Практическая работа (на примере натюрморта с кастрюлей)

Тема: «Натюрморт»

Уважаемые родители и мои ребята! Эта работа контрольная, она соответствует экзаменационному заданию.

Срок выполнения 11-14 мая - 4 дня (на экзамене было бы 3 часа)

!!!Работу нужно выполнить гуашевыми красками!!!

Натюрморт – изображение неодушевленных предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

 

Натюрморт для обучающихся рисованию – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик, предметам можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие.

Задание:

· Составьте натюрморт из двух простых по форме предметов, контрастных по цвету (чайник яблоко, бидон апельсин, ваза апельсин…).

· Горизонтальная и вертикальная плоскость должны быть различные по цвету.

· Если есть возможность установить освещение (направить настольную лампу) расположите его так, чтоб на предметах читалась граница света и тени. Если такой возможности нет воспользуйтесь естественным освещением расположив натюрморт так, чтоб свет от окна падал на одну его сторону.

 

Например:

 

 

 

Практическая работа (на примере натюрморта с кастрюлей)

 

Для выполнения работы нам понадобится:

-Гуашь и кисти

-Палитра

-Бумага формата А3

-Карандаш и ластик

 

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним основные законы композиции, которые мы уже знаем и проанализируем примеры.

 

- Первое требование хорошей компоновки — это корректное соотношение между предметами и пустым пространством листа. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким.

(Слайд 12) В первом случае, предметам будет «тесно», что будет вызывать ощущение зажатости, неудобочитаемости изображения. Во втором случае, предметы будут «плавать» в формате листа, что снизит выразительность изображения:

 

- Изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа.

(Слайд 13) Зрительно мы ощущаем «тяжесть изображения», для нашего сознания изображенные предметы имеют ту или иную массу. Поэтому свободное пространство между низом изображения и нижним краем листа (нижнее поле) должно быть шире, чем верхнее. Это пустое пространство снизу играет роль «постамента», на котором держится тяжесть изображенных масс. Если этот «постамент» будет слишком низким (т.е. свободного пространства до края листа будет слишком мало), предметы начнут «проваливаться» за край листа.

В то же время, изображение не должно быть завышенным, т.е. между верхним краем предметов и верхним краем листа также должно быть достаточно места.

 

-  Изображение должно быть уравновешенным. То есть, его левая и правая половины должны быть равны по массе.

(Слайд 14) На этом рисунке изображено яблоко (малая масса) и кувшин (большая масса). Если мы располагаем яблоко примерно по центру, а кувшин справа, то равновесие масс также сдвигается вправо. Если кувшин находится ближе к центру, а яблоко чуть левее, то общее равновесие приходится как раз на центр композиции, т.е. мы видим, что такая композиция корректна.

 

 

Какие частые ошибки допускаются при работе над натюрмортом? Давайте проанализируем их.

- Главный предмет композиции не должен совпадать с геометрическим центром листа или его центральной осью. (Слайд 15)

 

- Нежелательно, чтобы предметы или края изображенной плоскости (напр., стола) упирались в край листа. Во-первых, это создает чувство тесноты и напряженности в листе, во-вторых, рушит иллюзию объема. Соответственно, изображенный предмет должен либо не доходить до края листа, либо чуть выходить за него. (Слайд 16)

- Такое же неприятное ощущение создается, если линии рисунка уходят прямо в углы листа. (Слайд 18)

 

- Контуры предметов (расположенных рядом или на разных планах рисунка) не должны соприкасаться вплотную. Это также уничтожает иллюзию пространства в листе, делая изображение более плоским. Соответственно, предметы должны или отстоять друг от друга на некотором расстоянии, или слегка перекрывать друг друга. (Слайд 19)

 

Ход работы:

Чтобы успешно закомпоновать предметы в листе, нужно (как и всегда) идти от общего к частному.

Наш натюрморт совершенно не сложный, поэтому мы будем действовать по следующей схеме:

1. Формат нужно расположить горизонтально, потому, что центром нашего натюрморта является кастрюля, по пропорциям приближенная к квадрату. В случае, когда предмет имеет высоту больше чем ширину, лист располагается вертикально.

2. Наметим линии стола. Контуры предметов намечаем легкими линиями.

 

3. Выполняя изображение в карандаше нужно учесть габариты предметов, определить их размещение в листе в соответствии с размером формата. Наметим крайние верхнюю и нижнюю точки будущей кастрюли. Наметим ширину и общую форму предмета.

 

 

4. Теперь, когда найденная композиция равновесна и пропорции переданы верно, можно переходить к дальнейшей прорисовке. Построим овалы, ручки и нарисуем апельсин.

 

 

 

Карандашный рисунок готов! Приступим к работе в цвете.

 

Изобразив карандашом, натюрморт в общих очертаниях, переходим к его красочному исполнению.
1. Начинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей композиции картины; постарайтесь на последнем этапе поподробнее прорисовать его.

 

 


2. После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите следующий предмет.

 

 

Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).
Запомните:
• если освещение естественное (из окна, на улице – без солнца),то свет на предметах будет холодный, а тени теплые,
• если освещение искусственное (лампа, костер), то свет на предметах будет теплый, а тени холодные.

 

3. Напишем плоскость стола, на которой размещаются предметы. И сразу тень под предметами. Пропишите третью плоскость.

 

 

 

4.Вернитесь к кастрюле и допишите ручки и внутреннюю плоскость.

 

 

5.Пропишите фоновую драпировку, начиная с теневой части.

 


6.Работа на завершающем этапе ведется в основном в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов. Пропишите блики и внесите необходимые правки.

 

 

Натюрморт готов!

 

Примеры готовых работ учащихся:

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: