План занятия №30
Дисциплина: Проектирование городских улиц и дорог
Тема занятия: «Вертикальная планировка городских улиц и дорог»
Цель занятия: изучить общую характеристику, классификацию и методы вертикальной планировки городских улиц и дорог
Планируемые результаты:
- образовательные – формирование знаний о вертикальной планировке городских улиц и дорог
- развивающие - развитие памяти, владение языковыми средствами: умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
- воспитательные – развитие логического мышления, пространственного воображения необходимого для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования
Вид занятия: лекция
План занятия:
1. Понятие о вертикальной планировке
2. Анализ и оценка рельефа территории
3. Методы проектных (продольных и поперечных) профилей проектных (красных) горизонталей
Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация
Литература: «Изыскания и проектирование автомобильных дорог. Учебное пособие для специального профессионального образования.» /Под ред. Э.Д.Бондарева, М.П. Клековкина: Юрайт,2018 г. 210 стр.
|
|
Преподаватель: Маляренко Н.В.
Тема занятия: «Вертикальная планировка городских улиц и дорог»
План занятия:
1. Понятие о вертикальной планировке
2. Анализ и оценка рельефа территории
3. Методы проектных (продольных и поперечных) профилей проектных (красных) горизонталей
Вопрос 1. Понятие о вертикальной планировке
Ссылки на видеоматериалы:
https://www.youtube.com/watch?v=VQaBTv12sWs
Вертикальная планировка — один из основных элементов инженерной подготовки территорий населенных мест — представляет собой процесс искусственного изменения естественного рельефа для приспособления его к требованиям градостроительства.
Задача вертикальной планировки заключается в придании проектируемой поверхности уклонов, обеспечивающих следующие цели: -
отвод дождевых, талых и прочих поверхностных вод по открытым лоткам в водосточную сеть и далее через очистные сооружения в естественные водоемы;
- благоприятные и безопасные условия движения транспорта и пешеходов;
- подготовку осваиваемой территории для застройки, прокладки подземных сетей и благоустройства;
- организацию рельефа при наличии неблагоприятных физико-геологических процессов на местности (затопление территории, подтопление ее грунтовыми водами, оврагообразование и т.д.);
- придание рельефу наибольшей архитектурно-композиционной выразительности.
Важное условие проектирования вертикальной планировки — достижение наименьшего объема земляных работ и возможного баланса перемещаемых масс грунта, т.е. равенство объемов насыпей и выемок для сокращения транспортных расходов на доставку или вывоз грунта.
|
|
При разработке проектов вертикальной планировки надо стремиться к максимально возможному сохранению сложившегося природного рельефа местности, существующих зеленых насаждений и растительного почвенного покрова.
Существует три метода проектирования вертикальной планировки (далее ВП): метод отметок, метод горизонталей, метод профилей.
Метод отметок – метод проектирования ВП с изображением проектного рельефа в виде высотных отметок.
Метод горизонталей – метод проектирования ВП с изображением проектного рельефа в виде проектных (красных) горизонталей.
Метод профилей – метод проектирования ВП с изображением проектного рельефа в виде профилей.
Исходным материалом для составления проектов вертикальной планировки являются топографические и цифровые карты, планы и цифровые модели местности. Их используют для изучения и оценки характера наиболее существенных особенностей местности: выявления заболоченных участков, площади водостоков рек и озер, районов, затопляемых паводковыми водами, наличия карстовых образований, ширины и глубины крупных оврагов и др.
Более детальная разработка всех мероприятий осуществляется по топографическим планам. Топографические планы масштабов 1:10 000 – 1:5000 с горизонталями через 1 м используют обычно для решения основных вопросов проектирования уличной сети города и составления генерального плана планировки. 5 Для составления технического проекта планировки городских улиц, дорог и площадей необходимы топографические масштабов 1:2000–1:5000 с горизонталями через 0,5–1,0 м, а для составления рабочих чертежей – топографические планы масштабов 1:200–1:500 с горизонталями через 0,25–0,5 м. Помимо планов для ВП городских улиц, дорог и площадей составляют продольные профили по осям улиц и лотков, поперечные профили на пикетах и в характерных местах.
Вопрос 2. Анализ и оценка рельефа территории
Рельеф местности является главным при разработке генеральных планов населенных мест, проектов детальной планировки и застройки их территорий.
Рельеф территории города должен удовлетворять инженерным,санитарным и архитектурным требованиям. Рельеф является важным природным ресурсом, который предопределяет общее композиционное и планировочное решение объекта.
Задача проектировщика – сохранить естественный рельеф. Вид рельефа влияет на планировку дорожной сети города, расположение различных по назначению планировочных зон и отдельных элементов.
Виды рельефа:
- равнинный – слабо выраженная пологая поверхность земли, без холмов и оврагов. Равнинный рельеф участка способствует проектированию прямой дорожной сети с редкими поворотами и без изменения поперечного профиля дорог. Уклоны от 0,003 до 0,06;
- всхломленный – относительно ровный рельеф с небольшими холмами, уклон от 0,07 до 0,15;
- пересеченный – с холмами, небольшими долинами и котловинами, уклоны от 0,15 до 0,5;
- сложный (горный) – с резко выраженными крутыми скатами и холмами. Расчлененность рельефа, сложность его форм способствуют проектированию извилистой дорожной сети с частыми поворотами и изменениями поперечного профиля дорог, уклон от 0,6 до 0,95.
Основные формы рельефа: гора (холм), котловина, хребет, лощина и седловина (рис. 1).
Рис. 1. Основные формы рельефа
Гора (холм) – возвышенность конической формы. Самую высокую точку холма называют вершиной, от которой во все стороны местность понижается. Боковые поверхности холма называют скатами, которые в нижней части заканчиваются подошвой.
|
|
Котловина – углубление конической или чашеобразной формы. Самую низкую точку котловины называют дном, от нее во все стороны местность повышается, превышения имеют положительный знак. Боковые поверхности котловины – скаты, которые в верхней части заканчиваются бровкой или краем. Небольшие котловины с крутыми скатами называют воронкой.
Хребет – возвышение удлиненной формы. Линию вдоль хребта, проходящую по самым высоким точкам, называют водоразделом, а бока – скатами. Если смотреть вниз по водоразделу, то превышения точек в этом направлении, а также влево и вправо имеют отрицательный знак, а назад – положительный.
Лощина – углубление удлиненной формы. Линию вдоль лощины, проходящую по самым низким точкам, называют водотоком или тальвегом, а бока – скатами, которые заканчиваются бровками. Если смотреть вниз по водотоку, то превышение в этом направлении будет отрицательным, а вправо, влево и назад – положительным.
Долина – широкие лощины с пологими скатами.
Ущелья – лощины с крутыми каменистыми скатами.
Овраги – лощины в виде глубоких промоин в долинах, образующихся действиями текучих вод.
Седловина имеет форму седла, представляет сочетание двух хребтов со сходящимися водоразделами в точке 1 (см.рис. 1) и двух лощин с расходящимися от этой точки водотоками.
Гребни – острые части хребта.
Рельеф местности определяется геодезической съемкой и изображается на топографическом плане в существующих (черных) горизонталях, представляющих собой условные линии проекции пересечения поверхности горизонтальными плоскостями, расположенными по высоте на равных расстояниях друг от друга.
Горизонталь – это линия, соединяющая между собой точки с одинаковыми отметками, горизонтали не могут пересекаться между собой в плане.
На горизонталях надписываются их высотные отметки, отсчитанные от абсолютного нуля, за который при нивелировании поверхности принят уровень Балтийского моря. В этом случае отметки носят название «абсолютных», а при отсутствии таких данных нивелирование поверхности производят от условно принятого уровня и отметки называют «относительными».
|
|
Высота сечения рельефа или шаг горизонталей – это разность между соседними по высоте горизонталями в плане.
Заложение – расстояние между соседними по высоте горизонталями в плане.
Рельеф местности характеризуется уклонами и их направлением.
Степень пригодности территории по условиям рельефа для размещения объектов жилищного, транспортного и промышленного строительства определяется нормативными данными, представленными в табл. 1.
Территории с неблагоприятными и особо неблагоприятными условиями рельефа требуют проведения специальных мероприятий по вертикальной планировке с существенным изменением рельефа, устройством подпорных стенок, откосов и лестниц.
Рис. 2. Определение существующих (черных) отметок и уклона территории
Для продолжения сети улиц наиболее благоприятен рельеф с уклонами от 5 до 60 % для магистральных улиц и от 5 до 80 % для жилых улиц и проездов в зависимости от их классификации. При значительных уклонах местности (в горных условиях) приходится размещать застройку по террасам, а трассирование дорожно-уличной сети – по серпантинам.
Условия обеспечения поверхностного стока вод предопределяют необходимость создания минимального продольного уклона улиц (0,005) и в исключительных случаях при монолитном дорожном покрытии (асфальтобетоном, цементобетоном) не менее 0,004. Величину максимального продольного уклона устанавливают с учетом категорий улиц и дорог, чтобы обеспечивать удобство и безопасность движения по ним транспорта с расчетными скоростями.