Правовое воспитание на уроках русского языка

Правовое воспитание в школе – организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.

 

Задачи правового воспитания в школе:

ü добиваться усвоения учащимися правовых знаний, формировать у них знания о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает человека от ответственности);

ü воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение, повысить авторитет закона как социальной ценности, формировать уважение к нему, преодолеть правовой нигилизм;

ü формировать навыки правомерного поведения и ориентацию на законопослушную деятельность, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;

ü формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение ко всем противоправным действиям, создать атмосферу нетерпимости к нарушению закона и порядка;

ü укрепить понимание того, что ответственность за содеянное – неотвратима.

 

Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:

ü на повышение личностного уровня правовых знаний;

ü формирование уважения к праву;

ü соблюдение правомерного поведения;

ü развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.

 

Критерии сформированности правовой культуры:

ü знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;

ü уважение к праву, законности;

ü умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;

ü выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;

ü невосприимчивость к любого рода противоправным формам.

 

Формы работы разделяются на следующие группы:

ü обучение – передача, накопление знаний;

ü пропаганда – распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур, в том числе устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;

ü наглядная информация;

ü воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;

ü профилактика противоправного поведения, коррекция;

ü самовоспитание.

 

Основные формы воспитания:

ü Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.

ü Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.

ü Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.

ü Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться. Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.

ü Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

 

Наиболее применяемые формы:

ü Тематические классные часы;

ü Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;

ü Встречи с сотрудниками государственных структур;

ü Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;

ü Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;

ü Игры;

ü Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;

ü Агитбригады;

ü Театрализованные представления, форум-театр;

ü Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;

ü Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;

ü Консультации учащихся по различным вопросам;

ü Просвещение родителей;

ü Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.

 

Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения.

1. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.

2. Подростковый кризисный период – наиболее важное время для формирования отношения к праву и закону.

Главная цель воспитания старших школьников – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:

· усвоения знаний о праве;

· организованного просвещения;

· участия в правоохранительной деятельности;

· работы с родителями.

Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

 

 

 

«Права и обязанности»


Чтоб мы в жизни не терялись-

Конституция дана.

И без всяких затруднений

В ней найдешь свои права.

Здесь у каждого есть право:

Что читать, куда пойти.

Выбрать ВУЗ помыслив здраво

Или в армию уйти.

Есть и право на защиту,

И на отдых, и на труд.

И всё это не для виду,

Без каких-либо причуд.

Ты живи, учись, не кисни.

Но посмею подсказать-

Про обязанности в жизни

Должен ты не забывать!

Ты обязан быть послушным

И закон не нарушать,

А иначе за проступки

Можешь ты и пострадать.

Не смог в комнате убраться-

Ну тогда спасенья нет!

От родителей воздастся-

Ты забудь про Интернет.

А не сделал ты уроки,

Не успел списать с утра.

От учителя в награду

Получи отметку «два».

Дисциплину вновь нарушил?

На урок забыл прийти?

Должен будешь в наказанье

Ты к директору зайти.

Не забудь про поведенье

И в общественных местах,

Где ты должен без сомненья

Сдерживать себя в руках.

Уважай и слушай старших.

Никому ты не груби.

Не давай в обиду младших.

За собой всегда следи!


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: