Литература 1950-1960-х годов

В 1953 году после смерти Сталина начался процесс демократизации жизни страны. Возвращались из ГУЛАГов невинные узники. Не случайно И. Эренбург свою повесть назвал «Оттепель» (1954). После разоблачения культа личности Сталина на XX съезде КПСС (1956) надежды людей связывались со скорым построением коммунизма, с возвращением к принципам ленинской демократии. В центре внимания оказалась личность.

Проза. Тема Великой Отечественной войны во второй половине 1950-х — 1960-е годы получила углубленное раскрытие в свете открывшейся людям исторической правды. В романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба», оконченном в 1960 году, но напечатанном позже, только в годы перестройки ставится проблема честности, благородства. В нем повествуется, как командир танкового корпуса Новиков успешно атаковал противника, хотя и начал операцию на восемь минут позже, чем этого требовал приказ. Комиссар корпуса Гетманов сначала выражает ему благодарность за это, а спустя несколько часов предает боевого товарища, доносит на него.

Углубленный подход к исследованию событий и их участников вызвал обращение писателей к изображению наиболее трагических страниц войны. В трилогии «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964), «Последнее лето» (1971) К. Симонов задумывается над моральными причинами, приведшими к трагедии в 1941—1945 годах, как и его герои — жертвы тоталитаризма — генерал Серпилин, бывший узник ГУЛАГа и политрук Синцов, оставшийся без документов окруженец.

В 1959 году была напечатана повесть Г. Бакланова «Пядь земли», созданная на документальной основе. Это произведение об Ясско-Кишиневской операции, освобождении Молдавии и начале изгнания фашистов из Румынии. Писатель отказался от широкого эпического изображения событий, сузил их до «пятачка», пяди земли, чтобы глубже раскрыть душевные переживания героев, показать настоящую окопную правду.

Трагична на войне судьба мальчика Ивана Буслова из повести В. Богомолова «Иван» (1956). В произведении показана война, политая детскими слезами, раскрыта «лаборатория» переживаний взрослых людей, вынужденных давать согласие на участие в великой трагедии малолеток.

Роман Ю. Бондарева «Горячий снег» (1969) о подвиге артиллеристов, остановивших фашистские танки на Сталинградском направлении, а также произведения В. Богомолова «Иван», Г. Бакланова «Пядь земли» относят к «лейтенантской прозе». Ее авторы — вчерашние лейтенанты — раскрывали «внутренние конфликты», писали о душевных страданиях людей, посылающих солдат на смерть, и о бессердечии других, таких, как командир батареи лейтенант Дроздовский, приказавший рядовому Сергуненкову подбить фашистскую самоходку, заведомо зная, что тот погибнет, и готовый получить из рук генерала Бессонова орден, на что не имеет никакого морального права.

Характерными приметами литературы оттепельного периода было ее обращение к «лагерной» теме, разоблачение тоталитаризма, противопоставление ему великих духом узников. В 1962 году в «Новом мире» была напечатана повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В рассказах Ю. Казакова герои ищут спасение в общении с природой и красотой, живут по совести, как, например, бакенщик Егор, поэт в душе, из рассказа «Трали-вали». Он раскрывает душу в песне вместе с любимой женщиной Аленой: «И они поют, чувствуя только одно — что сейчас разорвется сердце, сейчас упадут они на траву мертвыми, и не надо им уж живой воды, не воскреснуть им после такого счастья и такой муки».

Благородные и добрые герои В. Шукшина, «чудаки» (по одноименному рассказу), своеобразные характерами, бескомпромиссные, ранимые душой. В жизни они руководствуются «сердцем», многовековой моралью, совестью. Часто их не понимают, над ними смеются, издеваются над их увлеченностью и честностью (рассказы из сборника «Сельские жители»).

Талантливые ученые-изобретатели показаны в романах Д. Гранина «Искатели» (1954), «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962). В последнем произведении идет на грозу молодой ученый-физик Сергей Крылов, заведующий лабораторией, исследующий проблему атмосферного электричества. А его ровесник Олег Тулин — человек одаренный, баловень судьбы — не выдерживает испытаний «грозой» в прямом и переносном смысле.

В 1960-е годы создавалась «деревенская проза», старавшаяся правдиво отражать изменения в обществе, разоблачать издержки государственного и партийного администрирования, отстаивать гуманистические идеалы.

В. Овечкин показал два типа партийных руководителей — жесткого администратора, диктатора Борзова и гуманиста Мартынова в очерках «Борзов и Мартынов» (1952), а затем продолжил разговор на эту тему в книге «Районные будни» (1956).

В. Тендряков в повести «Поденка — век короткий» (1965) раскрыл причины наших проблем в деревне. Виной многому, на его взгляд, является двойная мораль в обществе.

В повести Ф. Абрамова «Безотцовщина» (1961) показано, как Володька-сирота болезненно переживает свое положение «изгоя» в обществе, но постепенно убеждается в человеческой доброте.

Деревня во время Гражданской войны и коллективизации предстает со страниц романа С. Залыгина «Соленая Падь» (1967).

В повести В. Белова «Привычное дело» (1966) показывается труд хлеборобов, земледельцев как ежедневная, тяжелая работа. Герой этого произведения Иван Африкано- вич Дрынов — не идеальная личность, но он правдив, как окружающая его опоэтизированная писателем природа.

Герой повести Б. Можаева «Живой» Федор Фомич Кузькин живет в начале 1950-х годов, работает за «палочки» (трудодни) в колхозе. Честный, выбиваясь из сил, он заботится не только о своем добре, но и об общественном. А руководят им бюрократы: председатель райисполкома Мотя- ков со своим афоризмом: «Рога ломать будем! Враз и навсегда...»; председатель колхоза Гузенков, секретарь райисполкома Тимошкин.

В конце 1950-х — 1960-е годы появилась самиздатов- ская (неофициальная, запрещенная) литература. Ее авторы — Н. Глазков, А. Гинзбург, И. Бродский, Н. Горбанев- ская и другие, протестуя против цензуры, разоблачали недостатки общественной и личной жизни, культивировали свободомыслие, самоценность человека. Неугодные писатели и философы были высланы из страны (А. Солженицын, А. Зиновьев) или эмигрировали за границу.

В 1960-е годы активно развивалась журналистика. На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Нева» и других изданий печатались произведения не только о наших достижениях, но и о просчетах, о войне как народной трагедии, о бездушных чиновниках, преступности. Открывались новые темы, имена — Г. Бакланов, А. Солженицын, В. Быков и др. Приоткрылась часть правды, которую узнали люди. А. Твардовский с 1958 года и почти до последних дней жизни возглавлял редколлегию журнала «Новый мир», вокруг которого объединились критически мыслящие, честные литераторы. А самиздатовский «Синтаксис», выпускаемый А. Гинзбургом, представлял оппозиционную коммунистическому режиму литературу.

Поэзия во время «оттепели» стала менее официозной, обратилась к раскрытию вечных ценностей. Авторы выступали на стадионах, в молодежных кафе и студенческих аудиториях с «громкими», «трибунными», «ораторскими» стихами, часто на площади перед памятником своему кумиру В. Маяковскому в Москве. Е. Евтушенко во вступлении к поэме «Братская ГЭС» (1964) писал:

Дай, Маяковский, мне глыбастость, буйство, бас, непримиримость грозную к подонкам...

Заявило о себе поколение шестидесятников в лице Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, писавшее на высокой волне романтизма о вере в будущее, о гигантских стройках, о целине, об ответственности за свои дела и поступки, за память о трагедиях эпохи («Стих о моем имени» Р. Рождественского).

А. Вознесенский в стихотворении «Уберите Ленина с денег» возмущается тем, что портрет вождя превращается в предмет купли-продажи: «Уберите Ленина с денег! / Он для сердца и для знамен».

О памяти, совести, любви к товарищам по оружию, не вернувшимся с войны, пишет А. Твардовский в стихотворении 1966 года «Я знаю, никакой моей вины...» («Речь не о том, но все же, все же, все же...»).

Появилась бардовская поэзия, зазвучала авторская песня. Добрые чувства пробуждало стихотворение «Полночный троллейбус» Б. Окуджавы, распевавшееся поэтом-бардом под гитару, представляющее транспортное средство спасителем заплутавших людей.

Советская поэзия конца 1950—1960-х годов звала на подвиг, в романтические путешествия, проецировала свое время на героическое прошлое, разоблачала ложь, бездуховность.

Драматургия также затрагивала проблемы очищения общества от зла и скверны. Пьеса В. Розова «Вечно живые» стала основой сценария кинофильма «Летят журавли» (1957), первым спектаклем в театре «Современник» (режиссер О. Ефремов). Ее героиня Вероника, изменив любимому юноше Борису, ушедшему на фронт, совершает ошибку: связывает свою жизнь с Марком — человеком- эгоистом, а затем порывает с ним и всю жизнь казнит себя за совершенную ошибку.

Проблему нравственного выбора затрагивает в пьесе «Старшая сестра» (1961) А. Володин. Надя всю себя отдает заботе о младшей сестре, забывая о себе. Автор ставит вопрос: правильно ли она поступает?

Таким образом, советская литература периода оттепели подготовила почву, на которой возникла неофициальная литература, протестовавшая против двойной морали, царившей в СССР, против коммунистической диктатуры.

Вопросы и задания

1. Определите хронологические рамки нового периода в развитии литературы. Почему этот период назван периодом «оттепели»? Сравните жанровую палитру литературы военного времени и периода «оттепели».

2. Прочитать произведения (по выбору студента): А. Солженицын "Матрёнин двор", В. Белов "Привычное дело", В. Распутин "Последний срок", Ф.Абрамов "Пелагея", В. Шукшин "Калина красная", Ю. Трифонов "Обмен", В. Астафьев "Царь-рыба". Проанализировать рассказ с точки зрения темы, идеи, образов героев, стиля и т.д.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: