Вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной войны

Дисциплина: История олигофренопедагогики

Группа:СДО-19

Дата проведения:07.05.20 09:30-10:30

ЛЕКЦИЯ

Тема лекции: Организационное укрепление вспомогательной школы и углубление теоретических основ олигофренопедагогики (1924-1931 гг., 1941-1992 гг.). Деятельность вспомогательных школ в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

План лекции:

1. Организационное укрепление вспомогательной школы.

2. Вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной войны

 

 

После второго съезда СПОН начался заметный подъем в работе вспомогательной школы, в научных исследованиях в области аномального детства и в подготовке учительских кадров для специальных школ. В этот период активную деятельность по претворению решений съезда в жизнь проводят Д. И. Азбукин, Л. В. Занков, П. П. Почапин и другие.

В 1925—1926 годах в Москве функционировали центральные курсы по повышению квалификации работающих с аномальными детьми в соответствии с новыми принципами и задачами paботы специальных школ.

Уже в течение первых двух лет после съезда охват умственно отсталых детей специальными учреждениями увеличился на 50%, однако развитие сети учреждений и увеличение контингента учащихся шло в основном за счет Москвы и Ленинграда. На периферии охват умственно отсталых специальными учреждениями оставался незначительным.

В самой школе стало уделяться больше внимания трудовому воспитанию. Оно осуществлялось главным образом в форме привлечения учащихся к самообслуживанию. Учебные мастерские, в которых учащиеся по достижении 12-летнего возраста могли начать профессиональную подготовку, как правило, создавались только во вспомогательных школах-интернатах. В обычных вспомогательных школах трудовое обучение ограничивалось ручным трудом.

Усиливается общественно-политическое воспитание учащихся, развиваются коллективные формы воспитания через ученические организации, возникают пионерские организации. Однако все эти шаги носили робкий характер, потому что некоторые работники вспомогательных школ в то время еще не сумели преодолеть известную неуверенность в отношении возможности общественно-политического воспитания умственно отсталых.

После второго съезда СПОН Советское правительство осуществило ряд мероприятий, которые организационно укрепили вспомогательную школу. С 1926 года Советское правительство издает ряд распоряжений и постановлений, регламентирующих деятельность специальных школ. До этого времени еще не было издано ни одного государственного акта, официально устанавливающего типы учреждений для аномальных детей, их структуру, не имелось официальных положений о специальных школах. Специальные школы руководствовались в своей работе главным образом решениями различных съездов, конференций. Единственными официальными документами об учреждениях для аномальных детей были декреты Совнаркома РСФСР «О согласовании функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомсобеса» (1919) и «О согласовании функций Наркомздрава и Наркомпроса» (1920).

26 октября 1926 года Наркомпрос РСФСР разослал распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения». Это было первое официальное указание о комплектовании вспомогательных школ.

Этот документ указывает на необходимость строго отличать умственно отсталых детей от детей педагогически запущенных, т.е. от детей нормальных, но отстающих вследствие неблагоприятных внешних условий. Распоряжение Наркомпроса не разрешало принимать во вспомогательную школу педагогически запущенных детей.

Согласно этому документу, отбор детей может проводиться только из первых двух групп (классов) массовой школы. Наркомпрос требовал внимательного отношения к отбору детей во вспомогательную школу.

Вопрос о переводе ребенка во вспомогательную школу решается в особых отборочных комиссиях. Эти комиссии проводят свою работу с 15 марта по 20 мая. Комиссия анализирует поступившие из массовой школы материалы на кандидата во вспомогательную школу (тетради, рисунки, письменные работы и пр.). Кроме того, она беседует с пришедшим на комиссию ребенком. В качестве ориентировочного метода, не более, используются тесты Бинэ-Берта или Болтунова, Макаровой, Люблинского, Россолимо. В справочнике, вышедшем в 1929 году, говорится: «... данные, полученные при посредстве этих методов, должны быть строго увязаны как со всеми представленными материалами о каждом кандидате, так и с той беседой с ним, которую должна провести отборочная комиссия».

Таким образом, эта первая инструкция об отборе детей во вспомогательные школы ориентировала работников этих школ на предупреждение ошибок при зачислении ребенка во вспомогательную школу.

За этим распоряжением Наркомпроса последовали другие постановления правительства, уточняющие задачи специальных школ и их структуру.

Впервые типы учреждений для аномальных детей были официально определены в постановлении Совнаркома РСФСР от 23 ноября 1926 года «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков».

Этим постановлением в нашей стране были введены:

а) детские дома для аномальных дошкольников;

б) школы с интернатами и без них для детей школьного возраста;

в) школы с интернатами и без них с профессионально-техническим уклоном для подростков;

г) школы с интернатами и без них для детей смешанного возраста;

д) вспомогательные группы для детей и подростков при нормальных школах.

В соответствии с этим постановлением Наркомпрос разработал общее для всех типов учреждений «Положение об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков». Этим положением во вспомогательной школе устанавливается пятилетний срок обучения, определяются задачи специальных школ, их штаты.

Очень важными документами, ориентирующими на улучшение воспитательной и учебной работы в специальных школах, явились опубликованные 20 мая 1927 года указание Наркомпроса «Об усилении пионерской работы в школах для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков» и постановление Совнаркома РСФСР от 9 августа того же года «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков».

В указании Наркомпроса от 20 мая 1927 года говорится: «Развитие детского и юношеского коммунистического движения среди глухонемых, слепых и умственно отсталых детей не менее важно, чем среди детей нормальных, так как эти категории дефективных детей через специальную школу готовятся не к социальному призрению, а к общественно полезному труду, к которому они приобщаются вместе с нормальными по мере сил своих и способностей.

Опыт работы в школах для глухонемых, слепых и умственно отсталых показал, что, несмотря на затруднения по вовлечению глухонемых, слепых и умственно отсталых в детское и юношеское коммунистическое движение, оно все больше и больше завоевывает позиции в специальной школе, весьма благотворно отражается на развитии детей и оказывает весьма существенную помощь школе в выполнении поставленных перед нею задач».

Наркомпрос предлагает шире охватить детей специальных школ пионерской работой, готовить на курсах вожатых для этих школ.

Совнарком в своем постановлении от 9 августа 1927 года предлагает местным Советам усилить внимание к воспитанию и обучению аномальных детей, улучшить материальное положение специальных учреждений, обеспечить мастерские оборудованием, помочь в трудоустройстве выпускников специальных школ, расширить сеть специальных учреждений.

2 августа 1928 года утверждается первое «Положение о вспомогательной школе и вспомогательных группах для умственно отсталых детей» (в ноябре 1926 года было принято положение, общее для всех специальных учреждений). Это положение о вспомогательной школе обобщает все ранее изданные документы о специальных школах применительно к школе вспомогательной. 9 августа 1928 года Главсоцвос разослал инструктивное письмо «О нормах распределения рабочего времени во вспомогательной школе и вспомогательных классах». Этот документ формулирует основные требования к содержанию работы вспомогательной школы, ее учебного плана и программы.

Письмо Главсоцвоса обязывает вспомогательные школы перейти на работу по комплексным программам. Это были программы, в которые включалось преимущественно то, что доступно личному опыту и наблюдению учащихся. Во всех классах при обучении сохранялся принцип сезонности в расположении материала (осень, зима, весна, лето). В связи с данным сезоном изучались явления природы, животный и растительный мир. Дети знакомились с трудовой деятельностью людей, с правилами гигиены, с вопросами организации быта.

Кроме сезонности, в комплексных программах учебный материал группировался вокруг раздела «Ближайшее окружение ребенка». Сначала изучалась школа (классная мебель, внутренний распорядок, взаимоотношения между учащимися, гигиена в школе и т.д.), затем изучалась семья (состав семьи, квартира, занятия родителей и т. д.). На старших годах обучения изучался город (труд, торговля, транспорт, культурная жизнь). В конце раздела «Ближайшее окружение ребенка» изучался Советский Союз (география, экономика, политическое и государственное устройство).

Эта система комплексного построения программ по замыслу ее авторов должна была обеспечить жизненную и практическую направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечить межпредметные связи и преодолеть формализм, схоластику в обучении учащихся.

Кроме того, введение во вспомогательной школе с 1928 года комплексного обучения преследовало цель ее сближения со школой массовой.

Смысл комплексных программ в практике работы тех и других школ терялся вследствие вульгаризации и формализации принципа комплексности. В результате эта комплексность привела к противоположным результатам: межпредметные связи чаще всего носили искусственный характер, нарушалась систематичность в усвоении знаний. В связи с этим принцип комплексности в построении программ был в дальнейшем (1931 —1932) осужден ЦК ВКП (б).

Названное выше инструктивное письмо Главсоцвоса от 9 августа 1928 года допускало проведение во вспомогательной школе и самостоятельных уроков русского языка, арифметики, физического воспитания и ручного труда, поскольку не все содержание обучения учащихся вспомогательных школ могло вписаться в комплексные разделы.

Таким образом, в результате мероприятий Советского правительства вспомогательная школа окончательно оформилась в особый тип специального учреждения. Вместе с тем в ней укрепилась учебная и воспитательная работа. Вспомогательная школа прочно входит в общую систему народного образования, в систему единой трудовой школы и имеет единые со всей советской школой задачи коммунистического воспитания. Коррекция, компенсация дефекта выдвигается в качестве основной специальной задачи вспомогательной школы.

 

Вспомогательная школа и олигофренопедагогика в период Великой Отечественной войны

 

В 1941 году гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Советский народ встал на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Это были годы тяжелых испытаний. Во время войны погибли миллионы советских воинов и мирных жителей. Сотни тысяч советских людей были ранены. Огромные жертвы понесло детское население. Тысячи детей лишились родителей, крова.

В годы Великой Отечественной войны советский народ в очередной раз доказал свою великую жизненную силу, разгромил гитлеровскую Германию и освободил народы Европы от коричневой чумы фашизма.

Даже в самые тяжелые периоды войны Советское правительство не переставало проявлять исключительную заботу о детях.

В своей передовой статье от 24 марта 1942 года газета «Правда» писала: «Забота о здоровье детей в условиях войны, несомненно, первейшая обязанность воспитателей, которым государство доверило ребят». Далее в этой же статье указывалось: «Наши дети — наша гордость. Вооружая их прекрасными знаниями, привлекая их к посильному труду, закаляя мускулы и волю, воспитывая выносливость и ловкость, мы получим прекрасную, мужественную смену будущих строителей великой Советской страны».

Одна из первых забот Советского государства в первые месяцы и годы войны — обеспечение кровом, уходом сотен тысяч детей, лишившихся родителей и эвакуированных в глубь страны. Для них открывались сотни новых детских домов. Не менее сложной задачей было размещение в глубоком тылу страны множества эвакуированных школ.

Забота Советского государства распространялась и на детей с аномалиями физического и психического развития.

Следует отметить, что к началу войны в Советском Союзе были достигнуты большие успехи в развитии помощи аномальным детям вообще и умственно отсталым в частности.

В стране развернулась широкая деятельность по осуществлению всеобщего обучения аномальных детей.

С первых месяцев войны организация и содержание учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе были преобразованы в соответствии с нуждами фронта и тыла. С 1942/43 учебного года в этих школах ввели новые учебные планы. Чтобы ускорить подготовку квалифицированных рабочих из учащихся вспомогательной школы, количество часов на профессионально-трудовое обучение увеличилось на два часа в неделю. Начиная с четвертых классов, сверх учебного плана стали изучаться основы сельского хозяйства (4 часа в неделю).

Школьные мастерские были переключены на выполнение оборонных заказов и изготовление изделий широкого потребления. Учащиеся изготовляли металлические детали для оружия, тару для упаковки оружия, крепления для лыж, шили телогрейки, ватники, шапки, вязали рукавицы и др.

Вспомогательные школы поставляли фронту значительную продукцию.

При многих вспомогательных школах создали подсобные хозяйства, которые в значительной степени, а в некоторых случаях полностью обеспечивали воспитанников овощами. Деятельность подсобных хозяйств специальных школ, детских домов и других учреждений регулировалась специальными приказами Наркомпросов. При этом Наркомпрос указывал на необходимость учитывать при распределении заданий реальные силы и возможности каждого учреждения в отдельности во избежание снижения уровня учебной и воспитательной работы. (Приказ Наркомпроса РСФСР № 92 от 5 февраля 1944 года «Об обеспечении весеннего сева в подсобных хозяйствах педагогических училищ, детских домов, специальных школ и на пришкольных участках».)

В октябре 1942 года Совнарком СССР Когда было Это постановление было распространено и на вспомогательные школы. В III—VI классах этих школ была введена военно-физкультурная подготовка с целью военно-патриотического и физического воспитания учащихся. Учащиеся седьмых классов изучали элементы начальной военной подготовки, которые включали занятия по строевой, огневой и военно-химической подготовке.

Выпускники вспомогательных школ успешно трудились на производстве. Многие сражались с оружием в руках с фашистскими захватчиками. Среди выпускников вспомогательных школ имеются лица, отмеченные наградами за подвиги на фронте и самоотверженный труд в тылу.

Таким образом, война показала, что вспомогательная школа справилась со своими задачами по подготовке активных граждан-патриотов нашей Родины.

Война между тем нанесла огромный урон сети вспомогательных школ. В РСФСР эта сеть сократилась вдвое за счет оккупированных территорий. Прекратила свое существование вся сеть вспомогательных школ на оккупированных фашистами территориях Украины и Белоруссии. Помещения были разрушены, имущество разграблено. Некоторые вспомогательные школы удалось эвакуировать в восточные районы РСФСР и республики Средней Азии, что привело к росту контингента учащихся вспомогательных школ на этих территориях. Республиканские Наркомпросы сделали все, чтобы обеспечить нормальную работу пополнившихся за счет эвакуированных вспомогательных школ.

В период войны не прекращалась научно-исследовательская работа в области теории воспитания и обучения умственно отсталых детей. Этому способствовало создание в 1943 году Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук РСФСР на базе Научно-практического института специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. В каком году было введено распоряжение «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения».?

 2.   В каком году было введено постановлении Совнаркома РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков»?

3. Когда было принято  постановление о военнофизической подготовке учащихся массовых школ?

 

4. Когда создан Научно-исследовательский институт дефектологии Академии  педагогических наук?

   

 

                                     Список литературы:                                                                                                                               

1. Замский Х.С. «История олигофренопедагогики» - М.: Просвещение, 1980. – 398 с.

2. Замский Х.С. «Умственно отсталые дети» - М.: НПО «Образование», 1995. — 400 с.

3. Специальная педагогика / Под ред. П. М. Назаровой. М. 2000.

4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике.

5.  ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ//Камшилова А.И.//В сборнике: ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО Сборник статей Международной научно-практической конференции. С. 110-112.         2014 https://www.elibrary.ru/query_results.asp                            6. А.Н. ГРАБОРОВ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ/ Степанова М.А. Дефектология. № 2. С. 3-14. 2016    https://www.elibrary.ru/query_results.asp

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: