Оформление практических занятий студентами в тетради

Мдк 02.02.

Инструкционная карта

Группы– 3 курс

Учебное место – учебная ветеринарная клиника

Вид занятия – практическое занятие

Продолжительность занятия – 2 часа

Форма организации – работа в парах

Оборудование, материалы: Тематический план, инструкция по ТБ, журнал регистрации прохождения ТБ, амбулаторный журнал. Спецодежда, материалы для фиксации (верёвки, бинты, намордники, операционный стол для мелких животных, спирт 70%, вазелин, вата, тампонница, ветеринарные инструменты (контактные и бесконтактные термометры, фонендоскопы), глазные пипетки, 1-2-х граммовые шприцы, спринцовки, средства личной гигиены, полотенце, медицинская аптечка. Исследуемые животные: собака, кошка, домашняя крыса, кролик, птица.

 Спецодежда: белый халат.

Литература

1) Старченков С.В., Внутренние болезни собак и кошек. СПб, издательство Лань, 2006.

Урок №124. Практическое занятие №9.

Тема. Методы введения лекарственных веществ через рот. Санация ротовой полости. Зондирование и промывание желудка. Клизма.

Цель занятия – выполнить ветеринарные диагностические манипуляции с мелкими домашними и экзотическими животными и декоративной птицей.

Задачи:

Образовательные – освоение навыков выполнения ветеринарных диагностических манипуляций с мелкими домашними и экзотическими животными и декоративной птицей.

Развивающие – развитие умения работать по заданному алгоритму, сформировать навык выполнения ветеринарных диагностических манипуляций с животными и птицей, развитие профессионального интереса, профессионального мышления.

Воспитательные – умение соблюдать элементарные правила техники безопасности, личной гигиены, привычку бережного отношения к ветеринарным инструментам, ответственности и аккуратности при работе с животными.

I. Осваиваемые профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных, мелких домашних и экзотических животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе.

ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции с применением фармакологических средств.

ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.

 ПК 2.6. Проводить ветеринарный прием.

ПК 2.7. Осуществлять диагностику, лечение и профилактику внутренних незаразных болезней, инфекционных, паразитарных заболеваний мелких домашних и экзотических животных.

II. Содержание работы и последовательность выполнения:

Работа №1. Освоить методы введения лекарственных веществ через рот животному.

Ход работы.

Введение лекарственных препаратов через рот. Таблетки и капсулы обычно даются вместе с вкусным кормом или добавляются в него. В этом случае медикаменты быстро и надежно достигают желудка. Чтобы быть полностью уверенным в том, что животное проглотило задаваемое лекарство, можно применить следующий прием: открыть животному рот, на корень языка положить таблетку или капсулу, закрыть рот и провести поглаживание области глотки снаружи, чтобы сработал глотательный рефлекс. После этого рекомендуется дать немного жидкости для запивания. Можно смазать таблетку или капсулу жиром (маслом). В настоящее время промышленность стала выпускать таблетки для мелких домашних, в состав которых входят лекарственные вещества, со вкусом мяса. Жидкие лекарственные препараты можно смешивать с кормом, что дает возможность облегчить их введение животному. Лекарственные препараты с неприятным запахом и вкусом вводят при помощи шприца или ложки. Процедура введения следующая: конец шприца вводится между задними зубами (в угол рта) по направлению к глотке. После введения шприца лекарственная жидкость с помощью поршня медленно вводится в ротовую полость. При этом следует обращать внимание на то, чтобы пациент успевал проглатывать препарат, прежде чем ему будет дана новая порция.

Задание. Отработайте методику введения лекарственных веществ через рот.

Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с ходом работы и текстом задания. При проведении задания пользуйтесь конспектом занятия. Выполните записи в тетрадь.

Работа №2. Освоить метод санации ротовой полости.

Ход работы.

Основная процедура при санации — этоудаление налета на зубах и очищение зубов от зубного камня. Дома за зубами питомца можно ухаживать с помощью специальных зубных щеток, а также резиновых игрушек и вкусных «угощений», которые стирают зубной налет. Есть также профессиональные корма для собак и кошек, способные предотвратить появление зубного камня. Однако этих мер бывает недостаточно, и у животного может появиться зубной камень, который впоследствии может стать причиной воспаления десен, расшатывания или даже выпадения зубов. Первый тревожный сигнал для хозяина – появление неприятного запаха изо рта питомца. Современные методы более щадящие, действенные и практически безболезненные для животных. Для удаления зубного камня теперь применяют ультразвуковую аппаратуру. Она компактная, имеет множество удобных насадок. С помощью такого приспособления на зуб оказывается воздействие ультразвуком и струей воды — они способны разрушить самый плотный слой зубного камня. Остается только здоровый белоснежный зуб. Ультразвуковая процедура займет в среднем 20-30 минут, в запущенных случаях болезни — 1,5 часа.

 Задание. Отработайте методику санации ротовой полости на животном.

 Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с ходом работы и текстом задания. При проведении задания пользуйтесь конспектом занятия. Выполните записи в тетрадь.

Работа №3. Ознакомиться сметодом зондирования желудка.

Ход работы.

Зондирование желудка у мелких домашних животных проводят с лечебной или диагностической целью с помощью специального зонда (Рис.1). Зондирование позволяет избавить собаку или кошку от содержимого желудка, скопившихся газов. Также промывают при отравлениях, удаляют инородные предметы или вводят непосредственно в желудок лекарственные вещества. С диагностической целью у собак и кошек проводят исследование желудочного содержимого, при подозрении на патологии 12-ти перстной кишки и желудка, и при иных патологических состояниях, когда требуется быстрая помощь.

Техника зондирования: зонд вводят через ротовую полость через центральное отверстие зевника и продвигают его до глотки. Во время естественного глотательного движения зонд попадает в пищевод, а затем в желудок.

 Рис. 1 ГАСТРОСКОП: УЛЬТРАТОНКИЙ И БЕЗОПАСНЫЙ

Гастроскоп – это эндоскопический прибор, посредством которого проводится осмотр слизистой оболочки пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки. Он состоит из шланга, вводимого в пищеварительный канал через рот, держателя, находящегося на протяжении исследования в руках у ветеринара, и устройства управления. Благодаря последнему можно изменять угол обзора расположенной на конце шланга видеокамеры, тщательно осматривая органы со всех сторон, а также настраивать параметры изображения. С его помощью проводится гастроскопия у собак и кошек.

Гастроскоп очень полезен в ветеринарии, так как при его помощи можно быстро и точно выяснить причину желудочных расстройств, установить источник внутреннего кровотечения, обнаружить инородные тела. Специалистам больше не приходится полагаться только на результаты анализов и меняющиеся симптомы: в ходе обследования можно не только непосредственно увидеть все нарушения, но и произвести забор материала на биопсию. При помощи специальных щипцов, расположенных в конечной части зонда, берется участок патологически измененной ткани, для проведения гистологического исследования с целью определения природы и характера заболевания (язва, воспаление, опухоль и др.).

Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с ходом работы и законспектируйте в тетрадь.

Работа №4. Освоить метод введения клизмы.

Ход работы.

Очистительную клизму коту или кошке ставят следующим образом:

  • животное в процессе может стоять либо лежать на боку;
  • слегка нажать на грушу, чтобы удалить воздух, и набрать жидкость в резервуар под завязку (количество жидкости никогда не должно превышать 300 мл). Кончик груши смазать вазелином или растительным маслом;
  • поднять хвост животного и путем вращения вводите кончик клизмы в анальный проход параллельно позвоночнику. Взрослой кошке кончик клизмы вводят на 2 см, котенку — на 1 см;
  • без спешки влить раствор. Закрыть анальное отверстие животного хвостом, чтобы вода раньше времени не устремилась наружу;
  • в течение 15 минут гладьте животное по животу, чтобы активизировать процессы в кишечнике. Потом поместите животное в заранее приготовленный пустой тазик и ждите. Когда кишечник кота очистится, приведите шерстку питомца в порядок и приласкайте его.

Очистительные, лечебные и другие виды клизм собакам назначают по разным поводам: для лечения и профилактики запоров, при солнечном ударе, для очищения организма при отравлении и в других случаях.

Очистительную клизму собаке ставят следующим образом:

  • спокойную собаку положить на бок в таз либо на клеенку (актуально для собак крупных пород);
  • смазанный вазелином кончик подготовленной клизмы вращательными движениями ввести в анальное отверстие на 3 см для собак мелких пород и на 5 см для крупных;
  • равномерно нажимая на грушу или сифон, ввести раствор (его количество не должно превышать 1 л для крупных пород, 200 мл для средних и 50 мл для мелких). При непроходимости очистить анальное отверстие от всего, что мешает прохождению воды, и повторно ввести кончик клизмы;
  • после полного введения раствора прикрыть анальное отверстие собаки хвостом и подержать животное 10-15 минут в лежачем состоянии.

Сразу после процедуры рекомендуем вывести животное на прогулку. Наверняка потребуется время, чтобы кишечник полностью очистился. Поэтому стоит погулять с животным подольше.

Задание. Отработайте методику введения клизмы на животном.

 Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с ходом работы и текстом задания. При проведении задания пользуйтесь конспектом занятия. Выполните записи в тетрадь.

Контрольные вопросы.

1. Опишите методику введения лекарственных веществ через рот.

2. С какой целью проводят санацию ротовой полости?

3. Какие виды клизм знаете?

4. С какой целью проводят зондирование желудка?

Оформление практических занятий студентами в тетради

1.    Название практического занятия.

2.    Цель и задачи практического занятия.

3.    Аккуратная запись в тетради для практических занятий.

4.    Оформление каждой работы должно быть выполнено на занятиях. После каждого выполнения и оформления работы, студент предъявляет отчет преподавателю для просмотра, отметки и зачета.

5.    При отсутствии оформленных и сданных практических заданий работа студента не может быть оценена.

6.    Выводы.

                                                              

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: