Отличительные качества авторской (инновационной) школы

Что вкладывается в определение авторская школа?

Школа нового поколения – это школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования. Это школа с выраженной потребностью в саморазвитии и самообразовании. Причем ключевым здесь является то, что это саморазвитие, самообразование. То есть импульс школьного развития находится не вне школы, а в ней самой. В тех проблемных полях, которые создаются самой педагогической повседневностью.

Любая проблема, возникающая в процессе взаимодействия взрослого и ребенка для такой школы – ценность, поскольку заставляет задумываться и искать нестандартные пути разрешения этой проблемы. Для традиционной школы и традиционного учителя ценен непроблемный ребенок, потому что непроблемный ребенок – это ребенок, которые более или менее успешно вписывается в стандартизованные формы учебного процесса. А

если ребенок не вписывается в отработанный образовательный процесс – всегда есть надежда еще на какие-то универсальные схемы и приемы, которые можно было бы успешно использовать для обучения «трудного» ребенка.

 

Школа нового поколения – это школа, для которой проблемный ребенок (а это может быть одаренный ребенок, нестандартный ребенок и т.п.) – это абсолютная ценность, потому что только проблемы, создаваемые для педагога нестандартным ребенком – это то, что является стимулом педагогического развития, стимулом педагогического творчества, стимулом к тому, чтобы педагог по максимуму активизировал все имеющиеся у него педагогические ресурсы. Проблемы – хлеб педагогического развития. И оттого важнейшим предметом экспертизы в школе нового поколения является готовность и желание педагогов работать с проблемами, из чего только и произрастает подлинное саморазвитие школы

 

АВТОРСКАЯ ШКОЛА – это экспериментальное учебно-воспитательное учреждение,

деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг., тем не менее, корни этого педагогического явления уходят в традиции мировой педагогики. Авторскими по существу были воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.

 

Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Появление авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования.

 

Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от

традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанной оригинальной авторской недели.

Диапазон авторских моделей весьма широк:

1 Авторской педагогической моделью называют созданный автором учебно-воспитательный процесс (или его часть) представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику.

2 Авторская программа – это спроектированный самим учителем на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов.

3 Инновационные школы – третья распространенная авторская модель. Термины «инновационная школа» и «авторская школа» употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторские школы» (воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С. Макаренко, школы М.Монтессори, Р. Штейнера, Л.Н. Толстого, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.).

 

Широко известны современные авторские школы: творческого воспитания (И.П. Волкова), воспитания искусством (Д.А. Лебедева), школа гуманизма (Ш.А. Амонашвили), школа самоопределения (А.Н. Тубельского), Агрошкола (А.А. Католикова), и многие другие.

В России принята следующая типология авторских школ:

1. Авторская школа – единичное явление (слишком оригинальна). Школа В.А. Сухомлинского «Школа радости», «Школа вероятностного образования» А. Лобака.

2. Авторская школа – модель (на основе авторской концепции существуют подобные школы в других местах или в другие исторические периоды). «Русская национальная школа», «Школа завтрашнего дня» Д. Ховарда.

3. Авторская школа – направление (множество школ, выстраиваемых на основе одной типологии). «Вальдорфские школы» – основатель Р. Штейнберг (Штайнер).

4. Авторская школа – парадигма (концепция, которая принципиально меняет взгляд на школу вообще). Школа Дьюи.

Авторская школа является полисистемой: учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций.

 

Отличительные качества авторской (инновационной) школы

1. Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

2. Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

3. Концептуальность учебно-воспитательного процесса: осознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

4. Развивающий (творческий, экспериментальный) характер педагогической технологии, методов и форм обучения, наличие программы развития.

5. Организация жизнедеятельности детей на основе деятельностного подхода к формированию личности, наличие сотрудничества, сотворчества, соуправления детей и взрослых.

6. Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

7. Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

8 Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Главными составляющими инновационной школы выступают:

· наличие педагога-лидера, директора-автора;

· успешно реализуемый педагогический эксперимент;

· отличие жизнедеятельности от массовой школы;

· формулировка иной философии школы;

· творческий характер деятельности педагогов;

· более благоприятные условия для обучения и развития учащихся;

· синтез мировоззренческой концепции и инновационных технологий;

· творческий характер жизнедеятельности;

· включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской

· концепции;

· устойчивость и стабильность результатов.

 

Авторские школы не следует пытаться тиражировать. Основа этих школ – личность. Личность, как известно, не поддается размножению. К этим школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Большинство авторских школ основываются на гуманистических идеях, на идеях нового отношения к ученику. Эту философию нужно пропагандировать, питать подобными мыслями педагогическую среду.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: