Организация самооценивания, обобщение изученного

Ход урока

1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

3. Итак, вспомнили содержание поэмы.

- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?

- Ищут ответ на вопрос.

- Какого человека ищут?

- Счастливого.

4. Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).

5. Определение проблемы учащимися.

- Какую проблему поднимает автор?

- Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом

- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.

6. Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.

Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?

Сообщения групп.

Понимание счастья разными героями поэмы:

Поп.

«В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, други милые?»
Они сказали: так…




Помещик.

Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон - моё желание!
Кулак – моя полиция!




Матрёна Тимофеевна

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!






Глава «Счастливые»

  • Дьячок уволенный.
  • Рябая, одноглазая старуха.
  • Солдат с медалями.
  • Каменотёс с тяжёлым молотом.
  • Мужик с одышкою.
  • Дворовый графа Переметьева.
  • Крестьянин-белорус.
  • Мужик со скулой свороченной.
  • Оборванные нищие.

Ермила Гирин.

Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.







Счастье для 7 мужиков

… Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!...




Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

…и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка.

Глава поэмы Герой главы В чем счастье
Поп поп Покой, почет, богатство
Помещик Оболт-Оболдуев «кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью
Счастливые мужики «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»
  Ермил Гирин доверие людей, совестливость
Крестьянка Савелий «клейменый, да не раб»
  Матрена Корчагина Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»
Доброе время… Гриша Добросклонов «для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни

7. Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).




Сообщение учащимся пределов познания, ориентация на цель учения

8. Учитель: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – показ слайда и чтение цитат вслух учащимися.

Организация изучения учебного материала

9. Предлагаю выбрать наиболее понравившееся высказывание о счастье и, используя Метод «Пресс», написать небольшое размышление. (Слайд – Метод «Пресс»)

10. Прослушивание размышлений учащихся.

11. Вывод учащихся после размышлений. Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.

Организация самооценивания, обобщение изученного

12. - Разговор о счастье ведется с младших классов. В каких произведениях речь шла о счастье? (учащиеся вспоминают)

Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица». В чем счастье? Где эта птица счастья?

- Ответы учащихся.

- А в повести «Алые паруса» А.Грина?

- Ответы учащихся.

Параллельно - показ слайдов с обложками книг.

13. Групповая работа. В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья.

14. Выступление групп о символах или формулах счастья.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: