У-ль: Итак, начнём.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и всем известную частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
На «десятку» знали,
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия,
А я приду, всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- Какая часть речи давала интервью? (глагол)
Учитель: 1.Что такое глагол?
2.Назовите временные формы глагола.
3.Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?
4.Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?
5.Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол будущего времени?
6.Какие формы будущего времени вы знаете?
|
|
7. Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
III. Формулирование темы урока и постановка целей.
У-ль: Работаем в тетради:
Из предложенных слов, найдите глаголы и запишите их в тетрадь:
беговой, беготня,беглец,бегать,бегом
зелёненький,зелено,зеленеешь,зелень,зеленщик
желание,пожелание,желанный,желательно,пожелают
Обозначить:
Время
Число
Лицо
- Объясните смысл данных фразеологизмов.
Зарубила2 на носу. | Прочно, надолго запомнили. | |
Взяли себя в руки. | Овладели собой, стали более собранными. | |
Сел в галошу. | Оказался в смешном положении. | |
Вылетело2 из головы. | Забылось. |
У-ль: - Найдите глаголы выпишите.
Разберите по составу глаголы прошедшего времени. О чём нужно помнить, выделяя основу этих глаголов? (В основу глагола входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов.)
У-ль: Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы прошедшего времени имеют форму числа, а в единственном числе – форму рода.
V. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.
У-ль: - Формы числа и рода являются постоянными признаками или изменяемыми?
Изменить глагол по числам и родам (работа по вариантам с взаимопроверкой)
1в- просил, просила, просило, просили
2в- плыл, плыла, плыло, плыли
У-ль: Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.
У-ль: - Существует ли опасность в написании родовых окончаниях глаголов?
-Давайте пронаблюдаем:
|
|
Роса (что делала?) сверкала
Колье (что делало?)сверкало
У-ль: Какой вывод можно сделать?
Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/.
Работа (Устно)
Показать, какое окончание необходимо вставить:
Пламя с и ял..., улы б ка сиял..., зв е зда св е тил..., со л нце светил...
У-ль: - Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания.
Так ли это необходимо в нашей речи?
Наблюдаем
Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?
Запишите текст, исправляя ошибки, укажите время число и род.
В воду упал одинокая капля дождя, и от неё пошло тонкие круги. Маленькими кругами покрылись вся вода, и над омутом поплыл слабый, невнятный звон.