Тема практического семинара 2: Научные и образовательные парадигмы в России и за рубежом

1. Обсуждение проблемы жизнеустойчивости и востребованности идей гуманизации в современном мире по книге Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. -314 с.

Исследуя культурные традиции и содержательную историю идеи гуманизации, Е. Н. Шиянов и И. Б. Котова приходят к выводу, что в отечественной науке теории личности трансформировались в идеи гуманизации образования.

Несмотря на то, что в научной литературе многократно затрагивались различные аспекты обсуждаемой проблемы, в ней нет сколько-нибудь целостного ее рассмотрения. Изучение литературы по данной теме показывает, что попытки анализа социально-философских аспектов гуманизации образования еще не предпринимались. При этом очевидно, что: недостаточно внимания уделяется гносеологическому, методологическому и ценностному аспектам при социально-философском анализе гуманизации образования;

не акцентируется внимание на том, что социально-философский аспект гуманизации образования как самостоятельная область научных исследований требует целостного комплексного подхода;

несмотря на то, что философское осмысление гуманистической парадигмы образования становится одним из центральных направлений философии, ещё не исследована феноменология гуманизации образования;

не проведены исследования генезиса картины мира в образовании и её роли в гуманизации образования;

при построении структурной модели научного знания не учитывается социальная динамическая связь науки и образования. Общенаучная картина мира целостно осмыслена только в качестве феномена науки;

не показана решающая роль развития интеллекта в гуманизации современного образования;

нет работ, в которых последовательно излагается роль естественнонаучного образования в формировании сознания, с учетом взаимосвязи развития сознания и личности человека;

-не показано, что рефлексивность как качество мышления в настоящее время стала свойством характера образования - от становления личности ребёнка в дошкольном возрасте до революционной рефлексивности новой метатеории образования.

В то же время, наличие многоаспектных исследований в области гуманизации образования сделало возможным обобщение накопленных данных в рамках оригинальной авторской синтетической концепции социльно-философского анализа образования. Предлагаемая концепция, в свою очередь, может стать теоретическим и методологическим основанием для последующего построения гуманистической парадигмы образования, для реализации гуманистических идей в практике образования, для осмысления роли образования в исторической структуре культуры. Эта общетеоретическая позиция и определила цель и задачи настоящего исследования.

Сег одня под содержанием образования понимать систему знаний о человеке,построении его отношений с окружающим миром, систему обобщенных интеллектуальных и практических умений, обеспечивающих ему успех в той или иной области деятельности, в частности, и в деятельности, направленной на преобразование окружающего мира,то можно говорить о новой парадигме образования. Суть ее основных идей заключается в построении гуманистической концепции образования, предоставляющей личности не только возможность освоить основы наук, но иосновные элементы культуры; раскрыть собственные способности, самого себя, свой внутренний потенциал; выстроить позитивные отношения с окружающими и пр.

И здесь также необходимо акцентировать внимание на ведущей роли учителя, педагога в решении обозначенных задач. Это являетс закономерным для образовательных систем, тк. деятельность педагога - это, прежде всего, сфера проявления нравственных установок взаимодействующих сторон, основанных на гуманистических принципах. А уровень нравственной культуры учителя определяет стиль его взаимодействий с коллегами, учениками, родителями учащихся.

Исследования последних лет показывают, что процессы гуманизации образовательных систем в ХХ! веке предполагают, прежде всего, соответствующие изменения в сознании и деятельности педагога. Ориентация воспитателей, учителей, вузовских педагогов на углубленное изучение гуманистических ценностей, на системное внедрение их в образовательную среду является важнейшим условием осуществления на практике принципов гуманизма. Такой подход в обучении позволяет создать условия для развития исторически нового типа личности ХХ! века,обладающей, по мнению ученых, методологической культурой, нестандартным мышлением,системой ценностных ориентаций на познание и самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие, культуротворческий диалог.

Другой, не менее важной особенностью гуманизции образования на современном этапе стало рассмотрение этого явления через экстраполяцию гуманистических идей прошлого. Поэтому, по мысли прогрессивных представителей середины ХИХ-ХХ веков, не только провозгласивших гу-манистические идеи, но и создавших систему их реализации на практике, являются неоценимым вкладом в развитие гуманистической педагогики нашего времени.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проблема гуманизацииимеет древние истоки и является весьма актуальной на сегодняшний день всвязи спроисходящими процессами демократизации игуманизации общества. Современное представлениео гуманистических ценностях отличается оттого, которое доминировало на предыдущих этапах развития общества. Сегодня эти ценности преломляются через призму общественного кризиса, накопленного предшествующими поколениями опыта и др. При этом важное значение имеет поиск конкретных условий,способствующих реализации гуманистических ценностей, среди которых особую роль сегодня начинают приобретать социально-психологические условия ит.д.

Ретроспективный анализ показывает, что процесс гуманизации образования не имел линейного развития и своего однозначного решения, а реализация идей гуманизма в образовательный процесс была обусловлена тенденциями общественно-исторического развития. Но, как показывает практика, несмотря на эти особенности, независимо от исторического контекста, именно педагог всегда являлся "проводником" идей гуманизмаи своей личностью показывал пример гуманного отношения к людям, к окружающей действительности.

 

2. Обсуждение проблемы глобализации образования и науки в современном мире: статья Добренькова, В.И. Глобализация и тенденции развития образования в современном мире// Россия и интернационализация высшего образования: Материалы междунар. Научно-практической конф. М.: МГУ, ТЕИС, 2005. С. 68-78.

Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Анализируя тенденции современного образования, можно выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования. Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования

Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др. Примером интеграционных процессов в сфере высшего образования стран европейского сообщества являются программы ЭРАЗМУС и КОМЕТТ, разработанные для объединения усилий высшей школы с целью подготовки специалистов для «европейской экономики».

Россия принимает активное участие в утвержденном ЮНЕСКО в 1989 году Плане действий по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности. В рамках Плана осуществляется обмен информацией, профессорско-преподавательским персоналом и студентами. Подготовлена межправительственная Рекомендация о взаимном признании документов об окончании средних учебных заведений, дипломов и ученых степеней. Участие в ЮНЕСКО нашей страны способствует реформированию российской системы образования, совершенствованию законодательства с учетом сложившихся мировых стандартов. Необходимо отметить, что интернационализацию не следует понимать как универсализацию образования, т.е. как создание идентичных национальных образовательных систем. Скорее, процесс интернационализации способствует развитию национальных систем образования, стимулируя их к достижению одинаково высоких стандартов образования. Что же касается путей и средств достижения этих стандартов, то каждая страна самостоятельно определяет и выбирает их в соответствии со своими потребностями, особенностями культуры и образовательными традициями.

Таким образом, процессы диверсификации и интернационализации образования не противоречат, а скорее взаимно дополняют друг друга, определяя развитие образования и внося вклад в достижение высоких стандартов. Выше уже говорилось о том, что любые глобальные проблемы современного состояния общества связаны с нравственно-духовным, мировоззренческим потенциалом человека и социума, и без коренных изменений в сфере образования решить эти проблемы не удастся. Такая возможность может иметь место лишь на пути интеграции различных систем образования, конечно, при сохранении основных национальных особенностей.

3. Анализ теоретических подходов и механизмов, лежащих в основе воспитательной концепции на основе фрагмента книги Орлова А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с. – С. 112 -139 (Человек и процесс духовного производства: психолого-педагогическая проекция).

Главная беда нашей системы народного образования заключается совсем не в том, что традиционная система воспитания (навязывания ценностей) неэффективна, лишена возможности хоть как-то эти ценности передавать, а в том, что она вызывает прогрессирующую невротизацию молодежи, вследствие которой наступает массовая «стагнация духовности». Надо понимать, что данная «болезнь» обусловлена не только многочисленными и еще практически не изученными дефектами наших педагогических теорий и практических методов воспитания (т. е. тем, что было названо выше черной педагогикой). Ее причины связаны с вполне закономерными и естественными эффектами того болезненного состояния, в которое с помощью этих теорий и методов молодежь систематически загоняли на протяжении многих десятилетий. Надо понимать также, что дальнейшее совершенствование теорий и методов воспитания как формирования (навязывания) ценностей глубоко порочно, поскольку оно неизбежно ведет лишь к усилению этого массового невроза и, следовательно к усилению его негативной симптоматики. В чем же выход?

Смена акцентов

Всякая болезнь является нормальным проявлением жизнедеятельности организма, вынужденного существовать в ненормальных условиях, и наиболее радикальное средство лечения заключается в нормализации самих условий.

Если в нашей системе воспитания традиционно акцентируется внешняя система ценностей в ущерб внутренней, если в ней учитель фактически беспредельно господствует над учеником, если в ней формирование человека постоянно подменяет его развитие, а преподавание явно доминирует над учением, то, следовательно, для оздоровления этой системы надо существенно сместить (на первых порах хотя бы сбалансировать) акценты, пересмотреть приоритетность отдельных ролей, функций, методов и процессов. Выход из кризиса возможен только в том случае, если будут и в теории, и на практике (не на словах, а на деле!) кардинально изменены все эти застойные акценты нашей традиционной системы воспитания. На наш взгляд, в этом перенесении и смещении акцентов заключается подлинная реформа народного образования и его подлинное лечение от той болезни, которая все более явственно обнаруживает себя в качестве побочного эффекта традиционного способа воспитания.

Если же мы решим оставить все так, как есть, если мы ограничимся косметической (на словах) перестройкой нашей педагогической идеологии и самого способа действий нашей системы передачи социального опыта, знаний и ценностей от одного поколения другому, то невротизация молодежи будет прогрессировать, а ее симптоматика будет принимать все более грозные, быть может, даже непредсказуемые сейчас формы. Согласитесь, несколько лет назад никто из нас не мог представить себе, например, что у трети сегодняшних наших школьников будут отчетливо проявляться невротические изменения психики, что наркомания и токсикомания в молодежной среде достигнет огромных масштабов, что в нашей (!) стране могут существовать неофашистские молодежные группы.

 

Очевидно, что действительная перестройка системы народного образования не может совершиться сама собой, автоматически. Перестройка — это борьба. Наряду с силами, способствующими осознанию и преодолению болезни, есть и силы, стремящиеся замаскировать и от себя, и от других ее истинные причины. Перестройку тормозят носители старого мышления в педагогике, идеологи старых, директивно-дидактических форм и методов учебновоспитательного процесса, а осуществляют перестройку идеологи и носители нового мышления, новых, гуманистических ценностей в обучении и воспитании. Именно они пытаются сместить и перенести акценты с социального опыта на индивидуальный, с социального Яна реальное, с внешних требований на внутренние мотивы и потребности детей, с их личин на их лики.

 

Кто же в сложившейся ситуации наиболее способен дать научное обеспечение подлинной реформе системы народного образования? Всякому беспристрастному читателю ясно, что с такой задачей скорее всего справятся представители тех гуманитарных наук, которые концентрируют свое внимание на изучении различных форм индивидуального опыта, внутреннего мира личности. Сейчас именно эти гуманитарные науки должны получить возможности для ускоренного и беспрепятственного развития, а к мнениям представителей этих наук должны прислушиваться прежде всего те люди в нашей стране, от которых зависит принятие наиболее ответственных решений. Поэтому мы считаем, что в комплексе наук, обеспечивающих разработку научно-практической концепции новой реформы системы народного образования, психологические науки должны доминировать над науками педагогическими. До сих пор психология не осознавала себя ведущей наукой, не была таковой.

 

Науки, главные задачи которых на протяжении многих лет состояли в изучении социального опыта и разработке технологий формирования с его помощью опыта индивидуального, не могут (даже потенциально) ответить на эти вопросы. Они знают лишь ответы на вопросы о том, каким должен быть человек в данном обществе, каким должен быть его внутренний мир, чтобы соответствовать ценностям определенной идеологии. И только науки, изучающие в силу специфики своего предмета различные формы индивидуального опыта, могут (хотя бы потенциально) дать объективные научные ответы на вопросы о том, какова же на самом деле молодежь в нашем обществе, что она на самом деле ценит, чего хочет, к чему стремится. Сейчас именно этих знаний особенно не хватает для принятия решений, способствующих успеху реформ во всех сферах нашей жизни, в том числе в области народного образования.

 

Здесь ситуация сейчас сложилась таким образом, что подавляющее большинство ученых-педагогов (или, как их подчас называют, представителей «бездетной педагогики») объективно оказались в оппозиции реформам, поскольку они знают лишь то, как и что следует формировать из детей, какими дети, несмотря ни на что, должны быть, должны стать. Как справедливо отмечают В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов: «Не надо формировать, а тем более «формовать» соответствующего человека. Ему надо лишь помочь (или хотя бы не мешать) стать самим собой. В этом, по- видимому, заключена подлинная философия культурной педагогики, которая должна быть педагогикой не ответного, а ответственного действия».

 

Вместе с тем большая часть школьных учителей, других практических работников системы народного образования все еще придерживаются традиционной (формирующей) педагогической идеологии, поэтому и они вольно или невольно тормозят процессы позитивных преобразований. И те и другие глухи и слепы к индивидуальному опыту и внутреннему миру детей, к тому, что психологи называют реальным (внутренним) Я ребенка. Сейчас лишь немногие психологи (немногие, поскольку после 1936 г. психологию в нашей стране так долго и так упорно педагогизирова- ли, что в конце концов превратили в подлинную падчерицу педагогики), учителя-новаторы и их последователи, а также представители нашей общественности, болеющие душой за школу, способны совместно поставить правильный диагноз болезни системы народного образования и, следовательно, могут правильно ее лечить. К сожалению, в нашем научно-практическом психоло- го-педагогическом комплексе число таких специалистов непропорционально мало (по самым оптимистическим оценкам, не более 10%), их голос слаб, он тонет в хоре сугубо педагогических и организационных рекомендаций, суть которых по-прежнему сводится к совершенствованию (научному и практическому) инструментов педагогического воздействия на детей, средств и способов формирования молодежи в соответствии с потребностями и запросами, интересами и требованиями, нормами и ценностями общества. Но именно этот путь губителен для нас сейчас как никогда. Старое, назидательное и требующее (педагогическое) мышление, тоталитарный и технологический социоориентированныи подход к ребенку — с ценностями общества — к ребенку должны быть наконец заменены новым, понимающим и принимающим (психологическим) мышлением, гуманистическим человекоцент- рированным подходом к ребенку — с ребенком — к ценностям общества.

 

Вот почему сейчас должны быть подготовлены и приняты такие меры, которые в ближайшем будущем обеспечат:

 

—приоритетное развитие психологической составляющей (прежде всего различных отраслей практической педагогической психологии: школьной психологической службы, психологического консультирования, психодиагностики и психотерапии) в психолого-педагогическом комплексе наук;

 

—создание союза передовых и творческих учителей с учены- ми-психологами, научной базой которого стала бы сеть научнометодических психологических центров и экспериментально-прикладных научно-практических объединений, где ученые будут работать не по планам министерств и ведомств, а по координированным задачам, поставленным перед наукой союзом учителей- практиков;

 

—всемерную психологизацию педагогического (и гуманитарного в целом) образования с целью существенного повышения уровня психологической культуры школьных учителей; — последовательную демократизацию и гуманизацию всей школьной жизни, всей системы народного образования.

 

Но все эти меры — ничто без людей, не просто заинтересованных в действительных реформах системы народного образования, а таких, кто обладает знаниями'о детской душе и призванием к бережному развитию индивидуального опыта, уникального внутреннего мира каждого ребенка, каждого «плененного царевича»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: