Лекция №1 Воспитание детей в семье: воспитательный потенциал семьи, воспитательные отношения семьи, развивающий потенциал семьи. Педагогическая помощь семье.
Среди важнейших функций, которые выполняет семья, особое место занимает воспитательная функция. От ее реализации во многом зависят и будущее ребенка, и судьба семьи, и счастье супругов. Воспитательные (шире — социально-педагогические) возможности семьи в формировании личности реализуются через все стороны ее деятельности.
Потенциал (от лат. Potential – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели; возможности определённого лица, общества, государства в определённой области.
Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей, включающий семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности.
Воспитательный потенциал семьи реализуется через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.
|
|
Е. В. Бондаревская в числе важных составляющих воспитательного потенциала семьи называет: личный пример родителей, их «общественное лицо», авторитет, основанный на активной гражданской позиции: образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат, разумную организацию свободного времени и досуга семьи[1].
Воспитательный потенциал семьи имеет многокомпонентную структуру, составляющие которой выступают предметом исследований социологов, психологов и педагогов. Так, одни исследователи обращают внимание на социокультурный статус членов семьи; другие связывают воспитательные возможности семьи со степенью освоения родителями своих социально-педагогических ролей; третьи рассматривают образ жизни семьи и ее общую духовную атмосферу в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала; четвертые обращают внимание на стиль отношений в семье, в том числе на характер отношений родителей и ребенка; пятые — на родительскую позицию; шестые основополагающим компонентом воспитательного потенциала семьи считают ценностные ориентации родителей и общесемейные ценности[2].
Воспитательный потенциал семьи представляет собой комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют педагогические возможности семьи. В этот комплекс входят материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, развитость семейного коллектива и характер отношении между его членами. Воспитательный потенциал определяется идейно-нравственным, эмоционально-психологическим и трудовым настроем семьи, а также жизненным опытом, образованием и профессиональными качествами родителей.
|
|
Наиболее часто в педагогических исследованиях в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи указываются внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.
Внутрисемейные отношения. Воспитательная значимость внутрисемейных отношений заключается, прежде всего, в том, что они являются первым специфическим образом общественных отношений, с которыми сталкивается ребенок с момента рождения. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат в семье, а значит, и ее воспитательные возможности.
Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей вызывают инфантильность личности, следствием чего являются отставание в развитии, плохая успеваемость в школе, а нередко и нарушение психического здоровья.
Родительский пример. Родительский пример представляет собой реализацию в действиях, поступках, определенных ценностных начал, выражающих мировоззренческую и нравственную позицию личности. Живой родительский пример следует рассматривать как специфическую форму передачи социального, в том числе и нравственного, опыта старшего поколения младшему, как важнейший элемент сложного механизма социального наследования. На роль родительского примера в воспитании детей указывал А.С. Макаренко. Он обращался к родителям: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома».
Численность и структура семьи. Неполнота семьи вызывает существенное ухудшение ее воспитательного потенциала. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. Развод и предшествующий ему конфликт нередко деформируют психику ребенка, его нравственное и эмоциональное развитие.
Наличие одного ребенка в семье, по мнению большинства исследователей, значительно снижает ее воспитательный потенциал. Однодетная семья в большей степени, чем многодетная, характеризуется конфликтными ситуациями.
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, здесь меньше почвы для формирования эгоизма, больше возможностей для общения и заботы друг о друге и поэтому успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, ответственность, уважение к людям, толерантность. С другой стороны, в таких семьях взрослые нередко утрачивают чувство справедливости по отношению к детям, проявляют к ним неодинаковые привязанность и внимание.
Уровень педагогической культуры семьи. В настоящее время удельный вес и значимость педагогической культуры родителей в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастают. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. важными признаками сформированной педагогической культуры родителей являются осознание ими целей воспитания детей, понимание закономерностей и своеобразия личностного развития воспитанников, соответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, гибкость и учет конкретной педагогической ситуации, умение применять разнообразные методы и приемы воспитания.
|
|
Родительская ответственность. Родительская ответственность представляет собой особое нравственно-психологическое состояние личности родителя, характеризующееся осознанием чувства долга по отношению к детям. Если эмоциональная сторона родительской ответственности складывается преимущественно под влиянием родительской любви, то ее рациональная сторона в основном формируется вследствие осознания объективного содержания родительской ответственности, которая представляет собой комплекс требований к родителям, обусловленных общественными потребностями, а также конкретной ситуацией, складывающейся в рамках семьи. Именно от чувства и осознания родительской ответственности зависит мера педагогической активности родителей.
Воспитательный потенциал семьи имеет сложную структуру и представляет собой единство следующих компонентов: (по Е.Н. Землянской)
- Педагогического;
- Социально-психологического;
- Культурно-ценностного;
- Социально-экономического;
- Технико-гигиенического;
- Демографического.
В таблице приведена краткая характеристика каждого из выделенных компонентов воспитательного потенциала.
Воспитательный потенциал семьи.
Компонент воспитательного потенциала | Характеристика компонента | Основные типы семей |
Педагогический | Педагогическая культура родителей, т.е. педагогическая подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей, основанная на опыте воспитания детей в семье, приобретенным разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятом из народной семенной педагогики. Знания по педагогике и психологии. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Умение определять цели воспитания. Умение решать конфликтные ситуации. Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания. | Воспитательно сильные. Воспитательно устойчивые. Воспитательно неустойчивые. Семьи, уважающие детей. Педагогически неграмотные семьи. |
Социально-психологический | Психологически климат в семье. Характер родительского авторитета. Стиль семейного воспитания. Система и характер взаимоотношений между членами семьи (различия и общность взглядов, оценок разных явлений жизни, отношение родителей к своим обязанностям, природа конфликтны ситуаций, статус авторитета каждого родителя) | Воспитательно сильные. Воспитательно слабые с утратой контакта с детьми. Воспитательно слабые с постоянной конфликтной атмосферой. Воспитательно слабые с агрессивно-негативной атмосферой |
Культурно-ценностный | Социальный, культурный или конфессиональный статус семьи. Уровень образования. Культура в быту. Ориентация и установки на воспитание и образование детей. Активная или пассивная позиция по отношению к обществу (гражданская позиция), профессии, труду. | Национальные или многонациональные. Семьи мигрантов. Гармоничные или дисгармоничные. Высококультурные, с низкой культурой или примитивнее. |
Социально-экономический | Материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень доходов, жилищные условия). Помощь, которую семье оказывает общество и государство в образовании и воспитании детей | Малообеспеченные. Материально-ориентированные |
Технико-гигиенический | Условия проживания. Оборудованность жилища. Особенности образа жизни. | Благополучные, семьи группы риска, неблагополучные, асоциальные, маргинальные. По характеру деморализации: алкоголизирующие, правонарушительские, преступные, психически отягощенные. |
Демографический | Стадия развития семьи. Состав семьи. Характер внутрисемейного управления. | По количеству детей: однодетные, многодетные. По составу: нуклеарные, пополненные (многопоколенные), смешанные с неродными родителями), опекунские, неполные (родитель-одиночка). Семьи с ребенком-инвалидом. Патриархальные, матриархальные, эгалитарные. |
Влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит ребенка очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
|
|
Активнейшее воздействие семья оказывает и на развитие духовной культуры, на социальную направленность, мотивы поведения ребенка в той или иной ситуации. Семья, являясь для растущего человека микромоделью общества, оказывается важнейшим фактором выработки социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается также с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Ребенок усваивает тот стиль поведения, который существует между родителями. Негативные образцы поведения взрослых членов семьи со временем идентифицируются ребенком как нормальные и приемлемые в обществе формы поведения. Данная ситуация складывается и за счет неосознанных механизмов социализации: внушения, подражания, идентификации с окружающими и, прежде всего, с близкими.
Отрицательная атмосфера в семье, осложненная конфликтными отношениями между родителями и детьми, пагубно влияет на формирование личности ребенка, что самым непосредственным образом сказывается на его психическом и социальном развитии, дальнейшей адаптации в социуме, на самооценке и стиле поведения в целом.
Отсутствие нормальной воспитательной среды в семье нередко способствует формированию у ребенка озлобленности, агрессивности, лживости, либо, напротив, замкнутости, пассивности, боязливости. Все эти проявления в поведении, так или иначе, свидетельствуют об ослаблении психологических защитных механизмов. Из неблагополучных семей со слабым воспитательным потенциалом могут выходить люди с циничным отношением к социально-нравственным ценностям. В окружающей их среде они бравируют своим неуважительным отношением к требованиям учебной и трудовой дисциплины, систематически создают криминальные ситуации и часто совершают правонарушения. Таким образом, дети, воспитывающиеся в неблагополучных семейных условиях, не просто перенимают образцы деструктивного поведения взрослых, но и усваивают соответствующие ценностные ориентации, реализуя их впоследствии в собственном поведении.
Кроме того, родители (даже в полных и благополучных семьях) довольно часто допускают ошибки в воспитательном процессе, которые могут осложнить жизнь ребенка, его взаимоотношения с окружающими и близкими людьми, привести к конфликтам и неразрешимым (в силу неопытности) жизненным ситуациям.
Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что семья, складывающиеся в ней отношения во многом определяют успешность индивидуального развития ребенка, закладывают фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня.
Понятие воспитательных отношений достаточно широко представлено в отечественной теории воспитания (В.С. Безрукова, Л.И. Божович, В.И. Загвязинский, Р.С. Немов, А.Н. Острогорский, И.П.Подласый и др.). При этом в одних случаях оно определяется через содержание воспитания в его широком понимании. Воспитательные отношения рассматриваютсякак обмен опытом, его передача, усвоение, использование, как разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Воспитательные отношения в семье характеризуются педагогической направленностью, реализуемой во взаимодействии. Они определяются как специфическое общественно значимое отношение членов семьи к воспитанию, которое объективно возникает, функционирует и развивается в их совместной с ребенком деятельности, подчиненной педагогическим целям, и в общении. Цель воспитательных отношений может в различной степени осознаваться их участниками. Соответственно взаимодействие может быть стихийным и организованным. Оно возникает и совершенствуется в семье как естественно развертывающийся (социальный) или специально организованный (педагогический) процесс.
Исходя из этого, можно выделить два уровня реализации воспитательных отношений в семье: субъективный и объективный. Субъективный уровень представляет собой совокупность взглядов, представлений, установок, ценностей субъектов воспитательных отношений относительно друг друга, передаваемого и усваиваемого опыта, своей роли в этих отношениях. Объективный уровень воспитательных отношений отражает особенности межличностного взаимодействия родителя-воспитателя и ребенка-воспитанника, имеющих педагогическую направленность, содержание, роли его участников.
Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, развитие ребенка предполагает постоянное развитие воспитателя. Таким образом, воспитательные отношения в семье выступают как развивающийся процесс. Их развитие заключается в качественных изменениях и структурных преобразованиях семейных отношений, ценностей, потребностей, установок.
Г.В. Головина и Ю.В. Флоровский выделяют в семье три группы воспитательных отношений:
■ отношения, складывающиеся в связи с деятельностью ребенка (учебной, игровой и т.д.);
■ отношения, складывающиеся под влиянием на детей жизнедеятельности родителей;
■ отношения, возникающие в связи с различными формами проведения досуга.
Таким образом, воспитательные отношения семьи представляют собой совокупность субъективно переживаемых и социально обусловленных связей между участниками воспитательного процесса, которые объективно возникают, функционируют и развиваются в их взаимодействии. Они направлены на развитие ребенка, становление его личности и самореализацию родителя в ходе обмена опытом, его передачи, усвоения и использования.
Характер развития воспитательных отношений семьи определяется тем, насколько они способствуют развитию ребенка, становлению его личности, вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни. Ценность ребенка как личности выступает критерием развития воспитательных отношений в семье.
Качественные характеристики этого развития находятся в прямой зависимости от тех реальных и потенциальных возможностей, которыми обладает семья в развитии ребенка. Данные возможности составляют развивающий потенциал семьи. Анализ педагогических особенностей семьи позволяет выделить в ее развивающем потенциале социально-экономический потенциал и личностный потенциал воспитывающих взрослых.
Социально-экономический потенциал включает в себя материальные и бытовые условия жизни семьи, особенности социального окружения, численность и структуру семьи.
Личностный потенциал основан на внутреннем опыте воспитательных отношений, обусловлен индивидуальными особенностями членов семьи. Он включает в себя когнитивные, ценностные, поведенческие особенности человека. Соответственно, основными компонентами внутреннего опыта воспитательных отношений являются:
■ ценностно-смысловой потенциал — его составляют ценностные установки, цели, убеждения, устремления нравственно-этические нормы, которые лежат в основе воспитательных отношений в семье, способность родителей — участников воспитательного процесса находить собственные смыслы и ценности в них;
■ познавательный потенциал — определяется количеством и качеством информации, которой располагает семья в воспитании и обучении ребенка, способностью родителей к приобретению новой информации;
■ поведенческий потенциал — включает в себя особенности контактов родителей с ребенком, умения и навыки воспитания и обучения, которыми обладают родители, способность к нахождению новых способов, их реализации во взаимодействии с ребенком.
Развивающий потенциал каждой семьи индивидуален и определяет характер развития ее воспитательных отношений, в которых родители и ребенок выступают как целостные личности.
Механизмы семейного воспитания - это конкретные средства и способы реализации индивидуального воспитательного потенциала семьи. Основные механизма семейного воспитания:
- авторитет родителей;
- стили семейного воспитания;
- семейные традиции,
- характер организации досуга и др.
Ценным средством воспитания являются семейные традиции - передающиеся из поколения в поколение обычаи, нормы поведения. Это:
- семейные традиции – интересное проведение дней рождений, дней памяти родных и др;
- национальные традиции – формирующие любовь и уважение к своему этносу в сочетании с убеждённостью в равенстве людей и плюрализме культур;
- патриотические традиции – связанные с жизнью и историей страны: возложение цветов к памятникам воинам, погибшим в боях с фашизмом, государственные праздники: День конституции, независимости и др.
Когда ребенка постепенно приобщают к существующим традициям и создают условия для сопереживания, соучастия в них, то воспитательная сила традиций значительного возрастает.
Анализ понятия воспитательный потенциал семьи позволяет выделить три условия успешного воспитания в семье.
- знание родителями своего ребёнка;
- включение ребёнка в систему семейных отношений и деятельности;
- самосовершенствование родителей и семейных отношений.
Задача образования – помочь родителям осуществлять эту работу в семье.