Лекция №2 Социальные и педагогические функции семьи. Задачи семейного воспитания, типы и структура семьи

Весь опыт человечества показывает, что она на протяжении всех периодов развития общества функцию воспитания постоянно осуществляла семья как первичная (изначальная) минимальная общественная ячейка. Именно в семье все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и испокон веков максимально действенных способов – живого примера старших, показа ими образца, образа жизнедеятельности членов семьи, подражания, практического научения, уважения предков и их обычаев. Именно в семье закладывается фундамент нравственного, эстетического, философского опыта ребёнка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом.

Семья – это определенный, морально-психологический климат: это для ребёнка школа отношений. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребёнка.

Совместное семейное воспитание основано на следующих предпосылках:

1) роль семьи в обществе несравнима по всей силе ни с какими другими социальными институтами, так как в семье формируются и развивается личность ребёнка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе;

2) связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности;

3) семья изменяется вместе с развитием общества, в семье отражаются в концентрированном виде проблемы общества и страны. Поэтому, сохраняя свое значение для воспитания ребёнка, воспитание в современной семье отлично от воспитания в семьях прошлых десятилетий, различается также воспитание в семьях в различных социумах.

 

Итак, семья формирует механизмы адаптации, обуславливающие устойчивость личности, ее типичного предсказуемого поведения и механизмы бифуркации, обеспечивающие тенденцию к изменчивости, к возникновению резких изменений среды.

 Бифурка́ция — термин происходит от лат. bifurcus — «раздвоенный» и употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят.

Семья - это педагогическая система, поскольку системы, в которых осуществляются педагогические процессы, являются педагогическими. Если рассматривать воспитание как передачу социального опыта, культуры подрастающему поколению, то педагогическая система вооружает ребенка знаниями, умениями, навыками, формирует основы базовой культуры. Семья решает все эти же задачи, поэтому можно утверждать, что она является педагогической системой.  

Семья - это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок и находится в ней постоянно. Воспитательный процесс в семье внешне лишён той организованности и чёткости, какой обладают другие социальные институты с их воспитательными функциями. Воспитание в семье осуществляется в рамках ежедневного и систематического быта, реализуемого совместно детьми и родителями. Постоянная открытость родителей как воспитателей в поступках, действиях, образе жизни усложняет их воспитательное воздействие, требует постоянного осознания своих родительских педагогических обязанностей: ребёнок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

Основные задачи семейного воспитания:

1. Создать максимальные условия для духовного и нравственного роста ребенка.

2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защищенность ребенка в семье.

3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей.

4. Научить детей необходимым прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

5. Воспитать чувство собственного достоинства.

6. Сформировать социальную активность ребенка и социальную устойчивость к негативным влияниям среды.

 

В семье переплетаются естественные биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, так как определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Следует иметь в виду, что семья как первичная социальная группа, осуществляющая социализацию ребенка, - это своеобразное связующее звено между ребенком и другими социальными структурами. Она является до определенного времени почти единственным интерпретатором ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми в будущем столкнётся растущий человек. Влияние семьи, межличностные отношения в ней определяют уровень доверия ребёнка к информации, исходящей от членов семьи, которая служит для него основным каналом коммуникации, подражания, ориентации и т.д.

В основе семейной социализации лежит одна из важнейших задач воспитания - формирование ролевого поведения человека, которое определяется в значимой степени поведением матери, отца, бабушки, дедушки и т.д.  Отношения ребёнка и членов семьи могут характеризоваться различными типами межличностных взаимодействий, которые отразятся на отношениях ребёнка с другими людьми.

Следовательно, можно говорить о том, что именно семья закладывает первоначальные представления о взаимоотношениях людей, нравственных нормах, об окружающем мире в целом.

  Типы семей. При характеристике семей наряду с выявлением их индивидуальных особенностей принято относить их к определенным типам:

- патриархальная семья. В классическом виде данный тип семьи характеризуется большим составом. Под одной крышей в ней проживают большое число родственников. Детей в таких семьях обычно много, от них строго требуется почитание старших, соблюдение религиозных и национальных обычаев. Основной тип взаимодействия в таких семьях авторитарный. Мужчина – глава семьи, его слово – закон. 

- нуклеарная семья. В промышленно развитых странах и среди городских семей России выражено стремление молодых супругов отделяться от родителей. Такие семьи получили название нуклеарная. Обычно они включают в себя лишь два поколения: родителей и детей, которые ещё не вступили в брак. К категории нуклеарной относят также трехпоколенные семьи, где вместе с родителями и детьми, проживают ещё дедушки и бабушки. Молодые супруги в таких семьях часто желают жить самостоятельно, но из-за отсутствия возможности вынуждены жить с родителями.

- неполные семьи. В последнее время отмечается рост семей, состоящих лишь из двух человек (малые семьи). Данный тип семей имеет несколько разновидностей. В первую очередь к ним относят семьи разведенных либо овдовевших супругов.   Материнская семья. В отличие от неполной семьи, мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. По данным отечественной статистики каждый шестой ребенок рождается в незарегистрированном браке. Среди матерей, имеющих внебрачных детей, преобладают две категории: до 19 и свыше 35 лет. Последние на этот шаг идут осознано, не надеясь на возможность иметь супружеские отношения. Из-за большого количества разводов и детей, рожденных вне брака, лишь два ребенка из трех в России имеют семью с двумя родителями1

        - семья «пустые гнезда» - это семья родителей, где дети выросли и покинули отчий дом. 

1 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999, 232 с.

Структура семьи. Главной основой структуры семья является система ролей, которые исполняют все ее члены. Список основных ролей, которые могут исполнять члены семьи небольшой. Он включает следующий перечень: родительские (мать, отец), супружеские (муж, жена), детские (дочь, сын, брат, сестра), внутрипоколенные и межпоколенны (старший, младший, бабушка, дедушка) и т.д. Успешное исполнение семейных ролей имеет большое значение для процветания семьи. Если у кого-то из членов семьи нет четкого представления о том, как исполняется та или иная его роль, то это отражается на эмоциональной атмосфере в целом. Взрослые должны обладать представлениями, что значит быть хорошими родителями, мужем, женой, матерью, отцом и т.д. Дети отвечают за роли брата, сестры, старшего, младшего, ребенка, школьника и т.д. все члены семьи должны иметь представление о нормах, исполняющих ту или иную роль: ответственность за распоряжением финансами; умение своевременно перестроиться в случае недостаточного финансирования ведет к конфликтам, эмоциональному напряжению, потери чувства стабильности в эмоциональной атмосфере семьи и т.д. Причиной неудовлетворенности взаимоотношениями в семье и создания конфликтных ситуаций может быть неумение сочетать противоположные роли. Такие конфликты часто возникают в семьях, члены которых принадлежат к трем и более поколениям. Молодые супруги в таких семьях должны научиться выполнять как роли родителей по отношению к своим детям, так и роли детей в общении со своими родителями2. Для успешности семейного взаимодействия сегодня от супругов требуется большая гибкость и разносторонность в исполнении своих ролей.

  Взаимоотношения представителей разных поколений в семье. Изменения в экономической, социальной, культурной и политической, неизбежно отражается на семье, в том числе на взаимоотношениях между поколениями, старые нормы взаимоотношений перестали быть актуальными, а новые в такой короткий исторический период еще не сформировались. Старшее поколение оказалось в ситуации, когда его практический и духовный опыт не востребован новым поколением. Формирующиеся ценности среднего поколения неустойчивы и не имеют достаточного авторитета у молодежи. Общество стремиться переложить воспитательную функцию на родителей. А возникающих противоречий с детьми, перекладывают ответственность на школу, СМИ и государство.                                           

 2 Семьеведение: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой, Е. М. Черняк.  М.: Юрайт, 2013, 403 с.

Функции семьи. Функции семьи связаны с удовлетворением потребностей ее членов. Современная социальная психология дает несколько вариантов характеристик функций семьи.

Рассмотрим основные функции семьи, которые связаны, прежде всего, с её воспитательными возможностями:

- Материальная основа семейной жизни формируется посредством реализации хозяйственно-экономической функции. Особенности реализации этой функции в семье связаны с характером взаимоотношений в ней: справедливое распределение хозяйственно-бытового труда между родителями и детьми, как правило, способствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей.

- Одной из наиболее важных и одновременно сложных функций семьи можно считать э моционально-психологическую функцию, которая заключается в создании нравственно- психологических условий для отдыха и проведения досуга, регулирования интимных областей внутрисемейного поведения и т.п.

- Важнейшей родовой функцией семьи является рождение и воспитание детей. Ряд авторов расчленяют эту функцию на две составляющие: функцию продолжения человеческого рода и функцию воспитания детей.

- В настоящее время всё большее значение приобретает образовательная функция семьи, её деятельность, направленная на повышение интеллектуального уровня своих детей и качества их знаний. В условиях реформируемого социума резко возросла личностная и общественная значимость этого фактора, так как именно уровень интеллектуального развития семьи определяет адаптивные возможности личности и успешность социально-экономических преобразований.

Литература

1.Методика воспитательной работы. Под ред. В.П. Сергеевой. М.: Академия, 2010, 368 с.

2. Классное руководство. Под ред. В.П. Сергеевой. М.: Академия, 2014, 300 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: