Правовое воспитание в школе – организованное, целенаправленное воздействие на формирование общего правового сознания ребенка, его суждений, убеждений, идеалов.
Задачи правового воспитания в школе:
ü добиваться усвоения учащимися правовых знаний, формировать у них знания о законодательстве, правах и обязанностях человека (незнание закона не освобождает человека от ответственности);
ü воспитывать правильное отношение к законам страны, обеспечивать их выполнение, повысить авторитет закона как социальной ценности, формировать уважение к нему, преодолеть правовой нигилизм;
ü формировать навыки правомерного поведения и ориентацию на законопослушную деятельность, потребность и осознание возможности в защите интересов, прав;
ü формировать активную гражданскую правовую позицию, отрицательное отношение ко всем противоправным действиям, создать атмосферу нетерпимости к нарушению закона и порядка;
ü укрепить понимание того, что ответственность за содеянное – неотвратима.
|
|
Правовое воспитание – совокупность мероприятий, которые направлены:
ü на повышение личностного уровня правовых знаний;
ü формирование уважения к праву;
ü соблюдение правомерного поведения;
ü развитие просвещенности и уничтожение нигилизма.
Критерии сформированности правовой культуры:
ü знание главных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение;
ü уважение к праву, законности;
ü умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике;
ü выработка привычки поведения, не противоречащего нормам;
ü невосприимчивость к любого рода противоправным формам.
Формы работы разделяются на следующие группы:
ü обучение – передача, накопление знаний;
ü пропаганда – распространение знаний с помощью СМИ, общественных структур, в том числе устная пропаганда (консультации, вечера вопросов, лектории) наиболее часто применяются в условиях школы;
ü наглядная информация;
ü воздействие произведений искусства, связанных с аспектами права;
ü профилактика противоправного поведения, коррекция;
ü самовоспитание.
Основные формы воспитания:
ü Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
|
|
ü Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
ü Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
ü Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться. Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
ü Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.
Наиболее применяемые формы:
ü Тематические классные часы;
ü Обсуждение вопросов на предметных уроках и специальные уроки правового воспитания;
ü Встречи с сотрудниками государственных структур;
ü Уроки по избирательному праву, политическому устройству государства;
ü Диспуты, конференции, круглые столы, ток-шоу;
ü Игры;
ü Выпуск памяток, информационных листков, стенгазеты, оформление уголков правовых знаний;
ü Агитбригады;
ü Театрализованные представления, форум-театр;
ü Мероприятия по профилактике зависимостей и вредных привычек;
ü Индивидуальная работа со школьниками различных категорий;
ü Консультации учащихся по различным вопросам;
ü Просвещение родителей;
ü Создание памяток по правовому воспитанию школьников для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики.
Работа по формированию правовой сознательности, самосознания начинается с начальных классов и продолжается до окончания учебного заведения.
1. Младшие школьники получают простые начальные представления о собственных правах, обязанностях. С ранних лет они анализируют положительные или отрицательные поступки окружающих их людей.
2. Подростковый кризисный период – наиболее важное время для формирования отношения к праву и закону.
Главная цель воспитания старших школьников – формирование правосознания, обеспечение сознательного правомерного поведения. Достижение цели происходит путем:
· усвоения знаний о праве;
· организованного просвещения;
· участия в правоохранительной деятельности;
· работы с родителями.
Главные формы просвещения подростков: классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидения; вечера; диспуты, обсуждение прессы, фильмов и книг, статей; наглядная агитация. К ним можно причислить разные виды психологического, педагогического воздействия: личный пример, беседы, убеждения, принуждение, поощрение.
«Права и обязанности»
Чтоб мы в жизни не терялись-
Конституция дана.
И без всяких затруднений
В ней найдешь свои права.
Здесь у каждого есть право:
Что читать, куда пойти.
Выбрать ВУЗ помыслив здраво
Или в армию уйти.
Есть и право на защиту,
И на отдых, и на труд.
И всё это не для виду,
Без каких-либо причуд.
Ты живи, учись, не кисни.
Но посмею подсказать-
Про обязанности в жизни
Должен ты не забывать!
Ты обязан быть послушным
|
|
И закон не нарушать,
А иначе за проступки
Можешь ты и пострадать.
Не смог в комнате убраться-
Ну тогда спасенья нет!
От родителей воздастся-
Ты забудь про Интернет.
А не сделал ты уроки,
Не успел списать с утра.
От учителя в награду
Получи отметку «два».
Дисциплину вновь нарушил?
На урок забыл прийти?
Должен будешь в наказанье
Ты к директору зайти.
Не забудь про поведенье
И в общественных местах,
Где ты должен без сомненья
Сдерживать себя в руках.
Уважай и слушай старших.
Никому ты не груби.
Не давай в обиду младших.
За собой всегда следи!