Право. Свод законов царя Хаммурапи

Проанализировать текст и ответить на вопросы.

Они (законы) настолько соответствуют народу, для которого они создавались, что лишь совершенно случайно законы одной нации могут подойти к другой.

 Ш. Монтескье, французский мыслитель, философ

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборника законов. Первая кодификация, к сожалению, не сохранилась, и известнейший памятник права — Свод законов Хаммурапи относится к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. На нем изображен царь, стоящий в молитвенной позе перед богом вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения. Под изображением царя располагается текст Законов. Текст разделен на три части. Первая часть — введение. После него следуют статьи Законов и, наконец, заключение. Всего Свод законов насчитывает 282 статьи, касающиеся отправления правосудия, защиты имущественных прав, торговых коммерческих операций, семейно-брачных отношений и др.

Положения Свода были основаны на шумерийских судебниках, старом обычном праве, современном законодательстве. Для них характерны примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм. Символичной, например, была ответственность за ряд преступлений (например, отрезание груди у кормилицы, подменившей ребенка), формальный характер имела клятва. В Своде законов нет четкой, обоснованной системы изложения правовых норм. Тексты составлены в основном в казуистической форме, без системности в изложении. Законы, как правило, начинаются со слова «если», после чего следует описание конкретной ситуации, к которой относилась соответствующая юридическая норма. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, нормами, регулирующими имущественные отношения, и пр. Однако внутренняя логика изложения правового материала все же присутствует.

В законах нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной их группы к другой осуществляется путем ассоциаций. Кодекс Хаммурапи закреплял сословный строй государства. Это, по существу, первый известный сборник законов, предусматривающий многообразие форм личной зависимости. Так, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего право продать ее в рабство, или сына от отца, который в Вавилоне, например, не только не мог продать сына в рабство, но и беспричинно лишить его наследства. Распространенной формой личной зависимости была и долговая кабала, которая при определенных условиях приводила человека в рабство, например в случаях, когда сын должника передавался храму или продавался за границу. При этом по общему правилу должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Срок отработки долга ограничивался тремя годами. Смерть от дурного обращения заложенного за долги сына должника в доме кредитора влекла за собой смерть сына кредитора. В соответствии со строгой системой социальных ролей, отводимых в традиционном обществе каждому человеку, неравенство разделяло и свободных людей. Эта система определяла не только правовой статус индивида, отмеченный, как правило, тем или иным внешним знаком, но и правила его поведения, манеру одеваться и пр. Выход за рамки своей социальной роли и даже присвоение чужого знака влекли за собой наказание.

В государстве существовали различные виды земельной собственности: царские, храмовые, общинные и частные земли. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, передавались за службу воинам, тамкарам (купцам, состоящим на царской службе), жрецам и т.д. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Общинная земля находилась или в коллективном владении (выгоны для скота, луга и пр.), или в частносемейном. Свободный общинник-крестьянин обладал широкими правами на свой земельный участок, которые были близки к правам собственника. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. При этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины. Однако земля не стала обычным предметом купли-продажи. Передача земли общинника за пределы общины или круга членов его семьи была, как правило, невозможной. При отчуждении земли человек как бы оставлял после себя заместителя. Полноправие вавилонянина было напрямую связано с земельным наделом общинной земли. Он терял не только земельный участок, но и другие права, если порывал с общиной, даже жена могла отказаться от беглеца. Значительное внимание в Своде законов уделялось землевладельческим правам воина. Воинский надел полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялись права его жены и малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к исполнению своих обязанностей. Согласно Законам Хаммурапи, подобный правовой режим распространялся и на дворцовое имущество, передаваемое за службу жрецу, купцу. Они могли продавать «за серебро» свое поле, сад, но на покупателя при этом переходили обязанности соответствующей службы.

Свод законов Хаммурапи предусматривает отдельные виды договоров. Так, упоминаются различные виды договоров найма. При этом проводятся четкие различия между наймом лиц «благородных» профессий (врачей, строителей корабельщиков) и наймом рабочих и рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность, наступающую в случае порчи или гибели нанятого имущества. Нанимали работников для обработки земли, врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также их ответственность за результаты труда. Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Можно отметить, что законодатель стремился оградить должника от всевластия кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют ограничение процентов, взимаемых ростовщиком с займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Получили развитие договоры купли-продажи, хранения, товарищества, мены, поручения. Договор продажи наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) заключался в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. В письменном договоре купли-продажи требовалось точно обозначить объект купли и удостоверить право собственности продавца на него, чтобы оградить покупателя от иска со стороны третьего лица, от обвинения в краже, от притязаний государства (в частности, при продаже неотчуждаемых царских земель, земельных наделов воинов и т.д.). Этот договор мог включать в себя обоюдный или односторонний отказ от иска и обещание не оспаривать завершенную сделку, зачастую обеспечиваемое специальной прибавкой к договорной цене. После оплаты вещи договор купли-продажи мог быть расторгнут только при определенных обстоятельствах, например в случае преднамеренного сокрытия продавцом изъянов вещи. В Своде законов Хаммурапи говорится, например, о продаже раба, страдающего эпилепсией: в случае обнаружения у раба этого заболевания в течение одного месяца договор мог быть расторгнут.

В Своде законов Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду пахотной земли. Плата за нее обычно равнялась одной трети урожая, а иногда и его половине. Долг мог быть погашен за счет имущества должника, отработки долга самим должником, его женой, детьми. Арендатор земли должен был не только уплатить арендную плату, но и вернуть землю обработанной. Обычно он полностью выплачивал оговоренную сумму за аренду наперед.

Значительное внимание в Своде законов уделено семейно-брачным отношениям. Жизнь человека в Древней Месопотамии не считалась полной, если у него не было жены и нескольких детей. Патриархальные отношения в семье здесь сохранялись в течение длительного времени. Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать их в качестве заложников за долги, тем не менее эта власть имела установленные законом ограничения. Брак считался разновидностью договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие ее согласия не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата, вносимая женихом семье невесты. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения. Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя — двойную выплату и того и другого. Семейные отношения базировались на главенстве мужа. Жена за безнравственное поведение подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог привести в дом наложницу или рабыню, чтобы получить возможность зачать ребенка. С точки зрения права вавилонскую женщину во II тысячелетии до н.э. нельзя было назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль на протяжении долгого времени сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей. Она сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. В основе мировоззрения вавилонян лежало безусловное осуждение всего, что нарушало целостность семьи, в том числе прелюбодеяния. Семья, в которой были дети, считалась в Вавилоне моногамной (сожительство с рабыней или наложницей не бралось в расчет). Верность жены обеспечивалась угрозой жестоких наказаний — женщину, изменившую мужу, бросали в воду (если муж ее не прощал). Однако и длящаяся измена мужа, который «уходит из дома и очень позорит свою жену», давала право женщине уйти от мужа в дом отца, забрав приданое. Это право она приобретала и тогда, когда муж покидал общину или клеветал на жену. Оправдывался также уход женщины к другому мужчине «из-за пропитания» — в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны были «идти за своими отцами».

 Законы Хаммурапи регулировали и вопросы усыновления (удочерения) детей. Оно осуществлялось в двух формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этого различия лежали неодинаковые цели усыновления. В первом случае — продолжение рода в бездетной семье, во втором — приобретение рабочих рук. Усыновление могло осуществляться только свободным мужчиной в отношении свободных детей от свободных родителей. Связи усыновленного, назначенного наследником, с его семьей порывались, он лишался в ней права наследования. Усыновленный без права наследования мог беспрепятственно вернуться к своим родителям. Приемные дети могли получить по наследству часть семейного имущества, если они работали в доме усыновителя. Был урегулирован институт наследования имеющимися членами семьи. Преимущественным способом наследования являлось наследование по закону. В качестве наследников выступали дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Сыновья традиционно получали наследство в равных долях. Дочерям выделялось приданое. Лишение сына наследства в Вавилоне было сопряжено с рядом трудностей. Так, отец не мог лишить сына наследства даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды; только повторная тяжкая обида со стороны сына давала ему это право. Дочь, не получившая приданого от отца, могла вступить в наследство после его смерти наряду с сыновьями. Получала право наследования и пережившая мужа супруга, если он не подарил ей определенного имущества при жизни. Как и другие древние кодификации,

Законы Хаммурапи не содержат общего определения понятия преступления (форм вины, отягчающих и смягчающих обстоятельств) и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, однако можно заметить факт понимания законодателем различий между умышленным и неумышленным преступлением, понятия соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства и пр. Так, нанесение в драке побоев, повлекших смерть свободного человека, наказывалось штрафом, сумма которого определялась в зависимости от того, кем был потерпевший: авилумом или мушкенумом. Эта норма стала исключением из общего правила обычного права: убийство человека, умышленное или неумышленное, наказывается смертью преступника или его родственника. Неумышленное нанесение раны в драке освобождало от наказания свободного человека. Особенно жестоко (немедленным сожжением) каралась кража на пожаре, сообщничество женщины в убийстве своего мужа влекло сажание ее на кол и т.д. Вместе с тем правовые источники свидетельствуют о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуда, коллективной общинной ответственности, объективного вменения. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: против личности, имущества и против семьи. Среди преступлений против личности Законы выделяют неосторожное убийство. Довольно подробно в Своде законов регулируются случаи ответственности за причинение вреда здоровью (повреждение глаза, зуба, кости и т.д.). Везде при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. К преступлениям против имущества Свод законов относит кражу скота, рабов, укрывательство рабов, снятие с них клейм. К имущественным преступлениям также относились повреждение и уничтожение чужого имущества, в частности затопление по нерадивости чужого поля водой из своего арыка или плотины, потрава поля скотом и пр. К преступлениям против семейных устоев относились: кровосмешение, распутное поведение жен, изнасилование, похищение и подмена ребенка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и др.

При определении наказания за эту группу преступлений учитывались не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус. Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, были разнообразны. Основным видом наказаний была смертная казнь в самых различных ее вариантах (их было около 30). Вавилонское законодательство было основано на принципе мести, что нашло отражение в ряде его знаменитых предписаний. Наиболее часто упоминаются положения о работающих на строительстве подрядчиках, которые настолько небрежно исполняли возложенные на них обязанности, что плохо построенные ими дома обваливались, нанося имущественный вред, а нередко и погребая под руинами жильцов. В этих случаях строителей убивали. Реализовывалась и примитивно понимаемая идея о наказании возмездием. Так, например, в случае гибели сына домовладельца умерщвлялся сын того, кто построил дом. Лекарю, неосторожно выколовшему глаз больному во время операции, отрубали кисть руки. Примечательно, что за неосторожное убийство человека во время проведения тяжелой операции лекарю также отрубали кисть. Применялись сожжение, утопление, сажание на кол, членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.), штрафы, изгнание. Сурово наказывались все имущественные преступления (смертной казнью, членовредительством либо огромным штрафом, многократно превышающим стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый и в случае неуплаты которого наказание заменялось на смертную казнь). Жестоко карались такие преступления, как лжесвидетельство, клевета, что было связано с особым почитанием и даже обожествлением понятий «правдивость», «верность слову». Главную роль в отправлении правосудия играли храмовые и общинные суды. В качестве судебного органа выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемые ими коллегии общинных судов. Упоминаются в источниках и царские суды. Существовало несколько судебных инстанций. Самые простые дела решались судьями, более сложные разбирались судебными коллегиями или самим царем. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и мушкенумов, осуществляли помилование по некоторым категориям дел.

Для рассмотрения государственных преступлений, посягавщих на существующий порядок или наносивших оскорбление царю, созывались специальные суды. Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничив в ней роль жрецов. Вместе с тем он сохранил право общинных органов управления на разбирательство мелких правонарушений, ответственность за которые регулировалась нормами обычного права. Учреждались особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Как по уголовным, так и по гражданским делам процесс был устным и состязательным. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны, поэтому с речью потерпевшего начиналось обыкновенно и само судоговорение. Явку ответчика и других участников процесса в суд обеспечивал потерпевший. Доказывание в суде было всецело частной инициативой. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, ордалии1, собственная присяга. Судоговорение происходило публично, на паперти храма в форме своеобразного состязания (спора). Часть разбирательств начиналась с произнесения клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. В затруднительных случаях прибегали к клятвам перед статуями богов. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и вещественных доказательств. Важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация юридических фактов касалась торговых, брачных и других дел. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». В ходе ведения судебных процессов можно было проводить основательное исследование и уточнение фактов, имевших место в конкретной конфликтной ситуации. Судьям вменялось в обязанность судить справедливо, и вынесенные ими решения не подлежали изменению. Судья, изобличенный в изменении своего решения, выплачивал штраф и отстранялся от ведения судебных дел.

Хаммурапи определил цель судопроизводства: «Дабы засияла в стране истина и справедливость, чтобы сильный не притеснял слабого, вдову и сироту». Истинное правосудие, по торжественному заявлению правителя, возможно было осуществлять только на основе его указов и установлений. Законность и справедливость в понимании Хаммурапи были равнозначными и тождественными. Не случайно за лжесвидетельство, за изменение судьей вступившего в силу приговора, за взятки и другие преступления должностных лиц, чиновников (в первую очередь судей) были введены жестокие наказания. За лжесвидетельство полагалась смертная казнь, поскольку оно рассматривалось как оскорбление богов. Достижение справедливости в суде гарантировалось ордалиями для истца и ответчика, а также дифференцированной системой штрафов. Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался как при помощи законов, так, иногда, и с участием богов (например, бога реки в случае испытания водой). Проверяемых бросали связанными в реку, и невиновным считался тот, кто после этого всплывал. Отметим, что этот необычный вариант истолкования невиновности контрастирует с обыкновениями других народов, у которых всплывший во время испытаний человек считался виновным (нечистым, греховным). Приговоры по делам о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Характерно также, что по некоторым преступлениям представители высших классов подвергались более суровому наказанию, чем низших. Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения.

 

1. На чем основаны Законы Хаммурапи?

2. Какой строй государства закреплял Свод Законов?

3. Каким сроком ограничивалась отработка долга в Древнем Вавилоне?

4. Перечислите виды земельной собственности, отраженные в Своде Законов.

5. Какие виды договоров предусматривал Свод Законов Хаммурапи?

6. Как рассматривался брак в Законах Хаммурапи?

7. Назовите формы усыновления детей в соответствии с Законами Хаммурапи.

8. Виды преступлений, предусмотренные Сводом?

9. Виды наказаний, предусмотренные Сводом?

10. Основная цель судопроизводства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: