Моргунова Светлана Викторовна
morgunova-lana@list.ru
Конспект урока литературы
Дата 29.04.20
Группа 86 Повар, кондитер Курс 2
Тема урока: Поэтическая «оттепель». Обзор поэзии 60-х гг. 20 века.
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: знакомство с понятиями «шестидесятники», «громкая» и «тихая» лирика; особенностями поэтического творчества поэтов-шестидесятников;
Основные понятия:
«Оттепель»- неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти и. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов)
«Шестидесятники»- поколение советской интеллигенции, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами
«Громкая лирика»- направление в русской поэзии 50-х — 70-х годов
«Тихая лирика»- направление в русской поэзии 50-х — 70-х годов; один из важнейших путей реставрации в литературе важнейших первооснов бытия
Используемая литература: Т.Ф. Курдюмова. Литература 11класс, часть 2, 2018 г.,
Презентация к уроку
|
|
Интернет – ресурсы: https://clck.ru/NCWJ5 учебный фильм по теме урока
Ход урока
- Организационный этап.
Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.
60-е годы нашли себя в синтезе слова и сцены, поэта и актера. Русская поэзия вырвалась на площади, залы, стадионы. Захотелось набрать полные легкие и крикнуть. / А.Вознесенский. /
«Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и — главное — интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. Появляются новые журналы, такие, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» — журнал молодых, талантливых авторов.
Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжали творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.
«Достаточно заглянуть в толстые журналы, в альманахи, чтобы увидеть, как ожила наша поэзия... Настало время стихов», — пишет Илья Эренбург в 1956 году. В 1954 году в Москве прошёл первый День русской поэзии. 29 июля 1958 был открыт памятник В. Маяковскому. Площадь Маяковского с тех пор стала излюбленным местом встреч московской интеллигенции. По субботам у памятника поэту встречались молодые литераторы, философы, историки. Встречались и читали стихи. Финский писатель Мартти Ларни, побывав в Москве в 1962 году, восторженно писал о спонтанных поэтических чтениях, когда любой желающий мог прочесть стихи. Но больше всего его поразило то внимание, с которым эти стихи слушали собравшиеся на площади люди.
|
|
2. Основная часть.
План изучения
1. Поэтическая «оттепель»
2. «Громкая» (эстрадная) лирика.
3. «Тихая лирика».
Информационные революции и причины, обусловившие их
происхождение.
➢ Характеристика индустриального общества.
➢ Характеристика информационного общества.
➢ Информатизация и компьютеризация общества
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Поэтическая «оттепель».
Поколение поэтов, начавших свою творческую деятельность в 60-е годы, в истории русской литературы принято называть «шестидесятниками».
«Объединяло их одно — время. Империя как-то в одночасье одряхлела, всюду в мире подняла головы молодёжь... Эти поэты собирали полные залы клубов, театров. Целые стадионы. Причём во многих городах... Как во времена Маяковского и Есенина, поэтическое слово зазвучало громко и стало всем: политикой, философией, свободой и непререкаемой истиной — для миллионов», — вспоминал Г. Сапгир в книге «Поэты-шестидесятники».
«Громкая» (эстрадная) лирика. «Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены Политехнического музея, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на чтение и непосредственное восприятие «с голоса». Кроме того, пафос «эстрадной» поэзии — пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой — герой- преобразователь мира.
...Кто временем рождён —
рождает время.
Цветы,
летя,
хлестали по лицу,
и магазины книжные ревели:
«На у-ли-цу!»...
А что у меня было, кроме глотки?
Но молодость не ставилась в вину,
и я тычком луконинского локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну...
Карандаши ломались о листочки —
студенты,
вчетвером ловя слова,
записывали с голоса по строчке,
и по России шла гулять строфа.
Происходило чудо оживанья
доверия,
рождённого строкой.
Поэзию рождает ожиданье
поэзии —
народом
и страной.
/ Е. Евтушенко.«Первый День поэзии»/
Основная тема новой поэзии — конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм — поэтическая фраза становится похожей на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». Поэты - «эстрадники» способствовали дальнейшей демократизации русского стиха, который откликается на все запросы современности. В их лирике отрицаются мещанство, консерватизм, косность; воспеваются свобода, научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее. В будущем все помыслы «эстрадной» поэзии: сегодняшний день — лишь начало новой прекрасной эпохи. А чтобы это будущее было прекрасным, нужно требовательнее относиться к себе и другим, быть достойными этого прекрасного будущего, которое начинается вот здесь, сейчас. К «громким» лирикам принято относить прежде всего четверку поэтов: Евгений Александрович Евтушенко (р.1933), Андрей Андреевич Вознесенский (р. 1933), Роберт Иванович Рождественский 1932-1994), Белла Ахатовна Ахмадулина (р.1937г.) (Слайд 5.)
Ситуация ошарашивает.
И уже
невозможно молчать!
Надо нам научиться
спрашивать.
А тем более —
отвечать!
Научиться —
и нощно, и денно,
будто в самом последнем бою,
отвечать
за конкретное дело,
отвечать
за работу свою!
Отвечать,
на любое мгновенье
Ставя
собственную печать,
за порученное,
доверенное
и обещанное
отвечать!
/ Р. Рождественский.«Отвечать!»/
Молодые поэты не отрицали традиции — они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни — вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт — не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: но только ему дано озвучить то, о чём думает и мечтает каждый.
|
|
Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?
По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ.
О славный день, твои гуляки буйны.
И на себя их смелость не беру.
Ты для меня — торжественные будни.
Не пировать мне на твоём пиру.
А в публике — доверье и смущенье.
Как добрая душа её проста.
Великого и малого смешенье
не различает эта доброта.
Пока дурачит слух её невежда,
пока никто не видит в этом зла,
мне остаётся смутная надежда,
что праздники случаются не зря.
Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза
. /Б. Ахмадулина. «День поэзии»/
«Эстрадники» и себя называли великими, необыкновенными людьми, и всячески подчёркивали величие и неординарность каждого человека. Между сценой и зрительным залом не было непреодолимого пространства. Молодые поэты были ровесниками зрителей, и им было что сказать людям. Словом «мы», как когда-то футуристы, они объединяли себя с аудиторией. Поэт представал оратором, выразителем настроений, идей и желаний масс, а в лирическом герое каждый из слушателей узнавал себя, поэтому поэзия вызывала живое участие у слушателей. Возникало единение поэта с публикой.
Да разве святость — влезть при жизни в святцы?
В себя не верить — всё-таки святей.
Талантлив, кто не трусит ужасаться
мучительной бездарности своей.
Неверие в себя необходимо,
необходимы нам тиски тоски,
чтоб тёмной ночью небо к нам входило
и обдирало звёздами виски,
чтоб вваливались в комнату трамваи,
колёсами проехав по лицу,
чтобы верёвка страшная, живая,
в окно влетев, плясала на лету.
Необходимо бредить неулёжно,
проваливаться, прыгать в пустоту.
Наверно, лишь отчаявшись, возможно
с эпохой говорить начистоту.
|
|
Какая низость — самоуваженье...
Создатель поднимает до высот
лишь тех, кого при крошечном движеньи
ознобом неуверенность трясёт.
Уж лучше вскрыть ножом консервным вены,
лечь забулдыгой в сквере на скамью,
чем докатиться до комфорта веры
в особую значительность свою.
/Е. Евтушенко. «Неверие в себя необходимо»/
«Тихая лирика». Однако время, стремительный бег которого воспевали в своей поэзии «эстрадники», шло своим чередом. Повзрослело поколение поэтов, повзрослело поколение читателей. Декларативность и публичность поэзии, её гражданский пафос постепенно уступили место вдумчивому, внимательному взгляду в душу человека. Первыми это почувствовали, как ни странно. «эстрадники». В середине шестидесятых место «эстрадной» поэзии занимает «тихая лирика», во многом противопоставленная «эстрадной».
Всего-то — чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.
И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
Всё чище, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займёшься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит
. /Б. Ахмадулина. «Свеча»/
Как-то стыдно сплошной заслезненности.
Сострадательства с видом бойца.
Как-остыдно одной заземленности,
Если все-таки есть небеса.
Как-то хочется слова нескушного,
Чтоб лилось оно звонко, легко,
И все к Пушкину тянет, к Пушкину,
ну а он-высоко-высоко.
/Е. Евтушенко. «Как-то стыдно изящной словесности...»/
Постоянный новаторский поиск сменяется обращением к традициям русской лирической поэзии.
На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классических традиций русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.
Владимир Николаевич Соколов (1928 – 1997), Анатолий Владимирович Жигулин (1930 -2000), Николай Михайлович Рубцов (1937 – 1971), Глеб Яковлевич Горбовский (р.1931) — поэты того же поколения, что и «эстрадники». Однако за громкими восклицаниями «эстрадной» поэзии до некоторого времени не было слышно их скромного, проникновенного голоса.
В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз,
И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но всё равно в жилищах зыбких —
Попробуй их останови! —
Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.
И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,
И жёлтый плёс, и голос зыбкий,
И шум порывистых берёз.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чём...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чём.
Н. Рубцов. «В минуты музыки»
Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.
На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан вне времени. Человек замедлил своё непрекращающееся движение к прогрессу, в будущую эпоху и задумался о прошлом и настоящем, поразился красоте сегодняшнего дня. По словам Л. Аннинского, «откровенный человек уступил место человеку сокровенному».
«Эстрадная» лирика была обращена ко множеству людей, «тихая лирика» находила путь к сердцу каждого отдельного читателя, пробуждая в нём не гражданскую ответственность за судьбы целого мира, не социальные чувства, а воспитывая стремление к заботе, справедливости, отзывчивость, сострадание и любовь к людям, ко всему живому на родной земле.
«Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов.
Мои рифмы — обычны,
как на грузчике ноша.
Мои ритмы — типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.
Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, —
как бы нарочно,
нарочито нормальны.
Потому что стихия —
та же песня простая.
Потому что стихи я не пишу, а рождаю.
Г. Горбовский
Как вы понимаете, деление на «тихую» и «громкую» поэзию весьма условно. Поэты- эстрадники тоже часто создавали очень проникновенные лирические произведения. Примером тому может стать «Ольховая сережка» Е. Евтушенко, которую можно считать своеобразным голосом эпохи. Еще один такой «голос эпохи» - рок-опера А. Рыбникова на стихи А. Вознесенского «Юнона» и «Авось», отрывок из которой мы с вами сейчас послушаем
Домашнее задание. Кратко письменно ответить на вопросы
Вопросы для тестирования.
1. Раскройте понятие «Оттепель». Каковы ее социальные и общественно-политические предпосылки?
2. Кто такие «шестидесятники»?
3. Почему поэтов, творивших в 60-е годов 20 века, разделяют на «громких» и «тихих» лириков?
4. Кого из поэтов относят к «эстрадникам»? Где проходили их выступления?
5. Что было характерно для творчества поэтов-эстрадников? Чьи традиции они продолжали?
6. Кого из «тихих» лириков вы знаете?
7. Каковы темы и идеи произведений «тихих лириков?