Перечень. Учебно-производственных работ группы№ на 200 200 учебный год

учебно-производственных работ группы
на 200 200 учебный год

Профессия ______________________________ Курс ____________________

Время (месяц) изучения темы № тем программы Наименование тем программы Время на изучение темы (подтемы) в часах, минутах Учебно-производственные работы Сложность работ (разряд) Рабочая норма времени Ученическая норма времени Количество работ (шт.) на одного Отметка о выполнении
Всего В том числе наименование № деталей, чертежей
На инструктаж На упражнения На производственную деятельность
                           
                           
                           
                           
                           

Мастер производственного обучения ____________________________________

Старший мастер _________________________________________

Частная методика, как правило, состоит из введения и подтемных разработок (основной части).

Во введении приводятся характеристики профессий, раскрываются основные учебные и воспитательные за­дачи, вопросы взаимосвязи производственного обучения со специальными и общетехническими предметами. Ука­зываются исходные позиции, положенные в основу раз­работки частной методики, современные методы и сред­ства обучения, способы рациональной организации учеб­но-воспитательного процесса, активизации познаватель­ной и учебно-производственной деятельности учащихся.

Основная часть содержания частной методики охва­тывает все периоды обучения и разрабатывается, как пра-иило, применительно к темам, а для больших по объему тем (свыше 60-80 час.) - к подтемам курса.

В качестве основных можно рекомендовать следую­щую примерную схему разработки по теме (подтеме) учеб­ной программы:

- характеристика темы (подтемы);

- планирование изучения темы (подтемы);

- рекомендации по выбору учебно-производственных работ, рабочих мест, оборудования и инструментов и т.п.;

- учебно-техническая документация, применяемая при изучении темы (подтемы);

- методические рекомендации по организации и ме­тодике проведения занятий.

По наиболее сложным и интересным в методиче­ском отношении вопросам в качестве примеров могут быть дины поурочные планы уроков.

В рекомендациях по каждой теме (подтеме) необхо­димо особое внимание уделять раскрытию методов обучения.

В частных методиках приводятся чертежи, рисунки и фотографии трудовых приемов и приспособлений новаторов в передовом производстве, а также схемы, таблицы, графики, требования безопасности труда.

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

Под опорными конспектами понимается дидактиче­ский материал, состоящий из рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем, цифровой информации с указанием логической взаимосвязи между ними и отображающий только главное в изучаемом материале, подавая его в це­лостном виде.

Опорные конспекты (сигналы) используются в про­цессе передачи, усвоения и закрепления учебного мате­риала. Такого рода конспекты предназначены для пере­дачи новых знаний, закрепления, текущего контроля, фор­мирования и повышения познавательной активности уча­щихся. Разрабатываются и используются опорные кон­спекты в том случае, когда информацию (учебный мате­риал) можно закодировать экономным способом.

Вышеобозначенные конспекты (сигналы) строятся на принципах неожиданности и экономичности. Они по­могают учащимся мыслить образами, развивать мысли­тельную деятельность, экономить время и силы, умень­шая нагрузку на память, приобретать навыки самостоя­тельной работы.

Основные принципы разработки опорных конспектов

1. Отбор фактического материала. Этот этап игра­ет огромную роль в плане повышения профессионально­го мастерства.

Подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются исторические справки, примеры из жизни, техники, производства, практической деятельности, а также высказывания известных ученых.

2. Выделение ядра, основных понятий. Выбирается
основное в подобранном материале, отбрасывается второ­степенное, несущественное.

3. Разработка опорных сигналов. Из главных мыс­
лей и выводов выбираются или формулируются преподавателем только ключевые слова, символы, рисунки, схе­мы, помогающие запомнить весь материал.

4. Составление опорного конспекта. Преподаватель на листе бумаги располагает весь подробный материал (опорные сигналы), выраженный в графической и симво­лической форме во всех взаимосвязях.

По структуре опорные конспекты составляются обыч­но из четырех-пяти отдельных или иногда взаимосвя­занных между собой блоков. Элементы конспекта дол­жны вызывать у учащегося ассоциации с явлениями ок­ружающей среды.

Такие конспекты должны выполняться обязательно и цвете. Использование одноцветных опорных конспек­тов резко снижает их восприятие. Цвета можно использовать самые разные. Обычно основные моменты, на ко­торых надо сконцентрировать внимание, выделяются красным цветом. В цветовой гамме также можно осуществлять логическую взаимосвязь явлений.

Опорный конспект должен быть простым как для запоминания, так и для воспроизведения. Он не должен содержать избыточное количество рисунков, схем, симво­лов, иначе восприятие такого конспекта резко снижается.

К шрифту при изображении вышеназванных кон­спектов предъявляются следующие требования:

- удобочитаемость;

- четкость;

- простота графических форм.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основу учебно-методического обеспечения составля­ют средства обучения, являющиеся одним из важней­ших компонентов учебно-воспитательного процесса.

Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса включаются в следующем:

- повышают степень наглядности, делают доступным
для учащихся учебный материал, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодо­ступен;

- помогают удовлетворить и в максимальной степени
развить познавательные интересы учащихся, интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повы­сить темп изучения учебного материала;

- являются источником информации, освобождая пре­подавателя, мастера от большего объема чисто техниче­ской работы и тем самым способствуют повышению его творческого уровня;

- являются средством управления познавательной дея­тельности учащихся со стороны преподавателя, мастера.

Типы и виды средств обучения приведены на рис. 3 (с. 25).

Рассмотрим основные средства обучения.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Важнейшим источником знаний учащихся служит учебная литература.

Учебник материализует содержание обучения в виде конкретного учебного материала. Это еще и средство планирования, подготовки и проведения обучения, сти­мулирования, упражнений и самоконтроля, координации и самореализации трудозатрат и т.д.

Создание учебников, наиболее полно отвечающих тре­бованиям (наличие заданий, упражнений, проблемных ситуаций, контрольных вопросов и т.д.), - задача, решить которую могут авторские коллективы, способные учесть не только информационную функцию учебника, но и функ­цию руководства.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что организация работы по созданию таких авторских коллективов и изданию учебников должна осуществлять­ся на федеральном и региональном уровнях при заинте­ресованном участии учебных заведений. Можно реко­мендовать подготовку учебников, состоящих из двух ча­стей, - инвариантной для нескольких профессий.

Рис. 3. Классификация средств обучения

Учебники, сборники задач (упражнений) и справочники с помощью текста и графических изображений передают самую разнообразную информацию, начиная от обзора литературного героя и заканчивая описанием сложных физических явлений и производственных процессов.

Учебник служит средством для самостоятельной работы учащихся по усвоению знаний во внеурочное время или на уроке, когда преподаватель дает задание изучить нетрудный материал без предварительного объяснения и т.п. Особую роль играют учебники на начальном этапе освоения умений и навыков.

На основании материала учебника преподаватель (ма­стер) передает учащимся информацию во время урока в соответствии с учебной программой.

Сборники задач необходимы учащимся для выпол­нения практических заданий как на уроке, так и дома. С их помощью можно составлять карточки, выдавать ин­дивидуальные задания и проводить самостоятельную или контрольную работу.

Наиболее популярны среди преподавателей и масте­ров УНПО такие сборники задач (упражнений), в кото­рых приведены решения. В случае затруднения можно подробно проанализировать ход решения и предложить учащимся решить самостоятельно аналогичную задачу, j Умение учащихся работать со справочной литерату­рой не менее важный фактор для получения знаний. Это позволяет учащимся индивидуально решать определен-1 ные технологические задачи, которые неизбежно вста-1 нут перед ними на производстве.

Отдельные учебные пособия разрабатываются преподавателями и издаются для одного или нескольких учебных заведений. Это могут быть конспекты лекций, опор­ные конспекты, сборники задач, контрольных вопросов и др. Обязательно предусматривается рецензирование та­ких пособий, их проверка на практике.

Ряд учебных пособий имеет характер методических указаний. Для преподавателей составляются такие указания по подготовке и оформлению учебных пособий, ме­тодических разработок, по ведению учебной документа­ции, по организации курсового проектирования, проме­жуточной и итоговой аттестации учащихся, планирова­нию учебной и воспитательной работы и т.д.

Составляются методические указания и для учащихся по выполнению лабораторных и практических работ, конт­рольных работ, подготовке к экзаменам, зачетам и итого­вой Государственной аттестации и т.п. Эти рекоменда­ции составляются преподавателями и рассматриваются на заседаниях методических комиссий.

Большой объем методической работы преподавате­лей связан с разработкой средств обучения в целях обес­печения усвоения учащихся содержания обучения. Это проблемные вопросы, ситуации, сценарии деловых игр, контрольные вопросы и задания, тесты, наглядные посо­бия и др. Выполнение этой работы - задача преподавате­ля (группы преподавателей, работающих по одной и той же профессии).

Применение плакатов в учебном процессе позволя­ет экономить время ка уроке, быстро подавать необходи­мую информацию. С помощью учебного плаката можно организовать самостоятельную работу учащихся на уро­ках теоретического и производственного обучения. Так, большую помощь мастеру оказывают плакаты с изобра­жением конструкций станков, машин и механизмов. Он должен занимать в кабинете одно из самых удобных мест м быть доступным для учащихся и преподавателя (мас­тера).

Учебные плакаты передают образную, графическую, схематическую, символическую и текстовую информацию, могут содержать справочный, инструкционный, инструкционно-технологический и другой текстовый материал, сообщения для недоступных для наблюдения объектах и процессах. Все это можно использовать в сочетании с дру­гими средствами обучения.

Плакаты, содержащие формулы, определения, служат гири ночным материалом, а во время самостоятельной работы помогают преподавателю включить в работу даже тех учащихся, которые не совсем хорошо освоили ранее пройденный материал.

Содержание каждого плаката должно строго соответствовать тематике, определенной заголовком, и по возмож­ности быть простым. Элементы рисунка, не раскрываю­щие существа иллюстрируемого объекта, давать не следует. В тех случаях, когда мелкие детали имеют существенное значение, их сохраняют на плакате, сопровождая до­полнительным изображением в крупном масштабе.

Инструкционная карта представляет собой руководство, с помощью которого учащийся самостоятельно может изучить устройство и действие какого-либо объекта, ею пользуются на лабораторных работах и уроках производственного обучения.

Карта позволяет учащимся ознакомиться с основны­ми элементами устройства, в определенной последовательности разобрать и собрать его, освоить пуск и остановку, отрегулировать режимы работы. Инструкционные карты широко применяют при упражнениях на тренажерах и работах на промышленном и лабораторном оборудова­нии.

В сочетании с плакатом она является эффективным средством обучения при изучении натуральных объектов, так как помогает теснее увязать абстрактные пред­ставления с конкретными понятиями.

И'нструкционно-технологическая карта от техноло­гической отличается тем, что служит для организации продуктивной работы учащихся в условиях мастерских или производства.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Качественная реализация требований ГОС НПО связана с созданием современных средств контроля качест­ва подготовки учащихся, выпускников. При этом по предмету должна быть подготовлена программа (технологическая карта) контроля, ориентированная на проверку степени достижения требований стандарта в реально учебном процессе. В эту программу должны быть вклю­чены планируемые формы промежуточной аттестации учащихся - контрольные работы, зачеты по отдельным те­мам, разделам (тематический, рубежный контроль), за­четные уроки по практическим, лабораторным занятиям.

Эти формы контроля (как и экзамены, зачеты по пред­метам, итоговая Государственная аттестация) обеспечиваются составлением перечней контрольных вопросов, формированием эталонов ответов (алгоритмов выполне­ния тех или иных действий), разработкой процедуры конт­роля, средств его проведения. Предпочтение во многих случаях отдается вопросам тестового характера, позволя­ющим наиболее объективно оценить достижения уча­щихся.

Разработка средств контроля возлагается на преподавателей с обеспечением согласования всех планиру­емых форм контроля по изученным предметам данной профессии. Также должна быть предусмотрена экспер­тиза (на основе межпредметности обучения), контроль заданий, вопросов, ситуационных задач другими преподава­телями, работающими по данной профессии.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплекс­ность в данном случае выражается в том, что изучение Каждого узлового вопроса содержания обучения по каж­дой теме учебной программы должно быть обеспечено оптимальным минимумом необходимых средств обучения.

Различные средства обучения имеют различные назначения, дидактические функции и возможности. Комплексность в методическом оснащении учебно-воспитательного процесса предлагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций (возможностей), учебных ситуа­ции и их применения. Преимущественные дидактические функции, возможности наиболее распространенных средств обучения для теоретического и производственного обучения и наиболее типичные ситуации их применения отражены в таблице 2.

Таблица 2

Дидактические функции распространенных средств обучения и их применение

Средства обучения Преимущественные дидактические функции Типичные учебные ситуации применения
     
Натуральные наглядные пособия Позволяют дать точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству, регулировке, настройке изучаемых объектов, процессов, явлений Демонстрация и самостоятельное изучение устройства, назначения свойств, способов применения, регулировки, наладки и т.д.
Изобразительные пособия: плакаты, таблицы, схемы, фотографии и т.д. Передают информацию в образной графической, схематической цифровой форме. Позволяют показать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, качественные и количественные зависимости изучаемых объектов, процессов, явлений Демонстрация и самостоятельное изучение принципа действия, устройства, назначения, количественных и качественных зависимостей
Модели Позволяют изучить принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии Демонстрация и самостоятельное изучение принципов действия, взаимодействие составных частей, кинематических цепей механизмов
Макеты, муляжи Позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, форме, мерах, масштабных соотношений частей изучаемых объектов Демонстрация и самостоятельное усвоение общих сведений об изучаемых объектах
Экранные пособия: учебное кино, видеозаписи Раскрывают процессы и явления в динамике их развития. Позволяют изучать новые виды техники и технологии, передовые методы труда, являются средством наглядности и самостоятельным средством информации Изучение быстро или медленно протекающих процессов, недоступных непосредственному восприятию, внутреннего устройства машин, механизмов, установок, изучение циклических процессов, видеозапись и анализ собственных действий
Диафильмы Позволяют воспроизводить системы взаимосвязных изображений, построенных в соответствии с логикой изложения учебного материала. Являются средством наглядности и самостоятельным источником информации Изучение взаимосвязных объектов, процессов, действий, движений
Диапозитивы См. «Плакаты»
Транспаранты (кодограммы) Позволяют через кодоскоп передавать увеличенные сложные изображения, а также демонстрировать плоские прозрачные модели механизмов, показывать опыт «на просвет» Демонстрация изучаемых объектов и их частей, процессов, явлений и т.д. в смоделированной форме
Фазограммы (наложение транспарантов) Позволяют воспроизводить через кодоскоп сложные изображения «по фазам» путем наложения нескольких транспарантов друг на друга При необходимости последовательной демонстрации изображений от части к целому
Дидактические материалы для работы учащихся: карточки-задания, обзорно-повторительные таблицы, тесты, материалы на печатной основе Позволяют быстро предъявлять учащимся различные учебные задания, формы для заполнения при самостоятельном изучении, закреплении и применении учебного материала Самостоятельное изучение, закрепление, повторение, систематизация учебного материала, упражнения, лабораторно-практические работы, контроль знаний и умений
Звукозапись Позволяет воспроизводить различные звуковые характеристики (шумы, стуки, ритмы) работающих машин, механизмов Демонстрация и обработка приемов слуховой диагностики и регулировки машин и механизмов, проведение спец. занятий и упражнений по развитию технического слуха учащихся
Тренажеры Моделируют устройство и функции технических объектов, способствуют ориентировке учащихся при переходе от изучения теории к практике, создают возможность приблизить учащихся к реальной производственной обстановке Отработка трудовых умений и навыков обслуживания сложного производственного оборудования в учебных условиях
Тренировочные устройства Облегчают формирование первоначального умения, выполнение двигательного приема, являются эффективным средством развития самоконтроля Отработка первоначальных умений в облегченных условиях на начальных этапах изучения приемов, операций
Инструкционные карты Содержат инструкционные указания и пояснения о правилах, последовательности и технических требованиях к выполнению трудовых приемов Изучение в процессе производственного обучения трудовых приемов, операций и видов работ
Технологические карты Раскрывают технологическую последовательность выполнения, содержат инструкционные указания и технические требования к технологическим переходам, отражают технические средства и режимы выполнения работ Выполнение работ
Задания для лабораторно-практических работ Раскрывают общие теоретические сведения о сущности исследуемого или проверяемого процесса или явления, средства и порядок выполнения ЛПР, способы фиксирования результатов и выводов Проведение ЛПР иллюстративного и исследовательского характера
Педагогические программные средства вычислительной техники (ПО ЭВМ) Позволяют индивидуализировать процесс обучения, осуществлять его в диалоговом режиме с ЭВМ, моделировать процессы и явления в динамике Самостоятельное изучение учебного материала, закрепление, повторение, и систематизация, контроль знаний и умений

Особое место среди средств обучения занимают технические средства обучения (ТСО).

К ТСО относятся носители учебной информации, а также технические устройства для предъявления этой информации. Носителями учебной информации ТСО яв­ляются кино- и видеофильмы, диапозитивы (слайды), | звукозаписи, телевизионные учебные программы, компью-1 терные учебные программы, компьютерные учебные прог­раммы - ППС, тренажерные программы.

К техническим средствам относится различная проекционная звуковоспроизводящая аппаратура: кинопроекторы, видеомагнитофоны, диапроекторы, графопроекторы (кодоскопы), магнитофоны; тренажеры; технические средства контроля; устройства для программированного обучения, персональные компьютеры со всеми их дополнительными устройствами и др.

Широкое применение ТСО в процессе обучения обу­словлено, во-первых, исключительно сильным эмоциональ­ным воздействием на учащихся; во-вторых, необходи­мостью повышения производительности труда препода­вателей (мастеров) и учащихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить при стабильных сроках обучения; в-третьих - широким применением новых педагогических технологий, осуществление которых невозможно без соответствующих ТСО.

Эффективность ТСО в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых в учебном про­цессе. ТСО, как правило, используются в обычном учеб­ном кабинете (учебной мастерской) по ходу урока в органической связи и взаимодействии с другими средствами и формами учебной работы.

Вместе с тем применение ТСО, когда часть функций преподавателя, мастера, передается им, определенным об-})ii:iom влияет на организацию и методику учебного процесса. Также применение ТСО существенно влияет на со­держание и организацию познавательной деятельности учащихся и руководство ею.

Слово преподавателя, мастера, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть основным источником информации. Уменьшаетсяудельный вес устного опроса на уроке - его в зна­чительной степени заменяет работа учащихся с применением им контролирующих машин, экзаменаторов, компьютеров. В деятельности преподавателя большой удельный
вес приобретает (а в ряде случаев и преобладает) руководство познавательной деятельностью учащихся.

Однако все это ни в коей мере не снижает роль преподавателя, мастера производственного обучения в руководстве учебным процессом. В процессе обучения не толь­ко формируются знания и умения учащихся, но и осуществляется сложное воздействие личности преподавателя, мастера на них, в результате чего формируется мировоззрение, нормы поведения, происходит становление характера. Поэтому ведущей фигурой сложного и многогранного педагогического процесса был, есть и будет преподаватель, мастер производственного обучения. Все ТСО, в том числе и так называемые «обучающие машины» - лишь орудие в руках педагога, увеличивающее его возможности воздействия на учащихся.

В настоящее время на смену известным техническим средствам приходит техника нового поколения, имеющая более широкий спектр дидактических возможностей.

Раскрыть дидактические возможности средств обучения - значит определить, в каких учебных ситуация? наиболее предпочтительно использовать то или иное средство обучения для организации познавательной деятельности учащихся на различных этапах урока и во вне урочное время. Определить же место конкретных средств обучения в системе урока можно только после сопоставительного анализа их возможностей с содержанием учебного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: