Вторичная социализация.
Локализованная (направленная) социализация.
Досрочная социализация.
Гендерная социализация.
Десоциализация.
Полная социализация личности.
Неполная (частичная) социализация индивида.
Односторонняя социализация индивида.
Семейная социализация
2. Правильны ли следующие суждения:
а) социальные статусы взаимодействуют между собой;- да
б) социальные отношения связывают между собой статусы;- да
в) индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие;- да
г) личные статусы связаны между собой социальными отношениями.- да
Карточка № 8
1. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:
а) социализация присуща не только человеку, но и животному;- нет
б) фундамент социализации закладывается в зрелом возрасте;- нет
в) агентами первичной социализации являются учреждения или предприятия.- нет
2. К каким из основных социальных институтов (семья, производство,
государство, религия, образование) относятся институты, перечисленные
|
|
ниже:
Деньги-государство
Целибат- религия
Престолонаследие-государство
Обмен-произодство
Адвокатура-государство
Побратимство-семья
Банки-государство
Наставничество-образование
Цензура-государство, образование.
Карточка № 9
1. Что такое социальный статус и социальная роль? Как они связаны между
собой, и чем объяснить такую связь?
Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.
Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Социальная роль не всегда может совпадать с социальным статусом, например:
1. Социальный статус школьника. Иван учится в школе, он посещает занятия, выполняет домашние задания, слушается учителей и ведет себя примерно.
2. Социальный статус учителя. Мария Ивановна учит детей обществознанию, она проводит интересные уроки, проверяет самостоятельные работы, пишет отчеты по успеваемости классов, ездит с учениками в образовательные поездки, проводит с ними воспитательные беседы.
3. Социальный статус врач. Иван Михайлович работает хирургом, каждый день он принимает пациентов, дает им рекомендации по лечению, периодически он проводит операции, дает советы молодым коллегам-медикам. Социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
|
|
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.
В случае несовпадения социального статуса и роли натупает ролевой конфликт, когда человеку необходимо выполнять несовместимые роли (директор-его подчиненный-друг).
Ролевой конфликт - это противоречие между двумя и более ролями, двумя и более моделями поведения. Такое противоречие наступает тогда, когда ситуация требует от человека соответствия двум или более социальным статусам.
2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются
правильными:
а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;- нет
б) один человек обладает множеством статусов;- да
в) человек имеет вдвое больше ролей, чем групп, к которым он принадлежит;- да.
г) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;- да
Карточка № 10
1. Что собой представляет социальный статус? Что такое предписанные и
достигаемые статусы?
Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности.
· приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
· предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.
2. Из перечисленных суждений укажите те, которые являются
правильными:
а) индивид, обладающий высоким статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;- нет
б) социальный статус – положение индивида в малой группе;- нет
ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;- это прирожденный статус
в) главный статус - это наиболее характерный для индивида статус, с которым он себя идентифицирует;- да
г) ролевой набор – совокупность статусов, ассоциируемых с конкретной социальной ролью.- нет.
Карточка № 11
1. Дать развернутую характеристику основным факторам, оказывающим
влияние на формирование человеческой личности. Выделить факторы
индивидуализации.
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макро-, и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.
Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
|
|
Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событии и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.
Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность, т.е. в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем,что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
|
|
2. Возникает ли несовпадение статусов в следующих ситуациях?
а) когда духовное лицо становится депутатом;
б) когда спортсмен курит;
в) когда депутат едет в автобусе.
Да, в указанных ситуациях происходит расхождение статуса и ожидания окружающих, или ролевого поведения индивида, возникает статусная несовместимость. Спортсмен не должен курить, духовное лицо не должно заниматься политикой. Депутат, конечно, может ездить и на автобусе, но так, к сожалению, так нарушается его общепринятый статусный портрет.
Карточка № 12
1. Какие этапы проходит социализация? В какой половине жизни человек
усваивает больше социальных ролей?
Основные этапы социализации личности:
Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.
Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.
Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.
Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь.