Оценочное средство: задания для контрольной работы
по дисциплине «Методика правового воспитания и обучения»
Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством:
№ п/п | Код | Компетенция |
1 | ОК-2 (в части «знать», «уметь») | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
2 | ПК-12 (в части «знать», «уметь») | способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне |
3 | ПК-13 (в части «знать», «уметь») | способность управлять самостоятельной работой обучающихся |
5 | ПК-15 (в части «знать», «уметь») | способность эффективно осуществлять правовое воспитание |
Рассматриваемая тема (раздел)
Весь курс (текущий контроль)
Методические материалы
Контрольная работа состоит из двух заданий.
Первое задание: подготовка компакт-блока по выбранной теме. Компакт-блок как средство оценки уже описан в ФОС, поэтому в данном случае мы не повторяемся.
Второе задание: подготовка проекта (составление плана семинарского занятия по выбранной теме доклада). Это задание проверяет имеющиеся у обучающихся элементарные умения по составлению плана занятия.
Содержание контрольной работы
I. Подготовка доклада по выбранной теме (темы см. ниже). Обращаем внимание на то, что в качестве тем доклада вынесены вопросы для самостоятельной работы обучающихся. Темы сообщений:
1. История образования: идеи воспитания в трудах Конфуция.
2. Золотой вклад в образование: Академия Платона и Лицей Аристотеля.
3. Ведущие университеты древности. Особенности преподавания в них.
4. Педагогические идеи Я.А. Коменского.
5. Русская педагогическая мысль через призму памятников древнерусской литературы.
6. Педагогическая деятельность Симеона Полоцкого.
7. Вклад М.В, Ломоносова в создание высшей школы в России.
8. Система юридического образования в дореволюционной России (труды Н.И.Коркунова, С.А.Муромцева, М.М.Сперанского, Б.Н.Чичерина).
9. Роль преподавателей Московского университета в развитии юридического образования (К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский, С.П.Шевырев).
10. Привилегированные юридические школы XIXв. (Александровский /бывший Царскосельский/ лицей, Петербургское училище правоведения ведомства Министерства юстиции).
11. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогики.
12. Взгляды педагогов первой трети ХХ в. (А.С. Макаренко, П.П. Блонский и др.).
13. Ведущие научные учреждения высшего образования юридического профиля.
14. Видные ученые-юристы современности.
15. Система юридического образования в Советском Союзе: плюсы и минусы образования.
16. Система высшего юридического образования в современной России.
17. Общая характеристика современного российского законодательства о высшем юридическом образовании.
18. Юридическое образование и его педагогическая система в высшей школе.
19. Цели и задачи высшей школы в сфере юридического образования. Юридический вуз как объект научного управления.
20. Объект, предмет и задачи методики правового воспитания и обучения. Структура педагогической деятельности.
21. Основные категории методики правового обучения и воспитания.
22. Методология и исследовательские методы в области методики правового обучения и воспитания.
23. Аксиологические основы методики правового обучения и воспитания.
24. Субъекты педагогического процесса высшего юридического образования. преподаватель юридического вуза как субъект педагогической деятельности.
25. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.
26. Профессиональное становление и развитие преподавателя. Педагогическое общение со студентом-юристом.
27. Студент юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Работа студента по овладению профессией юриста.
28. Стадии воспитательных воздействий: познание смысла прав и обязанностей, выработка отношения к правам и обязанностям, реализация прав и обязанностей.
29. Внешний и внутренний механизмы правового воздействия и правового регулирования.
30. Семья как социальный институт, выполняющий функцию правового воспитания.
31. Школа и вуз как социальные институты, выполняющие функцию правового воспитания.
32. СМИ как социальный институт, выполняющий функцию правового воспитания.
33. Церковь как социальный институт, выполняющий функцию правового воспитания.
34. Содержание правового воспитания: правовая грамотность, правовое мышление, правовая умелость.
35. Проблема правового образования: определение места и роли правового образования в школе и вузе.
36. Проблема правового образования: выявление приоритетности в понятиях обучения и воспитания.
37. Проблема правового образования: создание модели правового образования; установление ценностей, на которые ориентируется содержание правового образования;
38. Проблема правового образования: соотношение правового и гражданского образования.
39. Проблема правового образования: формирование действенных методик правового воспитания и обучения.
40. Проблема правового образования: подготовка учителей к преподаванию основ права.
41. Особенности правового воспитания в современном обществе.
42. Правовой нигилизм как проблема современного общества.
43. Правомерное поведение как следствие правового воспитания. Право и мораль как регуляторы общественных отношений.
44. Основные черты правомерного поведения: массовость, сознательность, активность.
45. Структурные элементы правовой культуры общества: правовое сознание населения; правовая деятельность; система юридических актов; правовая наука; материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; правовой субъект.
46. Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития.
47. Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры.
48. Человек как активный правовой субъект. Понятия социальной активности и правовой активности. Связь базовых понятий с понятиями «правовая жизнь общества», «правовая политика».
49. Категория «качественное состояние правовой жизни».
2. Составление плана семинарского занятия по выбранной теме доклада (предполагается, что тема доклада – это тема занятия, которое обучающиеся должны подготовить).
Примерный план проекта занятия
Заполните предлагаемую таблицу, укажите требуемые данные.
1. Тема занятия. | |
2. Форма проведения занятия (семинарское, практическое, нестандартная форма проведения занятия). | |
3. Формируемые компетенции (формулировки по ФГОС). | |
4. Материально-техническое обеспечение занятия (кодексы, сборники упражнений, раздаточный материал, средства для демонстрации презентаций и др.) | |
5. Дидактические материалы и средства обучения, необходимые для занятия (учебники, кодексы, справочная литература, раздаточный материал и т.д.). | |
1. Методы правового обучения, используемые на занятии (методы проблемного обучения, игровые методы, кейсы, дискуссии, проекты, изучение казусов и др.) | |
2. Направления, по которым осуществляется правовое воспитание на занятии (воспитание правового мышления, чувства ответственности, позитивного отношения к праву, уважения к закону, законопослушного поведения и др.) | |
8. Методы и средства контроля, используемые на занятии (решение тестовых заданий, ответы на вопросы преподавателя, блиц-опросы и др) | |
9. Способы организации самостоятельной работы студентов на занятии (самостоятельное решение задач, составление схем, заполнение таблиц и др), | |
10. Основное содержание каждого этапа занятия: | |
1) организационный момент | |
2) целеполагание (формулировка для обучающихся) | |
3) работа по теме занятия | |
4) подведение итогов занятия | |
5) организация домашнего задания |
Ожидаемые результаты
Выполнение заданий контрольной работы проверяет знания и умения, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплины.
Написание доклада (первое задание) нацелено на проверку имеющиеся у обучающихся знаний, приобретенных в процессе самостоятельной работы по дисциплине.
Оценивание второго задания позволяет проверить:
- умения по выполнению профессиональных обязанностей преподавателя, по соблюдению принципов этики преподавателя;
- умения по подготовке к преподаванию отдельных правовых тем;
- умения по планированию самостоятельной работой обучающихся.
Критерии оценивания
Критерии | Оценка (зачтено/незачтено, макс. кол-во 20 б.) |
Имеющиеся - систематические или содержащие отдельные незначительные пробелы знания, определенные в рамках формируемых компетенций; - содержащие отдельные значительные пробелы знания, определенные в рамках формируемых компетенций; - нераскрытая тема, отсутствие демонстрации знаний, определенных в рамках формируемых компетенций. | «зачтено», 10 б. «зачтено», 5 б. «не зачтено», 0 б. |
Сформированные умения по выполнению профессиональных обязанностей преподавателя, по соблюдению принципов этики преподавателя; по подготовке к преподаванию отдельных правовых тем; по планированию самостоятельной работой обучающихся. Неполные, несистематически проявляющиеся умения по выполнению профессиональных обязанностей преподавателя и соблюдению базовых принципов этики преподавателя в процессе освоения основ методики правового воспитания и обучения, по подготовке к преподаванию отдельных правовых тем, по планированию самостоятельной работой обучающихся. Отсутствие умений по выполнению профессиональных обязанностей преподавателя и соблюдению базовых принципов этики преподавателя в процессе освоения основ методики правового воспитания и обучения, по подготовке к преподаванию отдельных правовых тем, по планированию самостоятельной работой обучающихся. | «зачтено», 10 б. «зачтено», 5 б. «не зачтено», 0 б. |