В воду упал одинокая капля дождя, и от неё пошло тонкие круги. Маленькими кругами покрылись вся вода, и над омутом поплыл слабый, невнятный звон

У-ль: Итак, начнём.

 Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и всем известную частицу.

- Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята

На «десятку» знали,
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия,

А я приду, всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- Какая часть речи давала интервью? (глагол)

Учитель: 1.Что такое глагол?

             2.Назовите временные формы глагола.

             3.Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

             4.Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?

             5.Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол будущего времени?

              6.Какие формы будущего времени вы знаете?

             7. Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

III. Формулирование темы урока и постановка целей.

У-ль: Работаем в тетради:

 Из предложенных слов, найдите глаголы и запишите их в тетрадь:

 

 беговой, беготня,беглец,бегать,бегом

 

 зелёненький,зелено,зеленеешь,зелень,зеленщик

 

желание,пожелание,желанный,желательно,пожелают

 

Обозначить:



Время

Число

Лицо

 

 

- Объясните смысл данных фразеологизмов.

Зарубила2 на носу.   Прочно, надолго запомнили.
Взяли себя в руки.   Овладели собой, стали более собранными.
Сел в галошу.   Оказался в смешном положении.
Вылетело2 из головы.   Забылось.

 

У-ль: - Найдите глаголы выпишите.

 Разберите по составу глаголы прошедшего времени. О чём нужно помнить, выделяя основу этих глаголов? (В основу глагола входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов.)

У-ль: Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы прошедшего времени имеют форму числа, а в единственном числе – форму рода.

 

V. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

У-ль: - Формы числа и рода являются постоянными признаками или изменяемыми?

               Изменить глагол по числам и родам (работа по вариантам с взаимопроверкой)

 

 1в-   просил, просила, просило, просили

 2в-  плыл, плыла, плыло, плыли

 

У-ль: Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

 У-ль: - Существует ли опасность в написании родовых окончаниях глаголов?

-Давайте пронаблюдаем:

 

 Роса (что делала?) сверкала

 Колье (что делало?)сверкало

У-ль: Какой вывод можно сделать?

Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/.

 

Работа (Устно)

 Показать, какое окончание необходимо вставить:

Пламя с и ял..., улы б ка сиял..., зв е зда св е тил..., со л нце светил...

У-ль: - Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания.

Так ли это необходимо в нашей речи?

Наблюдаем

Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?

Запишите текст, исправляя ошибки, укажите время число и род.

В воду упал одинокая капля дождя, и от неё пошло тонкие круги. Маленькими кругами покрылись вся вода, и над омутом поплыл слабый, невнятный звон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: