Механизмы и процедуры урегулирования международных конфликтов
Соотношение между силовыми и несиловыми методами разрешения международных конфликтов менялось в ходе истории. На протяжении длительного времени силовой фактор и военная мощь являлись определяющими, а несиловые способы, прежде всего переговоры, сводились к подведению итогов войн и конфликтов и в этом смысле являлись вспомогательными.
В новейшее время значение несиловых методов стало возрастать. Парадоксально, но одна из причин этого — развитие и совершенствование военных технологий, появление оружия массового поражения, что делает бессмысленным его применение, ибо грозит полным уничтожением всех участников конфликта. Мир становится все более взаимозависимым и взаимоуязвимым не только в военной, но также в экономической, социальной и других сферах, что значительно ограничивает желания и возможности силового разрешения проблем. Общая тенденция перехода к невоенным средствам разрешения международных конфликтов относится к планетарному уровню. Однако, как видно на примере нынешнего десятилетия, в региональном и особенно локальном сегментах военная сила используется довольно широко, причем разнообразие конфликтов и сложность их характера нарастает.
|
|
Р. Акофф выделяет три возможных исхода конфликта: разрешение, урегулирование, устранение.
1. Разрешение конфликта означает использование сторонами условий, порождающих борьбу и мотивирующих стремление к реализации собственных интересов, чего бы это ни стоило противнику. Стремление разрешить конфликт обычно усиливает его до тех пор, пока одна из сторон не победит другую.
2. Урегулирование означает принятие сторонами условий, порождающих борьбу, и нахождение компромисса, т.е. распределение выгод и ущерба, приемлемых для противоборствующих сторон. Соглашение об урегулировании обычно достигается, когда участники считают, что предлагаемое распределение выигрышей и потерь относительно справедливо.
3. Устранениепротивоборства означает изменение порождающих его условий таким образом, что оно исчезает. Это можно сделать, изменив обстановку или состав участников борьбы.
В политической конфликтологии различают такие термины, как «предупреждение конфликта», «урегулирование конфликта», «разрешение конфликта». Под предупреждением конфликтов обычно понимают деятельность, направленную на предотвращение военного столкновения. Урегулирование конфликта, как наиболее часто употребляемое понятие, предполагает уменьшение напряженности между сторонами, поиск взаимоприемлемых решений. Разрешение конфликта подразумевает не просто сглаживание противоречий, но и устранение самого базиса, лежащего в его основе.
|
|
Действенным способом ненасильственного урегулирования и разрешения конфликтов выступают политические и дипломатические методы. Наиболее распространенными из них являются такие способы и процедуры, используемые с давних времен, как переговоры, посредничество, примирение и др. Многие из методов предполагают обращение к третьей стороне, задача которой — развести стороны и облегчить им достижение согласия. Стремясь к деэскалации конфликта, третья сторона не должна становиться прямым или косвенным его участником. Требование беспристрастности — основная норма деятельности третьей стороны, а убеждение — главный способ влияния на них. Вместе с тем нередки ситуации, когда третьей стороне приходится воздействовать на наиболее несговорчивых и бескомпромиссных участников конфликта путем предупреждения, нажима, отказа от предоставления экономической помощи и т. д. Что касается технологий и конкретных операционных процедур, то в данном контексте может использоваться посредничество, оказание добрых услуг, наблюдение за ходом переговоров, комиссии по расследованию, арбитраж.
Использование услуг третьей стороны, посредничество, арбитраж в системе международных примирительных процедур особо оговариваются в документах Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг. Значение этих конференций, созванных по инициативе России, состоит в том, что в их 13 конвенциях и декларациях впервые провозглашается система международно-правовых средств мирного разрешения межгосударственных споров. В документах «О мирном решении международных столкновений», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года», принятых на 1-й Гаагской мирной конференции, осуществлена попытка ограничить право государства на войну и найти пути мирного решения споров. Гаагские конвенции инициировали создание такого механизма, как комиссия по расследованию, задача которой установить факты и причины, лежащие в основе международного конфликта, понять аргументы спорящих государств и доложить их третьей стороне. Ряд положений Гаагских конвенций действует и ныне, они включены в комплекс норм международного гуманитарного права.
Посредничество и добрые услуги совпадают по конечной цели — содействовать мирному разрешению конфликтов. Однако между ними, замечает М. М. Лебедева, есть и различия. Добрые услуги могут оказываться одной из сторон конфликта, предусматривая, в частности, предоставление своей территории для проведения встреч спорщикам, выступая своеобразным почтальоном и доставляя сообщения от одного участника к другому, и т. п.
Посредничество же оказывается с согласия всех конфликтующих сторон и предполагает более существенное участие третьей стороны в урегулировании конфликта: она не только организует переговоры, но и участвует в них, помогает найти выход из сложившейся ситуации. При этом проводятся разносторонние консультации, используются приемы челночной дипломатии, которая имеет в виду поочередное согласование вопросов с каждым из участников конфликта.
Различают несколько видов посредничества: прямое и косвенное, формальное и неформальное, официальное и неофициальное.
- Прямое посредничество: все стороны, включая посредников, одновременно присутствуют на переговорах, посредники играют лидирующую и мотивирующую роль.
- Косвенное посредничество: нейтральная сторона, осуществляющая посреднические функции, поочередно проводит консультации или переговоры с каждой из конфликтующих сторон.
|
|
- Формальное посредничество: третья сторона имеет закрепленный за ней формальный статус посредника, признаваемый всеми участниками переговоров.
- Неформальное посредничество: посредник не имеет закрепленного за ним официального статуса. Неформальное посредничество предполагает реализацию не всех посреднических функций, а лишь их части, например только выяснение мнений.
- Официальное посредничество: в роли посредника выступает некое лицо (организация), облеченное государственной властью или полномочиями, приданными международными структурами.
- Неофициальное посредничество: не предусматривается наличие обязательных властных полномочий у лица или организаций, осуществляющих функции посредников.
Один из методов, применяемых третьей стороной, — наблюдение за ходом переговоров. Сам факт наблюдения создает условия для понижения градуса напряженности между сторонами, препятствует нарушению ранее достигнутых договоренностей. Активно используется в разрешении споров международный арбитраж, который от других методов отличается тем, что обладает юридической силой.
В урегулировании современных международных конфликтов велика роль посредничества. К посредникам прибегают в тех ситуациях, когда стороны не видят выхода из конфликта, не доверяют друг другу или вообще отказываются признать другую сторону. На долю посредников выпадает непростая задача найти пути примирения, несмотря на существующие разногласия конфликтующих сторон. Как показывает теория и практика конфликтов, посредники призваны:
- поощрять участников конфликтов к поиску взаимоприемлемых решений;
- выявлять и сопоставлять интересы и цели сторон для нахождения точек соприкосновения между ними;
- рассматривать варианты соглашений, выдвигаемых сторонами;
- предлагать компромиссы или формулировать собственные предложения;
- помогать сторонам «сохранять лицо» при выходе из конфликтной ситуации;
- осуществлять контроль за выполнением достигнутых договоренностей.
|
|
Одновременно к посредникам предъявляются серьезные требования относительно их профессиональных и личных качеств. Они должны быть компетентными и сведущими в причинах конфликта, обладать навыками переговорщика, быть влиятельными и авторитетными для сторон конфликта. И, понятно, посреднику необходимо соблюдать объективность и нейтралитет, не становится на чью-либо сторону конфликта, быть заинтересованным в его урегулировании.
Традиционным методом урегулирования международных конфликтов являются переговоры. Как правило, они начинаются тогда, когда одна или несколько сторон конфликта приходят к выводу, что дальнейшие военные действия желаемых результатов не приносят, а цена их продолжения может быть неприемлемой. Переговоры инициируются или сторонами конфликта, или предлагаются извне. Они проводятся быстро и с однозначной выгодой для одной из сторон в случае капитуляции проигравшего государства или их коалиции, но чаще переговоры затянуты по времени и проходят несколько стадий. Наиболее типичными из них являются такие этапы, как договоренности сторон о согласии на переговоры, прекращение военных действий, начало и ход переговорного процесса, констатация результатов переговоров, реализация достигнутых результатов.
Переговоры могут использоваться и для урегулирования конфликта, и для его предупреждения. Уже находясь в состоянии конфликта, но опасаясь его дальнейшей эскалации, стороны путем частичных договоренностей (частичных переговоров) могут избежать наивысшего накала в развитии конфликтов, не решая его в принципе. Переговоры и подготовка к ним могут использоваться также как отвлекающий маневр для достижения иных целей, допустим, для того чтобы перевооружиться и пополнить свои силы. В целом же, основное предназначение политических переговоров — предотвращение политических конфликтов и урегулирование их в случае возникновения.
Существуют различные типы политических переговоров:
- по числу участников — двусторонние и многосторонние;
- на основании привлечения (не привлечения) третьей стороны — прямые и непрямые;
- по масштабу решаемых проблем — внутренние и международные;
- в зависимости от статуса участников — переговоры на высшем уровне (глав государств и правительств), на высоком уровне (на уровне министров), переговоры в рабочем порядке (между представителями организаций, движений, стран).
Различны стратегии и тактики переговоров. В одних случаях стороны стремятся достичь максимальных результатов для себя, игнорируя интересы другой стороны. Для решения такой задачи используются приемы дезинформации противников о своих возможностях, в ход идут угрозы и ультиматумы, демонстрируется готовность прекратить переговоры и отказаться от предыдущих договоренностей и т. п. Такой стратегии нажима и неуступчивости противостоит стратегическая линия на поиск взаимоприемлемых решений. Диалог сторон, происходящий в подобной атмосфере, предполагает значительную степень открытости и доверия, движение к компромиссам, достижение таких решений, которые предполагают не только окончание конфликта, но и создание условий для дальнейшего взаимопонимания и сотрудничества.
В конце XX — начале XXI в. с тали складываться новые тенденции в сфере международных переговоров, среди которых:
- переговоры становятся основной формой взаимодействия государств, тем самым воздействуя на дальнейшее уменьшение роли военного фактора;
- растет объем и количество переговоров, их объектами становятся все новые отрасли международного взаимодействия: борьба с терроризмом, изменение климата на планете, информационная безопасность и др.;
- в урегулировании конфликтов возрастает переговорная роль международных организаций на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- в сферу переговоров вовлекаются специалисты, не имеющие профессиональной дипломатической подготовки, но обладающие знаниями в области новых технологий, космоса, кибернетики, финансово-экономических проблем, которые необходимы при анализе новых сфер взаимодействия между государствами;
- совершенствуется процесс управления переговорами на различных уровнях: от высшего государственного руководства до переговоров по вопросам, входящих в компетенцию рабочих групп.
Сегодня переговоры, отмечает П.А. Цыганков, становятся постоянным, продолжительным и универсальным инструментом международных отношений, что вызывает необходимость выработки «переговорной стратегии».
В урегулировании международных конфликтов значимое место принадлежит межправительственным организациям универсального типа, прежде всего ООН. Для примирения сторон они используют институциональные механизмы коллективного характера, что придает им большую легитимность. Согласно Уставу ООН, всем странам — членам этой организации вменяется в обязанность до любого применения силы (за исключением необходимости законной обороны) использовать только мирные средства урегулирования. Статья 33 Устава ООН обязует конфликтующие стороны сначала прибегнуть к одной из традиционных процедур урегулирования конфликта или же использовать механизмы, созданные для такой цели в рамках региональных соглашений, если таковые имеются. И лишь в случае провала такой инициативы стороны должны обратиться в Совет Безопасности ООН (ст. 37), имеющий право рекомендовать любой способ урегулирования, который считает наиболее целесообразным (ст. 36).
При использовании институциональных механизмов противников пытается примирить авторитетная международная организация. При этом традиционные способы урегулирования не отбрасываются, напротив, им придается еще больший вес в силу того, что они взяты на вооружение международным сообществом.
Литература
Богатуров А.Д. Международные отношения и внешняя политика России: научное издание. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С. 388-398, 399-416, 466-479.
Буянов В.С. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 104-126.
Внешняя политика России в ближнем зарубежье: [учеб,- метод. пособие] / Р. С. Мухаметов; [науч. ред. Н. А. Комлева]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. - 108 с.
Никитин А.И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование: учебник. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С.10-75.