбу, и нахождение компромисса, т.е. распределение выгод и ущерба, приемлемых для противоборствующих сторон. Соглаше­ние об урегулировании обычно достигается, когда участники счита­ют, что предлагаемое распределение выигрышей и потерь относи­тельно справедливо.

3. Устранениепротивоборства означает изменение порождающих его условий таким образом, что оно исчезает. Это можно сделать, изме­нив обстановку или состав участников борьбы.

В политической конфликтологии различают такие термины, как «предупреждение конфликта», «урегулирование конфликта», «раз­решение конфликта». Под предупреждением конфликтов обычно понимают деятельность, направленную на предотвращение военно­го столкновения. Урегулирование конфликта, как наиболее часто употребляемое понятие, предполагает уменьшение напряженности между сторонами, поиск взаимоприемлемых решений. Разрешение конфликта подразумевает не просто сглаживание противоречий, но и устранение самого базиса, лежащего в его основе.

Действенным способом ненасильственного урегулирования и раз­решения конфликтов выступают политические и дипломатические методы. Наиболее распространенными из них являются такие спо­собы и процедуры, используемые с давних времен, как переговоры, посредничество, примирение и др. Многие из методов предполага­ют обращение к третьей стороне, задача которой — развести сторо­ны и облегчить им достижение согласия. Стремясь к деэскалации конфликта, третья сторона не должна становиться прямым или кос­венным его участником. Требование беспристрастности — основная норма деятельности третьей стороны, а убеждение — главный спо­соб влияния на них. Вместе с тем нередки ситуации, когда третьей стороне приходится воздействовать на наиболее несговорчивых и бескомпромиссных участников конфликта путем предупреждения, нажима, отказа от предоставления экономической помощи и т. д. Что касается технологий и конкретных операционных процедур, то в дан­ном контексте может использоваться посредничество, оказание до­брых услуг, наблюдение за ходом переговоров, комиссии по рассле­дованию, арбитраж.

Использование услуг третьей стороны, посредничество, арби­траж в системе международных примирительных процедур особо оговариваются в документах Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг. Значение этих конференций, созванных по инициативе России, состоит в том, что в их 13 конвенциях и декларациях впер­вые провозглашается система международно-правовых средств мирного разрешения межгосударственных споров. В документах «О мирном решении международных столкновений», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года», принятых на 1-й Гаагской мирной конференции, осуществлена попытка огра­ничить право государства на войну и найти пути мирного реше­ния споров. Гаагские конвенции инициировали создание такого механизма, как комиссия по расследованию, задача которой уста­новить факты и причины, лежащие в основе международного кон­фликта, понять аргументы спорящих государств и доложить их третьей стороне. Ряд положений Гаагских конвенций действует и ныне, они включены в комплекс норм международного гумани­тарного права.

Посредничество и добрые услуги совпадают по конечной цели — содействовать мирному разрешению конфликтов. Однако между ними, замечает М. М. Лебедева, есть и различия. Добрые услуги могут оказываться одной из сторон конфликта, предусматривая, в частности, предоставление своей территории для проведения встреч спорщикам, выступая своеобразным почтальоном и достав­ляя сообщения от одного участника к другому, и т. п.

Посредниче­ство же оказывается с согласия всех конфликтующих сторон и предполагает более существенное участие третьей стороны в урегулировании конфликта: она не только организует перегово­ры, но и участвует в них, помогает найти выход из сложившейся ситуации. При этом проводятся разносторонние консультации, используются приемы челночной дипломатии, которая имеет в виду поочередное согласование вопросов с каждым из участни­ков конфликта.

Различают несколько видов посредничества: прямое и косвенное, фор­мальное и неформальное, официальное и неофициальное.

- Прямое посредничество: все стороны, включая посредников, одно­временно присутствуют на переговорах, посредники играют лидиру­ющую и мотивирующую роль.

- Косвенное посредничество: нейтральная сторона, осуществляющая по­среднические функции, поочередно проводит консультации или пе­реговоры с каждой из конфликтующих сторон.

- Формальное посредничество: третья сторона имеет закрепленный за ней формальный статус посредника, признаваемый всеми участника­ми переговоров.

- Неформальное посредничество: посредник не имеет закрепленного за ним официального статуса. Неформальное посредничество предпола­гает реализацию не всех посреднических функций, а лишь их части, например только выяснение мнений.

- Официальное посредничество: в роли посредника выступает некое лицо (организация), облеченное государственной властью или полномочи­ями, приданными международными структурами.

- Неофициальное посредничество: не предусматривается наличие обяза­тельных властных полномочий у лица или организаций, осуществля­ющих функции посредников.

Один из методов, применяемых третьей стороной, — наблюде­ние за ходом переговоров. Сам факт наблюдения создает условия для понижения градуса напряженности между сторонами, препятству­ет нарушению ранее достигнутых договоренностей. Активно ис­пользуется в разрешении споров международный арбитраж, кото­рый от других методов отличается тем, что обладает юридической силой.

В урегулировании современных международных конфликтов велика роль посредничества. К посредникам прибегают в тех ситу­ациях, когда стороны не видят выхода из конфликта, не доверяют друг другу или вообще отказываются признать другую сторону. На долю посредников выпадает непростая задача найти пути прими­рения, несмотря на существующие разногласия конфликтующих сторон. Как показывает теория и практика конфликтов, посред­ники призваны:

- поощрять участников конфликтов к поиску взаи­моприемлемых решений;

- выявлять и сопоставлять интересы и цели сторон для нахождения точек соприкосновения между ними;

- рассматривать варианты соглашений, выдвигаемых сторо­нами;

- предлагать компромиссы или формулировать собственные предложения;

- помогать сторонам «сохранять лицо» при выходе из конфликтной ситуации;

- осуществлять контроль за выполнением достигнутых договоренностей.

Одновременно к посредникам предъявляются серьезные тре­бования относительно их профессиональных и личных качеств. Они должны быть компетентными и сведущими в причинах кон­фликта, обладать навыками переговорщика, быть влиятельными и авторитетными для сторон конфликта. И, понятно, посреднику необходимо соблюдать объективность и нейтралитет, не становит­ся на чью-либо сторону конфликта, быть заинтересованным в его урегулировании.

Традиционным методом урегулирования международных кон­фликтов являются переговоры. Как правило, они начинаются тог­да, когда одна или несколько сторон конфликта приходят к выво­ду, что дальнейшие военные действия желаемых результатов не приносят, а цена их продолжения может быть неприемлемой. Пе­реговоры инициируются или сторонами конфликта, или предла­гаются извне. Они проводятся быстро и с однозначной выгодой для одной из сторон в случае капитуляции проигравшего государ­ства или их коалиции, но чаще переговоры затянуты по времени и проходят несколько стадий. Наиболее типичными из них явля­ются такие этапы, как договоренности сторон о согласии на пере­говоры, прекращение военных действий, начало и ход переговор­ного процесса, констатация результатов переговоров, реализация достигнутых результатов.

Переговоры могут использоваться и для урегулирования кон­фликта, и для его предупреждения. Уже находясь в состоянии кон­фликта, но опасаясь его дальнейшей эскалации, стороны путем частичных договоренностей (частичных переговоров) могут из­бежать наивысшего накала в развитии конфликтов, не решая его в принципе. Переговоры и подготовка к ним могут использовать­ся также как отвлекающий маневр для достижения иных целей, допустим, для того чтобы перевооружиться и пополнить свои силы. В целом же, основное предназначение политических пере­говоровпредотвращение политических конфликтов и урегули­рование их в случае возникновения.

Существуют различные типы политических переговоров:

- по числу участников — двусторонние и многосторонние;

- на ос­новании привлечения (не привлечения) третьей стороны — прямые и непрямые;

- по масштабу решаемых проблем — внут­ренние и международные;

- в зависимости от статуса участников — переговоры на высшем уровне (глав государств и прави­тельств), на высоком уровне (на уровне министров), переговоры в рабочем порядке (между представителями организаций, движе­ний, стран).

Различны стратегии и тактики переговоров. В одних случаях стороны стремятся достичь максимальных результатов для себя, игнорируя интересы другой стороны. Для решения такой задачи используются приемы дезинформации противников о своих воз­можностях, в ход идут угрозы и ультиматумы, демонстрируется го­товность прекратить переговоры и отказаться от предыдущих до­говоренностей и т. п. Такой стратегии нажима и неуступчивости противостоит стратегическая линия на поиск взаимоприемлемых решений. Диалог сторон, происходящий в подобной атмосфере, предполагает значительную степень открытости и доверия, движе­ние к компромиссам, достижение таких решений, которые пред­полагают не только окончание конфликта, но и создание условий для дальнейшего взаимопонимания и сотрудничества.

В конце XX — начале XXI в. с тали складываться новые тенден­ции в сфере международных переговоров, среди которых:

- переговоры становятся основной формой взаимодействия го­сударств, тем самым воздействуя на дальнейшее уменьшение роли военного фактора;

- растет объем и количество переговоров, их объектами стано­вятся все новые отрасли международного взаимодействия: борьба с терроризмом, изменение климата на планете, инфор­мационная безопасность и др.;

- в урегулировании конфликтов возрастает переговорная роль международных организаций на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- в сферу переговоров вовлекаются специалисты, не имеющие профессиональной дипломатической подготовки, но обладаю­щие знаниями в области новых технологий, космоса, киберне­тики, финансово-экономических проблем, которые необходи­мы при анализе новых сфер взаимодействия между государст­вами;

- совершенствуется процесс управления переговорами на различ­ных уровнях: от высшего государственного руководства до пе­реговоров по вопросам, входящих в компетенцию рабочих групп.

Сегодня переговоры, отмечает П.А. Цыганков, становятся по­стоянным, продолжительным и универсальным инструментом международных отношений, что вызывает необходимость выра­ботки «переговорной стратегии».

В урегулировании международных конфликтов значимое ме­сто принадлежит межправительственным организациям универ­сального типа, прежде всего ООН. Для примирения сторон они используют институциональные механизмы коллективного ха­рактера, что придает им большую легитимность. Согласно Уста­ву ООН, всем странам — членам этой организации вменяется в обязанность до любого применения силы (за исключением не­обходимости законной обороны) использовать только мирные средства урегулирования. Статья 33 Устава ООН обязует кон­фликтующие стороны сначала прибегнуть к одной из традици­онных процедур урегулирования конфликта или же исполь­зовать механизмы, созданные для такой цели в рамках регио­нальных соглашений, если таковые имеются. И лишь в случае провала такой инициативы стороны должны обратиться в Со­вет Безопасности ООН (ст. 37), имеющий право рекомендовать любой способ урегулирования, который считает наиболее целе­сообразным (ст. 36).

При использовании институциональных механизмов против­ников пытается примирить авторитетная международная орга­низация. При этом традиционные способы урегулирования не отбрасываются, напротив, им придается еще больший вес в силу того, что они взяты на вооружение международным сообществом.

 

Литература

Богатуров А.Д. Международные отношения и внешняя политика России: научное издание. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С. 388-398, 399-416, 466-479.

Буянов В.С. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 104-126.

Внешняя политика России в ближнем зарубежье: [учеб,- метод. пособие] / Р. С. Мухаметов; [науч. ред. Н. А. Комлева]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. - 108 с.

Никитин А.И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование: учебник. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С.10-75.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: