Домашнее задание. Кратко письменно ответить на вопросы

Моргунова Светлана Викторовна

morgunova-lana@list.ru

Конспект урока литературы

Дата 29.04.20

Группа 86 Повар, кондитер Курс 2

Тема урока: Поэтическая «оттепель». Обзор поэзии 60-х гг. 20 века.

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: знакомство с понятиями «шестидесятники», «громкая» и «тихая» лирика; особенностями поэтического творчества поэтов-шестидесятников;

 

Основные понятия:

«Оттепель»- неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти и. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов)

«Шестидесятники»- поколение советской интеллигенции, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами

«Громкая лирика»- направление в русской поэзии 50-х — 70-х годов

«Тихая лирика»- направление в русской поэзии 50-х — 70-х годов; один из важнейших путей реставрации в литературе важнейших первооснов бытия

Используемая литература: Т.Ф. Курдюмова. Литература 11класс, часть 2, 2018 г.,

Презентация к уроку  

Интернет – ресурсы: https://clck.ru/NCWJ5 учебный фильм по теме урока

 Ход урока

  1. Организационный этап.

Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.

 

60-е годы нашли себя в синтезе слова и сцены, поэта и актера. Русская поэзия вырвалась на площади, залы, стадионы. Захотелось набрать полные легкие и крикнуть. / А.Вознесенский. /

 

«Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и — главное — интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. Появляются новые журналы, такие, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» — журнал молодых, талантливых авторов.

Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжали творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

«Достаточно заглянуть в толстые журналы, в альманахи, чтобы увидеть, как ожила наша поэзия... Настало время стихов», — пишет Илья Эренбург в 1956 году. В 1954 году в Москве прошёл первый День русской поэзии. 29 июля 1958 был открыт памятник В. Маяковскому. Площадь Маяковского с тех пор стала излюбленным местом встреч московской интеллигенции. По субботам у памятника поэту встречались молодые литераторы, философы, историки. Встречались и читали стихи. Финский писатель Мартти Ларни, побывав в Москве в 1962 году, восторженно писал о спонтанных поэтических чтениях, когда любой желающий мог прочесть стихи. Но больше всего его поразило то внимание, с которым эти стихи слушали собравшиеся на площади люди.

 

2. Основная часть.

План изучения

1. Поэтическая «оттепель»

2. «Громкая» (эстрадная) лирика.

3. «Тихая лирика».

Информационные революции и причины, обусловившие их

происхождение.

➢ Характеристика индустриального общества.

➢ Характеристика информационного общества.

➢ Информатизация и компьютеризация общества

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Поэтическая «оттепель».

Поколение поэтов, начавших свою творческую деятельность в 60-е годы, в истории русской литературы принято называть «шестидесятниками».

«Объединяло их одно — время. Империя как-то в одночасье одряхлела, всюду в мире подняла головы молодёжь... Эти поэты собирали полные залы клубов, театров. Целые стадионы. Причём во многих городах... Как во времена Маяковского и Есенина, поэтическое слово зазвучало громко и стало всем: политикой, философией, свободой и непререкаемой истиной — для миллионов», — вспоминал Г. Сапгир в книге «Поэты-шестидесятники».

«Громкая» (эстрадная) лирика. «Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены Политехнического музея, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на чтение и непосредственное восприятие «с голоса». Кроме того, пафос «эстрадной» поэзии — пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой — герой- преобразователь мира.


...Кто временем рождён —

рождает время.

Цветы,

летя,

хлестали по лицу,
и магазины книжные ревели:

«На у-ли-цу!»...

А что у меня было, кроме глотки?

Но молодость не ставилась в вину,
и я тычком луконинского локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну...

Карандаши ломались о листочки —
студенты,

вчетвером ловя слова,
записывали с голоса по строчке,
и по России шла гулять строфа.

Происходило чудо оживанья
доверия,

рождённого строкой.

Поэзию рождает ожиданье
поэзии —

народом

и страной.


/ Е. Евтушенко.«Первый День поэзии»/

Основная тема новой поэзии — конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм — поэтическая фраза становится похожей на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». Поэты - «эстрадники» способствовали дальнейшей демократизации русского стиха, который откликается на все запросы современности. В их лирике отрицаются мещанство, консерватизм, косность; воспеваются свобода, научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее. В будущем все помыслы «эстрадной» поэзии: сегодняшний день — лишь начало новой прекрасной эпохи. А чтобы это будущее было прекрасным, нужно требовательнее относиться к себе и другим, быть достойными этого прекрасного будущего, которое начинается вот здесь, сейчас. К «громким» лирикам принято относить прежде всего четверку поэтов: Евгений Александрович Евтушенко (р.1933), Андрей Андреевич Вознесенский (р. 1933), Роберт Иванович Рождественский 1932-1994), Белла Ахатовна Ахмадулина (р.1937г.) (Слайд 5.)


Ситуация ошарашивает.

И уже

невозможно молчать!

Надо нам научиться

спрашивать.

А тем более —

отвечать!

Научиться —

и нощно, и денно,

будто в самом последнем бою,
отвечать

за конкретное дело,
отвечать
за работу свою!

Отвечать,

на любое мгновенье

Ставя

собственную печать,
за порученное,

доверенное
и обещанное
отвечать!


/ Р. Рождественский.«Отвечать!»/

Молодые поэты не отрицали традиции — они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни — вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт — не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: но только ему дано озвучить то, о чём думает и мечтает каждый.


Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?

По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны.

И на себя их смелость не беру.

Ты для меня — торжественные будни.

Не пировать мне на твоём пиру.

А в публике — доверье и смущенье.

Как добрая душа её проста.

Великого и малого смешенье
не различает эта доброта.

Пока дурачит слух её невежда,
пока никто не видит в этом зла,
мне остаётся смутная надежда,
что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза


. /Б. Ахмадулина. «День поэзии»/

«Эстрадники» и себя называли великими, необыкновенными людьми, и всячески подчёркивали величие и неординарность каждого человека. Между сценой и зрительным залом не было непреодолимого пространства. Молодые поэты были ровесниками зрителей, и им было что сказать людям. Словом «мы», как когда-то футуристы, они объединяли себя с аудиторией. Поэт представал оратором, выразителем настроений, идей и желаний масс, а в лирическом герое каждый из слушателей узнавал себя, поэтому поэзия вызывала живое участие у слушателей. Возникало единение поэта с публикой.


Да разве святость — влезть при жизни в святцы?

В себя не верить — всё-таки святей.

Талантлив, кто не трусит ужасаться
мучительной бездарности своей.

Неверие в себя необходимо,
необходимы нам тиски тоски,
чтоб тёмной ночью небо к нам входило
и обдирало звёздами виски,
чтоб вваливались в комнату трамваи,
колёсами проехав по лицу,
чтобы верёвка страшная, живая,
в окно влетев, плясала на лету.

Необходимо бредить неулёжно,
проваливаться, прыгать в пустоту.

Наверно, лишь отчаявшись, возможно
с эпохой говорить начистоту.

Какая низость — самоуваженье...

Создатель поднимает до высот

лишь тех, кого при крошечном движеньи

ознобом неуверенность трясёт.

Уж лучше вскрыть ножом консервным вены,
лечь забулдыгой в сквере на скамью,
чем докатиться до комфорта веры
в особую значительность свою.


/Е. Евтушенко. «Неверие в себя необходимо»/

«Тихая лирика». Однако время, стремительный бег которого воспевали в своей поэзии «эстрадники», шло своим чередом. Повзрослело поколение поэтов, повзрослело поколение читателей. Декларативность и публичность поэзии, её гражданский пафос постепенно уступили место вдумчивому, внимательному взгляду в душу человека. Первыми это почувствовали, как ни странно. «эстрадники». В середине шестидесятых место «эстрадной» поэзии занимает «тихая лирика», во многом противопоставленная «эстрадной».


Всего-то — чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Всё чище, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит

 

. /Б. Ахмадулина. «Свеча»/

 

Как-то стыдно сплошной заслезненности.

Сострадательства с видом бойца.

Как-остыдно одной заземленности,

Если все-таки есть небеса.

Как-то хочется слова нескушного,

Чтоб лилось оно звонко, легко,

И все к Пушкину тянет, к Пушкину,

ну а он-высоко-высоко.

/Е. Евтушенко. «Как-то стыдно изящной словесности...»/

Постоянный новаторский поиск сменяется обращением к традициям русской лирической поэзии.

На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классических традиций русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.

 

Владимир Николаевич Соколов (1928 – 1997), Анатолий Владимирович Жигулин (1930 -2000), Николай Михайлович Рубцов (1937 – 1971), Глеб Яковлевич Горбовский (р.1931) — поэты того же поколения, что и «эстрадники». Однако за громкими восклицаниями «эстрадной» поэзии до некоторого времени не было слышно их скромного, проникновенного голоса.


В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови! —

Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос зыбкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.


Н. Рубцов. «В минуты музыки»

 

Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.

На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан вне времени. Человек замедлил своё непрекращающееся движение к прогрессу, в будущую эпоху и задумался о прошлом и настоящем, поразился красоте сегодняшнего дня. По словам Л. Аннинского, «откровенный человек уступил место человеку сокровенному».

«Эстрадная» лирика была обращена ко множеству людей, «тихая лирика» находила путь к сердцу каждого отдельного читателя, пробуждая в нём не гражданскую ответственность за судьбы целого мира, не социальные чувства, а воспитывая стремление к заботе, справедливости, отзывчивость, сострадание и любовь к людям, ко всему живому на родной земле.

«Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов.


Мои рифмы — обычны,
как на грузчике ноша.

Мои ритмы — типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.

Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, —
как бы нарочно,
нарочито нормальны.

Потому что стихия —
та же песня простая.

Потому что стихи я не пишу, а рождаю.

Г. Горбовский


 

Как вы понимаете, деление на «тихую» и «громкую» поэзию весьма условно. Поэты- эстрадники тоже часто создавали очень проникновенные лирические произведения. Примером тому может стать «Ольховая сережка» Е. Евтушенко, которую можно считать своеобразным голосом эпохи. Еще один такой «голос эпохи» - рок-опера А. Рыбникова на стихи А. Вознесенского «Юнона» и «Авось», отрывок из которой мы с вами сейчас послушаем

 










































































Домашнее задание.  Кратко письменно ответить на вопросы

Вопросы для тестирования.

1. Раскройте понятие «Оттепель». Каковы ее социальные и общественно-политические предпосылки?

2. Кто такие «шестидесятники»?

3. Почему поэтов, творивших в 60-е годов 20 века, разделяют на «громких» и «тихих» лириков?

4. Кого из поэтов относят к «эстрадникам»? Где проходили их выступления?

5. Что было характерно для творчества поэтов-эстрадников? Чьи традиции они продолжали?

6. Кого из «тихих» лириков вы знаете?

7. Каковы темы и идеи произведений «тихих лириков?

 

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: