Теоретический материал

Название дисциплины: «ПОО.01 Введение в специальность»

Номер группы: ЭРСО 19-1

Форма и дата занятия: практическая работа и изучение нового материала 16.05.2020 г.

ФИО преподавателя: Криницына Валентина Юрьевна, Вайбер: 89028501449  

Эл.  почта: valentina_krinic@mail.ru; «Вконтакте»: https://vk.com/id329781616  

Срок выполнения (сдачи) задания: 16.05.2020 г.                                              

Тема № 1.3. Классификационная характеристика выпускника.

Урок № 31

Формулировка задания.

Заполнить таблицу: «Основные виды деятельности специалиста»

Источник:https://classinform.ru/profstandarty/13.022-tekhnik-mehanik-v-selskom-hoziaistve.html

 

Тема № 1.4 Организация учебного процесса по специальностив образовательном учреждении.

Урок № 32

Формулировка задания.

Ознакомиться с теоретическим материалом и составить краткий конспект.

Теоретический материал

 Организация образовательного процесса

1.Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации

Образовательный процесс можно понимать в широком и узком смыслах слова. Широкая трактовка образовательного процесса предполагает включение в него таких элементов и стадий, которые обеспечивают получение обучающимися образования определенного уровня. При таком подходе организация образовательного процесса включает в себя разработку и утверждение учебных и рабочих планов, формирование программ учебных дисциплин и практик и их методическое обеспечение, создание надлежащих условий для организации учебных занятий. В сферу организации образовательного процесса в широком смысле попадают не только обучающееся и педагогический персонал, но и органы управления образованием, администрация образовательных учреждений и другие субъекты (например, органы санитарно-эпидемиологического надзора). Образовательный процесс в узком смысле охватывает отношения, участниками которых являются обучающиеся и преподаватели, т. е. собственно педагогические отношения.

Образовательный (учебно-воспитательный) процесс – это система мер по организации и осуществлению деятельности обучающегося и педагогического персонала по достижению целей образованию, направленных на достижение обучающимися определенных образовательных цензов, приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков, формирование внутренней культуры и развитие их личности.

Стадии образовательного процесса – это его основные этапы, в рамках которых последовательно достигаются определенные цели образования. Можно выделить такие стадии образовательного процесса в узком смысле слова, как прием в образовательное учреждение, проведение текущих учебных занятий, проведение текущей и промежуточной аттестации обучающихся, а также проведение государственной (итоговой) аттестации. Последний этап является обязательным лишь применительно к основному общему и среднему (полному) общему, а также для всех видов профессионального образования.

Организация образовательного процесса должна подчиняться определенным принципам, которые можно сформулировать, основываясь на нормах образовательного законодательства.

Общие требования к организации образовательного процесса закреплены в ст. 15 Закона об образовании. В этой норме перечислены основные локальные документы, определяющие организацию учебного процесса: учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий. При их формировании необходимо принимать за основу соответствующий государственный образовательный стандарт и разработанные применительно к его содержанию образовательные программы. Учебный план представляет собой разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения. В образовательных учреждениях, как правило, разрабатываются и утверждаются два вида учебных планов: перспективный (на весь период обучения) и рабочий (на учебный год). В учреждениях профессионального образования учебные планы составляются по каждому направлению подготовки (специальности).

Годовой календарный учебный график (график учебного процесса на учебный год) распределяет отдельные виды учебной нагрузки и времени отдыха обучающихся по календарным неделям в течение учебного года. Учебный год во всех образовательных учреждениях начинается с 1 сентября. Его продолжительность определяется для каждого уровня образования Типовыми положениями об образовательных учреждениях. Так, на первой, второй и третьей ступенях общего образования учебный год продолжается 34 недели без учета государственной итоговой аттестации, а в первом классе – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, а в летний период – не менее 8 недель. Для первоклассников в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность учебного года в учреждениях профессионального образования определяется в соответствии с учебным планом по определенным направлениям подготовки или специальностям. Срок начала учебного года может переноситься в средних специальных учебных заведениях по очно-заочной (вечерней) форме обучения не более чем на 1 месяц, по заочной форме обучения - не более чем на 3 месяца, а в вузах – не более чем на 2 месяца (по решению Ученого совета). Минимальная продолжительность каникул определяется в Типовых положениях. Так, в учреждениях начального профессионального образования каникулярное время должно составлять не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года. Студентам средних специальных учебных заведений каникулы предоставляются не менее двух раз в течение полного учебного года общей продолжительностью 8-11 недель в год, в том числе в зимний период - не менее 2 недель. Для студентов вузов продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 7 недель, из них не менее 2 недель в зимний период.

На основании учебных планов и графика учебного процесса составляется расписание занятий на учебный год (в общеобразовательных учреждениях) или на определенный его период, например, на семестр (в учреждениях профессионального образования). Основные виды учебных занятий определяются Типовыми положениями об образовательных учреждениях и локальными актами учреждений. Например, в средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Аналогичные виды учебных занятий проводятся и в вузах. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается единая продолжительность академического часа. В учреждениях среднего профессионального образования она составляет 45 минут, а в вузах она может увеличиваться и до 50 минут.

Учебные планы, графики учебного процесса и расписания занятий разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно. Минобразование разрабатывает примерные программы и учебные планы. Закон закрепляет принцип автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса. Это выражается, в частности, в том, что органы государственной власти, органы управления и местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения.

Обучающийся имеет право на информацию об организации учебного процесса. Если он является несовершеннолетним, то возможность получить такую информацию предоставляется его родителям (иным законным представителям). Они вправе также знакомиться с оценками успеваемости обучающихся, включая беседу с педагогами.

Законодательством, локальными нормативными актами образовательных учреждений, а также договорами об оказании образовательных услуг определяются особенности организации образовательного процесса при получении образования различных формах (заочной, очно-заочной, самообразовании и экстернате).

По общему правилу, граждане имеют право получить профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно, если образование данного уровня они получают впервые. Исключение из этого правила установлены законодательством для некоторых категорий граждан. Так, например, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Источник:https://gendocs.ru/v11751/лекции_-_образовательное_право?page=6

 

Формы организации теоретического и практического обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

 

1. В профессиональной педагогике выделяют три группы организации образовательного процесса: теоретическую и практическую подготовку, контроль. Основной формой организации процесса обучения является урок (учебное занятие).

Урок (учебное занятие) — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в установленные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока (учебного занятия) как целостной динамической системы сводится к взаимодействию педагога и обучающихся, целью которого является усвоение обучающимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, приобретение опыта деятельности и общения.

Эффективность и результативность урока (учебного занятия) во многом определяются его структурой. Структура традиционного урока (учебного занятия) включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок (учебное занятие) формирует знания, по не способствует общему развитию обучающихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.

Традиционный урок (учебное занятие) обладает лишь внешними признаками учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.).

2. Структура урока (учебного занятия) теоретического обучения — дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Различают дидактическую (основную) структуру и три подструктуры: логико-психологическую, мотивационную и методическую.

Дидактическая структура состоит из трех этапов: 1) актуализация опорных знаний и способов действий; 2) формирование новых понятий и способов действий; 3) применение знаний, формирование навыков и умений.

Логико-психологическая подструктура урока (учебного занятия) включает создание проблемной ситуации и постановку проблемы; выдвижение предположений, гипотез и их обоснование; доказательство гипотез; проверку правильности решения проблемы; формулирование выводов; применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Мотивационная подструктура урока (учебного занятия) содержит организацию и управление вниманием обучающихся; разъяснение смысла деятельности; актуализацию мотивационных состояний; совместную с обучающимися постановку целей занятия; обеспечение ситуаций успеха в достижении цели; поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у обучающихся в своих действиях; оценивание действий, процесса и результатов обучения.

3. В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие основные типы:

— урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);

— урок формирования умений и навыков (основная часть учебного времени приходится на самостоятельную работу обучающихся);

— урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);

— урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока (учебного занятия) — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);

- комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);

- совмещенный (так называемый бинарный) урок — это урок, педагогическая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной дисциплины.

В настоящее время урок (учебное занятие) часто рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиции постановки и достижения целей и задач. Преподаватель в современной профессиональной школе свободен в выборе структуры, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания.

4. В качестве разновидностей урока (учебного занятия) выделяются следующие формы организации теоретического и практического обучения: лекции, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия, экскурсии, консультации, зачеты, самостоятельная работа и др.

Лекция — занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний обучающимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. Основная дидактическая цель лекции — сформировать у обучающихся систему знаний об изучаемом объекте. Выделяют вводные, обзорные, эпизодические лекции. По характеру деятельности различают информационные и проблемные лекции. Выбор типа лекции зависит от цели, содержания учебного материала, применяемой системы обучения, особенностей обучающихся и т.п. Как правило, лекция завершается тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы. Целью этого задания может быть как закрепление полученных знаний, так и подготовка к предстоящему семинару.

Семинар — это относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки обучающихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение обучающимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности

Лабораторно-практические занятия — одна из форм организации педагогом учебной деятельности обучающихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета).

Наиболее характерной их чертой является организация самостоятельной работы обучающихся, которая проводится под руководством преподавателя. На этих занятиях используются различные приборы, инструменты, установки, технические средства, материалы и т.д. При методически правильной организации лабораторные занятия способствуют развитию мышления обучающихся, интеграции мыслительной и практической деятельности будущих рабочих, овладению обучающихся экспериментальным методом исследования (приобретение умений наблюдать, измерять и оформлять результаты, планировать, распределять обязанности между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль).

Консультация — это форма организации процесса обучения вне урока (учебного занятия) для одного или группы обучающихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. Различают следующие виды консультаций. Вводные, или предварительные, консультации предшествуют изучению материала на уроках. Текущие консультации проводятся параллельно с изучением на уроках учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений обучающихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала. Заключительные консультации проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. Консультации могут быть обзорными и тематическими. Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими.

5. Самостоятельная работа. Сущность самостоятельной работы обучающихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки обучающихся к активной самообразовательной работе, и в этом состоит ее основная дидактическая цель. Самостоятельная работа осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время.

В профессиональной школе распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой (задачи — выделение главного, систематизация, анализ, обобщение, составление блок-схем, таблиц, алгоритмов и т.д.); выполнение сквозных и индивидуальных заданий по циклам дисциплин; изучение темы с малой группой обучающихся, каждый из которых занимается затем с несколькими обучающимися (с последующей защитой у преподавателя); разработка учащимися методических материалов по предмету (схем, таблиц, опорных конспектов, программ для ЭВМ, задач и т.д.); подготовка к наиболее ответственным или интегративным лабораторным работам; конкурсное выполнение разных заданий; изучение новой техники, технологии на базовых предприятиях, в лабораториях; самостоятельное изучение дисциплин под опекой преподавателя; выполнение специально подготовленных заданий развивающего характера (цель — более глубокое и прочное усвоение важных положений предмета).

Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых одним из основных является педагогическая, психологическая и методическая подготовленность преподавателей и обучающихся к ее реализации.

Источник:https://ozlib.com/828912/psihologiya/formy_organizatsii_teoreticheskogo_prakticheskogo_obucheniya_obrazovatelnyh_uchrezhdeniyah_srednego_profess


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: