Развитие риторики в Средние века, в эпоху Возрождения, в Новое время

    В средние века на первый план выходит гомилетика – искусство церковной проповеди. Для этого были серьезные исторические предпосылки – усиление роли и влияния церкви на общественную жизнь. Если в Античности ораторское искусство было средством убеждения, доказывания, то в средние века – оно становится средством оглашения предписаний, заповедей Бога. И постепенно риторика превращается в школьный предмет, где учат украшать свою речь, то есть пользоваться образными средствами речи. В эпоху Возрождения возрастает интерес к человеку. Он становится центром Вселенной. Бурно развивается экономика, торговые отношения, судебная система. Все это оказывает положительное влияние на развитие ораторского искусства, возрождаются традиции торгового и судебного красноречия. Возросший интерес к античности приводит к следованию античным традициям в ораторском искусстве. При этом общение, в том числе и публичное, осуществлялось на национальных языках. Развивается риторика и как наука. Созданы учебники: «Искусство поэзии» Николя Буало, «Сад красноречия» Генри Пичема и др. в это же время сформировались новые отрасли красноречия, например, искусство светской беседы. Большое внимание стало уделяться культуре речи, развитию литературной формы языка, чистоте и благозвучию национальных языков.  

    В Новое время (17-19 вв.) ораторское искусство было практически забыто. Она окончательно превращается в украшательство мысли. Такое восприятие риторики порождает негативное отношение к ней. Под риторичностью начинают понимать пустословие, несодержательную и напыщенную речь. Но в этот период расцветает церковное красноречие, активно развивается судебное, политическое красноречие. В частности, Великая Французская революция дала целую плеяду блестящих ораторов: Дантон, Робеспьер, Мирабо и др.

Теория красноречия в России

    В России вплоть до 17 века развивалось в основном церковное красноречие. Сохранившиеся письменные образцы проповедей отличаются высоким содержательным и образным уровнем. Они позволяют сделать вывод, что наши ораторы обладали образованностью и культурой.

    Однако, как наука риторика стала развиваться в 17 веке. Первой риторикой была переводная книга немецкого гуманиста Ф. Меланхтона. В эпоху Петра I наиболее видным преподавателем риторики был Ф. Прокопович. Он читал курс риторики на латинском языке в Киеве. Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747г. «Краткого руководства к красноречию» М.В. Ломоносова.

    Главная особенность работ Μ. В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал нормы русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди.

    B начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Η. Φ. Кошанского (1784-1831) «Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832). Расцвету риторики немало способствовала судебная реформа 1864 года, когда был введен суд присяжных.

Как вы думаете, почему?

    Эта реформа сформировала самостоятельные институты судебной системы: судья, прокурор и адвокат. Суды стали превращаться в арену борьбы между обвинением и защитой. Все это, конечно же, способствовало развитию ораторского искусства, красноречия в России. Выдвинулась целая плеяда талантливых судебных ораторов: А.Кони, В. Спасович, К. Арсеньев, С. Андреевский, П.Александров, А. Урусов, Ф. Плевако, П. Карабчевский и др. Весь этот опыт был обобщен и оригинально преподнесен и книге П. Пороховщикова «Искусство речи на суде».

    В советское время искусству красноречия не уделялось такого пристального внимания. Но продолжало хоть и медленно развиваться судебное, политическое, бытовое красноречие. Советская судебная система дала ряд блестящих обвинителей и адвокатов, например, Н. Крыленко, Р. Руденко, И. Брауде, В. Россельс. Из современников можно назвать С. Арию, Г.Падве, Г. Мирзоев, М. Барщевский и др.

    В настоящее время возрос интерес к искусству красноречия. Издано множество учебников, практикумов. Риторика становится академической дисциплиной, изучаемой в школах и в вузах. Все это объясняется реалиями нашего времени: возникшее информационное общество, коммуникативный бум диктуют человеку свои условия. Если хочешь быть востребованным в любой профессии, достичь определенных высот – будь коммуникабельным, красноречивым, обладай даром красноречия, даром убеждения. 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общение?

2. Какое место в жизни человека оно занимает?

3. Чем отличается «говорение» от публичного выступления?

4. Как возникла потребность обладать ораторским талантом?

5. Что такое ораторское искусство?

6. Цели изучения риторики?

7. Из каких частей состоит риторика как учебный предмет?

8. Сколько разделов содержит риторика?

9. Что такое инвенция?

10. Что такое диспозиция?

11. Что такое элокуция?

12. Как называется процесс запоминания?

13. Как называется процесс произнесения речи?

14. Где возникло ораторское искусство?

15. Почему Древняя Греция стала колыбелью ораторского искусства?

16. Назовите ораторов Древней Греции?

17. Кто такие софисты?

18. Какой вклад внес в развитие ораторского искусства Сократ?

19. Кто такой Платон?

20. Какой вклад внес в развитие ораторского искусства Аристотель?

21. Как развивалось ораторское искусство в Древнем Риме?

22. Расскажите о Цицероне?

23. Кто такой Квинтилиан?

24. Как развивалось ораторское искусство в Средние века?

25. Что привнесло в риторику эпоха Возрождения?

26. Что случилось с риторикой в Новое время?

27. Как развивалось ораторское искусство в России?

28. Кто внес основной вклад в развитие ораторского искусства в России?

29. Что способствовало развитию ораторского искусства в России в начале 19 века?

30. Как развивается ораторское искусство в настоящее время?

31. Почему сегодня важно обладать ораторским талантом?

Лекция № 2

Тема 3. Роды и виды ораторской речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: