Изучение драмы в школе

ПЗ

        

Параметры для сравнения Путь по ходу развития действия Проблемно-тематический путь
Количество часов, предлагаемых на изучение темы 7 часов 7 часов
Путь анализа По ходу развития действия Проблемно-тематический путь
Методы и приемы анализа драматического произведения  
  • Живое слово учителя (на первом уроке доминирующая форма изложения нового материала).
  • Беседа с учениками (об их впечатлениях, о драме, о театре).
  • Вопросы для развития творческого воображения.
  • Аналитические вопросы.
  • Работа над словарём.
  • Работа учащихся над режиссерским планом 5-го действия.
  • Просмотр и анализ кинофрагментов пьесы «Ревизор».
  • Биографический рассказ
  • Работа над театральным словарём (в виде викторины).
  • Классная беседа.
  • Сравнение «Ревизора» с пьесой Квитки «Приезжий из столицы» (подводит учеников к своеобразию пьесы Гоголя).
  • Работа с иллюстрациями (восстановление порядка действий, устная работа над образами).
  • Просмотр и анализ кинофрагментов пьесы «Ревизор»
  • Анализ образа через сравнение его актёрских интерпретаций, иллюстраций.
  • Работа с таблицами (сопоставление реплик героев).
  • Обсуждение спектакля.
ТЛП   Элементы композиции сюжета, комизм, комедия, ремарка, внесценические персонажи, сатира, типизация, немая сцена, говорящие имена (фамилии). Сатира, юмор, элементы композиции сюжета, внешний и внутренний конфликт, немая сцена.
Работа над характеристикой образов литературных персонажей  
  • Чтение «замечаний для господ актёров».
  • Определение связи фамилии и характера героя.
  • анализ речи персонажа (как те или иные черты проявляются в его манере говорить).
  • ответ на вопросы по тексту.
  •  «придумывание» учениками дня персонажа до его появления на сцене (Хлестакова).
  • просмотр отрывков из спектакля и попытка проанализировать игру актёров с помощью вопросов учителя (выявление средств раскрытия персонажа)
  • воссоздание зрительного ряда (мимики, движения персонажа) после прослушивания монолога городничего в исполнении Ю. Толубеева. Это приобщает ребят к настроению героя, помогает определить точнее внутренний смысл его поведения.
  • Разработка учениками «партитуры чувств» персонажа под руководством учителя. Помогает понять характер героя и подготовиться к выразительному чтению.
  • Просмотр кинофрагментов из спектаклей с целью выявления средств передачи изменения тона и поведения героя.
  • Выход на неоднозначность, многогранность героя через трактовку его образа в изображениях разных художников-иллюстраторов (к этому же можно прийти посредством анализа героя в изображении его разными актёрами).
  • Выписки реплик героев, обращенных к разным лицам с указанием интонаций.
Виды чтения, используемых на уроках Ознакомительное чтение, изучающее чтение. Выразительное чтение в классе. Ознакомительное чтение, изучающее чтение. Подготовка к выразительному чтению монолога дома.
Организация самостоятельного (домашнего) чтения учащихся   Самостоятельное чтение действий дома с выпиской незнакомых слов. Самостоятельное чтение действий дома с выпиской незнакомых слов.
Роль проблемных ситуаций Явно проявляется на последнем уроке. Учитель подводит учеников к главному вопросу: «Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?». Возникает проблемная ситуация – ученики понимают, что для ответа проделанного анализа недостаточно. Вопрос предполагает неоднозначные ответы, требует выхода в разные сферы комедии. Учитель, пользуясь нравственным интересом учеников, подводит их к социальным обобщениям. Проблемная ситуация появляется уже на первом уроке. Учитель формирует вопрос, которым будем пронизана вся дальнейшая работа: «Забавная пьеска или беспощадное зеркало?» Трудность заключается в выборе учениками той или иной позиции и её аргументации. Это затруднение создаёт потребность в анализе произведения. Каждый последующий урок завершается проблемным вопросом, задаваемым учителем на дом. Проблемное изучение комедии завершается просмотром и обсуждением спектакля.
Специфика работы по развитию речи учащихся   Работа по развитию речи преимущественно выполняется дома:
  • Сочинение в качестве домашнего задания. («Моё впечатление от игры актёров в сцене из 2-го действия комедии Гоголя «ревизор») Помогает письменно закрепить впечатления, готовит учащихся к активной работе на следующем уроке.
Изучение комедии сопровождалось рядом творческих работ учащихся. Последняя – это сочинение, которое должно выразить смысл комедии в целом (это могут быть сочинения-рассуждения или сочинения-характеристики). Анализ сочинения – тема заключительного урока.
Формы организации самостоятельной деятельности учащихся  
  • Письменная работа в виде таблицы на сопоставление отдельных реплик героев, поиск примеров по тексту.
  • Размышление на вопросы, заданные учителем в качестве домашнего задания.
  • Размышление на вопросы, заданные учителем в качестве домашнего задания.
  • Написание сочинения.
Использование наглядности на уроках Происходит активная работа с наглядным материалом.
  • Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями, что активизирует процесс восприятия учениками нового материала. На первом уроке использованы портреты Гоголя, выполненные Венециановым и Жереном. Ученики связывают характер Гоголя с чертами лица на портрете.
  • Чтение характеристик персонажей сопровождается показом иллюстраций Боклевского.
  • Также работа с иллюстрациями используется в качестве экспозиции к уроку (учитель предлагает ученикам расставить картинки в правильном порядке, тем самым восстановив в памяти учеников порядок развития действия).
  • Использованы отрывки из постановок для иллюстрации той или иной сцены.
  • Наглядный материал служит для восстановления последовательности действий, проверки домашнего чтения.
  • Использованы отрывки из постановок для иллюстрации той или иной сцены.
Работа со сценической историей пьесы Сценической истории пьесы посвящен практически весь первый урок. Учитель делает упор на событиях дня первого показа «Ревизора» на сцене, реакции критиков, Николая II и его приближенных, самого автора. Также по ходу изучения произведения появляются вкрапления примечательных фактор из дальнейших показов пьесы (диалог Щепкина и Черневского). Рассказ учителя о сценической истории сосредотачивается на подготовке к первому показу пьесы на сцене, роли в автора в ней. Дальнейшая её история затрагивается поверхностно. Для обнаружения глубины образа Сквозник-Дмухановского учитель рассказывает о «славной и плодотворной» традиции исполнения роли городничего.
Виды художественно-творческой интерпретации комедии
  • Чтение отрывка из книги К.Станиславского «Работа актера над ролью»
  • «придумывание» учениками дня персонажа до его появления на сцене (Хлестакова).
  • ученикам предлагается стать режиссёром для изображения того или иного эпизода.
  • Ассоциативные вопросы
  • викторина

.

Среди достоинств пути анализа вслед за автором можно отметить естественность порядка разбора, следование за развивающейся мыслью автора, эмоциональность, рассмотрение произведения во взаимосвязи формы и содержания. Для учителя это самый простой и логичный способ выстраивания мысли. Этот путь реализует потребность активного сопереживания и интерес детей к действию, к событийной стороне произведения. Однако стоит также отметить однообразие применяемых учителем методов и приёмов, а также опасность перехода к сплошному комментированному чтению.

 

Проблемно-тематический путь относительно пути вслед за автором выглядит несколько интереснее, однако также имеет недостатки. Среди них можно отметить вероятность упущения некоторых важных элементов анализа, поверхностный разбор образов. Однако такой путь даёт учащимся возможность высказывать и аргументировать своё мнение, а также предполагает активное взаимодействие как учащихся с учителем, так и учащихся между собой.

ЛЗ

Путь по ходу развития действия:

1 урок – История создания пьесы, её сценическая судьба и место в творчестве автора.

2 урок – Система персонажей и параллельных сюжетных линий в пьесе «На дне».

3 урок - «Что лучше — жалость или истина», или спор о правде и мечте?

4 урок - Сатин и Лука — антиподы или родственные души? Обобщение.

 

Проблемно-тематический путь:

1 урок – «На дне» как социально-философская драма. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

2 урок – Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души

3 урок – «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)

4 урок – Урок-обобщение. Художественное своеобразие пьесы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: