Прочитайте еще раз текст, составьте плана и пересказ текста с опорой на план

17.04.2020

Урок №                                                                             5 класс

Тема. Обучающее изложение текста повествовательного характера с элементами рассуждения

Цель:

1)  повторить:

- что такое текст;

-каковы признаки текста;

- как связаны предложения в тексте;

- что такое абзац;

- как правильно составить план текста;

2) обогащать словарный запас обучающихся;

3) выделить в произведении приоритеты общечеловеческих ценностей,

4) формировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому произведению.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока

Оргмомент.

Теоретическая часть.

Издавна выделяют такие типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Каждый из них определяется целью и содержанием высказывания. Это деление является условным. При использовании в речи типы текста чередуются, придавая ей разнообразие.

Описание раскрывает признаки предмета, его временные характеристики или постоянные свойства, качества, состояния. Текст этого типа отвечает на вопрос: «Какой предмет?» Чаще всего описание - это неподвижная картина. Разновидностью описания в официально - деловой речи выступает характеристика.

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия. Данный тип текста представляет мир в динамике: «Что произошло?».

Рассуждение имеет целью исследовать предметы или явления, раскрыть их внутренние признаки путем аргументации, установления причинно - следственных отношений. С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме. Такое раскрытие мира в его причинно - следственных связях - это ответ на вопрос: «Почему?»

Конечно, редко встречаются «чистые типы». В сущности, нет необходимости требовать «чистого» описания, повествования, рассуждения; обычно это смешанные тексты с преобладанием повествования, описания или рассуждения. Каждый из типов текста имеет свои особенности в отборе и использовании материала, в построении текста, в отборе средств языка.

Тип текста связан со стилем речи. В научном стиле используются преимущественно рассуждение и описание; в публицистическом - повествование и рассуждение; в официально-деловом и разговорном – повествование; в художественном – все типы речи в различных сочетаниях.  

Например:                                           

Текст

Кошка оказалась хорошей матерью. Она была большой и пушистой. Шерсть то казалась дымчатой, то становилась голубоватой. Кошечка облизала всех своих котят и, накормив, уложила возле себя спать.

  1. Отметьте в данном тексте описание и повествование.
  2. Оправдано ли в этом тексте соединение двух типов речи?
  3. Что лишнее? Почему?

Сравните:

Мне очень нравилась соседская кошка. Она была большой и пушистой. Шерсть то казалась дымчатой, то становилась голубоватой.

Со временем она оказалась хорошей матерью. Кошечка облизывала всех своих котят и, накормив, укладывала возле себя спать.

Вывод: соединение типов речи должно быть оправдано: должно определяться замыслом автора, основной мыслью высказывания.

Работа с текстом.

Лучший друг

Оставил Коля свой самокат на дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит, что на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

Думает мальчик: «Сейчас отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи не брал». Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который стоял рядом: «Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля».

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал: «Что же вы на самокате-то не катаетесь?». (80 слов) (По Ю.Ермолаеву)

 Вопросы и задания

1. Вы прослушали текст, какова тема этого текста?

2. Идея?

3. Назовите стиль речи, которым написан этот текст? (Художественный, потому что автор использует изобразительные средства, характерные для художественного текста: прямая речь, обращения, просторечные выражения «отлуплю» и т.д. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.)

4. Назовите тип речи. (Повествование – текст, в котором описываются события в определенной последовательности.)

-  А сейчас дайте еще раз прочитаемтекст.

Обсуждение:

1. На что рассердился Коля?

2. А вы бы рассердились?

3. Что его смутило?

4. Будет ли он теперь давать Вове самокат?

5. Как вы думаете, как поступил бы в этих же обстоятельствах Вова?

6. Кого же подразумевал автор, называя рассказ «Лучший друг»?

7. В чем же заключается настоящая дружба? Докажите.

-  Вот сейчас мы с вами говорили о том, что, по-вашему, настоящая дружба.

Тип речи, который мы использовали для этого, называется РАССУЖДЕНИЕ.

Рассуждение тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

 

Пунктуационно-орфографическая работа.

1. Доказывая, что текст художественный, мы должны вспомнить, что в нем есть прямая речь. А что такое прямая речь? (Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь, переданная дословно от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.)

2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора.)

3. Где в тексте встречается прямая речь? (Когда Коля думает о том, что отлупит Вову, когда Вова представляет Колю незнакомому мальчику, когда Коля спросил, почему же мальчики не катаются на самокате.)

4. Обратите внимание на то, что при написании изложения в тексте исключается использование прямой речи.

5. Преобразовать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Например: Мальчик подумал, что сейчас отлупит Вовку, чтобы чужие вещи не брал.

 

Работа в тетради.

Записать:

Семнадцатое апреля

Изложениетекста повествовательного характера с элементами рассуждения

Лучший друг

Словарная работа.

Рассердиться, разжать, сжать, самокат.

4. Ознакомление с памяткой к написанию изложения.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выясните значение непонятных слов.

3. Определите основную тему текста.

4. Найдите ключевые слова и словосочетания, которые важны для раскрытия темы.

5. Разделите текст на части и озаглавьте их.

6. Еще раз внимательно прочитайте текст.

 

Прочитайте еще раз текст, составьте плана и пересказ текста с опорой на план.

6.  Задание: напишите подробное изложение; в конце его дайте оценку поведения Коли и расскажите о том, что такое настоящая дружба.

Рассуждение о том, что такое настоящая дружба нужно начать с нового абзаца.

 

6. Рефлексия.

Урок подходит к концу, давайте обратимся к приему «Незаконченное предложение», дополним высказывания:

- сегодня на уроке я узнал, что…,

- я понял что …,

- было трудно, когда….

7. ДЗ: дописать изложение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: