Проект авторской программы учебного предмета

Практическое занятие 8

Задание: составить проект авторской программы отдельного учебного предмета (курса), указанного в Вашей игровой модели учебного плана. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

 

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

 

1. Пояснительная записка

 

1. 1. Нормативно-правовые документы

Рабочая программа по травологии для обучающихся В класса составлена согласно следующим документам: Закон магов от 18.02.2036 № 251 «Об образовании в Магической Академии»; Магический официальный образовательный стандарт основного магического образования, утвержденный приказом Совета магистров магии от 15.04.2024 № 177 (далее – МООС основного магического образования); Постановление Службы по надзору в сфере защиты прав магов и благополучия маглов от 12.07.2020 №19 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»; Официальный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством магического образования и науки по Приказу ММО РФ от 30.10.1997 №2.

 

1. 2. Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Травология.» для магических образовательных учреждений. Курс «Травология» отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по травологии. Он является первым самостоятельным курсом в системе школьного биологического образования. В процессе изучения начального курса травологии не только формируются базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов травологии, но и происходит становление устойчивого познавательного интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение травологии на этой ступени основного магического образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний – о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений; методах познания живой природы;

овладение умениями – работать с травологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за растениями, травологические эксперименты;

развитие – познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями, травологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание – позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений – в повседневной жизни для ухода за растениями, волшебными существами; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В основу отбора и структурирования содержания курса «Травология» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении растений переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать их роль как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

Теоретические идеи о функциональных группах, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса Ухода за магическими существами, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность курсов.

Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности растений. Системный подход - основа интеграции травологии с другими естественнонаучными и прочими дисциплинами.

 

1. 3. Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с требованиями МООС предмет «Травология» изучается с 5-го года обучения в Академии по 9-й. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й год составляет 8 часов (5-7-й – 1; 8–9-й год – по 2 часа в неделю).

Программа курса на пятом году рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Практические работы, Лабораторные работы».

 

Личностные результаты Метапредметные результаты
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.   Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.   Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.   Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.   Оценивать экологический риск взаимоотношений мага и природы.   Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других магов с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия магов и маглов на планете. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.   Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.   Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.   Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).   Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.   Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.   Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).    Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).   Вычитывать все уровни текстовой информации.   Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.   Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).   Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.   В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 

Предметные результаты обучения

 

Выпускник научится:

 

· выделять существенные признаки растений и процессов, характерных для них;

· аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;

· аргументировать, приводить доказательства различий растений;

· осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

· раскрывать роль травологии в практической деятельности магов; роль различных организмов в жизни магов;

· объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления травологических объектов;

· выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности растений к среде обитания;

· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные растения или их изображения, выявлять их отличительные признаки;

· сравнивать растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей;

· использовать методы травологической науки: наблюдать и описывать травологические объекты и процессы; ставить травологические эксперименты и объяснять их результаты;

· знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

· анализировать и оценивать последствия деятельности магов в природе;

· описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и волшебных существ, ухода за ними;

· знать и соблюдать правила работы в кабинете травологии.

 

Выпускник получит возможность научиться:

 

· находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, травологических словарях, справочниках, Магическом ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

· основам исследовательской и проектной деятельности по изучению трав и растений, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

· использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, укусах и криках растений;

· работы с определителями растений;

· размножения и выращивания культурных растений, уходом за магическими существами;

· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к растениям (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

·  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;

· выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к растениям;

· создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

· работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

 

Содержание учебного курса

I. Введение (3 ч.)

Травология - наука о растениях и травах. Из истории развития травологии. Современная травология. Важность травологических знаний для развития медицины, магического хозяйства, охраны редких экземпляров. Признаки живых растений, отличающие их от тел неживой природы.

Среды жизни. Царство растений.

Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность растений, их значение для магов; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений.

Экскурсия: 1. Осенние явления в жизни растений.

 

II. Разнообразие растений. Среды жизни (12 ч.)

Многообразие растений, принципы их классификации.

Среда – источник веществ, энергии и информации.

Взаимосвязи растений и окружающей среды.

Методы изучения растений.

Взаимодействие разных видов в экосистеме.

Круговорот веществ и превращение энергии.

Влияние экологических факторов на растения.

Приспособленность растений к среде обитания.

Демонстрация: таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие многообразие растений.

 

III. Клеточное строение растений (8 ч.)

Клеточное строение растений. Особенности химического состава растений: неорганические и органические вещества, их роль. Клеточное строение.

Клетки растений. Рост и развитие растений. Многообразие клеток.

Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений.

Лабораторные работы:

1. Устройство увеличительных приборов.

2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи мандрагоры.

3. Состав клеток растений.

4. Строение клетки листа белладонны.

 

IV. Ткани живых растений (11 ч.)

Клетки, ткани и органы растений.

Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Строение и функции особых тканей растений. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Взаимосвязь и значение тканей в растениях. Ткань - часть органа.

Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений.

Лабораторные работы:

5. Строение покровной ткани листа.

6. Строение фотосинтезирующей ткани листа

7. Строение соединительных тканей живых растений.

8. Строение мышечной и нервной тканей растений.

Экскурсия:

1. Весенние явления в жизни растений.

 

Тема Количество часов Лабораторные/практические работы Проверочные работы
1. Введение 3    
2. Разнообразие растений. Среды жизни. 12   1
3. Клеточное строение растений 8 4  
4. Ткани живых растений 11 5 1
Резервное время 1    
ВСЕГО 34 9 2

 

Тематическое планирование

 

Номер урока Дата проведения Наименование темы урока Тип урока Лабораторные/практические работы
1 1 неделя сентября Травология как наука Ознакомление с новым материалом  
2 2 неделя Условия жизни растений Ознакомление с новым материалом  
3 3 неделя Осенние явления в жизни растений Экскурсия  
4 4 неделя Среда обитания. Экологические факторы Ознакомление с новым материалом  
5 1 неделя октября Вода как среда жизни Ознакомление с новым материалом  
6 2 неделя Наземно-воздушная среда Ознакомление с новым материалом  
7 3 неделя Свет в жизни растений Ознакомление с новым материалом  
8 4 неделя Почва как среда жизни Ознакомление с новым материалом  
9 1 неделя ноября Типы взаимоотношений растений Ознакомление с новым материалом  
10 2 неделя-4 неделя Обобщающий. Разнообразие растений. Среды жизни Обобщение и систематизация знаний  
11 1 неделя декабря Развитие знаний о клеточном строении растений Ознакомление с новым материалом  
12 2-4 неделя Устройство работы с магическими приборами и силами Практикум ЛР№1
13 1 неделя января- 2 неделя Состав и строение клеток. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи мандрагоры Практикум ЛР№2
14 3 неделя – 4 неделя Образование новых клеток Ознакомление с новым материалом  
15 1 неделя февраля Одноклеточные растения Практикум ЛР№3
16 2-4 недели Покровные ткани растений Практикум ЛР№4
17 1 неделя марта – 2 неделя Строение покровной ткани листа Практикум ЛР№5
18 3-4 недели Механические и проводящие ткани растений Ознакомление с новым материалом  
19 1 неделя апреля Основные и образовательные ткани растений Практикум ЛР№6
20 2-4 недели Соединительные ткани Практикум ЛР№7
21 1 неделя мая Мышечная и нервная ткань Практикум ЛР№8
21 2 неделя Обобщающий Обобщение и систематизация знаний  
22 3 неделя Итоговая. Признаки растений и среды жизни. Проверка и коррекция знаний и умений  
23 4 неделя Весенние явления в жизни растений Экскурсия  

 

 

Материально техническое обеспечение

 

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по травологии

 

Для ученика:

1. Травология. Растения. Атлас. Пособие для учащихся

2. Занимательная травология

3. Природа и волшебник. Атлас

4. Популярный атлас – определитель. Растения

5. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения.

6. Растения из голубой книги России.

7. Первый атлас-определитель растений леса

8. Первый атлас-определитель. Цветы садов

9. Первый атлас-определитель. Растения водоема

10. Первый атлас-определитель. Растения

 

Для учителя:

1. Травология. Методическое пособие

2. «Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты». Методическое пособие

3. Экскурсии в природу: пособие для учителя

4. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, модели цветков.

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

6. Демонстрационные таблицы.

7. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса травологии

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Травология» Обучение предмету травология направлено на достижение учащимися следующих результатов:

личностных

 

1) в ценностно-ориентационной сфере формирование чувства гордости за травологическую науку, целеустремленности, научного мировоззрения;

2) в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;

4) формирование любви и бережного отношения к природе, элементов экологической культуры;

5) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;

метапредметных

 

1) умение проводить наблюдения в живой природе, делать выводы, фиксировать и оформлять их результаты;

2) умение проводить простейшие исследования, ознакомиться на практике с методами проведения научных исследований и оформлять их результаты;

3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять её результаты;

4) навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника;

5) умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава;

6) умение выделять существенные признаки изучаемых живых организмов;

7) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей растений со средой обитания;

8) использование различных источников для получения необходимой травологической информации.

предметных

 

В познавательной сфере:

1) иметь представление о травологии как науке, о методах её изучения, о значении травологических знаний в современной жизни и роли травологической науки;

2)давать определения изученных понятий;

3) наблюдать, описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный язык и язык травологии;

4) знать названия, описывать и различать изученные растения;

5) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных травологических процессов, прогнозировать свойства неизученных объектов по аналогии со свойствами изученных;

6) иметь начальные представления о многообразии растений о сезонных изменениях в их жизни, о связи со средой обитания;

7) иметь начальные представления о строении клетки, её химическом составе и жизнедеятельности;

8) знать устройство увеличительных приборов, уметь работать с ними, иметь навыки приготовления микропрепаратов;

9) иметь первоначальные понятия о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме;

10) иметь представление, начальные сведения о водорослях, лишайниках, мхах, папоротниках, хвощах и плаунах, голосеменных и покрытосеменных растениях, их строении и роли в природе и жизни магов;

11) знакомиться с травологической информацией, полученной из других источников.

В ценностно-ориентационной сфере:

1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и производственной деятельности магов, связанной с использованием растительных живых организмов.

В трудовой сфере:

1) уметь проводить травологический лабораторный эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

1) знать правила техники безопасности в травологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: