Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности

Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпаршленд)

Методика разработана для изучения установок на самого себя. Данный тест такжечасто используется в составе батареи методик, направленных на изучение этнической идентичности. Существуют различные версии методики.

Классический вариант. Тест представляет собой процедуру работы с испытуемым, которому предлагается 20 раз ответить в письменной форме на вопрос «Кто я?». На выполнение теста дается 12 мин. Обработка ответов по методике «Кто я?» включает в себя количественный и качественный анализ полученных данных. Испытуемому дается лист бумаги, содержащий следующую инструкцию: «Ниже на странице вы видите 20 пронумерованных линеек. Пожалуйста, напишите на каждой из них ответ на простой вопрос «Кто я?».

Напишите просто 20 различных ответов на этот вопрос. Отвечайте так, как будто отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности. Пишите быстро, поскольку ваше время ограниченно».

Далее результаты работы испытуемых обрабатываются при помощи техники контент-анализа. При этом обращается внимание на само характеристики, связанные с этнической принадлежностью испытуемого: национальность, этнокультурные само характеристики, субкультурные характеристики (например, русский казак, помор, сибиряк),этнолингвистические, религиозные. Часто при обработке в качестве отдельной переменной выделяют ранг, на котором представлена национальность респондента среди 20 само характеристик. Если она не представлена ни разу, это тоже ценная информация для исследователя, которая в зависимости от ситуации может быть интерпретирована как неважность этнической принадлежности или, наоборот, как вытеснение, сокрытие этой само характеристики вследствие очень большой важности ее для респондента. Сокращенный вариант. В составе больших методик в ходе полевых исследованийчасто используется сокращенный вариант теста с краткой инструкцией.

Ответьте 6 раз на вопрос «Кто я?»

1. Я человек

2. Я девушка

3. Я сестра

4. Я дочь

5. Я студентка

6. Я подруга

7. Я спутница

8. Я существо

9. Я Света

10. Я любительница книг

11. Я работник

12. Я бедующий специалист

13. Я ученица

14. Я друг

15. Я любительница спорта

16. Я меломан

17. Я любитель кулинарии

18. Я «жаворонок»

19. Я сангвиник

20. Я экстраверт

Таким образом, национальность: национальность, этнокультурные самохарактеристики, субкультурные характеристики не представлены не в одно ранге, что говорит о  неважности этнической принадлежности для испытуемой.

 

 

Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева)

Данная методика включает две шкалы, каждая из которых состоит из четырех вопросов

[Татарко, Лебедева, 2004].

Первая шкала позволяет оценить эмоциональный компонент этнической идентичности, точнее, валентность (эмоциональную окрашенность) этнической идентичности. Оценке подлежит степень позитивности этнической идентичности. А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева. «Методы этнической и кросс культурной психологии»

Вторая шкала позволяет оценить, насколько ясно респондент ощущает себя представителем своего народа. Вопросы, составляющие данную шкалу, направлены на оценку степени неопределенности этнической идентичности респондента.

При обработке данных подсчитывается среднее значение по каждой шкале. Шкалы содержат как обратные, так и прямые вопросы. Обратные вопросы перед началом обработки подлежат перекодировке.

Отметьте степень вашего согласия с утверждениями в соответствии со шкалой: 1 –

абсолютно не согласен; 2 – отчасти не согласен; 3 – не знаю; 4 – отчасти согласен; 5 – абсолютно согласен.

Утверждения   1 2 3 4 5
1 За границей мне было бы приятно ощущать себя представителем именно своего народа ü     + 11
2 Не хотелось бы, чтобы все нации постепенно смешивались, каждый точно должен знать свои корни       +  
3 Несмотря на то, что вокруг меня живет столько разных народов, я всегда ясно осознаю свои национальные корни       +  
4 Мне неприятно лишний раз вспоминать о своей национальности +        
5 Когда окружающие говорят о культуре и обычаях своего народа, я испытываю некоторый дискомфорт, потому что сам не могу точно определить, к какому народу себя отнести         +
6 Если бы у меня сейчас была возможность выбирать национальность, я выбрал бы ту же самую         +
7 Я не уверен, что являюсь представителем того народа, к которому относят меня окружающие   +      
8 Я не люблю, когда меня лишний раз спрашивают о моей национальности, и в подобных случаях стараюсь аккуратно сменить тему разговора   +      

 

Ключи

• Шкала позитивности этнической идентичности. Утверждения № 1,4 (обратное), 6, 8

(обратное).

• Шкала неопределенности этнической идентичности. Утверждения № 2 (обратное),

3 (обратное), 5, 7.

 Таким образом, при подсчете данных были получены следующие результаты:

Уровень позитивной идентичности этнической идентичности =37.5%

Уровень неопределенности этнической идентичности =50%

Таким образом, можно сделать вывод, что у испытуемой  низкий уровень позитивной этнической идентичности, а так же  средний уровень неопределенности этнической идентичности.

 

Методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности

Мы предлагаем вам ответить на вопросы, касающиеся вашей этнической принадлежности, вашей этнической группы и вашего отношения к ней. Но сначала продолжите предложение.

С точки зрения этнической принадлежности я рассматриваю себя как русскую, хотя есть и другие национальности в роду.

 Прочитайте утверждения и рядом с каждым из них отметьте крестиком ответ, который отражает степень вашего согласия с утверждением.

 
Утверждения Совершенно согласен Скорее согласен, чем не согласен Скорее не согласен, чем согласен Совершенно не согласен
1 Я провел много времени, стараясь узнать как можно больше о своей этнической группе, о ее истории, традициях, обычаях     +  
2 Я активен в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов моей этнической группы       +
3 Я очень хорошо знаю свое этническое происхождение и понимаю, что оно значит для меня     +  
4 Я много думаю о том, как этническая принадлежность повлияет на мою жизнь       +
5 Я рад, что принадлежу к своей этнической группе +      
б Я четко чувствую связь со своей этнической группой   +    
7 Я хорошо понимаю, что значит для меня моя этническая принадлежность     +  
8 Для того чтобы узнать побольше о своей этнической группе, я говорил о ней со многими людьми     +  
9 Я горжусь своей этнической группой   +    
10 Я соблюдаю традиции своей этнической группы   +    
11 Я чувствую сильную привязанность к своей этнической группе   +    
12 Я хорошо отношусь к своему этническому происхождению +      

 

Моя этническая группа - русские

Этническая группа моего отца – русский

Этническая группа моей матери –русская

Мой пол женский

Мой возраст 20 лет

Обработка данных.

1. Средний балл по всем вопросам является общим показателем выраженности этнической идентичности.

2. Показатели субшкал вычисляются посредством нахождения среднего арифметического от полученной суммы баллов:

— шкала выраженности когнитивного компонента этнической идентичности (ответы на вопросы № 1,2, 4, 8, 10);    

-шкала выраженности аффективного компонента этнической идентичности (ответы па вопросы № 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12).

Таким образом, при подсчете данных были получены следующие результаты:

Низкий уровень (25%) выраженности когнитивного компонента этнической идентичности

 Высокий уровень (75%) выраженности аффективного компонента этнической идентичности

Средний уровень  этнической идентичности =54,16%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: