Гигиеничские требования к расписанию учебных занятий

 

Цель: освоить навыки анализа расписания уроков в школе; научиться составлять расписание в соответствии с физиологогигиеническими требованиями

Оборудование: школьное расписание уроков, учебный план школы, базисный учебный план, общеобразовательных учреждений Российской Федерации (с изменениями)

Расписание уроков должно соответствовать учебному плану по количеству еженедельных уроков. Правильно организованный режим учащихся в школе является обязательным условием оптимизации учебного процесса. Правильно составленное расписание занятий создает наиболее благоприятные условия для повышения качества учебно-воспитательной работы, усиления сознательной дисциплины и укрепления здоровья школьников. Оно отодвигает умственное утомление на конец рабочего дня и учебной недели, хся на рпредупреждает появление переутомления.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонента во время занятий.

«Расписание уроков удобное для детей, а не для преподавателей!» - таким должен быть девиз администрации школы.

Ход работы

При составлении и анализе расписания уроков необходимо учитывать следующие требования:

1. Продолжительность учебного дня и учебной недели должна строго соответствовать возрасту детей. Ежедневное и еженедельное количество уроков должно быть таким, чтобы обеспечивалась нормальная деятельность коры головного мозга. Это залог успешной работы и сохранения сил учащихся. В течение учебного дня у младших школьников должно быть не более четырёх уроков, у школьников 5-7-х классов не больше пяти уроков, у старших школьников допускается не более двух дней в неделю по шесть уроков, а остальные дни по пять уроков (табл. 1).

 

Таблица 1 – Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

при 6-дневной неделе, не более при 5-дневной неделе, не более
1 - 21
2-4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8-9 36 33
10-11 37 34

 

2. При составлении расписания необходимо учитывать тот факт, что работоспособность учащихся меняется в течение дня. На первом уроке работоспособность учащихся невысока, ученики «врабатываются» в учебную деятельность. Наивысшая работоспособность отмечается у учащихся средних и старших классов на 2-3 –м уроках. На 4-м уроке (3-м уроке в начальных классах) появляется тенденция к снижению трудоспособности на 50% по сравнению с первым уроком. На 5-м уроке возможен некоторый подъем активности за счет включения компенсаторных механизмов (исключения составляют учащиеся 10-11-х классов) с резким падением ее на 6-м уроке.

3. Колебания работоспособности учащихся отмечаются на протяжении недели. В понедельник трудоспособность относительно невелика, во вторник и в среду отмечается наибольшая работоспособность, а начиная с четверга, она падает и является самой низкой; в пятницу наблюдается небольшой подъем и повышение работоспособности. Если принять нормальную работоспособность за 100%, то в понедельник она будет равняться 98%, во вторник – 105%, в среду - 109%, в четверг – 95%, в пятницу – 96%, в субботу – 97%.

4. При составлении расписания необходимо учитывать и трудность предмета. Деление предметов по степени трудности относительно (табл. 2;3).

 

Таблица 2 – Ранговая шкала трудности предметов для младших классов (по В. И. Агаркову)

 

Предмет Баллы
Математика 8
Русский язык 7
Природоведение 6
Русская литература 5
История 4
Рисование и музыка 3
Труд 2
Физкультура 1

 

 

Таблица 3 – Ранговая шкала трудности предметов для старших классов (по И. Г. Сивкову)

 

Предмет Баллы
Математика 11
Иностранный язык 10
Физика, химия, информатика 9
История 8
Русский язык, литература 7
Естествознание, биология, география, ОБЖ, обществознание, экология 6
Физкультура 5
Труд (технология) 4
Черчение 3
Рисование (ИЗО) 2
Пение (музыка) 1

 

Предметы, имеющие от 11 до 9 баллов, считаются наиболее трудными, имеющие от 8 до 6, - средней трудности и от 5 до 1 – легкими.

Деление предметов по степени трудности очень относительно и зависит от многих факторов. К трудным относятся  впервые изучаемые предметы, например: природоведение – в 3-м классе; история – в 4-м классе; физика, алгебра, геометрия – в 7-м классе; химия – в 8-м классе. При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть их чередование по сложности, по характеру материала, по умственной и физической направленности. Например, можно поставить рядом два достаточно сложных предмета, таких, например, как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом однотипные русский язык и литературу не рекомендуется. Хорошо зарекомендовала себя практика “перебивки” сложных уроков относительно простыми, такими как физкультура, труд, музыка, рисование. Поэтому эти уроки не рекомендуется ставить ни первыми, ни последними. Желательно избегать сдвоенных уроков по одному предмету.

 

Наиболее трудные предметы, требующие значительного умственного напряжения, необходимо ставить на 2-3-й уроки. Вторник и среда могут быть заполнены трудными предметами, так как в эти дни самая высокая работоспособность. В соответствии с динамикой умственной работоспособности уроки труда, физкультуры, музыки, изобразительного искусства можно ставить третьим или четвертым уроком. В понедельник и субботу расписание должно быть облегчено за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков.

Наибольшее количество баллов за день должно приходиться на вторник и четверг для учащихся младшего и среднего возраста, среда должна быть у них облегченным днем; у старших школьников наибольшая нагрузка должна быть во вторник и среду, а облегченный день в четверг. Установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, 2-4-м у средних и старших. При составлении расписания необходимо чередовать в течение дня предметы естественного, математического и гуманитарного типов, а также предметы с большим динамическим компонентом (труд, физкультура, ритмика, танцы).

Длительное напряжение нервных центров приводит их к утомлению и перенапряжению. В силу этого в правильно составленном расписании не должно быть сдвоенных уроков. Они допустимы только в старших классах для выполнения контрольных работ по математике и для написания сочинения по русскому языку и литературе, а также для проведения лабораторных работ по физике и химии. В виде исключения разрешено сдваивать уроки по лыжной подготовке и уроки труда.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

 

Таблица 4 - Примерный учебный план основных общеобразовательных

учреждений Российской Федерации

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I II III I II III IV
Русский 5 4 4 5 5 5 5
Литература 4 4 4 4 4 4 4
Математика 5 5 5 4 4 4 4
Окружающий мир, природоведение - 1 1 1 1 1 1
Музыка 1 1 1 1 1 1 1
Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 1
Физическая культура 2 2 2 2 2 2 2
Труд (технологии) 2 2 2 2 2 2 2
Обязательные занятия по выбору факультативы 5 5 4 2 5 4 4
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 6-ти дневной учебной неделе 25 25 25 25 25 25 25
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 5-ти дневной учебной неделе 22 22 22 20 22 22 22

 

 

Таблица 5 - Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения

 

Основное общее образование

 

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

V VI VII VIII IX
Русский язык 210 210 140 105 70 735
Литература    70 70 70 70 105 385
Иностранный язык 105 105 105 105 105 525
Математика 175 175 175 175 175 875
Информатика и ИКТ - - - 35 70 105
История 70 70 70 70 70 350
Обществознание (включая экономику и право) - 35 35 35 35 140
География - 35 70 70 70 245
Природоведение*(1) 70 - - - - 70
Физика - - 70 70 70 210
Химия            - - - 70 70 140
Биология - 35 70 70 70 245
Искусство (Музыка и ИЗО)            70 70 70 35 35 280
Технология*(2)   70 70 70 35 245
Основы безопасности жизнедеятельности  - - - 35 - 35
Физическая культура 70 70 70 70 70 350
Итого: 910 945 1015 1050 1015 4935
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения(6-дневная неделя)        175 175 175 175 210 910
  Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)   1085 1120 1190 1225 1225 5845
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения(5-дневная неделя) 70 70 70 70 105 385
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)   980 1015 1085 1120 1120 5320

Задание 1. Составьте недельное расписание уроков одного из классов начальной школы, рационально распределяя учебную нагрузку. Обменяйтесь с сокурсником своими вариантами составленных расписаний.

 

Задание 2. Дайте анализ расписания уроков одного из классов начальной школы на соответствие гигиеническим требованиям.

 

Задание 3. Составьте недельное расписание уроков одного из классов средней и старшей школы, рационально распределяя учебную нагрузку. Обменяйтесь с сокурсником своими вариантами составленных расписаний

 

Задание 4. Дайте анализ расписания уроков одного из классов средней и старшей школы на соответствие гигиеническим требованиям.

 

Задание 5. Дайте оценку каждому дню недели и всему недельному расписанию уроков в баллах для каждого задания на основании ранговой шкалы трудности предметов (табл. 2; 3), заполнив таблицу:

 

Урок, день недели 1 2 3 4 5 6 Итого баллов
Понедельник              
Вторник              
Среда              
Четверг              
Пятница              
Суббота              

 

Постройте графики распределения дневной (для одного дня недели) и недельной учебной нагрузки. Оцените равномерность распределения нагрузки в течение рабочего дня и соответствие нагрузки учащихся в отдельные дни недели динамике работоспособности.

 

Задание 6. Определите в баллах среднюю величину одного дня недели и примите его за 100%.

Например, X баллов (Пн+Вт+Ср+Чт+Пт+Сб)/кол-во дней (6)=средний балл

Затем, используя табл. 6, необходимо подсчитать количество баллов на каждый день недели и учитывать показатель при составлении расписания

 

Таблица 6 – Уровень работоспособности (по дням недели)

 

День недели Процент Баллы
Понедельник 98  
Вторник 105  
Среда 109  
Четверг 95  
Пятница 96  
Суббота 97  

 

Расчет делают на каждый день недели. Полученные данные будут являться стандартом сложности на данный день

 

 

Вопросы для анализа:

1. Подсчитайте количество уроков по учебным предметам, предусмотренных в расписании. Соответствует ли недельная нагрузка учебному плану?

2. Пользуясь шкалой трудности предметов, подсчитайте в баллах нагрузку в каждый день недели. Начертите график, где по горизонтали отметьте дни недели, по вертикали - величину нагрузки. Сделайте вывод: соответствует ли расписание динамике недельной работоспособности.

3. На каких уроках проводятся основные предметы? Соответствует ли это гигиеническим требованиям?

4. Какими уроками поставлены физкультура, труд, рисование, музыка? Реализуется ли в расписании принцип чередования уроков по сложности, по умственной и физической направленности?

5. Предусмотрено ли чередование уроков по сложности и характеру материала?

6. Применяются ли сдвоенные уроки?

 

Сделайте общий вывод о соответствии расписания уроков гигиеническим требованиям.

 

 

 

Расписание уроков 10-11 классов

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: