Коммуникабельны ли вы?

Конспект лекции на тему: «Механизмы взаимопонимания в общении»

1.Определение понятия «общение»

2.Структура общения, характеристика форм общения.

 

 

1. Общение – это особая форма взаимоотношений между людьми, при которой происходит процесс обмена информацией, взаимопонимания, сопереживания, сочувствия. Как сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Общение – это «единственную роскошь», которая есть у человека». Выделяют три основные группы мотивов, связанные с потребностью в общении:

- познавательные мотивы – потребность во впечатлениях (путешествия, посещение театров, музеев, филармоний, и.т.д.);

- деловые мотивы – потребность в активной деятельности (общение с деловыми партнерами, посещение деловых форумов, командировки)

- личностные мотивы – потребность в признании и поддержке (общение с коллегами, друзьями, родными).

Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70 % времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В об­щении мы передаем друг другу разнообразную информацию, об­мениваемся знаниями, мнениями,  усваиваем практические навыки и умения, а также правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда приносит нам радость и удовлетворение. Порой общение навязывается, не считаясь с нашим самочувствием, настроением, взглядами. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, по­чему так произошло. Поэтому в общении важно учитывать особенности темперамента, характера человека, необходимо быть искренним, проявлять уважение.

2. Структура общения представляет собой единство трёх её сторон:

· коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют речь,язык, как одно из важнейших средств общения;

· интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);

· перцептивная - предполагает восприятие общающимися друг друга, т.е. как люди воспринимают друг друга с помощью органов чувств. умеют ли они сочувствовать. сопереживать друг другу.

 В жизни человека практически нет периода, когда он находит­ся вне общения. Общение классифицируется по содержанию, це­лям, средствам, функциям, видам и формам. Существуют следующие формы общения:

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом; оно осуществляется с помощью ор­ганов, данных человеку природой (голова – мимика лица, руки – жесты, голосовые связки– интонация и т.д.).

Прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе». Например, преподаватель ведёт лекцию студентам.

Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация. Следует учитывать, когда информация передаётся через посредника, она должна быть правильно понятой, правдивой, достоверной. Например, при передаче руководителем распоряжений подчиненным.

Межличностное общение связано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей человека  и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение — это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.). Например, общение в социальных сетях.

 

    

Тест

Коммуникабельны ли вы?

Инструкция: На каждый из приведенных вопросов следует от­ветить: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже совсем невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на какую-либо тему на совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы ни­когда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избе­жать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице об­ратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать, который час и т.д.)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 30 рублей, которые занял несколько месяцев на­зад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкаче­ственное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человекам, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым загово­рит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была
(в магазине, библиотеке, театральной кассе). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рас­смотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и ника­ких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-то в «кулуарах» высказывание явно ошибоч­ной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочте­те ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разоб­раться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оцен­ку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов

Ответ «да» оценивается в 2 балла; «иногда» — в 1 балл; «нет» — в 0 баллов. Общее число баллов суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

От 30 до 32 баллов — вы явно некоммуникабельны. Близким людям с вами нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контактнее, контролируйте себя.

От 25 до 29 баллов — вы неразговорчивы, предпочитаете оди­ночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергают вас в пани­ку, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой, но не ограничи­вайтесь одним неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо силь­ной увлеченности вы приобретаете «вдруг» полную коммуника­бельность? Стоит только встряхнуться.

От 19 до 24 баллов — вы в известной степени общительны, в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают, и все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

От 14 до 18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими и отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми, в то же время вы не любите шумных компаний, а экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

От 9 до 13 баллов — вы весьма общительны, любопытны, раз­говорчивы и любите высказываться по разным вопросам. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внима­ния, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкнове­нии с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможе­те себя заставить не отступать.

От 4 до 8 баллов — вы, должно быть, очень общительны, все­гда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем по­верхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее — ваша коммуникабельность чрезмерна. Вы го­ворливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно вы часто быва­ете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыль­чивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Людям — и на работе, и дома, — трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям.

Конечно же, не следует абсолютизировать результаты теста. Однако если вы считаете необходимым проводить самоанализ хотя бы на основе вопросников подобного типа, то это уже само по себе говорит об искреннем желании понять и устранить затрудне­ния, связанные с налаживанием контактов с окружающими.

Домашнее задание: законспектировать лекцию, ответить на вопросы для самопроверки:

1.Дайте определение понятиям «общение»?

2. Назовите мотивы для потребности в общении.

3. Какие стороны входят в структуру общения?

4. Какие формы общения вам известны?

5. Назовите профессии, в которых массовая форма общения ис­пользуется эффективно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: