Практическое занятие 8
Задание: составить проект авторской программы отдельного учебного предмета (курса), указанного в Вашей игровой модели учебного плана. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
1. Пояснительная записка
1. 1. Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по травологии для обучающихся В класса составлена согласно следующим документам: Закон магов от 18.02.2036 № 251 «Об образовании в Магической Академии»; Магический официальный образовательный стандарт основного магического образования, утвержденный приказом Совета магистров магии от 15.04.2024 № 177 (далее – МООС основного магического образования); Постановление Службы по надзору в сфере защиты прав магов и благополучия маглов от 12.07.2020 №19 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»; Официальный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством магического образования и науки по Приказу ММО РФ от 30.10.1997 №2.
1. 2. Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Травология.» для магических образовательных учреждений. Курс «Травология» отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по травологии. Он является первым самостоятельным курсом в системе школьного биологического образования. В процессе изучения начального курса травологии не только формируются базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов травологии, но и происходит становление устойчивого познавательного интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение травологии на этой ступени основного магического образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний – о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений; методах познания живой природы;
овладение умениями – работать с травологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за растениями, травологические эксперименты;
развитие – познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растениями, травологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание – позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений – в повседневной жизни для ухода за растениями, волшебными существами; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В основу отбора и структурирования содержания курса «Травология» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.
В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении растений переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать их роль как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.
Теоретические идеи о функциональных группах, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса Ухода за магическими существами, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность курсов.
Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности растений. Системный подход - основа интеграции травологии с другими естественнонаучными и прочими дисциплинами.
1. 3. Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с требованиями МООС предмет «Травология» изучается с 5-го года обучения в Академии по 9-й. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й год составляет 8 часов (5-7-й – 1; 8–9-й год – по 2 часа в неделю).
Программа курса на пятом году рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Практические работы, Лабораторные работы».
Личностные результаты | Метапредметные результаты |
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений мага и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других магов с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия магов и маглов на планете. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
· выделять существенные признаки растений и процессов, характерных для них;
· аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
· аргументировать, приводить доказательства различий растений;
· осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
· раскрывать роль травологии в практической деятельности магов; роль различных организмов в жизни магов;
· объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления травологических объектов;
· выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности растений к среде обитания;
· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные растения или их изображения, выявлять их отличительные признаки;
· сравнивать растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей;
· использовать методы травологической науки: наблюдать и описывать травологические объекты и процессы; ставить травологические эксперименты и объяснять их результаты;
· знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
· анализировать и оценивать последствия деятельности магов в природе;
· описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и волшебных существ, ухода за ними;
· знать и соблюдать правила работы в кабинете травологии.
Выпускник получит возможность научиться:
· находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, травологических словарях, справочниках, Магическом ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
· основам исследовательской и проектной деятельности по изучению трав и растений, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
· использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, укусах и криках растений;
· работы с определителями растений;
· размножения и выращивания культурных растений, уходом за магическими существами;
· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к растениям (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
· осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
· выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к растениям;
· создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
· работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного курса
I. Введение (3 ч.)
Травология - наука о растениях и травах. Из истории развития травологии. Современная травология. Важность травологических знаний для развития медицины, магического хозяйства, охраны редких экземпляров. Признаки живых растений, отличающие их от тел неживой природы.
Среды жизни. Царство растений.
Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность растений, их значение для магов; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений.
Экскурсия: 1. Осенние явления в жизни растений.
II. Разнообразие растений. Среды жизни (12 ч.)
Многообразие растений, принципы их классификации.
Среда – источник веществ, энергии и информации.
Взаимосвязи растений и окружающей среды.
Методы изучения растений.
Взаимодействие разных видов в экосистеме.
Круговорот веществ и превращение энергии.
Влияние экологических факторов на растения.
Приспособленность растений к среде обитания.
Демонстрация: таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие многообразие растений.
III. Клеточное строение растений (8 ч.)
Клеточное строение растений. Особенности химического состава растений: неорганические и органические вещества, их роль. Клеточное строение.
Клетки растений. Рост и развитие растений. Многообразие клеток.
Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений.
Лабораторные работы:
1. Устройство увеличительных приборов.
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи мандрагоры.
3. Состав клеток растений.
4. Строение клетки листа белладонны.
IV. Ткани живых растений (11 ч.)
Клетки, ткани и органы растений.
Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение и функции устьица. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Строение и функции особых тканей растений. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Взаимосвязь и значение тканей в растениях. Ткань - часть органа.
Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных тканей растений.
Лабораторные работы:
5. Строение покровной ткани листа.
6. Строение фотосинтезирующей ткани листа
7. Строение соединительных тканей живых растений.
8. Строение мышечной и нервной тканей растений.
Экскурсия:
1. Весенние явления в жизни растений.
Тема | Количество часов | Лабораторные/практические работы | Проверочные работы |
1. Введение | 3 | ||
2. Разнообразие растений. Среды жизни. | 12 | 1 | |
3. Клеточное строение растений | 8 | 4 | |
4. Ткани живых растений | 11 | 5 | 1 |
Резервное время | 1 | ||
ВСЕГО | 34 | 9 | 2 |
Тематическое планирование
Номер урока | Дата проведения | Наименование темы урока | Тип урока | Лабораторные/практические работы |
1 | 1 неделя сентября | Травология как наука | Ознакомление с новым материалом | |
2 | 2 неделя | Условия жизни растений | Ознакомление с новым материалом | |
3 | 3 неделя | Осенние явления в жизни растений | Экскурсия | |
4 | 4 неделя | Среда обитания. Экологические факторы | Ознакомление с новым материалом | |
5 | 1 неделя октября | Вода как среда жизни | Ознакомление с новым материалом | |
6 | 2 неделя | Наземно-воздушная среда | Ознакомление с новым материалом | |
7 | 3 неделя | Свет в жизни растений | Ознакомление с новым материалом | |
8 | 4 неделя | Почва как среда жизни | Ознакомление с новым материалом | |
9 | 1 неделя ноября | Типы взаимоотношений растений | Ознакомление с новым материалом | |
10 | 2 неделя-4 неделя | Обобщающий. Разнообразие растений. Среды жизни | Обобщение и систематизация знаний | |
11 | 1 неделя декабря | Развитие знаний о клеточном строении растений | Ознакомление с новым материалом | |
12 | 2-4 неделя | Устройство работы с магическими приборами и силами | Практикум | ЛР№1 |
13 | 1 неделя января- 2 неделя | Состав и строение клеток. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи мандрагоры | Практикум | ЛР№2 |
14 | 3 неделя – 4 неделя | Образование новых клеток | Ознакомление с новым материалом | |
15 | 1 неделя февраля | Одноклеточные растения | Практикум | ЛР№3 |
16 | 2-4 недели | Покровные ткани растений | Практикум | ЛР№4 |
17 | 1 неделя марта – 2 неделя | Строение покровной ткани листа | Практикум | ЛР№5 |
18 | 3-4 недели | Механические и проводящие ткани растений | Ознакомление с новым материалом | |
19 | 1 неделя апреля | Основные и образовательные ткани растений | Практикум | ЛР№6 |
20 | 2-4 недели | Соединительные ткани | Практикум | ЛР№7 |
21 | 1 неделя мая | Мышечная и нервная ткань | Практикум | ЛР№8 |
21 | 2 неделя | Обобщающий | Обобщение и систематизация знаний | |
22 | 3 неделя | Итоговая. Признаки растений и среды жизни. | Проверка и коррекция знаний и умений | |
23 | 4 неделя | Весенние явления в жизни растений | Экскурсия |
Материально техническое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК по травологии
Для ученика:
1. Травология. Растения. Атлас. Пособие для учащихся
2. Занимательная травология
3. Природа и волшебник. Атлас
4. Популярный атлас – определитель. Растения
5. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения.
6. Растения из голубой книги России.
7. Первый атлас-определитель растений леса
8. Первый атлас-определитель. Цветы садов
9. Первый атлас-определитель. Растения водоема
10. Первый атлас-определитель. Растения
Для учителя:
1. Травология. Методическое пособие
2. «Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты». Методическое пособие
3. Экскурсии в природу: пособие для учителя
4. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, модели цветков.
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
6. Демонстрационные таблицы.
7. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса травологии
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Травология» Обучение предмету травология направлено на достижение учащимися следующих результатов:
личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере формирование чувства гордости за травологическую науку, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4) формирование любви и бережного отношения к природе, элементов экологической культуры;
5) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;
метапредметных
1) умение проводить наблюдения в живой природе, делать выводы, фиксировать и оформлять их результаты;
2) умение проводить простейшие исследования, ознакомиться на практике с методами проведения научных исследований и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять её результаты;
4) навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника;
5) умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава;
6) умение выделять существенные признаки изучаемых живых организмов;
7) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей растений со средой обитания;
8) использование различных источников для получения необходимой травологической информации.
предметных
В познавательной сфере:
1) иметь представление о травологии как науке, о методах её изучения, о значении травологических знаний в современной жизни и роли травологической науки;
2)давать определения изученных понятий;
3) наблюдать, описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный язык и язык травологии;
4) знать названия, описывать и различать изученные растения;
5) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных травологических процессов, прогнозировать свойства неизученных объектов по аналогии со свойствами изученных;
6) иметь начальные представления о многообразии растений о сезонных изменениях в их жизни, о связи со средой обитания;
7) иметь начальные представления о строении клетки, её химическом составе и жизнедеятельности;
8) знать устройство увеличительных приборов, уметь работать с ними, иметь навыки приготовления микропрепаратов;
9) иметь первоначальные понятия о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме;
10) иметь представление, начальные сведения о водорослях, лишайниках, мхах, папоротниках, хвощах и плаунах, голосеменных и покрытосеменных растениях, их строении и роли в природе и жизни магов;
11) знакомиться с травологической информацией, полученной из других источников.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и производственной деятельности магов, связанной с использованием растительных живых организмов.
В трудовой сфере:
1) уметь проводить травологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в травологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.