Перспективы устойчивого развития Бразилии

Реферат по дисциплине «Концепции устойчивого развития»

Кафедра: социально-гуманитарных наук

Выполнил студент 3 курса группы МК-№.342

Российский Государственный Гидрометеорологический университет (РГГМУ)

Санкт-Петербург 2007 г.

Введение

Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки. По размеру территории она уступает только РФ, США, КНР и Канаде, обладает крупными запасами более 30 видов минерального сырья. По многим социально-экономическим признакам Бразилия относится к развивающимся странам, но занимает среди них особое место. Обладая большим экономическим потенциалом и довольно высоким уровнем экономического развития, она входит в число новых индустриальных стран.

Бразилия — самый крупный из субрегионов Латинской Америки, и в нем ярко проявляются многие черты, свойственные всему региону. Бразилия — одна из наиболее богатых природными ресурсами стран мира.

Здесь добывают около 50 видов минерального сырья, особенно рудного. Страна занимает одно из ведущих мест по площади обрабатываемых земель. Огромны ее водные, в том числе гидроэнергетические, лесные ресурсы. Все это создает очень благоприятные предпосылки для экономического развития Бразилия входит в “первую пятерку” стран мира по численности населения, которое ежегодно возрастает на 3 млн. человек. Это тоже благоприятствует экономическому развитию, но в то же время обостряет проблемы занятости, “ложной урбанизации” и др.

А так как моя тема называется «Перспективы устойчивого развития Бразилии», то следует отметить следующее..Возникает вопрос, каковы перспективы роста бразильской экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды? Следует сказать, от чего зависят консолидация экономики и ее стабильность на долгие годы вперед: от экономической активности, капиталовложений и уровня занятости, без которых, в числе других факторов, будет невозможно устранить социальные недуги, в первую очередь крайние формы бедности и неравенство в распределении национального дохода.

Существуют три важнейшие цели нынешнего правительства и бразильского общества, а именно:

а) эффективность производства, от которой зависит стабильное экономическое развитие;

б) личные свободы и справедливость для всех в соответствии с принципами правого демократического государства;

в) устойчивое снижение уровня бедности и устранение неравенства.

Решение этих задач зависит от продвижения вперед в трех макроэкономических, двух микроэкономических и в шести «структурных» сферах. Эти сферы я и буду рассматривать.

БРАЗИЛИЯ, Федеративная Республика Бразилия, крупнейшее по площади и численности населения государство в Южной Америке. Бразилия на севере граничит с заморским департаментом Франции Гвианой, Суринамом, Гайаной, Венесуэлой и Колумбией; на западе – с Перу; на юго-западе – с Боливией, Парагваем, Аргентиной и Уругваем. На востоке Бразилия омывается Атлантическим океаном. Длина береговой линии от границы с Гвианой до границы с Уругваем – 6840 км.

1. ПРИРОДА

1.1 Рельеф местности

Атлантическая прибрежная равнина. Вдоль Атлантического побережья простирается прибрежная равнина, которая сильно сужается в пределах штатов Рио-де-Жанейро и Эспириту-Санту, где уступы Бразильского нагорья подходят близко к океану. Северная часть прибрежной равнины тянется от штата Риу-Гранди-ду-Норти до Эспириту-Санту, а южная часть занимает побережье штатов Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул. Переход от равнины к нагорью постепенный на крайнем севере, в южных районах становится более резким. Со стороны океана береговая равнина окаймлена песчаными пляжами, лагунами и болотами. Немногочисленные удобные естественные гавани находятся там, где горы подступают к самому берегу. Наглядным примером служит гавань Рио-де-Жанейро – бухта Гуанабара. Порт Сантус был искусственно создан на плохо дренированной прибрежной низменности.

Ширина прибрежной равнины – от 80 км на юге до менее 16 км на севере. На участке от Рио-де-Жанейро до Риу-Гранди-ду-Норти прослеживается узкая полоса с плосковершинными столовыми останцами высотой от 45 до 150 м, сложенными субгоризонтально залегающими пластами песчаников. К западу от этой полосы поднимается край нагорья, местами до 900 м над у.м. К югу от штата Баия осадочный покров прибрежной равнины местами прорван гранитными останцами, подобными знаменитой горе Пан-ди-Асукар (букв. – «сахарная голова») над бухтой Гуанабара в Рио-де-Жанейро. Плодородные красноцветные почвы развиты в дельтах рек Риу-Доси и Жекитиньонья и у подножий гранитных останцов, где накопились продукты выветривания коренных пород; в этих местностях почти 400 лет выращиваются хлопчатник, табак, какао и сахарный тростник.

Бассейн Амазонки. Бóльшую часть Северной Бразилии занимает водосборный бассейн р.Амазонки и ее крупных притоков Токантинс, Шингу, Тапажос, Мадейра, Пурус, Журуа, Жапура и Риу-Негру. Это самая большая низменность земного шара, занимающая площадь 1,8 млн. кв. км, одна из наименее населенных и наименее освоенных территорий. На западе эта низменность наиболее широкая – до 1290 км с севера на юг, она сильно сужается у города Сантарен, где расстояние между Гвианским и Бразильским нагорьями составляет всего 240 км. Ниже впадения р.Шингу низменность снова сильно расширяется, там же начинается устье Амазонки. Реки бассейна Амазонки выносят в океан в среднем за год более 1 млрд. т илисто-песчаных наносов, однако из-за тектонического погружения в приустьевой зоне река не может создать обширную дельту, и в устье образовался остров Маражо, сложенный аллювием. Мутные желтые воды Амазонки прослеживаются в Атлантическом океане на расстоянии до 300 км от устья. На режим Амазонки влияют морские приливные волны, которые достигают высоты 5 м и распространяются вверх по реке на 1400 км, заливая низкие поймы – игапó.

На основной реке и ее притоках бывают наводнения, приводящие к затоплению зоны шириной до 80 км. Однако, как правило, паводки распространяются вдоль русел рек, а между ними возвышаются междуречья, покрытые древесной или травянистой растительностью, которые никогда не затопляются. Полноводность Амазонки объясняется тем, что ее северные и южные притоки находятся в разных полушариях; соответственно, паводки приходятся на разные времена года: на правых притоках – с октября по апрель (летний сезон в Южном полушарии), на левых – с апреля по октябрь (летний сезон в Северном полушарии). Соответственно, сезонные колебания стока на Амазонке сглажены. Средний годовой сток этой реки составляет примерно 7 тыс. куб. км – ок. 15% годового стока всех рек Земли. Амазонка судоходна на всем своем протяжении в пределах Бразилии и далее вверх по течению до города Икитос в Перу, на расстоянии 3700 км от Атлантического океана.(1)

Гвианское нагорье в морфоструктурном плане является северным продолжением Бразильского нагорья, но отделено от него Амазонской низменностью. Гвианское нагорье занимает самую северную часть Бразилии. Его вершины – гора Ла-Неблина (3014 м) на границе с Венесуэлой и гора Рорайма (2772 м) на стыке границ Бразилии, Венесуэлы и Гайаны. В штате Амапа разрабатываются месторождения марганца.

Бразильское нагорье. Почти всю южную половину Бразилии занимает обширное Бразильское нагорье. Там сосредоточена бóльшая часть самых плодородных земель и самых ценных полезных ископаемых. Восточный край нагорья, к востоку от р.Парана, густо населен. Малонаселенные засушливые внутренние районы нагорья, включая бассейн р.Сан-Франсиску, называются сертанами (sertão). Восточная окраина нагорья к северу от Рио-де-Жанейро имеет ступенчатое строение: крутые скалы, обращенные склонами к океану, возвышаются грядами, одна над другой. К югу от Рио-де-Жанейро уступ нагорья достигает большой высоты и производит внушительное впечатление, представая в виде массивной стены. Она называется Большим уступом, а на отдельных участках – Серра-Жерал, Серра-ду-Мар, Серра-ду-Паранапиакаба и др. Далее в глубь страны параллельно берегу и краю уступа простирается ряд массивных горных хребтов. Самые высокие из них – Серра-да-Мантикейра, Серра-ди-Капарао с вершиной Бандейра (2890 м). В пределах хребта Серра-ду-Эспиньясу в центральной части штата Минас-Жерайс сосредоточены богатейшие в стране запасы полезных ископаемых. Гребень уступа местами прорезан долинами рек Жекитиньонья, Риу-Доси и Параиба, из них только по плоскодонной долине Риу-Доси легко проникнуть во внутренние районы страны. Долина р.Параиба простирается почти параллельно берегу океана, и к ней приурочены железная и автомобильная дороги, соединяющие Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.(2)

На юго-западе Бразильского нагорья р.Парана и ее притоки пересекают очень плоскую поверхность лавового плато Параны. Здесь р.Парана и ее приток Игуасу текут в широких неглубоких долинах, врезанных в древние субгоризонтально залегающие толщи диабазов. Эти реки падают с края плато, образуя громадные водопады Гуаира, или Сети-Кедас (на границе Бразилии и Парагвая), и Игуасу (на стыке границ Бразилии, Аргентины и Парагвая), которые относятся к числу высочайших в мире.

Далее к западу в штатах Мату-Гросу, Мату-Гросу-ду-Сул и Гояс преобладают обширные столовые плато на высотах между 600 и 1200 м. Малочисленное местное население до сих пор продолжает процесс первичного освоения территории. Основное занятие – животноводство, хотя в прошлом здесь время от времени добывались полезные ископаемые, в основном золото и алмазы. К северу от столовых плато простираются тропические леса Амазонской низменности, а на юго-западе штата Мату-Гросу-ду-Сул крутой уступ горной цепи Серра-да-Бодокена возвышается над низменностями бассейна р.Парагвай.

Пантанал. Небольшой участок бассейна р.Парагвай, расположенный на западе штата Мату-Гросу-ду-Сул и на юге штата Мату-Гросу, представляет собой обширную впадину Пантанал, которая используется для выпаса скота. Сюда регулярно отгоняют таких неприхотливых животных, как зебу. Природные условия этого района весьма контрастны. Наводнения во влажный летний сезон чередуются с зимними засухами. В затопляемых частях Пантанала грасленды отличаются лучшими кормовыми ресурсами, а в более возвышенных районах в составе растительности преобладают грубые злаки и кустарники, пригодные лишь для выпаса самых нетребовательных пород скота. Главный город Пантанала Корумба, порт в верхнем течении р.Парагвай, связан железной дорогой с Сан-Паулу. Это самый западный конечный пункт железнодорожного сообщения в Бразилии.

1.2 Климат

Бразилии менее разнообразен, чем ее рельеф. Хотя Бразилия – тропическая страна, в ней мало районов, неблагоприятных для постоянного проживания – чересчур жарких, чересчур влажных или с одинаковыми температурами.

В пределах Амазонской низменности среднее годовое количество осадков – 1800–2300 мм, они выпадают преимущественно в виде ливней, характерна постоянная высокая влажность воздуха. Однако здесь не бывает жары. Например, в Сантарене, расположенном немного южнее экватора, максимальная зарегистрированная температура 36 С, а минимальная 18С. Зимой холодные воздушные массы (фриажен) временами проникают в Амазонский бассейн с юга, принося с собой прохладную погоду с ливнями.

Наиболее засушливы крайние северо-восточные районы Бразилии, получившие название каатинга. Там выпадает меньше всего осадков (в среднем 500–650 мм в год). Кроме того, режим осадков резко различается по годам. Так, например, в период 1835–1935 более половины лет отмечались экстремальные отклонения в обе стороны от указанного диапазона. Возделывание земель в таких условиях ставит фермеров на грань банкротства, так как посевы часто страдают от избыточного или недостаточного увлажнения.

Вдоль Атлантической прибрежной равнины и Большого уступа преобладает тропический влажный климат. На побережье в Салвадоре круглый год держатся высокие температуры и выпадают обильные осадки, но далее к югу зимы становятся холоднее и несколько суше, хотя летние периоды остаются жаркими и влажными. В Рио-де-Жанейро средняя температура самого теплого месяца (февраля) – 26С, а самого холодного (июля) – 20С. Европейцам и североамериканцам нелегко переносить такой климат не столько из-за жары, сколько из-за высокой относительной влажности в прибрежных районах (особенно в январе).

На Бразильском нагорье лето теплое и влажное, а зимы прохладные и сухие. В целом здесь температуры не столь высоки, как в прибрежных районах и в Амазонии, а осадки выпадают в форме ливней только на больших высотах. В горах близ Большого уступа средние годовые суммы осадков превышают 1800 мм, сезонные колебания температур более резкие: летом до начала влажного сезона до 38 С (при средних значениях 28–30 С), средние зимние температуры составляют 19–26 С в зависимости от расстояния до экватора. Выделяется сухой летний сезон продолжительностью от 1 до 5 месяцев, когда выпадает менее 50 мм осадков. В этот период деревья сбрасывают листву, а травы становятся жесткими и теряют кормовые качества.

На бóльших высотах, особенно в штате Сан-Паулу и в южных штатах Бразилии, средние температуры не превышают 14–18 С, обычны заморозки. Временами в горах выпадает снег, но держится он недолго. Вторжения холодного воздуха, подобные тем, какие бывают в США и Европе, никогда не наблюдаются на юге Бразилии, потому что антарктические воздушные массы значительно прогреваются при прохождении над теплыми прибрежными водами. Тем не менее зимой при проникновении полярных воздушных масс бывают продолжительные периоды облачной сырой погоды.(1)

1.3 Естественная растительность

Богатство растительного покрова Бразилии во многом обусловлено разнообразием географических, климатических, почвенных и гидрогеологических условий страны.

Сельва (влажный тропический лес). Благодаря обилию осадков и высоким температурам в течение всего года в бассейне Амазонки и на побережье Атлантического океана между Салвадором и Сантусом широко распространена сельва. Это высокоствольный влажный лес, состоящий из разнообразных древесных пород, со слабо выраженным подлеском, который хорошо развит только в более освещенных местах. Стволы деревьев прямые, кроны зонтичные, характерно обилие лиан. При незначительных сезонных колебаниях температуры и влажности каждая древесная порода следует своему индивидуальному циклу цветения, плодоношения и рассеивания семян, поэтому во все времена года лес в целом выглядит примерно одинаково. На затопляемых во время паводков участках, главным образом в долине Амазонки, гидрофильные пальмы, древовидные папоротники и другие растения нижнего яруса поднимаются до высоты 8 м над тростниковыми и осоковыми болотами. В более освещенных участках леса буйно разросшиеся лианы и эпифиты (непаразитические растения, поселяющиеся на других, более высоких и устойчивых деревьях) превращают сообщество в непроходимые джунгли. Обилие света, тепла и влаги обеспечивает развитие пышной пологовой растительности, компенсируя бедность почв во влажных тропических лесах. В условиях теплого влажного климата органический опад очень быстро минерализуется грибами и бактериями, поэтому здесь образуется крайне мало гумуса, а питательные вещества, необходимые для выращивания сельскохозяйственных культур, во время ливней вымываются из верхних горизонтов почвы. Индейцы приспособились к низкому плодородию почв. В этих районах применяется переложная система земледелия: в течение нескольких лет с поля снимается урожай, после чего оно забрасывается, а под посевы расчищается новый участок леса. Такой тип ведения хозяйства, естественно, возможен только в малонаселенных районах. Лесовозобновление в подобных условиях довольно быстро осуществляется естественным путем, однако лишь до определенного предела.

Мата (полулистопадный лес). Тропический и субтропический полулистопадный лес – мата – покрывает восток Бразильского нагорья, где осадков выпадает меньше, чем необходимо для развития сельвы, среднегодовые температуры более низкие и четко выражен сухой сезон, в течение которого многие деревья сбрасывают листву. Такой лес растет в местах близкого залегания грунтовых вод и на почвах, хорошо сохраняющих влагу. Деревья вегетируют круглый год, густой древостой состоит в основном из высоких вечнозеленых широколиственных пород с небольшой примесью листопадных. Он наиболее характерен для некоторых районов штата Сан-Паулу и юга штата Минас-Жерайс. На рыхлых песчаных почвах при глубоком залегании грунтовых вод доминируют менее ценные в хозяйственном отношении сухие леса (mata seca), а по берегам рек – флористически более богатые галерейные леса. Сухие леса занимают огромные площади на песчаниковых плато во внутренней части штата Баия, а также в северной половине штата Минас-Жерайс.

Кампос (саванны). В штатах Мату-Гросу, Мату-Гросу-ду-Сул, Гояс и Токантинс широко распространены сообщества из листопадных деревьев и саванновых злаков. Они простираются узкой полосой к западу от р.Сан-Франсиску через весь штат Пиауи почти до атлантического побережья. Различают три типа саванн. Редколесные кампос серрадос с кустарниками и разреженными низкорослыми деревьями широко встречаются на юге Мату-Гросу и на западе Мату-Гросу-ду-Сул. На более сухих и легких почвах преобладают кампос сужос с низкорослыми кустарниками и деревьями, растущими обособленно или небольшими группами. Далее к западу, в Мату-Гросу и Пантанале, на междуречьях раскинулись открытые травянисто-злаковые саванны без деревьев – кампос лимпос. Вдоль рек здесь обычно тянутся галерейные леса из более мощных, чем в саваннах, деревьев.

Прочие леса. На территории трех южных штатов Бразилии, там, где бывают заморозки, появляются типичные для субтропиков вечнозеленые смешанные (лиственно-хвойные) леса – пинерайя, которые получили свое название от бразильской араукарии (т.н. «сосны Параны»). Это дерево обладает хорошей строевой древесиной, составляющей одну из важных статей экспорта Бразилии. Хотя пинерайи сильно пострадали от интенсивной эксплуатации, чистые густые древостои еще встречаются на лавовых плато. Здесь же произрастает широколиственная порода – падуб парагвайский. Из его листьев готовят тонизирующий «парагвайский чай», или «мате». На засушливом северо-востоке страны распространена каатинга – редколесье, состоящее из колючих листопадных деревьев и кустарников.

На возвышенностях четырех южных штатов Бразилии встречаются участки злаковых прерий, характерных для умеренных широт. Их площадь увеличивается на юге штата Риу-Гранди-ду-Сул, где деревья произрастают только в долинах, а междуречья покрыты волнистым ковром степных трав.

2. НАСЕЛЕНИЕ

2.1Демография

На территории Бразилии проживает примерно половина населения Южной Америки, или треть населения Латинской Америки. В этой стране произошел феноменально быстрый рост населения. Согласно первой переписи, проведенной в 1582, т.е. через 50 лет после начала европейской колонизации, там проживало всего 57 тыс. человек, включая 14 тыс. невольников, привезенных из Африки (индейское население не учитывалось). Спустя почти три века, по переписи 1900, население Бразилии составляло 17 318 тыс. человек, а по переписи 1980 – 119 млн. человек. В 2003 в стране насчитывалось 182 032 тыс. жителей. После 1900 Бразилия приняла более 4 млн. иммигрантов, однако в последнее десятилетие темпы иммиграции сократились. В 20 в. среди иммигрантов превалировали итальянцы.

В составе населения Бразилии преобладает молодежь, и этим объясняются высокие темпы рождаемости. Хотя коэффициент фертильности в сельских районах гораздо более высокий, население городов растет исключительно быстрыми темпами вследствие значительного притока населения из сельских местностей. Переселение крестьян в города стало одной из главных проблем Бразилии. Поскольку такие социальные услуги, как школьное образование, здравоохранение, жилищное строительство, энергообеспечение, транспорт и связь, уже сейчас не удовлетворяют запросы населения страны, в условиях быстрого роста населения этот разрыв еще больше углубится.

2.2 Этногенез и язык

Население современной Бразилии произошло от представителей трех крупных рас – монголоидов (американских индейцев), негроидов (африканцев) и европеоидов. Последние – в основном потомки португальских иммигрантов, а в недавнее время к ним добавились выходцы из Италии, Германии, Испании, Польши и России, а также арабы из Сирии и Ливана. В результате смешения всех этих групп формируется бразильская нация. Согласно переписи 1950 (последней, в которой была предпринята попытка учета этнических групп населения), в Бразилии было 61,7% белых, 26,5% мулатов и 11% чернокожих.

Индейцы. По некоторым предположениям, в 1492 на территории современной Бразилии проживало ок. 1 млн. индейцев. Их относили к двум основным типам культур – индейцам тропических лесов и маргинальным индейцам.

Индейцы тропических лесов населяли побережье, а также долины р.Амазонки и ее притоков. Их называли также «индейцами каноэ», поскольку они использовали каноэ для передвижения по водным артериям. Эти индейцы занимались земледелием и выращивали маниок, ямс, кукурузу, бобы, арахис и другие культуры. Они изготавливали керамические изделия и корзины и знали ткачество. Спали в гамаках, подвешенных в длинных или круглых домах, где жили большими семьями. Иногда их поселения разрастались до внушительных размеров, но и в этом случае не складывалось сколько-нибудь развитой политической организации.

Маргинальные индейцы обитали на внутренних плато Центральной Бразилии. Эти бродячие охотники и собиратели не знали каноэ и передвигались пешком. Жили они небольшими группами в примитивных хижинах, не изготовляли керамику и не умели ткать корзин.

Многие племена тропических лесных индейцев говорили на языках группы тупи-гуарани, но нередко различия между отдельными языками были настолько велики, что представители разных племен не могли понять друг друга. Большинство маргинальных индейцев говорило на языках группы же. Первые европейские миссионеры пытались изучать языки группы тупи-гуарани и записывать слова с помощью латинского алфавита, а затем использовали этот смешанный язык для общения с индейцами в целях их обращения в христианство.

Португальские колонисты многое переняли у индейцев. В частности, они научились распознавать и использовать многие съедобные и лекарственные растения; освоили методику подсечно-огневого земледелия в тропических лесных районах; обогатили португальский язык многими бытовыми словами (например, гамак) и топонимами.

Еще в начале колониального периода численность индейцев резко сократилась. Лишь немногие из них выжили в иезуитских миссиях; другие, уцелевшие в сражениях с португальцами, чтобы не попасть в рабство, бежали в лесные дебри на западе страны; часть индейцев погибла от европейских инфекционных болезней, часть подверглась ассимиляции. Некоторые индейские племена живут в изоляции в отдаленных и труднодоступных районах, но число таких общин уменьшается по мере освоения западных районов страны. Контакты с европейцами имеют пагубные последствия для коренного населения, принося болезни и разрушая окружающую среду.

Афробразильцы. Первые португальские колонисты, прибывшие в Бразилию в 16 в., испытывали нехватку рабочей силы на плантациях сахарного тростника. Поскольку попытки порабощения местных индейцев не увенчались успехом, пришлось привозить невольников из Африки. По оценкам, с середины 16 в. до отмены рабства в 1888 в Бразилию было ввезено 4 млн. невольников.

По происхождению они разделяются на три группы: в первую входят мусульманские племена хауса, манде и фулани из западного Судана; во вторую – йоруба, фон, фанти и ашанти из прибрежных районов западной Нигерии, Бенина и Ганы; в третью – бантуязычные племена Анголы и Мозамбика. В Бразилии невольники ассимилировались, сохранив при этом отдельные элементы коренных африканских культур.

Европейцы. Португальцы, открывшие и колонизировавшие Бразилию, были сравнительно малочисленной нацией, которая в 16 в. насчитывала всего 1 млн. человек. В Португалии труд африканских невольников использовался еще до открытия Америки. Поэтому португальцы довольно терпимо относились к чернокожим людям и смешанным бракам.

Метисация. Постоянные контакты африканцев, индейцев и белых способствовали созданию смешанной бразильской культуры. Ее основу составляют португальский язык и культура, вобравшие в себя множество элементов африканских и индейских культур.

В 19–20 вв. в Бразилию хлынули переселенцы из других европейских стран, однако доля португальцев в составе иммигрантов оставалась достаточно высокой.

2.3 Размещение населения

Размещение населения в Бразилии неравномерно: 86,6% приходится на долю Северо-Востока, Юго-Востока и Юга, которые в совокупности занимают лишь 36% площади страны. Кроме того, в этих районах население концентрируется в прибрежной зоне шириной в несколько сотен километров. Наиболее густо заселены влажные земледельческие прибрежные районы на северо-востоке Бразилии между городами Ильеус и Натал. В этой прибрежной зоне, где расположены плантации сахарного тростника, плотность населения составляет 100 человек на 1 кв. км, что в пять раз превышает средний показатель для всей страны (19 человек на 1 кв. км). Второй густозаселенный район – Юго-Восток с многочисленными кофейными плантациями. Наименее заселена западная Амазония, район влажных тропических лесов.

В Бразилии сильно выражена тенденция к урбанизации. Самый урбанизированный штат – Сан-Паулу, где в городах проживает свыше 90% населения. В Бразилии городское население растет примерно в два раза быстрее, чем население сельских районов. Самые высокие темпы роста населения отмечались в Рондонии из-за притока колонистов-земледельцев: в 1970-х годах население этого штата увеличилось на 343%, а в 1980–1990-х – еще на 229%.

В столице страны Бразилии проживает 1596 тыс. человек, а в других крупных городах (в тыс. человек): Сан-Паулу – 9480, Рио-де-Жанейро – 5336, Салвадор – 2056, Белу-Оризонти – 2049, Форталеза – 1758, Ресифи – 1290, Порту-Алегри – 1263, Белен – 1246, Куритиба – 1029, Манаус – 1011.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА

С начала европейской колонизации Бразилия в своем развитии претерпела ряд существенных изменений. Олигархия, обогатившаяся на эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов Бразилии, пришла к власти в 1930 и установила диктатуру президента Жетулиу Варгаса. Он был ловким политиканом и неоднократно менял свои убеждения. Только в 1945 режим Варгаса был свергнут в результате военного переворота.

С разрешением деятельности политических партий были проведены парламентские и президентские выборы, и наступила «демократическая эра» (1945–1964). Был взят курс на защиту отечественных производителей путем повышения таможенных пошлин на импортные товары, государственного планирования и регулирования иностранных инвестиций. Президент Ж.Гуларт ограничил перевод капиталов за границу. Демократическая эра закончилась в 1964 в результате очередного военного переворота. После этого в течение 20 лет страной правили военные.

Мировой энергетический кризис 1973–1974 вызвал обострение экономических проблем Бразилии. Почти в это же время мировое сообщество подняло кампанию в защиту прав человека в этой стране, а в среде правящей военной группировки произошел раскол. С конца 1970-х годов в стране наметился и стал набирать силу процесс демократизации, который в 1984 привел к избранию президентом Танкреду Невиса. Он умер в апреле 1985, не успев вступить в должность. Его место занял вице-президент Жозе Сарней. Правительство Сарнея завершило восстановление режима представительной демократии, что нашло свое отражение в принятии в 1988 новой конституции страны.

В настоящее время действует конституция 1988 с поправками 1994 и 1997. В соответствии с ней, Бразилия провозглашена демократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человеческого достоинства, социальных ценностей, свободного предпринимательства и политического плюрализма. Страна является федеративной президентской республикой, состоящей из 26 штатов и столичного федерального округа Бразилиа. Вмешательство центра в дела субъектов федерации строго регламентируется и допускается лишь с целью сохранения территориальной целостности, защиты от внешней агрессии, в случае конфликта между штатами, при несоблюдении общественного порядка и финансовой дисциплины.

Законодательная власть на уровне федерации принадлежит двухпалатному Национальному конгрессу, который состоит из Палаты депутатов и Федерального сената. Обе палаты обладают равными полномочиями. Одобренный парламентом законопроект направляется на утверждение президенту республики; в случае отказа главы государства утвердить закон, конгресс может преодолеть вето на совместном заседании обеих палат простым большинством голосов депутатов и сенаторов.

Сенаторы должны быть не моложе 35 лет, депутаты – не моложе 21 года. Палата депутатов избирается сроком на четыре года на основе всеобщего пропорционального голосования, причем избиратели отдают голоса не за ту или иную партию, а за кандидатов, предложенных этой партией. Федеральный сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, избранных населением по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет; каждые 4 года представительство субъекта обновляется на одну и две трети.

Участие в выборах в Бразилии строго обязательно для грамотных граждан в возрасте от 18 до 69 лет. К выборам допускаются граждане не моложе 16 лет.

Исполнительную власть осуществляют президент и возглавляемое им правительство – кабинет министров. Президент и вице-президент должны быть не моложе 35 лет. Они избираются на всеобщих выборах сроком на 4 года из числа кандидатов, выдвинутых официально зарегистрированными политическими партиями и коалициями. Для избрания на пост необходимо собрать абсолютное большинство голосов, и в случае необходимости проводится второй тур голосования с участием двух претендентов, набравших наибольшее количество голосов. С 1997 допускается переизбрание на второй срок.

В компетенцию главы государства входит назначение и отстранение министров, подписание и публикация законов, издание временных актов, установление дипломатических отношений и подписание международных договоров, издание декретов о состоянии национальной обороны и осадном положении (эти меры нуждаются в утверждении конгрессом). Президент является верховным главнокомандующим и имеет право в случае необходимости вводить чрезвычайное и осадное положение, объявлять войну, предоставлять амнистию или смягчать приговоры. Он направляет на рассмотрение конгресса планы развития и проекты бюджета.

При президенте действуют совещательные органы – Совет республики (в составе вице-президента, председателей обеих палат конгресса, парламентских лидеров большинства и оппозиции, министра юстиции и шести видных граждан) и Совет национальной обороны (в составе вице-президента, председателей палат, министров юстиции, иностранных дел, планирования и обороны).

Конгресс имеет право отстранить президента от занимаемой должности. Для этого необходимы две трети голосов членов Палаты депутатов (если Федеральный верховный суд обвинит президента в совершении уголовного преступления) или сенаторов (если президент не справляется со своими обязанностями).

По решению конгресса или по инициативе граждан может быть организован всенародный референдум. Для его инициирования достаточно собрать 1% подписей избирателей, представляющих минимум 5 штатов, причем не менее 0,3% в каждом из них. Такое же количество подписей необходимо для представления в парламент закона на основе законодательной народной инициативы.

Судебная система Бразилии состоит из вертикали общих и специальных судов. Высшие органы судебной власти – Федеральный верховный суд и Высший суд правосудия. Федеральный верховный суд, который осуществляет контроль над соблюдением конституции, выносит окончательное решение при выдвижении обвинений против президента, вице-президента, членов конгресса, высших должностных лиц, решает международные и межштатные конфликты, состоит из 11 человек, назначаемых президентом с согласия Сената. Высший суд правосудия выносит решения по обвинению против губернаторов и иных должностных лиц штатов, может пересмотреть решения нижестоящих судебных органов и занимается толкованием законодательства. Он назначается президентом с согласия Сената из опытных юристов. Действуют также региональные федеральные судьи. и федеральные судьи, Высший суд по трудовым вопросам, Высший избирательный суд, Высший военный трибунал, общие и специальные суды на уровне штатов, местные суды и суды присяжных для рассмотрения уголовных дел. Судебная власть пользуется административной и экономической автономией.

В рамках децентрализации управления расширены полномочия штатов и местного самоуправления. Они имеют право непосредственного сбора ряда налогов и получения 47% поступлений от сбора подоходного налога, а также налога на промышленные изделия. Исполнительную власть в штате возглавляет губернатор, который должен быть не моложе 30 лет. Губернаторы и вице-губернаторы избираются по тому же принципу, что и президент страны. В каждом субъекте федерации имеется выборная законодательная ассамблея. На местах существуют выборные мэры и представительные муниципальные органы Государственное устройство. Бразилия не смогла полностью преодолеть последствия военной диктатуры, однако постепенно страна приобретала форму парламентской демократии.

Конгресс, избранный в 1986, выполнял функцию учредительного собрания для разработки новой конституции. На референдуме 1993 избирателям предстояло сделать выбор между республикой и монархией и между президентской и парламентской системами правления. В результате было отдано предпочтение республике с президентским правлением.

Новая конституция, обнародованная в 1988, предоставила избирательные права всем гражданам по достижении 16 лет, включая неграмотных, и обеспечила прямые выборы президента и вице-президента. Оба они избирались на пятилетний срок и не подлежали переизбранию. Если кандидат в президенты не получал абсолютного большинства голосов в первом туре голосования, назначались повторные выборы одного из двух кандидатов, набравших наибольше количество голосов в первом туре.

Главой государства, правительства и верховным главнокомандующим является президент. Он обладает полномочиями издавать чрезвычайные указы, которые отменяются через 30 дней, если их не одобрит конгресс, но каждые 30 дней могут издаваться повторно.

Высший законодательный орган – Национальный конгресс – состоит из двух палат: верхней – федерального сената (81 место) и нижней – палаты депутатов (503 места). Выборы проводятся прямым и тайным голосованием. Сенаторы избираются по три человека от каждого штата и федерального округа Бразилия сроком на восемь лет, а депутаты – пропорционально численности населения сроком на четыре года.

Сельские районы, где все еще сохраняются пережитки феодальных отношений, до сих пор лучше представлены в конгрессе. Крупные землевладельцы-латифундисты и другие представители местной знати оказывают существенное влияние на ход избирательной кампании на местах.(7)

4. Федеральное правительство и местные органы управления

вернули в 1980-х – начале 1990-х годов значительную часть своих прав, утраченных во время правления хунты. Федеральное правительство имеет преимущественный доступ к основным источникам доходов.

Прямые выборы губернаторов и мэров, отмененные при военном режиме, были восстановлены в 1982. Законодательные органы штатов и муниципальные советы тоже избираются прямым голосованием сроком на четыре года. В 1997 Конгресс принял закон, разрешающий повторное избрание президента, губернаторов и мэров.

4.1 Политические партии и выборы

В период военного режима в Бразилии существовали две политические партии, образованные в 1965 – правящий Национальный союз обновления (АРЕНА) и оппозиционное Бразильское демократическое движение (БДД). В процессе демократизации в 1980-х возникли новые партии и организации. На основе АРЕНА была образована Социально-демократическая партия, которая раскололась перед выборами президента в 1985. Группировка во главе с Жозе Сарнеем поддержала кандидата от оппозиции Т.Невиса и создала новую Партию либеральный фронт (ПЛФ). БДД преобразовалось в Партию бразильского демократического движения (ПБДД), от которой в 1988 откололась Партия бразильской социал-демократии. Возобновило свою деятельность трабальистское движение, объединявшее последователей национал-реформистских президентов Варгаса и Гуларта. Появилась левая Партия трудящихся. Возникло множество новых партий

На всеобщих выборах в Бразилии осенью 2002 победу одержали левые и левоцентристские силы. Президентом страны был избран лидер Партии трудящихся Луис Инасиу да Силва («Лула»), вице-президентом – представитель центристской Либеральной партии Жозе Аленкар.

Партия трудящихся (ПТ) – правящая в стране с 2003. Она была образована на волне рабочего и других социальных движений 1970-х. Инициативу по ее образованию выдвинул съезд профсоюзов металлургов Сан-Паулу в 1979. Помимо рабочих союзов, создание ПТ поддержали базовые христианские общины – организации, созданные сторонниками «теологии освобождения» на предприятиях и в сельской местности. Учредительный съезд ПТ прошел в сентябре 1981. В новую партию вошли представители самых разных левых течений – от социал-демократов до троцкистов.

ПТ выступает за создание в будущем общества равноправия, без эксплуататоров и эксплуатируемых, за демократический социализм, который должен отличаться как от «реального социализма», который существовал в СССР, так и от традиционной социал-демократии. Социализм для ПТ – это общество со справедливым распределением результатов труда, равенством, неограниченными возможностями для развития личности, гражданскими и социальными свободами и политическим плюрализмом. Его нельзя провозгласить декретом сверху. Формирование социализма – длительный исторический процесс, результат коллективных действий народных масс. ПТ последовательно выступала за демократизацию страны, проводила забастовки и захваты земель. На президентских выборах 1989 лидер партии Луис Инасиу да Силва («Лула») выступил в блоке с Социалистической партией и маоистской Коммунистической партией Бразилии, получил 17% голосов, вышел во второй тур и собрал около 47% голосов. ПТ возглавила оппозицию против правого правительства президента Ф.Коллора (1990–1992). Съезд партии в 1990 выступил за ликвидацию системы угнетения и постепенный переход к социализму, за мобилизацию профсоюзов и народных масс на борьбу с экономической политикой Коллора, за разработку альтернативной программы развития экономики.

На президентских выборах 1994 «Лула», поддержанный ПТ и ее союзниками, собрал 27% голосов, проиграв кандидату Партии бразильской социал-демократии (ПБСД) Фернанду Кардозу. Та же картина наблюдалась в 1998.Несмотря на то, что к коалиции «Лулы» присоединились Демократическая трабальистская партия и Бразильская коммунистическая партия, он смог собрать лишь 32%, а Кардозу был переизбран на второй срок. ПТ резко критиковала экономическую политику правительства ПБСД, требуя предоставления земли безземельным и малоземельным крестьянам, сохранения рабочих мест, защиты прав и завоеваний трудящихся, ликвидации бедности и расширения участия масс в политике.

Однако во второй половине 1990-х соотношение сил в партии склонилось в пользу умеренного крыла, ориентирующегося на социал-демократические представления. Это проявилось на съездах 1997 и 1999. Тенденция большинства, возглавленная председателем ПТ Жозе Дирсеу и близкая к «Луле», собрала на выборах в руководство партии в 2001 около 53% голосов, в то время как два левых течения, которые включали преимущественно левых социалистов и троцкистов, получили поддержку 31% членов ПТ. На съезде партии в декабре 2001 за большинством пошло до 80% делегатов.

Изменение в расстановке сил повлияло на смягчение политических позиций ПТ. Лидеры партии рассматривали правление Кардозу как проявление «меньшего зла» по сравнению с правыми и готовы были поддержать ее по отдельным направлениям. С одной стороны, они настаивали на социальной защите населения, заявляли о неприемлемости неолиберализма, требовали усиления государственного сектора экономики, защиты национального производства, проведения переговоров по внешней задолженности, прекращения приватизации телекоммуникаций, нефтедобычи, создания рабочих мест и сокращения рабочего дня. В то же самое время они не стремились к радикальному разрыву с существующей системой, а на уровне штатов подчас осуществляли сотрудничество с ПБСД и другими центристскими партиями. Левая оппозиция критиковала эту позицию и добивалась ориентации на массовые действия рабочих и безземельных крестьян, требовала ликвидации капиталистического контроля над экономикой. Ей удалось придти к власти в штате Риу-Гранди-ду-Сул, в столице которого, Порту-Алегри, она провела политический эксперимент по привлечению населения и гражданских инициативных групп к составлению местного бюджета («демократия участия»).

Перед выборами 2002 ПТ вступила в союз не только с левыми и левоцентристскими силами, но и с Либеральной партией. Избирательная программа «Лулы» не предусматривала отмены проведенной приватизации экономики. Кандидат ПТ стремился не раздражать предпринимательские круги и не ссориться с Международным валютным фондом. «Лула» обещал осуществить фундаментальные преобразования, но гарантировал выплату внешнего долга и соблюдение основных требований международных финансовых институтов.

На сей раз «Лула» выиграл президентские выборы, получив более 46% в первом и свыше 61% голосов во втором туре. ПТ стала также крупнейшей партией в Палате депутатов, завоевав в ней 91 из 513 мандатов. В сенате она имеет 14 из 81 места.

Численность членов ПТ, по ее данным, превышает 500 тысяч человек. Однако в выборах партийного руководства в 2001 участвовало всего лишь 200 тысяч человек. ПТ пользуется преобладающим влиянием в Едином профцентре трудящихся и Движении безземельных трудящихся.

Либеральная партия (ЛП) откололась от Партии либеральный фронт. Она критикует «крайности» неолиберализма и отстаивает социально-либеральные ценности, которые предполагают сочетание свободного рынка и государственного регулирования, особенно в области образования, здравоохранения, социального страхования и обеспечения законности. ЛП выступает за аграрную реформу, поощрение национального производителя, мелкого и среднего бизнеса. Гарантом прав человека и социальных прав ЛП считает государство. В политической области ЛП обещает расширение прав парламента и штатов, а также применения практики референдумов. На выборах 1994 и 1998 партия поддерживала кандидатуру лидера ПБСД Кардозу, но в 2002 выступила в союзе с ПТ. Представитель ЛП Жозе Аленкар был избран вице-президентом Бразилии. В Палате депутатов партия имеет 26 мест из 513, в сенате – 3 места.

Коммунистическая партия Бразилии (КПБ) основана в 1962 маоистами, вышедшими из исторической компартии, которая была создана в 1922. В 1960-х участвовала в повстанческом вооруженном движении против военного режима. В 1979 КПБ перешла на проалбанские позиции. Легализована в 1985. Партийный съезд 1987 провозгласил курс на «национально-демократическую» и народную революцию, борьбу за демократию, прогресс, национальную независимость и «путь к социализму». Согласно программе КПБ, принятой в 1995, переходный период к социализму предполагает постепенно осуществление преобразований, усиление государственного контроля в экономике, национализацию банков, стратегических ресурсов и крупных предприятий, введение рабочего контроля на частных предприятиях, введение планирования и т.д. Стратегический ориентир – завоевание власти пролетариатом и его союзниками – крестьянством, средними слоями и прогрессивной интеллигенцией. КПБ поддерживала «Лулу» на всех президентских выборах с 1989. В Палате депутатов имеет 12 мест из 513, в сенате не представлена.

Демократическая трабальистская партия (ДТП) создана в 1980 на основе части Бразильского демократического движения (оппозиционной партии в эпоху военной диктатуры). Лидер ДТП Лионел Бризола был одним из руководителей Бразильской трабальистской партии бывших президентов Варгаса и Гуларта. Находясь в эмиграции, он установил связи с международной социал-демократией. ДТП вошла в состав Социалистического Интернационала. Она провозглашает трабальизм бразильским путем строительства демократического и социалистического общества. Партия выступила за укрепление государственного сектора, национализацию банков и важнейших областей хозяйства, введение плановой системы, аграрную реформу и полную занятость. В последующем заявления ДТП стали более умеренными; вопрос о национализации больше не поднимался, но партия по-прежнему требовала ограничить приватизацию, создавать рабочие места, сохранить социальные гарантии и развивать здравоохранение и образование. В политической сфере сторонники Бризолы отстаивали сильную президентскую власть, призывая одновременно к расширению практики референдумов.

На президентских выборах 1989 Бризола получил более 16% голосов, в 1994 – лишь 3%. В 1998 ДТП поддержала кандидатуру «Лулы». В Конгрессе представлена 21 депутатом и 5 сенаторами.

Партия либеральный фронт (ПЛФ) образована в 1984 политиками, вышедшими из Социально-демократической партии (организации сторонников военного режима). Создатели ПЛФ приняли решение поддержать на президентских выборах 1985 не правительственного кандидата, а выдвинутого оппозицией Т.Невиса. Лидер ПЛФ Жозе Сарней был избран вице-президентом и после смерти Невиса стал президентом Бразилии (1985–1990). Его правительство провело демократические преобразования, но не смогло справиться с экономическим кризисом. На президентских выборах 1989 партия поддержала кандидата правых Ф.Коллора ди Меллу, в 1994 и 1998 выступала в блоке с Кардозу. Во второй половине 1990-х ей удалось стать крупнейшей партией в бразильском парламенте. В идейном отношении ПЛФ – правая партия, стоит на неолиберальных позициях, защищает частное предпринимательство и сильную президентскую власть, добивается максимального сокращения государственного вмешательства в экономику.

На всеобщих выборах 2002 ПЛФ поддержала кандидата ПБСд Жозе Серра. Она потеряла некоторое количество мест в Палате депутатов и в настоящее время сохраняет в ней вторую по величине фракцию (84 депутата). В сенате имеет 19 мест.

Партия бразильского демократического движения (ПБДД) зарегистрирована в 1981, создана на основе оппозиционного Бразильского демократического движения, которое действовало в период военного режима. В партии существовали и сохраняются различные внутренние течения: консерваторы, социал-демократы, коммунисты (вышли в 1985) и другие. С середины 1980-х ПБДД – партия центра или правого центра. В программном отношении делала основной упор на политическую демократизацию страны. В экономической области ПБДД выступает за преодоление нищеты, сохранение покупательной способности населения, более справедливое распределение доходов, аграрную реформу, бесплатное среднее образование.

В 1985 кандидат ПБДД Танкреду Невис был избран президентом Бразилии; после его смерти партия участвовала в правительстве Сарнея. В 1986–1998 она была крупнейшей силой в бразильском парламенте, где активно сопротивлялась приватизации и неолиберальным реформам Коллора ди Меллу. Она пользовалась влиянием в большинстве штатов и Всеобщем профцентре трудящихся. Однако на президентских выборах успех ей не сопутствовал. В 1994 кандидат ПБДД Керсиа собрал всего 4% голосов, в 1998 и 2002 партия поддержала кандидатов ПБСД. В 1995–2003 ПБДД участвовала в правительстве президента Кардозу. Она остается одной из крупнейших политических сил страны: в 2002 получила 74 места в Палате депутатов и 19 в сенате.

Партия бразильской социал-демократии (ПБСД) – левоцентристская, откололась от ПБДД в 1988. Первая программа партии исходила из сочетания рыночных принципов и государственного регулирования. Основой экономической системы бразильские социал-демократы считали частную собственность, но одновременно они обещали развивать кооперативные формы собственности и обеспечить эффективность работы государственного сектора. ПБСД поддерживала идеи аграрной реформы, социальной справедливости, децентрализации, «демократии участия» и бесплатного образования. Она требовала создания новых рабочих мест, увеличения зарплаты, выплаты пособий по безработице, компромисса между предпринимателями и наемными работниками.

В 1994 лидер ПБСД, видный социолог Фернанду Кардозу одержал победу на президентских выборах, получив 54% голосов. В 1998 он был переизбран на этот пост. Оказавшись у власти, социал-демократы провели существенные экономические реформы, включая широкую системную приватизацию, всемерное привлечение иностранного капитала и сокращение расходов на социальные нужды. По существу, не удалось осуществить изменения в аграрной области. Успехи в деле экономической и финансовой стабилизации, снижения инфляции и увеличения экономического роста, сменились в конце 1990-х новым кризисом. В условиях широкого недовольства неолиберальной экономической политикой правительства кандидат ПБСД Жозе Серра, обещавший некоторое смягчение проводимого курса, потерпел поражение на президентских выборах 2002. Он набрал 23% голосов в первом туре и 39% во втором. В Палате депутатов ПБСД имеет 71 место, в сенате – 11.

Бразильская прогрессивная партия (БПП) – одна из ведущих правых партий Бразилии. Возникла в 1993 – 1995 в результате объединения Социально-демократической партии (бывшей партии военного режима), Христианско-демократической, Прогрессивной и Прогрессивно-республиканской партий. В сфере экономики БПП ратует за активное развитие рыночных отношений, широкое привлечение иностранного и транснационального капитала, против государственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Партия исповедует консервативные идейные ценности, выступает за сильную президентскую власть с опорой на вооруженные силы. На президентских выборах 1994, 1998 и 2002 «прогрессисты» поддерживали кандидатов ПБСД. В Палате депутатов в 2002 БПП получила 49 мандатов, в сенате – 1 место.

Бразильская трабальистская партия (БТП) зарегистрирована в 1980. Продолжает традиции правого крыла одноименной партии президентов Варгаса и Гуларта. Новая БТП ориентировалась на сотрудничество с военным режимом и выступала за «трабальизм без коммунизма». Она выступает за привлечение иностранного капитала, устранение государственного вмешательства в экономику, ограниченную аграрную реформу и сильную президентскую власть. После неудачи кандидата БТП на президентских выборах 1989 (0,6% голосов), в 1994–2002 партия поддерживала лидеров ПБСД. В 2002 завоевала 26 депутатских и 3 сенатских места.

Бразильская социалистическая партия (БСП) основана в 1945, выступает за установление социалистического строя в Бразилии мирным путем. Восстановленная в 1985, партия социалистов добивается постепенного обобществления средств производства; частная собственность допускается лишь для удовлетворения личных потребностей людей. БСП поддерживала кандидатуру «Лулы», резко критиковала экономическую политику правительства Кардозу. В 2002 выступила на выборах самостоятельно: ее представитель Антониу Гарротинью получил 18% голосов; партия получила 22 мандата в Палате депутатов и 4 в сенате.

Социалистическая народная партия (СНП) – новое (с 1992) название Бразильской коммунистической партии, основанной в 1922. Преобразование стало результатом эволюции коммунистов, возглавляемых Роберту Фрейре, в сторону разрыва с просоветским «реальным социализмом» и ленинизмом, переориентации на «массовую демократию», многопартийность и идеологический плюрализм. К СНП примкнул ряд политических деятелей из других организаций, включая бывшего члена ПБСД, губернатора штата Сеара Сиро Гомиса.

Недовольные новой политикой приверженцы марксизма-ленинизма во главе с видным архитектором Оскаром Нимейером сохранили небольшую организацию под прежним названием «Бразильская коммунистическая партия», которая поддержала кандидатуру «Лулы».

1994 СНП выступала в союзе с «Лулой», затем предпочитала действовать самостоятельно. В 1998 С.Гомис получил 11% голосов, в 2002 – 12%. В Палате депутатов народные социалисты имеют 15 мест, в сенате – 1 место.

Помимо основных политических партий, в Бразилии действует множество других политических и идейных организаций: Партия восстановления национального порядка (крайне правая, 6 мест в Палате депутатов), Зеленая партия (экологисты; 5 мест в Палате депутатов), Демократическая социалистическая партия (4 места в Палате депутатов), Социально-трабальистская партия (консервативная, 3 места в Палате депутатов), Партия национальной мобилизации (1 место в Палате депутатов), Социально-христианская партия (1 место в Палате депутатов), Социально-либеральная партия (1 место в Палате депутатов), Христианская социально-демократическая партия (1 место в Палате депутатов), Объединенная социалистическая партия трудящихся, Партия рабочего дела и Рабочее социалистическое течение (троцкистские), Революционное движение 8 октября и Марксистско-ленинская коммунистическая партия (маоисты), Федерации анархистов, Ячейки за восстановление Бразильской рабочей конфедерации (анархо-синдикалисты) и другие.(3)

4.2 Судебная система

Бразилии основывается на римском праве с привлечением некоторых элементов англо-саксонского права. В Бразилии действуют федеральные суды и суды штатов.

Высшие органы судебной власти – Федеральный суд (11 членов) и Высокий суд правосудия (33 члена) назначаются президентом после одобрения сенатом. Система федеральных судов низшей инстанции, введенная военным режимом в 1967 и сохранившаяся в конституции 1988, функционирует в каждом штате. Федеральные судьи во всех судах назначаются президентом. Параллельно действует система судов штатов – от местных до апелляционных.

На федеральном уровне функционирует разветвленная система специальных судов по трудовым делам (Высокий трудовой суд, региональные трудовые суды), избирательные суды и др. Юрисдикция военных судов в соответствии с конституцией 1988 распространяется только на военнослужащих. В 1995 государство возложило на военную хунту ответственность за убийство более ста политических и общественных деятелей и обещало выплатить пособия семьям погибших. (3)

4.3 Внешняя политика

Бразилия была одним из первых государств, которое отказалось от покровительства Великобритании и установило отношения с США. Позже, в 1960-е годы, она попыталась добиться экономической независимости от США. В последующие годы конституционные правительства соседних странах одно за другим становились жертвами военных путчей, которые совершались зачастую с одобрения бразильского правительства. Движение за создание открытого общества, начавшееся в конце 1970-х годов, продемонстрировало ведущую роль Бразилии, которая стала проводить независимую внешнюю политику.

В начале 1990-х годов экономика Бразилии была отягощена гиперинфляцией и внешним долгом порядка 115 млрд. долл. (по этому показателю страна занимала третье место в мире). Тем не менее сама Бразилия выполняла роль кредитора по отношению к соседним странам, занимая девятое место в мире по уровню развития экономики.

Между военными ведомствами США и Бразилии в 1960-е годы установились тесные связи, но в 1970-е годы отношения испортились из-за расхождений по ряду вопросов, в частности – из-за притязаний Бразилии на широкую зону территориальных вод, подписания соглашения между Бразилией и ФРГ об использовании атомной энергии, выступления президента США Джимми Картера по поводу нарушений прав человека в Бразилии. Кроме того, в военных кругах нарастало недовольство стремлением США упрочить свои позиции в Бразилии.

С конца 1980-х годов отношения между США и Бразилией развивались преимущественно по линии внешней торговли, но омрачались взаимными обвинениями в протекционизме. США, протестуя против установленных Бразилией таможенных пошлин и квот, экспортных субсидий и импортных ограничений, отсутствия защиты патентных и авторских прав и ограничения иностранных инвестиций в компьютерную промышленность, в 1988–1989 наложили эмбарго на торговлю с этой страной. В октябре 1991 Коллор подписал указ об отмене таможенных пошлин на компьютерную продукцию.

Бразилия последовательно расширяла дипломатические и торговые отношения, особенно со странами Африки и Ближнего Востока. Соглашения, заключенные с Аргентиной и Уругваем в 1986, позволили значительно расширить торговлю в этом регионе, а строительство совместно с Парагваем крупнейшего в мире гидроэнергетического комплекса Итайпу способствовало укреплению связей двух стран. Бразилия начала сотрудничать с Аргентиной (своим традиционным соперником в Южной Америке) в области атомной энергетики. В 1991 Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай подписали меморандум об организации Южноамериканского общего рынка, который вступил в силу в 1995. Впоследствии в эту организацию на правах ассоциированных членов вошли Чили и Боливия. Бразилия также провозгласила полную приверженность Тлателолькскому договору, провозглашавшему Латинскую Америку и Карибский регион безъядерной зоной. В 1997 Бразилия подписала Договор о нераспространении ядерного оружия. (3)

5. ЭКОНОМИКА

5.1 Природные факторы развития экономики

57% территории страны находятся на высотах 200–900 м над у.м. и 40% – менее 200 м. Только 3% площади расположено на высотах более 900 м над у.м. К северу от города Салвадор Бразильское нагорье полого спускается к побережью Атлантического океана, а в центральной и южной Бразилии оно круто обрывается к океану, образуя Большой уступ. Это затрудняло доступ во внутренние районы страны, что вплоть до 20 в. тормозило их развитие. За исключением Амазонки, реки текут в основном в глубь страны, что снижает их транспортное значение. Поскольку Бразилия расположена главным образом в экваториальной и тропической зонах и преимущественно на небольших высотах, там круглый год стоит теплая и даже жаркая погода. В большинстве районов, за исключением Северо-Востока, где осадки выпадают крайне неравномерно, водообеспеченность достаточная.

5.2 Экономические районы

В Бразилии обычно выделяют пять крупных экономических районов. Север, включающий обширный бассейн Амазонки, занимает 45% площади страны, где в начале 1990-х годов проживало 7% от общего населения страны. Несмотря на наличие нескольких промышленных очагов, преобладает сельское хозяйство, особенно возделывание сахарного тростника, хлопчатника и какао, а также животноводство. Северо-Восток (18% площади и 29% населения страны) – густонаселенный сельскохозяйственный район, специализирующийся на выращивании сахарного тростника. Юго-Восток (11% площади и 43% населения) – самый развитый район, производящий более 80% промышленной продукции Бразилии; к тому же сельское хозяйство этого района поставляет бóльшую часть кофе, соевых бобов, сахара и продукции животноводства. Юг (7% площади и 15% населения) – важный сельскохозяйственный район, производящий рис, пшеницу, соевые бобы, вино и мясо. Здесь также находятся быстро развивающиеся промышленные центры. В районе Центро-Запад (19% площади и 7% населения) ведущая отрасль – сельское хозяйство с преобладанием животноводства; в отдельных местностях возделывают соевые бобы, рис и другие культуры.

5.3 Организация производства

В Бразилии установилась система смешанной экономики, основанной на сосуществовании и конкуренции отечественных частных фирм, международных корпораций и государственных предприятий.

Бразильские частные фирмы и предприниматели господствовали в торговле, сельском хозяйстве и в тех отраслях промышленности, где требуются относительно небольшие капиталовложения и технические знания (бумажная промышленность, выпуск мебели, изготовление напитков и проч.). Однако для развития текстильной промышленности было необходимо привлекать международные корпорации. Такие корпорации главенствовали в автомобильной промышленности, производстве лекарственных препаратов, пластмасс, табачных изделий, машин и электротехнического оборудования. Главным источником иностранных капиталовложений стали США, за ними следовали ФРГ, Япония и Швейцария. Нефтяная и нефтехимическая промышленность контролируются государством. На долю государственных предприятий приходится почти 80% продаж в горнодобывающей промышленности и более 65% – в металлургической. Роль государства велика также в некоторых отраслях сферы услуг. Например, более 60% коммерческих банков, а также бóльшая часть коммунальных предприятий находятся в руках федерального правительства и правительств штатов.

Помимо непосредственного производства товаров и услуг, государство регулирует деятельность частных компаний и цены на основные продукты питания, многие готовые изделия и услуги, внешнюю торговлю (особенно импорт), а также определяет обменный курс бразильской валюты. Чтобы сохранить конкурентоспособность бразильского экспорта за рубежом, этот курс подвергается частым девальвациям. Налоговые льготы и официально поддерживаемые займы для отдельных промышленных отраслей тоже представляют собой скрытые механизмы государственного контроля.

5.4 Национальный продукт

В 1987 валовой внутренний продукт (ВВП) Бразилии составлял 330 млрд. долл., или ок. 2100 долл. в расчете на душу населения. Однако этот показатель обнаруживал значительные региональные колебания. Если на Юго-Востоке он составлял 3760 долл., то на менее развитом Северо-Востоке – всего 880. В 1987 году 25% ВВП давала обрабатывающая промышленность, а 10% – сельское хозяйство. После 1995 произошли положительные сдвиги в экономике страны (как по абсолютным показателям, так и структурные). По объему ВВП (806 млрд. долл. в 1997) Бразилия вошла в десятку экономически развитых стран мира. Доля промышленности в ВВП увеличилась до 40%, сельского хозяйства составила 10%, а сферы услуг – более 50%. В том же году прирост ВВП был 4%, рост промышленного производства – 7%, сельского хозяйства – 5,5%, сферы услуг – 3%.

Горнодобывающая промышленностьВ этой отрасли большую роль играет иностранный капитал, особенно США, а также Канады, Японии, Франции и др. стран.

Самые важные из металлических полезных ископаемых – железная и марганцевая руды. В 1995 было добыто ок. 150 млн. т железной руды, из них 4/5 экспортировалось. 90% руды – высокосортные гепатиты Итабиры (шт. Минас-Жерайс) и Каражаса (шт. Пара). В 1995 было добыто ок. 2 млн. т марганцевой руды (главным образом в штатах Минас-Жерайс, Пара и Амапа), из них более 80% на экспорт.

Недавно Бразилия выдвинулась в число крупных мировых производителей бокситов. На Юго-Востоке и Севере Ежегодно добывается ок. 10 млн. т бокситов.

Добыча меди, свинца, цинка, никеля ведется преимущественно для внутреннего рынка. Кроме того, Бразилия поставляет на мировой рынок стратегическое сырье: вольфрам, ниобий, бериллий, тантал, цирконий, кристаллический кварц и слюду. Растет добыча радиоактивных минералов, содержащих уран (Посус-ди-Калдас, Олинда, шт. Пернамбуку), торий (Араша, шт. Минас-Жерайс), монацитовых песков (шт. Эспириту-Санту).

В конце 1970-х – начале 1980-х годов в разных частях Амазонии были открыты месторождения золота, что вызвало настоящую золотую лихорадку. Туда прибыло более 300 тыс. старателей, а затем и гигантов мировой золотопромышленности из Канады, США и ЮАР. За 1990–1995 добыча золота возросла с 40 до 80 т в год.

В Бразилии добываются драгоценные и полудрагоценные камни – алмазы, топазы, сапфиры, аквамарины.

Потребности Бразилии в нефти за счет собственных ресурсов удовлетворяются примерно наполовину. Добычу ведет государственная нефтяная компания «Петробраз» (36 млн. т в 1995) на шельфе Рио-де-Жанейро, в районе Реконаву (шт. Баия) и в устье р.Сан-Франсиску (штаты Сержипи и Алагоас). Недавно в Амазонии был открыт обширный осадочный бассейн Солимойнс, перспективный по возможным запасам нефти и газа.

Месторождения каменного угля разрабатываются в штатах Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул. Из-за высокой зольности эти угли невысокого качества. Годовая добыча каменного угля не превышает 5 млн. т.

5.5 Обрабатывающая промышленность

На долю обрабатывающей промышленности приходится более 1/4 ВВП страны. Важное место в структуре промышленного производства занимают тяжелая и химическая промышленность и нефтепереработка.

Развита черная металлургия, полностью обеспеченная собственной высококачественной желез


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: