ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Русский язык.
Тема: Морфемный разбор слова.
План:
1.Изменяемые и неизменяемые морфемы.
2.Значение морфем и их функции в тексте.
3.Морфемный разбор слова.
Вопрос 1. Изменяемые и неизменяемые морфемы.
Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.
- Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? (Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.)
- Если вас попросят подобрать слова с корнями -дуб- или -xод-, вы, конечно, легко справитесь с заданием. (называют примеры.)
- Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й-. Запишем эти корни на доске.
Подсказка:
Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.
- Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Слова найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомыйкорень -й-.
Слова с корнем -пт- найдите сами: птица, птенец, птаха, птичник, птичий.
— Морфемика (греч. Morph — форма) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:
Как классифицируются морфемы русского языка;
Как слово членится на морфемы, то есть, каков алгоритм морфемного членения.
Термин Морфемика не является общепринятым и стал широко применяться приблизительно в 1970-х гг., когда увидела свет академическая «Грамматика современного русского литературного языка», однако к тому времени учение о морфемах и некоторые принципы описания морфемного уровня языка уже были известны.
Основная единица морфемики — морфема. Морфема — это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания. В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Изменяемые состоят из основы (части слова, содержащей лексическое значение) и окончания (части слова, указывающей на отношения данного слова с другими словами в предложении), Неизменяемые — только из основы. В основу обязательно входит корень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть приставки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня и перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.
По функции аффиксы делятся на: Словообразовательные или Словообразующие (служат для образования новых слов): Антидемократический (словообразовательная приставка),Смелость (словообразовательный суффикс); Формообразующие Или Словоизменительные(служат для образования форм слов): Кошки (окончание),
Дочитать (формообразующая приставка), Быстрее (формообразующий суффикс).
Главная морфема в слове — это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называют однокоренными. Например, слова Учить, ученик, учитель, учёба, учебный, учёный, выучить,Учиться, научиться Содержат один и тот же корень -Уч- и поэтому являются однокоренными. Отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существуют слова без приставок, суффиксов (врач) и без окончаний (Кенгуру).
При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчёркивается основа. После этого основа слова разбивается на морфемы.
Аффиксы: словообразующие (префикс, суффикс, постфикс ся, сь, интерфикс о,е,в,л между корнем и суф живет) и формообразующие (окончание или флексия)
|
|
|
|
Вопрос 2. Значение морфем и их функции в тексте
1. Чтение учителем высказывания автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова.
Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько... В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.
2. Выполнение заданий:
- Определите основную мысль и стилевую принадлежность текста.
- Докажите справедливость слов ученого, для чего образуйте от глагола учить слова со значением:
1) человек, который учит, преподает;
2) усваивать знания в школе, в институте;
3) учить наизусть.
Учитель, учиться, выучить.
- Как вы считаете, какие морфемы изменили значения слов?
- Вспомните высказывание А.Н. Тихонова о том, что слова
часто «обрастают» приставками, что «каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл». Сделайте вывод.
3. Приставки. Докажите мысль ученого А.Н. Тихонова: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове.
I группа: вошел - отошел – ушел.
Приставка во- (в-) обозначает движений внутрь чего-то;
ото- (от-) - удаление в сторону, убавление;
у - удаление.
II группа: дышал - подышал, глядел – поглядел.
Приставка по- изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.
Делается вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Иноязычные приставки (запись в тетради): а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
4. Суффиксы.
- Какие значения придают словам следующие морфемы:
I группа: суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-, -ость,
-ение-, -ак-, -ок-, -онк-, -ач-, -лец-, -тель-, -чик-, -щи-, -кист-,
-ниц-, -иц-;
суффикс глагола –л-, -и-, -е-, -ну-;
II группа: суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;
суффикс глагола -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-.
Делается вывод: суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.
Вопрос 3. Морфемный разбор слова.
План морфемного разбора
Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
|
|
У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
Указать основу слова.
Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
1) Морфемный разбор:
1. парикмахер-ск- их (имя существительное).
2. Окончание – - их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск- ая, парикмахерск- ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □, парикмахер -ш- а.
5. - ск - – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос- ск - ий, жен- ск - ий.
Жители
1. жи-тел- и (имя существительное).
2. Окончание – - и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель□, жител- я.
3. Основа формы – жи-тел-.
4. Корень - жи -. Однокоренные слова: жи - ть, жи -л- ой.
5. - тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а- тель □, вод-и- тель □.
Рождаются
1. рожд-а- ют-ся (глагол).
2. Окончание – - ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет- ся, рожд-а -ем- ся.
3. Основа формы – рожд-а-…-ся.
4. Корень – рожд -. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. - а - – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис- а -ть, реш- а -ть.
- ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся, куп-а -ть- ся.
Побриться
1. по-бри- ть -ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание – - ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре -ет- ся, по-бре -ем- ся.
3. Основа формы – по-бри-…-ся.
4. Корень – бри -. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы- бри -ть.
5. по - – приставка, ср.: по -сл-а- ть, по -сад-и- ть.
- ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть- ся, куп-а -ть- ся.