Вопрос 3. Морфемный разбор слова

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Русский язык.

 

Тема: Морфемный разбор слова.

План:

1.Изменяемые и неизменяемые морфемы.

2.Значение морфем и их функции в тексте.

3.Морфемный разбор слова.

Вопрос 1. Изменяемые и неизменяемые морфемы.

Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.
- Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? (Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.)
- Если вас попросят подобрать слова с корнями -дуб- или -xод-, вы, конечно, легко справитесь с заданием. (называют примеры.)
- Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й-. Запишем эти корни на доске.
Подсказка:
Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.
- Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Слова найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомыйкорень -й-.
Слова с корнем -пт- найдите сами: птица, птенец, птаха, птичник, птичий.
— Морфемика (греч. Morph — форма) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:
Как классифицируются морфемы русского языка;
Как слово членится на морфемы, то есть, каков алгоритм морфемного членения.
Термин Морфемика не является общепринятым и стал широко применяться приблизительно в 1970-х гг., когда увидела свет академическая «Грамматика современного русского литературного языка», однако к тому времени учение о морфемах и некоторые принципы описания морфемного уровня языка уже были известны.
Основная единица морфемики — морфема. Морфема — это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания. В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Изменяемые состоят из основы (части слова, содержащей лексическое значение) и окончания (части слова, указывающей на отношения данного слова с другими словами в предложении), Неизменяемые — только из основы. В основу обязательно входит корень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть приставки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня и перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.
По функции аффиксы делятся на: Словообразовательные или Словообразующие (служат для образования новых слов): Антидемократический (словообразовательная приставка),Смелость (словообразовательный суффикс); Формообразующие Или Словоизменительные(служат для образования форм слов): Кошки (окончание),
Дочитать (формообразующая приставка), Быстрее (формообразующий суффикс).
Главная морфема в слове — это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называют однокоренными. Например, слова Учить, ученик, учитель, учёба, учебный, учёный, выучить,Учиться, научиться Содержат один и тот же корень -Уч- и поэтому являются однокоренными. Отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существуют слова без приставок, суффиксов (врач) и без окончаний (Кенгуру).
При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчёркивается основа. После этого основа слова разбивается на морфемы.
Аффиксы: словообразующие (префикс, суффикс, постфикс ся, сь, интерфикс о,е,в,л между корнем и суф живет) и формообразующие (окончание или флексия)


















Вопрос 2. Значение морфем и их функции в тексте

1. Чтение учителем высказывания автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова.

 

Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько... В таких словах обычно корни так «обрастают» при­ставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Что­бы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть сло­ва что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

 

2. Выполнение заданий:

- Определите основную мысль и стилевую принадлежность текста.

- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуй­те от глагола учить слова со значением:

1) человек, который учит, преподает;

2) усваивать знания в школе, в институте;

3) учить наизусть.

Учитель, учиться, выучить.

 

- Как вы считаете, какие морфемы изменили значения слов?

- Вспомните высказывание А.Н. Тихонова о том, что слова
часто «обрастают» приставками, что «каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл». Сделайте вывод.

 

3. Приставки. Докажите мысль ученого А.Н. Тихонова: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове.

I группа: вошел - отошел – ушел.

Приставка во- (в-) обозначает движений внутрь чего-то;

ото- (от-) - удаление в сторону, убавление;

у - удале­ние.

II группа: дышал - подышал, глядел – поглядел.

Приставка по- изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.

Делается вывод: приставка - значимая часть сло­ва, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Иноязычные приставки (запись в тетради): а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.

4. Суффиксы.

- Какие значения прида­ют словам следующие морфемы:

I группа: суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-, -ость,

-ение-, -ак-, -ок-, -онк-, -ач-, -лец-, -тель-, -чик-, -щи-, -кист-,

-ниц-, -иц-;

суффикс глагола –л-, -и-, -е-, -ну-;

II группа: суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;

суффикс глагола -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-.

Делается вывод: суффикс - значимая часть сло­ва, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.


Вопрос 3. Морфемный разбор слова.

План морфемного разбора

Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

Указать основу слова.

Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.

Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск- их (имя существительное).
2. Окончание – - их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск- ая, парикмахерск- ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □, парикмахер -ш- а.
5. - ск - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос- ск - ий, жен- ск - ий.

Жители

1. жи-тел- и (имя существительное).
2. Окончание – - и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель□, жител- я.
3. Основа формы – жи-тел-.
4. Корень - жи -. Однокоренные слова: жи - ть, жи -л- ой.
5. - тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а- тель □, вод-и- тель □.

Рождаются

1. рожд-а- ют-ся (глагол).
2. Окончание – - ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет- ся, рожд-а -ем- ся.
3. Основа формы – рожд-а-…-ся.
4. Корень – рожд -. Однокоренные слова: рожд -ть, рожд-ённ -ый.
5. - а - – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис- а -ть, реш- а -ть.
- ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся, куп-а -ть- ся.

Побриться

1. по-бри- ть -ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – - ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре -ет- ся, по-бре -ем- ся.
3. Основа формы – по-бри-…-ся.
4. Корень – бри -. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы- бри -ть.
5. по - – приставка, ср.: по -сл-а- ть, по -сад-и- ть.
- ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся, куп-а -ть- ся.

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: