Как играть с ребёнком?
Детство – это золотой век каждого человека, безвозвратно потерянный, но незабываемый. Именно в детстве Вы искренне радовались игрушкам, много времени посвящали игре, а правильнее сказать жили играя. Обратите внимание, какое огромное значение придают умению играть:
- один из критериев психологического здоровья звучит так:
«здоров тот, кто умеет, любить, работать, и играть»
- учителя начальной школы говорят так:
«Не наигравшийся ребёнок – плохой ученик»
- педагоги – дошкольники:
«только в игре дети осваивают правила человеческого общения»
- психологи считают,
«игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить»
«ребёнок полноценно развивается, если есть игра и общение».
Чтобы лучше понять играющего ребёнка, нужно помнить:
- что детский мир реально существует, и дети рассказывают о нём в игре;
- не следует принимать детей как маленьких взрослых – это просто дети со своими страхами, фантазиями, переживаниями, и они рассказывают об этом в играя;
- игра и общение – это естественная среда для ребёнка, в отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык;
пример А. Фрейд в книге «Дети и война» автор описывает как по - разному выражают свои реакции взрослые и дети:
- взрослые рассказывают снова и снова, какой ужас они пережили во время бомбёжек;
- дети, пережившие то же самое, ничего не говорили об этом, их реакция выражалась в игре, дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них «бомбы».
· Вопрос к родителям: «Как Вы думаете, почему игра важна и полезна для ребёнка?»
Обобщение:
Игра – обучение (вся система обучения в ДОУ основана на игровых приёмах, то, что трудно усвоить ребёнку на слух, легче запомниться в игре)
Игра – развитие (отработка знаний, умений, навыков, т.к. для того, чтобы ЗУН стали собственными, автоматизированными, необходимо повторить определённое количество раз, примерно, тысячу)
Например, как вы научили ребёнка здороваться – многократное повторение + личный пример.
Игра – взаимодействие (играя со взрослым, сверстником ребёнок учиться, заявлять о своих желаниях, действиях согласовывать их с другими, научается играть вместе, быть собой и замечать окружающих).
Игра – здоровье – это и физическое развитие (спортивные игры, упражнения), и терапевтический эффект игры.
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно не опасаясь спроецировать на игрушку, выбранную по своему усмотрению (отшлепать куклу, закопать в песок зайца..., застрелить дракона...).
Это и возможность побыть одному с любимой игрушкой, либо любимое занятие (вспомните, как долго ребёнок может играть с любимой игрой или игрушкой);
для мальчиков важно играть с солдатиками, военной техникой – отработка негативных эмоций)
Причём важно, чтобы ребёнок именно играл с ними, т.е. совершал определённые действия, а не компьютерные игры.
Разнообразие игр для детей 3-5 летнего возраста:
Настольные игры
Игры со строителем
Сюжетно-ролевые игры
Настольные игры
- Игры для развития сенсорных представлений (цвет, форма, величина, свойства и качества предметов)
В основном развитие познавательного интереса, психических процессов: память, внимание, мышление, речь и т.д.
- Игры на развитие тактильных ощущений
Динамические речедвигательные комплексы
Ориентирование в схеме лица и тела
Пальчиковые игры
Коммуникативные игры (хороводы и др.)
Пространственное ориентирование
Спортивные и подвижные игры
Обязательно играть вместе, только в совместной деятельности ребёнок учиться общению со взрослым, сверстником.
Как играть с ребёнком?
Обратите внимание, что не все взрослые умеют играть со своим ребёнком. Как только взрослый начинает устанавливать свои правила в игре у детей пропадает интерес. Идите за ребёнком, спрашивайте:
как мы будем играть, что мне делать, как? Посмотрите, как живёт ребёнок в игре и играйте вместе.
Сколько игрушек, и каких?
Игра – это мир ребёнка, а игрушки – кирпичики этого мира
· Не должно быть много (одномоментно 7-8 не более), меняйте.
· Важно, чтобы дети играли с игрушками, а не коллекционировали их.
Но если вы вместе коллекционируете, например, самолёты, то тогда и
отношение к этим игрушкам другое.
Игры на развитие тактильных ощущений
- «Суп»
Все сидят в кругу и олицетворяют собой котел сначала с водой, затем по мере развертывания сюжета - с супом (какой суп варить решают все вместе). При этом, каждый должен побывать какой-либо составляющей частью супа (морковкой, картошкой, луком, грибами и т.п.).
Каждый «овощ» сначала чистят (при этом тот, кто изображает данный овощ ложится в середину круга, а все остальные делают различные движения, сопровождающиеся тактильными прикосновениями, обозначающие, что они «чистят» овощ). Затем, моют (соответствующие движения), затем «режут».
Данная игра также обладает набором правил, которые нельзя нарушать, и в то же время она дает возможность проявления какой-либо фантазии в рамках этих правил. Эта игра дает детям очень обширные тактильные ощущения: ведь каждого ребенка сначала «чистят» (резкие движения), затем «моют» (нежные, ласковые прикосновения), затем «режут» (тоже резкие прикосновения, но другого характера.
2. «У котёнка» С. Железнова \ массажная игра\
У котенка шерстка, шерстка очень мягкая везде (погладить себя по груди)
На лбу, на ушах, на носу, на щеках
На груди, на спине, на животике – везде!! (действия по тексту)
Динамические рече-двигательные комплексы
- «Снег»
развивать внимание, чувство ритма, координацию
Как на горке снег, снег,. 4 хлопка
И под горкой снег, снег 4 шлепка по коленкам
А под снегом спит медведь, сложили ладошки
Тише, тише, не шуметь «тс» - показать 4 раза
- «Мы идем в дремучий лес»
Игра на различные движения и звуки - логопедическая игра. Актуальна для детей от 3-4 до 9-10 лет.
Играющие садятся в круг, и водящий начинает говорить, делая соответствующие
движения, все остальные присоединяются к водящему движениями:
Мы идем в дремучий лес, (хлопая ладонями в такт по коленям)
Не боимся ничего, (хлопая ладонями в такт по коленям)
Ориентирование в схеме лица и тела
· Песенка «Это я!» Н.Нищевой
Это глазки, вот, вот!Это ушки, вот, вот!Это нос! Это рот!Это спинка, тут живот!
А в животике каша живет!
· «Здравствуйте!» С. Коротаевой
Ручки, ручки, мои ручки, здравствуйте!
Пальчики веселые, здравствуйте!
Глазки, глазки, ушки, ушки, здравствуйте!
Носик, носик, ротик, ротик, здравствуйте!
Спинка, шейка и животик, здравствуйте
Пальчиковые игры
- «Девочки и мальчики»
- пальчиковая игра /автор неизвестен/
(цель – развитие межполушарного взаимодействия)
Психолог предлагает отдохнуть, а чтобы не было скучно, поиграть с пальчиками.
Играющие садятся в круг и психолог проводит игру
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?
Пляшут наши пальчики, делают вот так!
/пальчики «пляшут»/
Прибежала коза и закричала: Ме! Ме!Ме!
/с помощью пальцев изображают козу/
Испугались пальчики, спрятались в кулак.
/прячут пальчики в кулак/
Тихо пальчики, молчат, /подносят кулачки то к одному уху, то к другому/
А кулачки как застучат!
/стучат кулачками по полу/
Испугалась коза и убежала!
И снова пляшут пальчики, делают вот так…
/игра повторяется с другим персонажем: гусь/
Дети включаются в игру по желанию, по мере своих возможностей.
«Рыбки» народная потешка
Рыбки плавают, ныряютВ чистой тепленькой водеСоединив ладошки, изображают движение рыбок.
Уплывают...Приплывают... Движение руками от себя и к себе И зароются в песке!Движение руками «моталочка»
Коммуникативные игры
- «Колокольчик»
Игра для детей от 3 до 10 лет. Хороша для запоминания имен, для выстраивания общего
круга в начале других игр.
Ведущий берет в руки колокольчик и поет:
У меня в руках колокольчик, дам его я Лене (произносит имя следующего игрока,
которому и передает колокольчик)
И так далее по кругу, пока колокольчик не вернется к первому.
- «Правая рука»
Игра хороша в возрасте от 4-5 лет и до 11 лет.
Все сидят в кругу, рядом с одним из игроков должно остаться свободное место для одного человека. Тот, у кого это место находится по правую руку - начинает игру. Он говорит: «Тук, тук, правая рука, (далее он произносит имя того, кого хочет видеть рядом с собою) Ира, сядь справа от меня!». Тот, чье имя произнесено, садится справа от говорящего, и игра продолжается. Эта игра способствует идентификации правого и левого пространства, правой и левой стороны собственного тела у детей. Кроме того, в игре у детей появляется стимул к самостоятельному передвижению.
ПАМЯТКА
ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ –
ЭТО ОЗДОРАВЛИВАЕТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
1. Малыши до трех лет:
Предоставьте ребенку уютное местечко, набросайте туда подушки и мягкие игрушки, чтобы он мог там понежиться.
Поиграйте с ребенком в прятки или в кошки мышки, с участием мягких игрушек или домашних животных.
Поиграйте с водяными игрушками (ситечками, воронками, чашками и лодочками) в пластиковом тазике или переносном бассейне. Добавьте в воду голубой или зеленый краситель для большего эффекта.
Почитайте вместе с ребенком его любимые книжки.
2. От трех до шести лет:
Сыграйте для ребенка какую-нибудь роль из его любимого произведения. Пригласите ребенка присоединиться, но не настаивайте на его участии.
Спойте вместе детскую песенку.
Проговорите вместе детские считалочки.
Имитируйте вместе танцы животных, например ящерицы, лягушки, кенгуру.
Постройте вместе домики из песка или конструктора.
Почитайте вместе книжки.
Послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений.
3. От семи до двенадцати лет:
Соберите вместе конструктор.
Поиграйте вместе в настольные игры.
Посмотрите вместе по телевизору передачу о природе, животных или путешествиях.
Поразгадывайте вместе загадки.
Прочитайте и сыграйте роли ваших любимых персонажей из книг.
Поиграйте вместе в компьютерные игры.
Читайте в слух попеременно автобиографии людей, которыми вы восхищаетесь.
Посмотрите вместе фильм на видео.
Послушайте вместе аудиокассеты.