Ход урока
1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:
3. Итак, вспомнили содержание поэмы.
- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?
- Ищут ответ на вопрос.
- Какого человека ищут?
- Счастливого.
4. Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).
5. Определение проблемы учащимися.
- Какую проблему поднимает автор?
- Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.
Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом
- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.
6. Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.
Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?
Сообщения групп.
Понимание счастья разными героями поэмы:
Поп.
«В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, други милые?»
Они сказали: так…
|
|
Помещик.
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон - моё желание!
Кулак – моя полиция!
Матрёна Тимофеевна
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Глава «Счастливые»
- Дьячок уволенный.
- Рябая, одноглазая старуха.
- Солдат с медалями.
- Каменотёс с тяжёлым молотом.
- Мужик с одышкою.
- Дворовый графа Переметьева.
- Крестьянин-белорус.
- Мужик со скулой свороченной.
- Оборванные нищие.
Ермила Гирин.
Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.
Счастье для 7 мужиков
… Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!...
Авторское понимание счастья.
Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.
Гриша Добросклонов
…и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка.
Глава поэмы | Герой главы | В чем счастье |
Поп | поп | Покой, почет, богатство |
Помещик | Оболт-Оболдуев | «кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью |
Счастливые | мужики | «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями» |
Ермил Гирин | доверие людей, совестливость | |
Крестьянка | Савелий | «клейменый, да не раб» |
Матрена Корчагина | Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого» | |
Доброе время… | Гриша Добросклонов | «для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни |
7. Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).
|
|
Сообщение учащимся пределов познания, ориентация на цель учения
8. Учитель: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – показ слайда и чтение цитат вслух учащимися.
Организация изучения учебного материала
9. Предлагаю выбрать наиболее понравившееся высказывание о счастье и, используя Метод «Пресс», написать небольшое размышление. (Слайд – Метод «Пресс»)
10. Прослушивание размышлений учащихся.
11. Вывод учащихся после размышлений. Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.
Организация самооценивания, обобщение изученного
12. - Разговор о счастье ведется с младших классов. В каких произведениях речь шла о счастье? (учащиеся вспоминают)
Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица». В чем счастье? Где эта птица счастья?
- Ответы учащихся.
- А в повести «Алые паруса» А.Грина?
- Ответы учащихся.
Параллельно - показ слайдов с обложками книг.
13. Групповая работа. В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья.
14. Выступление групп о символах или формулах счастья.