Контрольная работа по обществознанию. 8 класс.
Часть 1.
1. Характерной чертой только доиндустриального общества является:
1) высокая социальная мобильность.
2) ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики
3) деление общества на социальные группы
4) большая роль науки в развитии производства
2. Характеристикой нации в отличие от племени является:
1) собственный язык
2) общность территорий
3) общность традиций
4) устойчивая государственность
Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
1) процесс социализации личности
2) способы протекания конфликтов
3) причины возникновения конфликтов
4) способы разрешения конфликтов
5. К основным экономическим ресурсам относится:
|
|
1) рынок
2) налоги.
3) обмен
4) капитал
6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1) отсутствием товарно-денежных отношений
2) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения
3) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей
4) уравнительным распределением продукции
Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:
1) олигополия
2) закон спроса и предложения
3) монополия.
4) конкуренция
9. Личность в отличие от индивида:
1) обладает определенными желаниями и стремлениями
2) является биосоциальным существом
3) способна оказывать влияние на общество
4) характеризуется неповторимыми чертами внешности
10. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:
1. дефицит бюджета
2. государственный долг
3. сбалансированный бюджет
4. профицит бюджета
11. Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается с:
1. отдельного от родителей проживания в собственном доме (квартире)
2. момента знакомства юноши и девушки
3. заключения брака
4. появления первого ребенка
12. Верны ли следующие суждения о типах семьи?
А. В России и европейских странах на современном этапе наиболее распространенной является нуклеарная семья.
Б. В России и европейских странах на современном этапе все большее развитие получает расширенная семья.
|
|
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тип мировоззрения, утверждающий ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей, называется
1 философским
2 гуманистическим
3 научным
4 обыденным
14. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере:
1 тяжелой промышленности
2 обслуживания
3. сельского хозяйства
4. легкой промышленности
15. Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.
Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы.
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. Сдельную форму заработной платы получает:
1. ювелир
2. учитель
3. инженер.
4. врач
Часть 2.
17. Молодые супруги Александра и Андрей решили составить семейный финансовый план. В чём состоит преимущество принятия данного решения для семейных финансов? Какие действия необходимо осуществить, чтобы составить этот план?
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночной экономике свойственна конкуренция производителей.
Б. Рыночная экономика периодически подвержена кризисам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.
Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Влияние науки на общественное развитие в современном мире понизилось.
Б. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны N им предложили ответить на вопрос: «Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
Телевидение | 60 | 62 | 57 |
Интернет — новостные, аналитические, официальные сайты | 23 | 16 | 16 |
Интернет — социальные сети, блоги* | 0 | 6 | 11 |
Разговоры с людьми | 4 | 5 | 6 |
Газеты | 7 | 3 | 3 |
Радио | 5 | 4 | 3 |
Журналы | 0 | 0 | 1 |
Ничего из перечисленного | 1 | 4 | 3 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2014 и 2016 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
22. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) основывается на вере в сверхъестественное
2) является областью духовной культуры
3) влияет на нормы поведения людей
4) использует культы и ритуалы
Черты сходства | Черты отличия | ||
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания 23-28.
Рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей. Каждый из нас ежедневно вступает в экономические отношения. Отправляясь в магазин за покупками, приобретая билет на автобус, оплачивая коммунальные услуги, мы выступаем в качестве покупателей. Спрос — это количество товара, которое потребители готовы купить по данной цене в данный период времени. Чем выше цена, тем меньшее количество продукции приобретают покупатели. Чем ниже цена (до определенного предела), тем больший объем приобретается.
|
|
Такая связь между ценой и количеством востребованной продукции характерна почти для всех товаров. Но есть и исключения. В условиях дефицита, экономической нестабильности рост цен вызывает увеличение спроса на товары первой необходимости длительного хранения. Существует и еще целый ряд товаров, спрос на которые увеличивается с ростом цены. Это товары, связанные не с потреблением, а с накоплением, — акции, ценные бумаги, драгоценные металлы, предметы искусства, антиквариат и другое. Все эти предметы приобретаются, как правило, для того, чтобы со временем перепродать их по более высокой цене. Поэтому и спрос на такие товары с ростом их цены увеличивается. Но это лишь исключения. Во всех остальных случаях спрос на товар увеличивается со снижением цены и уменьшается с ее ростом, то есть связь между количеством и ценой товара обратная.
Анализируя спрос на различные товары, можно проследить еще одну интересную закономерность. Спрос на некоторые товары является взаимозависимым.
На рынке существуют группы товаров, способные заменять друг друга. Масло — маргарин, чай — кофе, мыло — стиральный порошок, говядина — свинина — мясо птицы. Все это примеры товаров-заменителей. Соответственно, изменение цены одного из таких товаров вызывает изменение спроса на другой товар.
Кроме товаров-заменителей на рынке присутствуют товары, которые дополняют друг друга: музыкальный центр — компакт-диски, автомобиль — бензин — автосервис, фотоаппарат — фотопленка, карты памяти — услуги по проявке и печати и т.д. Спрос на эти товары также взаимосвязан.
Анализируя динамику спроса, производители прогнозируют реакцию потребителей на различные изменения и за счет этого имеют возможность «подстроить» свое поведение на рынке товаров под реакцию покупателей.
|
|
(По материалам энциклопедии для школьников)
23. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
24. Какова зависимость между ценой и количеством товара, востребованного потребителями? Какие два исключения из этой зависимости приведены в тексте?
25. Объясните мысль автора о том, что «рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей». С опорой на текст и знания курса дайте два объяснения.
26. Спрос на какие группы товаров является взаимозависимым? На примере любых товаров (услуг) каждой группы проиллюстрируйте взаимозависимость спроса на них.
27. Известно, что весной покупательницы начинают активно готовиться к летнему пляжному сезону. В этот момент предложение диетических продуктов, товаров и услуг для коррекции фигуры увеличивается и становится более разнообразным. Объясните поведение производителей. Какая фраза текста может помочь вам в объяснении?
28. Нередко высказывается мнение, что снижение цены товара ниже определенного предела приводит к уменьшению спроса на товар. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.