Воспитательный потенциал семьи

Лекция №1 Воспитание детей в семье: воспитательный потенциал семьи, воспитательные отношения семьи, развивающий потенциал семьи. Педагогическая помощь семье.

Среди важнейших функций, которые выполняет семья, особое место занимает воспитательная функция. От ее реализации во мно­гом зависят и будущее ребенка, и судьба семьи, и счастье супругов. Воспитательные (шире — социально-педагогические) возможности семьи в формировании личности реализуются через все стороны ее деятельности.

Потенциал (от лат. Potential – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели; возможности определённого лица, общества, государства в определённой области.

Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей, включающий семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности.

Воспитательный потенциал семьи реализуется через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную.

Е. В. Бондаревская в числе важных составляющих воспитательно­го потенциала семьи называет: личный пример родителей, их «обще­ственное лицо», авторитет, основанный на активной гражданской позиции: образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат, разумную организацию свободного времени и досуга семьи[1].

Воспитательный потенциал семьи имеет многокомпонентную структуру, составляющие которой выступают предметом исследо­ваний социологов, психологов и педагогов. Так, одни исследователи обращают внимание на социокультурный статус членов семьи; дру­гие связывают воспитательные возможности семьи со степенью освоения родителями своих социально-педагогических ролей; третьи рассматривают образ жизни семьи и ее общую духовную атмосферу в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала; четвертые обращают внимание на стиль отношений в семье, в том числе на характер отношений родителей и ребенка; пятые — на родительскую позицию; шестые основополагающим компонентом воспитательного потенциала семьи считают ценностные ориентации родителей и общесемейные ценности[2].

Воспитательный потенциал семьи представляет собой комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют пе­дагогические возможности семьи. В этот комплекс входят материаль­ные и бытовые условия, численность и структура семьи, развитость семейного коллектива и характер отношении между его членами. Воспитательный потенциал определяется идейно-нравственным, эмоционально-психологическим и трудовым настроем семьи, а также жизненным опытом, образованием и профессиональными качествами родителей.

Наиболее часто в педагогических исследованиях в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи ука­зываются внутрисемейные отношения, нравственный пример ро­дителей, состав семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

Внутрисемейные отношения. Воспитательная значимость вну­трисемейных отношений заключается, прежде всего, в том, что они являются первым специфическим образом общественных от­ношений, с которыми сталкивается ребенок с момента рождения. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. От характера и состояния супружеских отношений за­висит нравственно-эмоциональный климат в семье, а значит, и ее воспитательные возможности.

Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родите­лей и детей вызывают инфантильность личности, следствием чего являются отставание в развитии, плохая успеваемость в школе, а нередко и нарушение психического здоровья.

Родительский пример. Родительский пример представляет собой реализацию в действиях, поступках, определенных ценностных на­чал, выражающих мировоззренческую и нравственную позицию личности. Живой родительский пример следует рассматривать как специфическую форму передачи социального, в том числе и нрав­ственного, опыта старшего поколения младшему, как важнейший элемент сложного механизма социального наследования. На роль ро­дительского примера в воспитании детей указывал                      А.С. Макаренко. Он обращался к родителям: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказы­ваете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома».

Численность и структура семьи. Неполнота семьи вызывает существенное ухудшение ее воспитательного потенциала. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. Развод и предшествующий ему конфликт не­редко деформируют психику ребенка, его нравственное и эмоцио­нальное развитие.

Наличие одного ребенка в семье, по мнению большинства ис­следователей, значительно снижает ее воспитательный потенциал. Однодетная семья в большей степени, чем многодетная, характери­зуется конфликтными ситуациями.

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои по­ложительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, здесь меньше почвы для формирования эгоизма, больше возможно­стей для общения и заботы друг о друге и поэтому успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, ответ­ственность, уважение к людям, толерантность. С другой стороны, в таких семьях взрослые нередко утрачивают чувство справедливости по отношению к детям, проявляют к ним неодинаковые привязан­ность и внимание.

Уровень педагогической культуры семьи. В настоящее время удельный вес и значимость педагогической культуры родителей в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастают. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. важными признака­ми сформированной педагогической культуры родителей являются осознание ими целей воспитания детей, понимание закономерностей и своеобразия личностного развития воспитанников, соответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, гибкость и учет конкретной педагогической ситуации, умение применять разнообразные методы и приемы воспитания.

Родительская ответственность. Родительская ответственность представляет собой особое нравственно-психологическое состояние личности родителя, характеризующееся осознанием чувства долга по отношению к детям. Если эмоциональная сторона родительской ответственности складывается преимущественно под влиянием ро­дительской любви, то ее рациональная сторона в основном формиру­ется вследствие осознания объективного содержания родительской ответственности, которая представляет собой комплекс требований к родителям, обусловленных общественными потребностями, а также конкретной ситуацией, складывающейся в рамках семьи. Именно от чувства и осознания родительской ответственности зависит мера педагогической активности родителей.

Воспитательный потенциал семьи имеет сложную структуру и представляет собой единство следующих компонентов: (по Е.Н. Землянской)

- Педагогического;

- Социально-психологического;

- Культурно-ценностного;

- Социально-экономического;

- Технико-гигиенического;

- Демографического.

 

В таблице приведена краткая характеристика каждого из выделенных компонентов воспитательного потенциала.

Воспитательный потенциал семьи.

Компонент воспитательного потенциала Характеристика компонента Основные типы семей
Педагогический Педагогическая культура родителей, т.е. педагогическая подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей, основанная на опыте воспитания детей в семье, приобретенным разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятом из народной семенной педагогики. Знания по педагогике и психологии. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Умение определять цели воспитания. Умение решать конфликтные ситуации. Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания. Воспитательно сильные. Воспитательно устойчивые. Воспитательно неустойчивые. Семьи, уважающие детей. Педагогически неграмотные семьи.  
Социально-психологический Психологически климат в семье. Характер родительского авторитета. Стиль семейного воспитания. Система и характер взаимоотношений между членами семьи (различия и общность взглядов, оценок разных явлений жизни, отношение родителей к своим обязанностям, природа конфликтны ситуаций, статус авторитета каждого родителя) Воспитательно сильные. Воспитательно слабые с утратой контакта с детьми. Воспитательно слабые с постоянной конфликтной атмосферой. Воспитательно слабые с агрессивно-негативной атмосферой  
Культурно-ценностный Социальный, культурный или конфессиональный статус семьи. Уровень образования. Культура в быту. Ориентация и установки на воспитание и образование детей. Активная или пассивная позиция по отношению к обществу (гражданская позиция), профессии, труду. Национальные или многонациональные. Семьи мигрантов. Гармоничные или дисгармоничные. Высококультурные, с низкой культурой или примитивнее.
Социально-экономический Материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень доходов, жилищные условия). Помощь, которую семье оказывает общество и государство в образовании и воспитании детей Малообеспеченные. Материально-ориентированные
Технико-гигиенический Условия проживания. Оборудованность жилища. Особенности образа жизни. Благополучные, семьи группы риска, неблагополучные, асоциальные, маргинальные. По характеру деморализации: алкоголизирующие, правонарушительские, преступные, психически отягощенные.
Демографический Стадия развития семьи. Состав семьи. Характер внутрисемейного управления. По количеству детей: однодетные, многодетные. По составу: нуклеарные, пополненные (многопоколенные), смешанные с неродными родителями), опекунские, неполные (родитель-одиночка). Семьи с ребенком-инвалидом. Патриархальные, матриархальные, эгалитарные.

Влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодина­ково. Сама естественная жизнь в семье учит ребенка очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоцио­нально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными про­фессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возмож­ности.

Активнейшее воздействие семья оказывает и на развитие духов­ной культуры, на социальную направленность, мотивы поведения ребенка в той или иной ситуации. Семья, являясь для растущего человека микромоделью общества, оказывается важнейшим факто­ром выработки социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, куль­турные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается также с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Ребенок усваивает тот стиль поведения, который существует между родителями. Негативные образцы поведения взрослых членов семьи со временем идентифицируются ребенком как нормальные и приемлемые в обществе формы поведения. Данная ситуация складывается и за счет неосознанных механизмов социализации: внушения, подражания, идентификации с окружающими и, прежде всего, с близкими.

Отрицательная атмосфера в семье, осложненная конфликтны­ми отношениями между родителями и детьми, пагубно влияет на формирование личности ребенка, что самым непосредственным образом сказывается на его психическом и социальном развитии, дальнейшей адаптации в социуме, на самооценке и стиле поведения в целом.

Отсутствие нормальной воспитательной среды в семье нередко способствует формированию у ребенка озлобленности, агрессивно­сти, лживости, либо, напротив, замкнутости, пассивности, боязливо­сти. Все эти проявления в поведении, так или иначе, свидетельствуют об ослаблении психологических защитных механизмов. Из небла­гополучных семей со слабым воспитательным потенциалом могут выходить люди с циничным отношением к социально-нравственным ценностям. В окружающей их среде они бравируют своим неува­жительным отношением к требованиям учебной и трудовой дис­циплины, систематически создают криминальные ситуации и часто совершают правонарушения. Таким образом, дети, воспитывающие­ся в неблагополучных семейных условиях, не просто перенимают образцы деструктивного поведения взрослых, но и усваивают соот­ветствующие ценностные ориентации, реализуя их впоследствии в собственном поведении.

Кроме того, родители (даже в полных и благополучных семьях) довольно часто допускают ошибки в воспитательном процессе, которые могут осложнить жизнь ребенка, его взаимоотношения с окружающими и близкими людьми, привести к конфликтам и не­разрешимым (в силу неопытности) жизненным ситуациям.

Психолого-педагогические исследования дают основания утверж­дать, что семья, складывающиеся в ней отношения во многом опреде­ляют успешность индивидуального развития ребенка, закладывают фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня.

       Понятие воспитательных отношений достаточно широко пред­ставлено в отечественной теории воспитания (В.С. Безрукова, Л.И. Божович, В.И. Загвязинский,       Р.С. Немов, А.Н. Острогорский, И.П.Подласый и др.). При этом в одних случаях оно определяется через содержание воспитания в его широком понимании. Воспита­тельные отношения рассматриваютсякак обмен опытом, его пере­дача, усвоение, использование, как разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством вос­питания, образования, обучения.

Воспитательные отношения в семье характеризуются педаго­гической направленностью, реализуемой во взаимодействии. Они определяются как специфическое общественно значимое отношение членов семьи к воспитанию, которое объективно возникает, функ­ционирует и развивается в их совместной с ребенком деятельности, подчиненной педагогическим целям, и в общении. Цель воспита­тельных отношений может в различной степени осознаваться их участниками. Соответственно взаимодействие может быть стихий­ным и организованным. Оно возникает и совершенствуется в семье как естественно развертывающийся (социальный) или специально организованный (педагогический) процесс.

Исходя из этого, можно выделить два уровня реализации вос­питательных отношений в семье: субъективный и объективный. Субъективный уровень представляет собой совокупность взглядов, представлений, установок, ценностей субъектов воспитательных отношений относительно друг друга, передаваемого и усваиваемого опыта, своей роли в этих отношениях. Объективный уровень вос­питательных отношений отражает особенности межличностного взаимодействия родителя-воспитателя и ребенка-воспитанника, имеющих педагогическую направленность, содержание, роли его участников.

Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна, развитие ребенка пред­полагает постоянное развитие воспитателя. Таким образом, вос­питательные отношения в семье выступают как развивающийся процесс. Их развитие заключается в качественных изменениях и структурных преобразованиях семейных отношений, ценностей, потребностей, установок.

Г.В. Головина и Ю.В. Флоровский выделяют в семье три группы воспитательных отношений:

■ отношения, складывающиеся в связи с деятельностью ребенка (учебной, игровой и т.д.);

■ отношения, складывающиеся под влиянием на детей жиз­недеятельности родителей;

■ отношения, возникающие в связи с различными формами проведения досуга.

 

Таким образом, воспитательные отношения семьи представляют собой совокупность субъективно переживаемых и социально обу­словленных связей между участниками воспитательного процесса, которые объективно возникают, функционируют и развиваются в их взаимодействии. Они направлены на развитие ребенка, становление его личности и самореализацию родителя в ходе обмена опытом, его передачи, усвоения и использования.

Характер развития воспитательных отношений семьи определяет­ся тем, насколько они способствуют развитию ребенка, становлению его личности, вхождению в контекст современной культуры, станов­лению его как субъекта и стратега собственной жизни. Ценность ре­бенка как личности выступает критерием развития воспитательных отношений в семье.

 Качественные характеристики этого развития находятся в пря­мой зависимости от тех реальных и потенциальных возможностей, которыми обладает семья в развитии ребенка. Данные возможности составляют развивающий потенциал семьи. Анализ педагогиче­ских особенностей семьи позволяет выделить в ее развивающем потенциале социально-экономический потенциал и личностный потенциал воспитывающих взрослых.

Социально-экономический потенциал включает в себя матери­альные и бытовые условия жизни семьи, особенности социального окружения, численность и структуру семьи.

Личностный потенциал основан на внутреннем опыте воспита­тельных отношений, обусловлен индивидуальными особенностями членов семьи. Он включает в себя когнитивные, ценностные, по­веденческие особенности человека. Соответственно, основными компонентами внутреннего опыта воспитательных отношений яв­ляются:

■ ценностно-смысловой потенциал — его составляют ценностные установки, цели, убеждения, устремления нравственно-этические нормы, которые лежат в основе воспитательных отношений в семье, способность роди­телей — участников воспитательного процесса находить собственные смыслы и ценности в них;

■ познавательный потенциал — определяется количеством и качеством информации, которой располагает семья в воспитании и обучении ребенка, способностью родителей к приобретению новой информации;

■ поведенческий потенциал — включает в себя особенности контактов родителей с ребенком, умения и навыки воспи­тания и обучения, которыми обладают родители, способ­ность к нахождению новых способов, их реализации во взаимодействии с ребенком.

 

Развивающий потенциал каждой семьи индивидуа­лен и определяет характер развития ее воспитательных отношений, в которых родители и ребенок выступают как целостные личности.

Механизмы семейного воспитания - это конкретные средства и способы реализации индивидуального воспитательного потенциала семьи. Основные механизма семейного воспитания:

- авторитет родителей;

- стили семейного воспитания;

- семейные традиции,

- характер организации досуга и др.

 

Ценным средством воспитания являются семейные традиции - передающиеся из поколения в поколение обычаи, нормы поведения. Это:

- семейные традиции – интересное проведение дней рождений, дней памяти родных и др;

- национальные традиции – формирующие любовь и уважение к своему этносу в сочетании с убеждённостью в равенстве людей и плюрализме культур;

- патриотические традиции – связанные с жизнью и историей страны: возложение цветов к памятникам воинам, погибшим в боях с фашизмом, государственные праздники: День конституции, независимости и др.

 

Когда ребенка постепенно приобщают к существующим традициям и создают условия для сопереживания, соучастия в них, то воспитательная сила традиций значительного возрастает.

Анализ понятия воспитательный потенциал семьи позволяет выделить три условия успешного воспитания в семье.

 

- знание родителями своего ребёнка;

- включение ребёнка в систему семейных отношений и деятельности;

- самосовершенствование родителей и семейных отношений.

 

Задача образования – помочь родителям осуществлять эту работу в семье.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: