1. Известные педагоги о педагогическом творчестве. Кто из них, по Вашему мнению, наиболее точно и ёмко высказался о педагогическом творчестве? Объясните.
Большой вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский педагог, писатель, великий мыслитель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. Он является автором многих философских и педагогических трудов, пронизанных духом гуманизма, любовью и уважением к людям, к их трудовой деятельности. Я. А. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, выступал за безграничную любовь к Родине, веру в светлое будущее, за равноправие всех народов и уважение к национальным правам каждого из них. Он был борцом за прекращение всех войн и восстановление мира на всей земле. Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность. Педагогическое творчество Я. А. Коменского — огромный вклад в мировую педагогическую науку. Россия и её школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют большой интерес к наследию этого великого педагога. В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа, в которой пользовались учебниками Я. А. Коменского, внедряя его метод обучения. Среди учебных книг большое распространение получила «Открытая дверь языков», «Мир в картинках» и др. Я. А. Коменский создал первую в истории педагогики научную теорию обучения — дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1643–1670), состоящий из 7 частей, в которых изложил четкую концепцию преобразования человеческого общества. К сожалению, этот труд завершить при жизни ему так и не удалось.
|
|
Педагогическая деятельность, по его мнению, является одним из важнейших общественных дел и должна всячески поддерживаться общественной организацией. Школа должна иметь «достаточный запас панметодических книг», для подготовки которых требуется объединение «талантливых и не боящихся труда ученых мужей». Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ. «Обучение всех всему» основывается на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, а образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить легко, быстро и прочно, должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я. А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.
|
|
2. На какие признаки и критерии педагогического творчества Вы, больше всего, обратили внимание. Объясните почему.
Педагогическая импровизация — такое действие в ходе педагогического процесса, которое возникает в ответ на неожиданную ситуацию, когда создание и воспроизведение совпадают по времени. Импровизация возможна, если учитель обладает фундаментальными знаниями, быстротой реакции, развитым воображением и интуицией, способностью к моментальному воссозданию принимаемого решения так, как будто все заранее было предусмотрено и подготовлено.
Этапы импровизации:
• озарение (инсайт);
• интуитивно-логическое осмысление идеи и выбор пути ее реализации;
• публичная реализация с интуитивно-логической коррекцией;
• мгновенный интуитивно-логический анализ результата импровизации.
Импровизация педагога, чтобы быть педагогической импровизацией, всегда должна иметь педагогическое значение, а не представлять из себя способ выйти из ситуации или заполнить паузу.
Интуиция — чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь без развернутого логического обоснования. Способность к интуиции формируется тоже только на основе знаний, опыта, развитой рефлексии и эмпатии.
И. В. Страхов в книге "Психология творчества" так объяснял появление творческих мыслей: внезапное возникновение творческих мыслей возможно "...только в системе сознательного упорного творческого труда на основе длительного и глубокого осмысления проблемы. Ожидание появления творческих мыслей, не подкрепленное систематическим творческим трудом, будет тщетным и не приведет к актуализации творческого процесса"1. Творческий учитель — это большой труженик, человек, постоянно совершенствующийся и непрерывно развивающийся.
Жесткий лимит времени. Учитель принимает решения в ситуациях немедленного реагирования: уроки каждый день, непредвиденные ситуации ежеминутно, ежечасно, общение с детьми постоянно.
Возможность сопоставить замысел с его реализацией только в эпизодических, сиюминутных ситуациях, а не с конечным результатом из-за его отдаленности и обращенности в будущее.
В педагогическом творчестве ставка делается только на положительный результат. Такие способы проверки гипотезы, как доказательство от противного, доведение идеи до абсурда, противопоказаны в деятельности учителя.
Педагогическое творчество всегда сотворчество с детьми, коллегами.
Значительная часть педагогического творчества осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от учителя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление.
Специфичен, как уже отмечалось, предмет педагогического творчества — формирующаяся личность, инструмент — личность учителя, сам процесс — сложный, многофакторный, разноуровневый, основанный на взаимотворчестве партнеров, результат -определенный уровень развития личности воспитуемого.
3. Дополните свои предложения по созданию условий для творческой педагогической деятельности.
В качестве предпосылок обеспечения личностно-профессионального роста педагога выступают встречи со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений.
|
|
Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, следя за успехами и промахами учителя, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на уроках педагогов-мастеров, методистов; к молодым учителям прикрепить опытного учителя-наставника, предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять участие в конференциях, семинарах городского, республиканского уровней.
Для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.
Подведя итог, можно обобщить:
1. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма, через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы.
2. Самообразование.
3. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации.
4. Стимулирование педагогов.
5. Оснащение учебного процесса.
4.Достаточен ли перечень условий, мешающих проявлению творчества? Обоснуйте и предложите свои варианты.
Да, вполне достаточен.
К негативным факторам, осложняющим процесс профессионального становления педагога, можно отнести прежде всего кризисы: нереализованности, опустошенности, бесперспективности. В современном, быстро меняющемся мире, с серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, отсутствием знаний у учителей по валеологии, неумением сбалансировать расход энергии, постоянно растущим бумагоотчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация. Конечно, в идеале позитивный климат грамотно организованного педагогического и психологического пространства не дал бы учителю прийти к кризисной ситуации, однако, к сожалению, до идеала во многих школах далеко (и не только по вине руководителя).
|
|