ПЗ
Параметры для сравнения | Путь по ходу развития действия | Проблемно-тематический путь |
Количество часов, предлагаемых на изучение темы | 7 часов | 7 часов |
Путь анализа | По ходу развития действия | Проблемно-тематический путь |
Методы и приемы анализа драматического произведения |
|
|
ТЛП | Элементы композиции сюжета, комизм, комедия, ремарка, внесценические персонажи, сатира, типизация, немая сцена, говорящие имена (фамилии). | Сатира, юмор, элементы композиции сюжета, внешний и внутренний конфликт, немая сцена. |
Работа над характеристикой образов литературных персонажей |
|
|
Виды чтения, используемых на уроках | Ознакомительное чтение, изучающее чтение. Выразительное чтение в классе. | Ознакомительное чтение, изучающее чтение. Подготовка к выразительному чтению монолога дома. |
Организация самостоятельного (домашнего) чтения учащихся | Самостоятельное чтение действий дома с выпиской незнакомых слов. | Самостоятельное чтение действий дома с выпиской незнакомых слов. |
Роль проблемных ситуаций | Явно проявляется на последнем уроке. Учитель подводит учеников к главному вопросу: «Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?». Возникает проблемная ситуация – ученики понимают, что для ответа проделанного анализа недостаточно. Вопрос предполагает неоднозначные ответы, требует выхода в разные сферы комедии. Учитель, пользуясь нравственным интересом учеников, подводит их к социальным обобщениям. | Проблемная ситуация появляется уже на первом уроке. Учитель формирует вопрос, которым будем пронизана вся дальнейшая работа: «Забавная пьеска или беспощадное зеркало?» Трудность заключается в выборе учениками той или иной позиции и её аргументации. Это затруднение создаёт потребность в анализе произведения. Каждый последующий урок завершается проблемным вопросом, задаваемым учителем на дом. Проблемное изучение комедии завершается просмотром и обсуждением спектакля. |
Специфика работы по развитию речи учащихся | Работа по развитию речи преимущественно выполняется дома:
| Изучение комедии сопровождалось рядом творческих работ учащихся. Последняя – это сочинение, которое должно выразить смысл комедии в целом (это могут быть сочинения-рассуждения или сочинения-характеристики). Анализ сочинения – тема заключительного урока. |
Формы организации самостоятельной деятельности учащихся |
|
|
Использование наглядности на уроках | Происходит активная работа с наглядным материалом.
|
|
Работа со сценической историей пьесы | Сценической истории пьесы посвящен практически весь первый урок. Учитель делает упор на событиях дня первого показа «Ревизора» на сцене, реакции критиков, Николая II и его приближенных, самого автора. Также по ходу изучения произведения появляются вкрапления примечательных фактор из дальнейших показов пьесы (диалог Щепкина и Черневского). | Рассказ учителя о сценической истории сосредотачивается на подготовке к первому показу пьесы на сцене, роли в автора в ней. Дальнейшая её история затрагивается поверхностно. Для обнаружения глубины образа Сквозник-Дмухановского учитель рассказывает о «славной и плодотворной» традиции исполнения роли городничего. |
Виды художественно-творческой интерпретации комедии |
|
|
.
|
|
|
|
|
|
Среди достоинств пути анализа вслед за автором можно отметить естественность порядка разбора, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность, рассмотрение произведения во взаимосвязи формы и содержания. Для учителя это самый простой и логичный способ выстраивания мысли. Этот путь реализует потребность активного сопереживания и интерес детей к действию, к событийной стороне произведения. Однако стоит также отметить однообразие применяемых учителем методов и приёмов, а также опасность перехода к сплошному комментированному чтению.
Проблемно-тематический путь относительно пути вслед за автором выглядит несколько интереснее, однако также имеет недостатки. Среди них можно отметить вероятность упущения некоторых важных элементов анализа, поверхностный разбор образов. Однако такой путь даёт учащимся возможность высказывать и аргументировать своё мнение, а также предполагает активное взаимодействие как учащихся с учителем, так и учащихся между собой.
ЛЗ
Путь по ходу развития действия:
1 урок – История создания пьесы, её сценическая судьба и место в творчестве автора.
2 урок – Система персонажей и параллельных сюжетных линий в пьесе «На дне».
3 урок - «Что лучше — жалость или истина», или спор о правде и мечте?
4 урок - Сатин и Лука — антиподы или родственные души? Обобщение.
Проблемно-тематический путь:
|
|
1 урок – «На дне» как социально-философская драма. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»
2 урок – Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души
3 урок – «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)
4 урок – Урок-обобщение. Художественное своеобразие пьесы.