Методологическая часть

Проблемная ситуация:

Сегодня много говорится о патриотизме, а также о необходимости совершенствования патриотического воспитания. Причин, которые побуждают к этому, можно обнаружить немало. Русский социолог Н.Я.Данилевский подмечал: «Русский патриотизм проявляется только в критические минуты. Именно такие критические минуты, правда, растянувшиеся на десятилетия, переживает Россия. В череде острейших проблем государство с запоздалым удивлением обнаружило, что происходит «постепенная утрата» нашим обществом традиций российского патриотического сознания».

Так, в последнее время внимание исследователей, экспертов, политиков все чаще привлекает вопрос формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Ведь именно она прежде всего является носителем перспектив в их исходном состоянии. От того, насколько удачно пройдет первичная и вторичная социализация, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны и отдельных населенных пунктов.

Проблема: Всовременном мире, а особенно молодежь утрачивает, к сожалению, качества истинного патриота. Вместо того чтобы прославлять свой город/ свою страну, питаться патриотической любовью и верностью, быть преданным своим чувствам, стараться развивать и совершенствовать свою страну/город, знать и чтить историческую память, культуру, традиции своей малой и большой Родины, главной целью молодого поколения становится накопление материальных благ, получение высокого статуса в обществе. Однако мы всё же уверены, что некоторая часть молодежи всё-таки не забывает о важной необходимости быть патриотом, как своего города, так и всей страны в целом.

В связи с этим встаёт необходимость исследовать, насколько развиты патриотические чувства у студентов Самарского государственного экономического университета, какое у них в целом патриотическое настроение, чтобы выявить долю молодых людей, считающих себя патриотами.

Актуальность проблемы заключается в том, что современная молодежь мало знает о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Она часто равнодушна к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадает чужому горю. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом, а также с малой Родиной. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни. Однако в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Объект исследования: студенты СГЭУ.

Предмет исследования: патриотизм как характеристика мировоззрения студентов.

Предварительный системный анализ объекта:

· Общие факторы:

1. Патриотическое воспитание;

2. Культура, уважение и верность.

· Специфические:

1. Экономическое и социальное положение студентов;
2. Повышенная социальная активность, мобильность;

3. Получение большого потока информации ежедневно.

 

· Прямые факторы:

1. Наличие различных источников информации, способствующих патриотическому воспитанию: книг, песен, письменных источников, газет;
2. Состояние студентов в различных патриотических организациях.

· Косвенные:

1. Отношение студентов к патриотизму;

2. Наличие патриотических ценностей, заложенных институтами первичной социализации;

3. Отношения студентов с одногруппниками.

 

· Объективные факторы:

1. Социально-демографическое положение студентов;
2. Экономическое положение студентов;
3. Социальное окружение.

· Субъективные:

1. Общественно-политическая активность;
2. Вовлеченность в различные социально-политические практики.

Цель исследования: описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ.

Задачи исследования:

1. Выявить, что понимают анкетируемые под национальным/локальным патриотизмом

2. Выяснить актуальность вопросов национального/локального патриотизма в системе ценностных ориентаций студентов

3. Выяснить, считают ли студенты себя патриотами страны/малой родины

4. Выяснить степень их привязанности к своей стране/ к малой Родине

5. Узнать, хотят ли они остаться жить в своём городе/в своей стране и вносить свой вклад в развитие города/страны

6. Определить, чем они гордятся, как жители страны/города

7. Выяснить, насколько хорошо они знают историю и культуру своей страны/ родного края

8. Определить, интересуются ли опрашиваемые отечественной культурой, литературой

9. Узнать, участвуют ли они в патриотических (или военно-патриотических мероприятиях), которые организовываются в стране/городе

10.  Выяснить, считают ли студенты необходимым уделять внимание развитию патриотизма в их национальном/локальном масштабе

11.  Выяснить, поддерживают ли они желания государственных/местных властей

12.  Определить, встают ли анкетируемые на защиту памятников культурного наследия

13.  Узнать, какую часть населения города/страны можно назвать истинными патриотами, по мнению опрашиваемых

 

Теоретическая интерпретация понятий, используемых в исследовании:

ОБЪКТЫ:

Студенческая молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (примерно от 16 до 28 лет), получающая среднее или высшее профессиональное образование.

Патриот — это человек, который любит свою большую/малую Родину, готов на подвиги во имя нее и предан своему народу.

 

Город – компактное поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций, в котором формируется сообщество людей, ведущих своеобразный образ жизни в условиях, отличающихся от окружающей сельской местности определенным типом антропогенного преобразования в виде застройки крупными зданиями и другими характерными сооружениями.

Структура города: в материально-вещественной структуре города можно выделить следующие главные подсистемы:

· Территория

· Население

· Градообразующая сфера

· Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство

· Социальная сфера

Страна — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми.

Структура страны:

· Люди (население)

· Материальная собственность

· Интеллектуальная собственность

· Территория

 

Гражданин — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

 

Песня – это музыкальное произведение с вокальным сопровождением.

Структура песни:

· Вступления

· Куплета

· Припева

 

Университет – это образовательная организация высшего образования, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам.

В структуру университета входят:

· Институты

· Факультеты

· Административные управления

· Филиалы

и т.д.

 

Локальный патриотизм — это любовь к своей малой Родине, к месту, в котором человек родился, вырос и с которым его очень многое связывает. Локальный патриотизм описывается с чувственной, психологической стороны. Он проявляется как внутреннее индивидуальное состояние человека, более индивидуален, основан на внутренних чувствах, является описательным.

 

Национальный патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Местная власть – это система управления городом, селом, сельской территорией, которая предназначена для их развития и защиты, для удовлетворения гражданами этой территории своих потребностей, для организации выполнения функций этой территории, в т.ч. ее обязанностей перед государством.

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Структура государства:

· Законодательные органы

· Исполнительно-административные органы

· Судебная система

· Вооруженные силы

· Органы охраны общественного порядка

· Органы государственной безопасности

· Надзорно-контрольные органы

 

Малая Родина – населенный пункт, в котором родился человек.

Большая Родина – это страна, где человек родился и вырос.

Государственный символ — установленный конституцией или специальным законом особый исторически сложившийся отличительный знак конкретного государства, олицетворяющий его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущий определенный идеологический смысл.

Структура:

· государственный флаг

· государственный герб

· государственный гимн

 

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Структура патриотического воспитания:

· Патриотическое убеждение (знание)

· Патриотическое сознание (отношение)

· Патриотическая деятельность (готовность поступать)

Патриотическое убеждение – это первоначальные знания о своей малой/большой Родине, своей истории, которые ребенок получает в семье, школе.

Патриотическое осознание – этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение.

Патриотическое поведение – это все многообразие патриотической деятельности личности на благо Отечества/ малой Родины.

 

Патриотическая позиция личности – это система ее патриотических отношений.

Формы проявления и структурные компоненты:

· патриотические убеждения

· чувства

· качества

Патриотические убеждения — устойчивое свойство личности, выражающееся в твердой уверенности человека в правильности освоенных и от­стаиваемых им патриотически ориентированных знаний и взглядов.

Патриотическое чувство – это чувство гордости за свое Отечество/ родной край, его историю, свершения.

Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции.

Составляющие:

· Любовь и преданность к своей малой/большой Родине, гордость за свой город/страну

· Желание процветания своему городу/ стране

· Знание истории своей страны/города, интерес к ней

· Любовь, уважение и верность к своему языку, культуре города/страны

 

Патриотические организации – организации, способствующие патриотическому воспитанию.

Патриотическое волонтерство – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти.

 

Социальное окружение – это часть окружающего мира, состоящая из людей, а также общественных и государственных структур, организаций, с которыми человек непосредственно контактирует в повседневной жизни.

 

Информативность – хорошая осведомленность в чем-либо, владение большим объемом информации.

Любовь – это способность отдавать, жертвовать.

Компоненты любви по Э. Фромму:

· Забота

· Ответственность

· Уважение

· Знание

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.

 

Жертвенность – это человеческая черта характера, обладатель которой способен пожертвовать чем-то, принадлежащим ему, для блага другого человека, большой и малой Родины или какого- либо дела.

 

Эмпирическая интерпретация понятий:

Индикаторы локального патриотизма – это информированность о:

• местной культуре

• достопримечательностях

• местных проблемах

• о планах развития

Локальный патриотизм заключается в:

• любви к своей малой Родине

• активном участии в мероприятиях, которые проводятся в городе

• знании истории своего родного края

• поддержке желаний местных властей

• интересе к местным СМИ

• бережном отношении к родному городу

Индикаторы национального патриотизма – это наличие знаний о:

• каких-либо фактов о национальной истории

• национальной культуре

• национальных традициях

Национальный патриотизм заключается в:

• любви к своей стране

• активном участии в мероприятиях, которые проводятся на национальном уровне

• знании истории своей страны

• поддержке желаний государственных властей

• интересе к государственным СМИ

• соблюдении законов страны, ее Конституции

• любви, уважении и верности к своему языку, культуре

• знании и почитании государственной символики

• бережном отношении к Отечеству

и т.д.

 

 

Гипотезы исследования:

1. В целом анкетируемые понимают под национальным/локальным патриотизмом любовь и преданность к своей стране/городу, не углубляясь в их широкое понимание

2. Данная тема, как кажется, не очень актуальна в системе ценностей студентов и вообще молодого поколения, новое поколение утрачивает качества истинного патриота в условиях глобализации

3. Вследствие этого только малая часть студентов считает себя истинным патриотом

4. Данная категория населения очень мобильна, готова переехать из своего города/страны в любое удобное время для поиска лучших условий для жизни, следовательно они не привязаны к своей малой или большой Родине

5. Чаще всего им есть чем гордиться, но они редко об этом задумываются и говорят

6. Вероятно, мало кто из них в полной мере знает историческую и культурную часть своей страны/города, уже забывают об этом;

7. Чаще всего они не интересуются даже отечественной культурой, литературой, совсем утрачивают свою патриотическую связь

8. Чаще всего они не участвуют в патриотических движениях и мероприятиях города/страны, считая это неважным

9. Полагается, что большинству важно уделять внимание патриотическому развитию и воспитанию как в локальном, так и в национальном масштабе

10. Скорее всего, студенты редко участвуют в политической жизни города/страны, не считают необходимым поддерживать желания местных властей/властей страны

11.  В связи с низким патриотическим настроем, чаще всего молодому поколению всё равно на судьбу культурного наследия своего родного города/своей страны

12. Скорее всего, по мнению опрашиваемых, только незначительная часть населения либо половина является истинным патриотом своего города/страны, так как для них данная тема, как они считают, неактуальна в условиях глобализации, а имеет место для людей старшего поколения

 

 

                                       Процедурная часть

Тип выборки исследования: целенаправленная целевая – в опросе принимает участие определённая социальная группа населения Самарской области – студенты СГЭУ. Данный метод отбора выбран на основе целей и задач исследования, для которого имеет значение принадлежность опрошенных к данной социальной группе.

Стратегия исследования: аналитическая

Методология исследования: количественная

Метод сбора информации: анкетный опрос

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: