Изобразительное искусство 22.04.20
Консультация по теме «Картина –натюрморт. Жанр натюрморт»
Цель: написать натюрморт из старинных предметов быта.
Инструкция
Познакомьтесь с терминами и понятиями
«Композиция -это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину» Л.Б. Альберти. Это составление целого из частей. А главное в композиции — это создание художественного образа, а выделяют его с помощью: формы, размера, цвета и расположения.
Натюрморт- от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего.
Светлота цвета – одно из основных качеств цвета: светлота тем выше, чем выше количество отражённого света по сравнению с количеством поглощённого этой же поверхностью цвета.
Светотень – градации светлого и тёмного, распределение по яркости цветов и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объём предмета и окружающую их световоздушную среду.
|
|
Свет - делит поверхность предмета на теневую и освещенную стороны.
Изучите теоретический материал самостоятельно.
«Натюрморт» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди, цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.
Издревле люди украшали свой быт изделиями декоративно-прикладного творчества. Эти изделия можно было не только использовать в хозяйстве, но они еще несли в дом красоту, радовали глаз.
В крестьянской избе источником всего была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни. У печи, так же устраивали деревянные настилы –на них спали. Печь - олицетворяла материальный центр дома.
Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. В свободном углу устанавливали ткацкий станок. Почти в каждой избе была детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Перед печкой устраивались полки с чугунной, глиняной посудой, ведра, сковородки, черпаки, ухваты. Все и даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными и диковинными цветами, птицами и зверями. Остановимся подробнее на некоторых предметах быта.
|
|
Самовар.
Формы и объемы самоваров были бесконечно разнообразны. Блестящий, шумящий, кипящий самовар как бы оживал и одухотворялся, таким образом семейное чаепитие сближало людей, скрепляло род.
Квашня – посуда для заквашивания теста, глиняная или деревянная. Считалась символом плодородия и производящей силы.
Светец (светило, светильник, светильня) – приспособление для держания горящей лучины. Светцы имели различную форму и величину.
Столешник - ткань для покрытия стола.
А как художники передают объём на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой?
Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов.
Свет делит поверхность предмета на теневую и освещенную стороны. За светом всегда следует полутень.
Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое темное место.
Рефлекс – отраженный свет окружения. Без рефлекса невозможно получить объемность изображения.
От предмета падает тень, которая так и называется – падающая тень.
Блик – отражение источника света.
Натюрморт повествует нам о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, рассказать о жизни людей. Сегодня мы углубили наши знания о натюрморте, о светотени, познакомились с бытом и убранством крестьянской избы. Всё это поможет нам понимать картины художников, направит в создании своего натюрморта.