Характеристика принципов социального воспитания. Система социального воспитания

Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации человека, а также подход к нему как субъект-субъектному взаимодействию и определение его как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций позволяет выделить ряд принципов, которые могут рассматриваться основанием организации социального воспитания.

А.В. Мудрик выделяет ряд принципов его организации:

Принцип гуманизации процесса воспитания. Данный принцип ориентирован на гуманное отношение педагога к ребенку, как самостоятельной личности. В педагогическом процессе, согласно принципу гуманизации, все участники имеют равные права, взаимодействие между педагогом и ребенком основано на взаимном уважении и доверии. Педагог не навязывает своего мнения воспитанникам, его цель – это воспитание всестороннее развитой и полноценной личности, способной активно и плодотворно существовать в современном обществе.

Принцип природосообразности. Данный принцип ориентирован на взаимосвязь естественных и социальных процессов, учет особенностей природного развития каждого ребенка. То есть, согласно принципу придосообразности педагогический процесс организуется согласно общим законам развития человека и природы. Воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка в процесс воспитания.

Принцип культуросообразности. Предполагает организацию воспитательного процесса, основой которого является культура человечества и ее ценности. Воспитатель при организации педагогического процесса опирается на национальные традиции, культуру народа и общества, историю и т.д. Важным условием является то, что культурные традиции регионов не должны противоречить общечеловеческим ценностям.

Принцип вариативности. Данный принцип опирается на то, что в процессе воспитания необходимо создавать условия, согласно духовно-ценностным ориентациям, с учетом многонациональности страны. Необходимо учитывать следующие факторы: общечеловеческие ценности; этнические особенности народов; индивидуальность и дифференцированность подходов воспитания, исходя из возможностей образовательной организации.

Принцип коллективности. Данный принцип предполагает, что процесс полноценного социального воспитания и социализации личности, развития и становления личности, возможно исключительно в рамках какого-либо коллектива. Невозможно привить ребенку опыт общения в обществе, умение взаимодействовать с окружающими, отстаивать свою точку зрения и т.д. вне коллектива и общества.

Принцип централизации. Данный принцип направлен на разработку стратегии и тактики социального воспитания подрастающего поколения, а также на оказание помощи детям, в становлении и обогащении личного социального опыта. Данный принцип реализуется посредством создания специальных условий, направленных на развитие личности, исходя из ее приоритета перед коллективом или группой.

Принцип диалогичности – предусматривает полноценное социальное воспитание личности в рамках осуществления процесса взаимодействия со взрослыми, которые способны поделиться своим социальным опытом, привить общественные и бытовые ценности.

Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только этапами подготовки к дальнейшей жизни.

Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.

 

Система социального воспитания

Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях через коллектив. В наиболее общем виде коллектив можно определить, как формальную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации. В любом коллективе складываются две структуры отношений формализованная и неформализованная.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенных социальных ролей. При этом различают два аспекта в проигрывании роли:

– социальный, который включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами организации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям;

– психологический – это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями.

Система социального воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства.

Она включает в себя различные воспитательные организации, такие как –

- учебно-воспитательные учреждения различного типа;

- учреждения для детей, подростков с ослабленным здоровьем;

- учреждения для одаренных детей;

- учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальными наклонениями;

- организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией детей.

Основные цели системы социального воспитания:

1. Формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации.

2. Обеспечение полноценного развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности.

3. Формирование социальной активности личности, способной к индивидуальной творческой деятельности по преобразованию действительности и себя.

4. Формирование личности готовой принять на себя ответственные дела и решения и в полной мере, реализующей свою индивидуальность

 

 

Лекция 4

«Понятия «норма» и «отклонение» от нормы в социальной педагогике. Типы отклонений»

 

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.

В современных США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество, согласно которой эти люди рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие «человек с проблемами» широко используется в США, а понятие «люди с ограниченными возможностями» больше характерно для европейских стран.

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Но даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно – происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы.

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а кроме того со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона.

Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм.

При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэффициент для того или иного реального газа.

В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

 

Типы отклонений

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. К ним относятся: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это – идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им.

На начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8% – с наследственной патологией и 1-2% – с врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. В специальных средствах образования нуждается до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.

Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

- недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

- ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

- недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных странах, «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток – подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным. К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: